Социальная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Современная философия рассматривает человеческое общество как
совокупность множества различных частей и элементов. Причем эти части и
элементы не изолированы друг oт друга, не обособлены, а, напротив, тесно
связаны между собой, постоянно взаимодействуют, в силу чего общество и
существует как единый целостный организм, как единая система. От других
природных систем, в том числе физических и биологических, общество
отличается своей особой сложностью.

Работа содержит 1 файл

Современная философия рассматривает человеческое общество как.docx

— 88.84 Кб (Скачать)

Разрешение конфликтов мирным путём составляет суть философии  ненасилия (Л. Толстой, М. Ганди, Н. Рерих). Под философией ненасилия будем  подразумевать систему философских  взглядов (этических и социальных), пропагандирующую ненасильственное бытие  человека в обществе. Эта философия  категорически отрицает любые формы  деструктивной агрессии. Можно себе представить, какой правовой хаос воцарился  бы в огромной Индии (тогда в неё  входили так же Пакистан и Бангладеш) в ходе национально – освободительной  борьбы. М. Ганди остановил кровопролитные конфликты. Он утверждал, что «прежде  чем осилить другого, мы разрушаем  в себе человечность», что ненасилие  разворачивает борьбу за преодоление  несправедливости на уровне совести. Цель ненасилия – не достижение победы над противниками, а разрешение конфликтов различными мирными путями (сатьяграха).  (За двадцать пять веков до Ганди великий китайский философ Лао-Цзы написал: «Дао совершенно мудрого – это деяние без борьбы»). Оглядываясь на пройденный человечеством путь, мы постоянно сталкиваемся с вечным  принципом поведения - «либо то, либо это». В Западном мире в одних исторических ситуациях этот принцип срабатывал, в других – нет. Между тем Восток давно предложил иное решение – «средний путь», путь мирового становления. Чем ближе к краю, тем дальше от истины, крайности ведут к гибели человека в человеке, а значит и к гибели общества. Восточные мудрецы советовали следовать Природе, учиться у неё.

Сегодня социальная философия  как никогда озабочена поисками новой методологии познания общества и его развития, прогнозами будущего, ожидающего человечество. В начале нового тысячелетия ученый мир стремится  ответить на сложнейшие вопросы: «куда  течёт история?», «как избегать неблагоприятных  либо катастрофических ситуаций?», «каковы  условия самоподдерживающего и  оберегающего развития народов и  человечества в целом?» и т.д. По аналогии с естественными науками  в социально-гуманитарном знании предпринимаются  попытки междисциплинарных исследований (на «стыке наук»). Что ж, путь многообещающий и сулит множество открытий в различных сферах общественной жизни. Но нельзя забывать о специфике социального знания – человеческом факторе, а так же о таких свойствах общественной системы как нестабильность, нелинейность, и открытость. Последняя не дает возможности социальной философии представить однозначные  и рассчитанные прогнозы будущего. Как остроумно заметил футуролог Д. Дрор, мы живём в мире, в котором возрастает вероятность маловероятных событий (двадцать лет назад американцы и в страшном сне представить себе не могли трагическое противостояние с Алькайдой). Необходимо помнить и о том, что кризисы не одномоментное, приходящее состояние, а имманентная (внутренне присущая) черта социального развития.

Каковы же пути прогнозирования  и преодоления кризисных состояний  общества на тех или иных этапах развития? Перед обществознанием  открывается возможность интеграции двух взаимодополняющих гносеологических подходов – постижение общества и  через «логос», и через «образ» - «средний путь» познания в условиях возрастающей сложности бытия. Общая  направленность познания, предметная область социальной философии может  быть выражена сегодня в немногих ключевых понятиях: хаос, эволюция, нелинейность, нестабильность, открытость, самоорганизация. 

Изучением систем, состоящих  из множества взаимодействующих  частей, занимаются многие науки. Одни из них предпочитают расчленять систему  на части, чтобы затем, изучая разъятые элементы строить гипотезы о структуре  или функционировании системы как  целого. Другие изучают систему как  единое целое, выводя за скобки тонко  настроенное взаимодействие частей. И тот, и другой подходы обладают своими преимуществами и недостатками. Мост через водораздел, разделяющий  первый (редукционистский) подход от второго (холистического) может создать принципиально новый методологический подход и, одновременно, новое научное направление – синергетика. Создателем синергетическогого направления, автором самого термина является немецкий физик Г.Хакен. (Термин ведет своё происхождение от греческого «синергена» - содействие, сотрудничество, взаимодействие.) Синергетику определяют как науку о самоорганизации. Являясь связующим звеном между двумя вышеописанными подходами, этот метод рассматривает любую систему и явление на промежуточном, мезоскопическом уровне, возникающем вследствие самоорганизации без участия руководящей и направляющей извне системы. Синергетика стремится обнаружить общие основания, закономерности в процессах эволюции сложных систем самой разной природы, находящихся в состоянии неустойчивости, особенно вблизи момента максимального развития. Следует сказать, что эта теория появилась весьма вовремя, поскольку становится все более ясным, что большинство сложных социальных процессов протекает не по гладкой экспоненте, а в сложном режиме с разного рода обострениями. Социальное развитие осуществляется через неустойчивость (сравните: катаясь, велосипедист в определенные моменты ощущает свою неустойчивость и даже падает).

Современная  синергетика – объект оживленных дискуссий. До ее появления хаос представлялся сугубо деструктивным началом. Случайность тщательно изгонялась из научных теорий, и считалась побочным, несущественным фактором. Подразумевалось, что случайность никак не сказывается в общем течении событий природы, общества, культуры и т.д. Так, с позиции философов-рационалистов неравновесность, неустойчивость, непредсказуемость - досадные недоразумения, которые должны быть устранены[7].

