Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 20:35, курсовая работа
Современная философия рассматривает человеческое общество как
совокупность множества различных частей и элементов. Причем эти части и
элементы не изолированы друг oт друга, не обособлены, а, напротив, тесно
связаны между собой, постоянно взаимодействуют, в силу чего общество и
существует как единый целостный организм, как единая система. От других
природных систем, в том числе физических и биологических, общество
отличается своей особой сложностью.
Психический склад нации проявляется
в особенностях национального быта
народа, в нравах, привычках, склонностях
людей той или иной нации, в
особенностях их песен, танцев, фольклора,
живописи и т.п. Известна, например,
такая особенность психического
склада американцев, как непрерывная
спешка, выработавшаяся как гипертрофированное
следствие деловитости. Об этой черте
мы встречаем у Ильи Эренбурга: "Несколько
французов поспорили, почему американцы
всегда куда-то спешат, решили проверить.
Один француз подкараулил
1 Эренбург И. Сочинения: В 9 т. М., 1961. Т. 5. С. 670.
Особо следует остановиться на таком
образующем понятие "нация" признаке,
как национальное самосознание, сознательное
отнесение себя к той или иной
национальной общности, идентификация
с ней. Данный признак, в отличие
от всех уже рассмотренных, является
субъективным по своей природе, и
именно эта субъективность служит зачастую
аргументом против его существенности.
В действительности же о нации
как реально существующей и нормально
функционирующей общности можно
говорить только в том случае, когда
признаки объективные дополняются
четко выраженным национальным самосознанием.
В противном случае можно говорить
только об этническом происхождении
людей, а не об их национальной принадлежности.
Имеются индикаторы, позволяющие
довольно точно определять уровень
и степень национального
2. емографическая структура общества
В качестве генеральной общности демографической структуры общества выступает народонаселение - непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей. В этом смысле говорят о народонаселении всей Земли, отдельной страны, региона и т.д.
Народонаселение наряду с географической
средой является первейшим условием
жизни и развития общества, предпосылкой
и субъектом исторического
Народонаселение не просто заполняет
собой все социальное пространство,
но и неразрывно связано со всеми
другими компонентами единого социального
организма, прежде всего с экономикой.
Существуют две линии взаимодействия
демографических и
Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит уже от такого, казалось бы поверхностного, показателя, как общая численность населения. Так, оптимальное количество населения для хорошо интегрированного, единого производственно-рыночного пространства определяется сегодня специалистами примерно в 250 млн человек: при гораздо меньшем народонаселении становится экономически невыгодной дальнейшая межгосударственная специализация и кооперирование производства, при гораздо большем - резко возрастают расходы на транспортировку продукции. Заметим, что указанному оптимуму народонаселения отвечает Европейское экономическое сообщество, так же как отвечал ему и Советский Союз. В свете этого становится понятным, что ностальгия по Союзу, желание восстановить его хотя бы в плане экономическом имеют под собой наряду с прочими и демографические основания.
Заметное влияние на экономику
оказывает и плотность
К числу наиболее активно воздействующих
на экономику демографических
Как уже отмечалось, темпы роста
народонаселения во многом зависят
от того, что представляет собой
половозрастная структура населения.
Любой перекос в этом отношении
(нарушение пропорций между
Разумеется, ущерб экономике наносит
не любая миграция. Миграционная подвижность
населения в целом есть феномен
положительный, поскольку такая
подвижность делает возможным более
равномерное распределение
И наконец, состояние психофизического здоровья населения как фактор экономического развития. "Наконец", как говорят англичане, по порядку рассмотрения, а не по значимости, ибо этот фактор среди всех является наиболее интегрирующим и, пожалуй, наиболее важным, в особенности в условиях научно-технической революции, предъявляющей повышенные требования к здоровью работающих. Ухудшение психофизического здоровья населения ведет к снижению производительности труда в народном хозяйстве, требует отвлечения дополнительных средств на здравоохранение и содержание инвалидов. Но самое страшное, если психофизическое здоровье населения ухудшается из поколения в поколение: начинается деградация генофонда нации, и это, наряду с депопуляцией, нависает над ней дамокловым мечом. Сокращение продолжительности жизни, наблюдающееся у нас, служит грозным предостережением.
Воздействие демографических факторов дает себя знать не только в экономике: трудно назвать такой компонент социума, в котором бы оно не обнаруживалось.
Самой чуткой в этом отношении из всех надстроечных сфер является, пожалуй, мораль. Любой сбой в демографических отношениях, а тем более в демографической структуре в целом, тут же откликается в практике нравственных отношений и - в рефлексированном виде - в нравственной психологии и этике. Достаточно вспомнить моральные последствия Отечественной войны, связанные с обвалом семейной структуры общества, распадом многих миллионов семей. В определенном смысле в этом же направлении воздействует и миграция, в особенности если она принимает гипертрофированный характер. Трудности профессиональной и социокультурной адаптации, бытовая неустроенность, выход из-под морального контроля прежней социальной микросреды и возможность (в особенности на первых порах) анонимного поведения в новой служат почвой и фоном для сексуальной распущенности, пьянства и уголовных преступлений.
Специфическое отражение демографических факторов мы наблюдаем в политике и праве. В отличие от сферы морали, где сначала под демографическим воздействием видоизменяется нравственная практика, а уж постфактум моральное сознание общества вырабатывает осуждающие либо поощряющие нормативы, в политике и праве демографические деформации и изменение демографической ситуации в целом сначала должны быть осознаны, и только после этого в политическую и правовую практику вносятся коррективы. Отслеживание демографических изменений и реагирование на них составляют важную часть политики (можно с достаточным основанием говорить о такой отрасли политики, как политика народонаселения) и права (что находит свое отражение в семейном праве, трудовом законодательстве и т. д.). В то же время демографические факторы врываются во все другие разделы политики как внутренней, так и внешней. На наших глазах, например, вносятся коррективы в законы о воинской службе, видоизменяются проекты военной реформы, поскольку нельзя не учитывать замедляющиеся темпы роста народонаселения и ухудшающееся состояние психофизического здоровья молодежи.
Особенности демографического бытия
данного общества находят свое концентрированное
отражение в общественной психологии,
в менталитете. Имеются в виду
и социально-психологические
Так, переход от локальных социумов (род, племя) к государственным образованиям означал возникновение "большого общества", то есть такой по численности населения общности, при которой уже невозможна интеграция всех людей на прежней основе - визуальной, вербальной, эмоциональной. На первый план в большом обществе выступают более абстрактные интегративные формы - идеи типа "национальной идеи", известной формулы "православие, самодержавие, народность" и т.д. С переходом к большому обществу в общественной психологии постепенно формируется и новая устойчивая модель мироздания [1].
1 См. об этом подробно: Ахиезер А. С. Россия как большое общество//Воп-росы философии. 1993. № 1.
С другой стороны, социально-психологические традиции и ценности, сложившиеся в конкретных демографических условиях локального социума (например, общинное сознание, чувство единства с сородичами и соплеменниками и т.п.), тормозят формирование большого общества. Эти консервативные традиции не обошли стороной в свое время и такого великого мыслителя, как Платон, который считал, что число жителей каждого государства должно быть таким, чтобы все граждане могли знать друг друга. Даже в уже сформировавшемся большом обществе указанные психологические традиции выступают постоянно действующим дезинтегрирующим его фактором. Негативное действие этого фактора мы наблюдаем сегодня в Восточной Европе и на территории бывшего СССР.