Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
1 Опр-е фс – исходя из самой фс и исходя из культуры: мат-я (степень овладения чел. вещ-вом природы), дух. (степень развитости внутр. дух. мира чел.). Слово философия появ в 6 в до н.э. (Пифагор) «Филео»любить «софия»мудрость. Греки: мудрость – понятие отвл., абстр., это знание критич., став. под соменение. Философия-осмысление мира и места чел в нем Особенности фс:целостность;особый предмет (рассм-е люб. явл-я с позиции конечного смысла или цели, нахождение сущности предм./явл-я); х-р деят: работает с теоретическими конструкциями – понятиями. Понятие-мысль отражающая в обобщенной форме предметы и явл действительности и существенной связи между ними благодаря фиксации общ. и специф. признаков. Категории(универсалии)-общие понятия кот отражают наиболее существ и закономерные связи реальной действительности и познаний; 2 блока 1понятия кот фиксируют наиболее общие х-ки сущ в мире объектов 2понятия кот определяют положение чел в мире. ФС-система фундаментальных идей теретически обьясняющих отношение чел к миру в его целостности
ФС
и Мифология Вымышленность (-) ,образность(+),наглядность(-),
Фс и Религия Р – поиск высш., бож ценностей. Сверхчувств хар-р этих цен. сближ. р. и фс. Отличия: р. – сознание массовое, фс – теоретич., треб. обоснования (теория – комплекс положений, кот. хар-сялогич. завис-ю люб. полож. от всех др.); р. осн. на вере, а фс. на док-ве, обосн-ти; роль соменеия: в фс приветствуется как критич., в р. – наоборот.
Фс и наука н. – сфера чел. деят-ти, функцией кот. явл. выработка и теор. систематизация объект. знания о действ-ти. Сходство: в их рацион-ти(обосн-ть, док-ть). Отличия: вериф. критерий (н. треб. подтв. люб. гипотезы); фальсифик. кр. (н. треб. либо подтв., либо опровергнуть гипотезу); парадигм. кр. (пар-ма – общеприн. теория, в н. она всегда есть, ее все приним.); хар-р развития: в отлич. от науки, разв-е фс – это изменение; н. ценностно нейтральна по своему содержанию, фс выраж. отн-е чел. к миру; н. изуч. фрагмент действ-ти, а фс – мир в целом=мировоззрение (система представлений о мире в целом о месте в нем чел и об отношении к окруж чел дейсвительности и к самому себе).
Фс
и Искусство Иск-во – достиж-е к.-л.
мастерства, худ.-образное воспроизв-е
дейст-ти. Близость фс и иск: выраж. отн-е;
раздвиг границы реального, вход. в сферу
возможного. Отличия: иск. оперир. образами,
фс – теор. констр-ми; иск. выб. то, что облад.
худ. значимостью, фс – мировоззр. знач-ю.
2Мировоззрение-
7 Фс эпохи возрождения (кон 14 – 16) Переосмысление человека, природы, общества, поиск согласия между ними, земным и небесным.
Учение о чел выдвиг. на 1 план. Антропоцентризм – чел центр и высш цель мироздания. Гуманизм, антирелиг. направленность. Данте Олигьери: Чел среднее звено между миром небесным и миром земным поскольку он причастен к обим мирам. Свое земное предназначение чел реализует в гражднском общ-ве, поэтому церковь должна отказаться от притязаний на свецкую жизнь. Петрарка: Небожители должны обсуждать небесное, мы же человеческое. Мирандола: Чел особый мир, он не обладает собственной природой поэтому чел должен сделать себя сам в условиях свободного и ответственного выбора (мирандола). Природа чел понимается ни как раз и навсегда заданное а как становящиеся. Чел-ое в чел это воз-ть заложенная в нем богом, это есть творчество чел(то что раньше признавалось только за богом).
Учение о природе Божественное начинает растворяться в природе (пантеизм-расств бога в природе). Николай Кузанский «бог это все в свернутом виде, а это все в развернутом и есть мир», в боге мы имеем свернутый максимум, т.о. это учение о совпадении противопол-тей: сверн. в бога макс и разверн. в космосе бесконечность. Наделение природы бож. атрибутами (бескон-ть простр-ва). Коперник – гелиоцентр. система, док-во «Об обращении неб. тел», поставил под соменение факт очевидности. Бруно – космология, космос-бесконечное пространство с конечными мирами там нет не перводвигателя не деления на мир тленный и небесный. Раз бог растворяется в природе то чел не нуждается в посреднке между собой и богом этим отказывает церкви в праве на сущ-ие. Пантеизм: бог-бескон. кон-ть, он наход. во всем и повсюду.
