Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 00:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по дисциплине "Философия"
Фома Аквинский. А (1225-1274)(ангельский доктор) (хорошо изучил Арестотеля) – разделяет божетвенную область от мирской. Он утверждает, что познать Б невозможно. Ф и наука должны служить теологии для борьбы с нападками против веры (христианским учением бороться нельзя поскольку оно недосягаемо для Ч разума). Истина – одна, христианская, а наука лишь пытается приблизиться к ней. Пять доказательств существования Б: все движется => необходим перводвигатель; 2) существуют причинно – следственные вязи => необходима первопричина; 3) цепочка случайного и необходимого => первая необходимость – Б. 4) Каждая вещь имеет степень качествы по отношению к другой => наивысшая степень качества – Б. 5) Все происходит на пользу => существует кто-то кто направляет все к определенной цели.
Осн. цель отработка основных догматов хр. вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднаго Арист. канонизировал хр. поним. соотношения идеального и матер. как соотн. изначального принципа формы с неустанововш. принципом материи.(слабейшим видом бытия). Слияние первопринципов формы и матер. рождает мир индив. явлений. Душа чел. ксть формообраз принцип, однако свое полное индив. воплощение она получает только при соедин. с телом. Так был разрешен один из самых острых вопр. хр схол. Схол должна была истолковывать свое отнош. к материии т.к. Иисус Христос был явлен в виде челов., т.е объединил в себе бож.(идеал) и чел. (матер) природу. Этот факт не давал возможности трактовать мат. как ничто (чего требовал догмат о творении мира из ничего). Поэтому квалиф материи Ф.А. с пом. целой системы утонченных расуждений в качестве "слабейшего вида бытия" была воспринята церковью как выход из тупика. Важн значение имело учение о различии сущности и существования. Они совпадают только в боге. Существов. выше сущности, относится к ней как действительность к возможности. Док-во сущ. бога. Каждоя явл имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин мы приходим к необходимости сущ. бога - верховной причины.
12.Гуманистические идеи эпохи Возрождения. Космологические и натурфилософские теории Кузанского, Коперника , Бруно.
Возрождение - философ.и социолог.учения в эпоху становления раннего буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схола-стика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естество-знания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и пер-спектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Прежде всего она про-явилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла), направленных против христианской морали. Натбольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетель-ствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы.
Гуманизм- отражаемый антропо-центризм, кот.исходит из человеч.сознания и имеет своим объектом ценность человека. презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлению к земному счастью. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и рпедназначении, о смысле и цели своего бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и со-циальные предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные социаль-ные, классовые интересы. Гуманизм ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращен-ных на внутреннюю, земную "божественность" человека, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. В узком смысле слова гуманизм определя-ется как идейной движение, содержанием кот.является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический.
Секуляризация – освобождение от религии и церк. инстит.Эпоха В – возврат к человеку. Ч (антропоцентризм) – "мерило всех вещей" (Сократ), но в В он не пасивен, а творец (не стесненный рамками П. – более того, господин П).Труд – не искупление за грехи, а способ создать свой мир.Галилей – попытка понять Б законы из сотворенных вещей и применить их на практике. Земля вертется.Пантеизм - спец. черта натурфилософии В. В отличее от Ант. Б. не просто сливается с П. и остается недосягаемым, а П. становится одухотворенной и познаваемой. Кузанский – "единое есть все" принцип совпадения противоположностей (max и min). Парадокс – сининим точного знания. Геометрия результат рассудка, а не разума (поскольку имеет дело с точными понятиями). Т.к. все можно оценить только по отношению к бесконечности => мир не имеет начала и конца (как в Ант. Ф). => проблема бесконечно малых - предтеча диф. исчисления (Галилей и его ученики). Галилей начал конструировать идеальные модели физических объектов (сблизил математику и физику).Коперник – гелиоцентрическая система.Бруно – бесконечный космос (обожествил), снял границу между творцом и творением => форма перестает быть душой вещи – "бог в вещах". Бруно казнили.
Коперник: В "Малом комментарии", написанном приблизительно в 1516 году, Коперник дал предварительное изложение своего учения, точнее своих гипотез. К началу тридцатых годов работа над созданием новой теории и ее оформлением в труде "Об обращениях небесных сфер" была в основном закончена. К тому времени почти полтора тысячелетия просуществовала система устройства мира, предложенная древнегрече-ским ученым Клавдием Птолемеем. Она заключалась в том, что Земля неподвижно покоится в центре Вселенной, а Солнце и другие планеты вращаются вокруг нее. Положения теории Птолемея считались незыблемыми, поскольку хорошо согласовались с учением католической церкви. Наблюдая движение небесных тел, Коперник пришел к выводу, что теория Птолемея неверна. После тридцати лет упорнейшего труда, долгих наблюдений и сложных математических расчетов он доказал, что Земля - это только одна из планет и что все планеты обращаются вокруг Солнца. Коперник считал, что человек воспринимает движение небесных тел так же, как и перемещение различных предметов на Земле, когда он сам находится в движении.