Итак, синергетика предлагает по-новому изучать общество, этот подход обосновывается следующим образом.

Во-первых, синергетика  демонстрирует, каким образом хаос может выступать в качестве созидающего  начала, как из хаоса собственными силами может развиваться новая  организация общества, развиваться  на границе хаоса и порядка.

Во-вторых, для сложивших  социальных систем всегда существует несколько альтернатив развития. Неединственность эволюционного пути, отсутствие жесткой детерминации (причинности), ограничивает позиции социального пессимизма. Хотя путей эволюции, целей социального развития достаточно много, но в выборе пути в точках разветвления (в синергетике они называются «точками бифуркации») на определенных стадиях проявляет себя предопределенность преддетерминированность развертывания социальных процессов. Крайне интересен вывод: настоящее состояние общества определяется не только его прошлым, его историей, но и формируется из будущего, в соответствии с грядущим порядком. При этом будущее, хотя и не предопределено, оно не может быть каким угодно.

В-третьих, объединение  сложных социальных структур не сводится к простому сложению составляющих их элементов. Здесь имеет место  понимание, что целое уже не равно  сумме частей, являет собой нечто  качественно иное. В научном управлении социальными процессами важна не сила воздействия субъекта на объект, а «грамотная» организация этого  воздействия (в механике, например, это - блок, а акустике – резонанс и т.д.).

В-пятых, самоорганизующимися  социальными системами  нельзя навязывать пути их развития. Скорее здесь следует понять, разобраться, каким образом можно способствовать глобальным и собственным потенциям, тенденциям развития. Следовательно, проблема социального развития принимает образ самоуправляемой эволюции, самоорганизации.

Сегодня мы находимся  на пути к социосинергетике, поэтому научное управление развития общества уже не представляется окончательной утопией.  Известные из истории попытки управления (как индивидом, так и группой индивидов) не что иное, как метод проб и ошибок, метод, естественно, негуманный. Управление обществом как сложной неравновесной системой в будущем обязательно будет основываться на соединении человеческого фактора с сущностью внутренних «спрятанных» тенденций развивающихся образований. На смену причинному пониманию социального детерминизма грядет принципиально новый, высший тип детерминизма – детерминизм с пониманием неоднозначности будущего и с возможностью выхода на желаемое, оптимальное будущее. Вероятно, это и будет детерминизм с человеческим лицом. 

 

Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.

Общество — объективная  реальность, форма существования  бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью  развития.

2. Общественное бытие имеет две стороны:

• объективную — то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.;

• субъективную — сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.

На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия  его существования, так и субъективные — воля и сознание людей.

Основными сферами жизни общества являются:

• экономическая;

• социальная;

• политическая;

• духовная.

3. Экономическая сфера - базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя:

• производство;

• распределение;

• обмен;

• потребление материальных благ (содержание экономической сферы).

Экономическая сфера существует в следующих формах.

• экономическое пространство — то, в котором происходит хозяйственная  жизнь;

• деятельность институтов управления экономикой;

• способ производства материальных благ.

Способ производства материальных благ имеет две составляющие:

• производительные силы;

• производственные отношения.

Производительные силы — люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.

Средства производства включают в себя все, с помощью чего осуществляется производство:

• орудия труда;

• сырье и материалы;

• здания, сооружения;

• транспорт и т. д.

Производственные отношения  — отношения между людьми в процессе производства. К ним принадлежат:

• отношения собственности, особенно на средства производства. Это  определяющий элемент производственных отношений — поскольку тот, кто  обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и  диктует условия, в то время как  все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;

• отношения обмена деятельностью  на базе разделения труда;

• отношения по поводу распределения произведенных материальных благ.

Значение материального  производства (экономической сферы жизни общества) в том, что оно:

• создает материальную базу существования общества;

• способствует решению  проблем, стоящих перед обществом;

• непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);

• влияет на политические процессы;

• влияет на духовную сферу  — как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).

4. Социальная сфера — система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.

Основные элементы социальной структуры общества:

• классы;

• страты;

• сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях);

• люди города и деревни;

• представители физического  и умственного труда;

• социально-демографические  группы (мужчины, женщины, старики, молодежь);

• национальные общности.

По отношению к  социальной сфере общества имеется  два основных подхода:

• классовый, согласно которому все общество делится на большие группы — классы (как правило, собственников и несобственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит так называемая классовая борьба); распространен в марксистской философии;

• стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп — профессиональных, демографических и т. д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; подход, свойственный западной философии.

Особое значение имеет социальная мобильность — возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина — в число рабочих, рабочего — в число интеллигенции, интеллигента — в число предпринимателей и т. д.).

Социальная мобильность  — основа нормального существования  общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна  тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого  экономического, политического и  духовного застоя.

С другой стороны, высокая  социальная мобильность характерна для демократических, динамично  развивающихся обществ, а также  для любых обществ, находящихся  в полосе революций или реформ.

Существуют разновидности и среди социально мобильных обществ Запада, а именно:

• страны с высочайшим уровнем мобильности - США, Италия, Япония;

• страны со средним  уровнем мобильности - Канада, Великобритания;

• страны с крайне низким уровнем мобильности — Голландия, Швейцария, Дания.

В странах с низким уровнем социальной мобильности  при высоком уровне демократии, высоком  уровне жизни переход из одной  страты в другую либо невозможен, либо крайне затруднителен. Это объясняется  компактностью общества, маленькими размерами, жесткой взаимосвязанностью членов, силой традиций, "занятостью" мест в обществе.

Высшим уровнем объединения  социальных групп является гражданское общество — общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.

Информация о работе Социальная философия