Джордано Бруно. Итальянский философ-пантеист. Развивая идеи Николая Кузанского и гелиоцентрическую космологию Коперника, отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и бесчисленном множестве миров. Из представителей греческой мысли наибольшее влияние на него оказали элейская школа, Эмпедокл, Платон и Аристотель, и прежде всего - неоплатоники с Плотином во главе. Бруно познакомился также с каббалой, учением средневековых евреев о Едином. Среди арабских ученых, чьи произведения тогда изучались в латинских переводах, Бруно отдавал предпочтение Аль-Газали и Аверроэсу. Из схоластиков он изучал сочинения Фомы Аквинского и натурфилософские произведения Николая Кузанского. Получив определенную свободу, он читал труды гуманистов, сочинения итальянских философов о природе, а главное, познакомился с книгой Коперника "Об обращении небесных тел". Итальянские диалоги, написанные в Лондоне и напечатанные в 1584-1585 годах, содержат первое полное изложение "философии рассвета" - учения о бытии, космологии, теории познания, этики и политических взглядов Джордано Бруно. Выход в свет первого диалога - "Пир на пепле" вызвал большую бурю. Второй диалог - "О причине, начале и едином", содержащий изложение философии Бруно, наносил удар по всей системе аристотелизма. "Изгнание торжествующего зверя" был посвящен обоснованию новой системы нравственности, пропаганде социальных и политических идеалов философа. Изданный в 1585 году диалог "Тайна Пегаса, с приложением Килленского осла" сводил счеты со "святой ослиностью" богословов всех мастей. Последний лондонский диалог - "О героическом энтузиазме" был гордым ответом на преследования. Бруно прославлял в нем бесконечность человеческого познания, высшую доблесть мыслителя, которая воплощается в самоотречении ради постижения истины. 1588"Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени".
13.Философия Нового Времени (Галилей, Ньютон). Научная революция XVII века и создание механической картины мира.
Характерна ориентация на познание реальности, основанное на чувственном. Встает вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значимости гносеологической ориентации новой философии. Стремление к систематизации, количественный рост и усилившаяся дифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления, не только ищущего причинно следственного (связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую науку и ее дан-ные.
Большое кол-во наук быстро прогрессировало. Круче всех была механика. So, ее строгие математич. законы попытались обобощить до уровня природы вообще, упрощая естественные з-ны жизни. Так и появился механистический мат-зм, но человечество тогда не имело возможности изучить природу вообще,=> выкоцывало отдельные куски, стараясь систематизировать полученные знания, выделяя в каждом объекте его отличительные черты, отвлекая или не обращая своего внимания на тот факт, что сам изучаемый объект может меняться.
Представители Метафизического Матер-ма не учитывали и активности сознания, видя в нем лишь пассивное отражение матер. действительности. Подчеркивая нашу зависимость от окружающей действительности, эти ф-фы сводили отношения между человеком и внешним миром к воздействию этого мира на человека. Осн. аспекты: 1) вместо осн. догматов (религ.) на первое место - рассуждающий разум; 2) атеистичность; 3) очень прагматична, исследует человека с позиций полезности для общества; 4) "Наука и прогресс" - главный лозунг. Наука - ср-во, прогресс - цель; 5) просветительство (ликбез); 6) механистический мат-зм.
Галилео Галилей родился 15 февраля 1564 года в городе Пизе. В 1586 году он написал свою первую научную работу "Маленькие гидростатические весы". В 1589 году Галилей получил кафедру математики в Пизанском университете, где преподавал математику и астрономию. К этому времени относятся опыты, которые он ставил, бросая различные тела с наклонной Пизан-ской башни, чтобы проверить, падают ли они в соответствии с учением Аристотеля - тяжелые быстрее, чем легкие. В работе "О движении" (1590) учение Аристотеля Галилей подверг критике, что восстановило против него сторонников древнегреческого ученого. С 1606 года Галилей занимается астрономией. Ученый создал телескоп с увеличением в 32 раза. В ночь на 7 января 1610 года он направляет телескоп на небо. То, что он увидел там - лунный пейзаж, горные цепи и вершины, - приводило к мысли о том, что Луна похожа на Землю, - факт, свидетельствовавший против религиозных догм и учения Аристотеля об особом положении Земли среди небесных тел. Галилей открыл четыре спутника Юпитера, что тоже несоответствовало учению Аристотеля. Он установил, что Солнце вращается вокруг своей оси. На основании наблюдений Галилей сделал вывод, что вращение вокруг оси свойственно всем небесным телам и о том, что гелиоцентрическая система мира, предложенная Коперником, является единственно верной.
Исаак Ньютон родился в 1642 году в деревне Вульсторп в Линкольншире. Его первые научные опыты связаны с исследованиями света. Ньютон установил, что белый солнечный луч представляет собой смесь многих цветов. Ученый доказал, что при помощи призмы белый цвет можно разложить на составляющие его цвета. Далее - учение о всемирном тяготении. Почти одновременно с немецким математиком Лейбницем он создал важнейшие разделы математики - дифференциальное и интегральное исчисления. Сделанный Ньютоном телескоп может с полным правом считаться первым отражательным телескопом. Ньютон открыл знаменитую теорему, по которой тело, находящееся под влиянием притягивающей силы, подобной силе земного тяготения, всегда описывает какое-либо коническое сечение, то есть одну из кривых, получаемых при пересечении конуса плоскостью (эллипс, гипербола, парабола и в частных случаях круг и прямая линия). Сверх того, Ньютон нашел, что центр притяжения, то есть точка, в которой сосредоточено действие всех притягивающих сил, действующих на движущуюся точку, находится в фокусе описываемой кривой.
В конце 1683 года Ньютон сообщил Королевскому обществу основные начала своей системы. Основные выводы Ньютон представил в труде "Математические начала натуральной философии". Открытие Ньютона привело к созданию новой картины мира, согласно которой все планеты, находящиеся друг от друга на колоссальных расстояниях, оказываются связанными в одну систему. Дальнейшие исследования Ньютона позволили ему определить массу и плотность планет и Солнца. Он установил, что наиболее близкие к Солнцу планеты отличаются наибольшею плотностью. Ньютон доказал, что Земля представляет собой шар, расширенный у экватора и сплюснутый у полюсов, а также зависимость приливов и отливов от действия Луны и Солнца на воды морей и океанов.
14.Материализм Бэкона, Локка и Гоббса.
Главным литературным творением Бэкона считаются Опыты (Essayes), над которыми он непрерывно работал в течение 28 лет; десять эссе были опубликованы в 1597, а к 1625 в книге было собрано уже 58 эссе, часть которых вышла в третьем издании в переработанном виде (Опыты, или Наставления нравственные и политические, The Essayes or Counsels, Civill and Morall). Стиль Опытов лаконичен и назидателен, изобилует учеными примерами и блестящими метафорами. Бэкон называл свои опыты «отрывочными размышлениями» о честолюбии, приближенных и друзьях, о любви, богатстве, о занятиях наукой, о почестях и славе, о превратностях вещей и других аспектах человеческой жизни. В них можно найти холодный расчет, к которому не примешаны эмоции или непрактичный идеализм, советы тем, кто делает карьеру. Аристотелевскую дедукцию, в то время занимавшую главенствующие позиции, он отвергал как неудовлетворительный способ философствования. На его взгляд, должен быть предложен новый инструмент мышления, «новый органон», с помощью которого можно было бы произвести восстановление человеческого знания на более надежной основе. Общий набросок «великого плана восстановления наук» был сделан Бэконом в 1620 в предисловии к труду Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы (Novum Organum). В этой работе предусматривалось шесть частей: общий обзор современного состояния наук, описание нового метода получения истинного знания, свод эмпирических данных, обсуждение вопросов, подлежащих дальнейшему исследованию, предварительные решения и, наконец, сама философия. Бэкону удалось сделать лишь наброски первых двух частей. По Бэкону, существует четыре вида «идолов», которые осаждают умы людей. Первый вид – идолы рода (ошибки, которые человек делает в силу самой своей природы). Второй вид – идолы пещеры (ошибки, обусловленные предрассудками). Третий вид – идолы площади (ошибки, порождаемые неточностями в использовании языка). Четвертый вид – идолы театра (ошибки, совершаемые вследствие принятия различных философских систем). Описывая ходячие предрассудки, мешающие развитию науки, Бэкон предлагал трехчастное разделение знания, произведенное согласно психическим функциям, и относил историю к памяти, поэзию к воображению и философию (в которую он включал науки) к разуму. Он также давал обзор границ и природы человеческого познания в каждой из этих категорий и указывал на важные области исследования, до сих пор бывшие в небрежении. Во второй части книги Бэкон описывал принципы индуктивного метода, с помощью которого предлагал свергнуть всех идолов разума. В незаконченной повести Новая Атлантида (The New Atlantis, написана в 1614, опубл. в 1627) Бэкон описывает утопическое сообщество ученых, занимающихся собиранием и анализом данных всякого рода согласно схеме третьей части великого плана восстановления. Новая Атлантида – превосходный социальный и культурный строй, существующий на острове Бенсалем, затерянном где-то в Тихом океане. Религия атлантов – христианство, чудесным образом открытое жителям острова; ячейкой общества является весьма почитаемая семья; тип правления по сути дела монархия. Главным учреждением государства является Соломонов дом, Коллегия Шести Дней Творения, исследовательский центр, из которого исходят научные открытия и изобретения, обеспечивающие счастье и процветание граждан.