Учение об общ-ве Макиавели-«Государь» достижение цели любыми ср-вами. Сила и хитрость – главн. хар-ки гос. деятеля, Государь должен быть жестоким, идеал – неогр. монархия. Отстоять светскую власть от притязаний церкви, вывест законы гос-ва из чел опыта, а не теоглогии. Чел зол и эгоистичен по природе, власть государя сдерживающий механизм. Боден – «О гос-ве», отстаивает идею абсолютной монархии. Монарх явл источником права и закона но и сам должен следовать естественным законам. Мор, лорд канцлер UK, казнен, не признал англ. церковь – «Утопия», рисует проект идеального гос-ва: нет частной собств, всеобщая трудовая повинность, равномерное распределение результата труда, первич. ячейка общ-ва – труд. коллектив, все долж. лица избир., веротерпимость, равенство мужчины и женщины. Кампанелла - «Город солнца» жители города солярии, коллективизм, все делают вместе: отдых., раб., детей отбир. у матери, воспит. все вместе в коллект. духе. Во главе – Метафизик, чел, кот. владеет всеми знаниями. Мор и Кампанелла – социалисты-утописты.
Осн
идеи фс возрождения 1светской формой
выражения нового мировоззрения явл гуманизм
идеалом выступает чел и его земное предназначение
2природа рассм в рамках пантеистического
понимания мира 3 оппозициооность
к церкви и церк. идеологии 4новое научно-материалистическое
понимание окруж мира 5 интерес к соц
проблемам, идеи соц. равенства и абс. монархии.
3Фс др востока Фс др Индии: Ведийский, 4 веды: Ригведа Яджурведа Самхаведа Атхарваведа Сост из 3 частей: мантры(гимны, поэт, политеизм, многобожие антропоморфизм, припис. божеству чел св-в), брахманы(ритуалы и описание, жрец, монотеизм, Варуна бог неба), упанишада(фс размышл-я, монизм – способ рассм-я многообразия явлений мира, исход. из одного начала) Эпический период х-рен монизм-спсоб рассм многообразия явл мира исзодящих из одного ед. начала, таким началом была высш. реальность брахман (макрокосмос, разумное начало, явл. осн. субстанцией, ни от чего не зависит). Микрокосмос – Атман (дышать). Манаса – то с чем мы рождаемся и то,что завис. от самих нас, наша душа. Сансара- круговорот жизни чел. Карма – закон воздаяния, ей не подвержен тот, кто действует исходя из высш реальности. Мокша-полное сост-е отреш-ти, освобожд-е от чувств. и индив., ее достиг. тот, кто строит свою жизнь на основе брахмана, исходя из высш. реальности. Даршаны-6 фс школ (санхья, йога, ньяйа, вайшешика, миманса, веданте); соотн-е мат.(паруша) и дух.(паранрите), признают авторитет вед, сансару, закон кармы, реальность брахмона и атмона. Школы, кот отрицали вед: Чарвака –лакаята (материолизм, 4 эл-та, сущ то что мы видим) Джайнизм(послед-ли дживы, бог не может реш. воз-ть на судьбу чел, это соед-е мат. и дух., и то какое начало преоблад. зависит от чел, если дух – он стрем. осв. от тел. завис-ти, это возм. ч/з аскетич. практики, ахимсу – неприч. зла жив. сущ.) Буддизм 6-5-в до н.э. основатель Сидхарта Гаутама 4 истины: 1земная жизнь полна страданий 2 страдания имеют свои причины 3от старданий можно избавится 4путь освобожд. от страданий-отказ от земных желаний. Путь кот ведет к нирване 8чный путь: прав. видение, мысль, речь, действие, образ жизни, умение, внимание, сосредоточение Дхарма-неделим. частицы из кот все сост. и мат. и психич. процессы, поэтому смерть не изчезновение, а распад дхарм. Особенности др индийской фс: 1.абстрогир-е от соц связей, фс служит не адаптацией мира к чел а чел к миру 2.для др инд гносеологии гл. явл не изучение внеш признаков предметов и явл-й а изуч-е процессов происх. в сознании при соприкосн-и с миром предм. и явл.
Др
Китай шан-ди бог неба. Своеобразие:1мистич.
момент в религ. действ. уступ. рац.(им.
разумное объяснение); 2потустор. мир
восприн. как нечто тесно связ. с этим миром;
3все обществ. отн-я подчин. ритуалам;
4чиновники игр. реш. роль. Осн.
фс школы: конфуцианство рассм чел
как участника соц жизни, основатель Конфуций,
осн вопросы: 1как необход управлять людьми
2как вести себя в общ-ве. Цетральное место-концепция
благородного мужа-не тот кто богат а тот
кто образован, бл муж обладает 5
добродетелями: 1Жень(гумманость) 2сяо
(постит. сыновья) 3 ли (этикет) 4 и (долг,справедливость)
5 мин (знание судьбы или воли небес) Легизм
школа законников, основатель шан Ян.
Осн вопрос: как управлять общ-вом Ответ:
управлять следует с помощью гос закона.
Осн постулаты: 1чел обладает злой природой
(эгоизм) 2осн стимулом примерного повед-я
явл страх перед наказанием 3чтобы избежать
произвола в общ-ве гос-во с помощью закона
должно определять все сферы чел деят.
Даосизм основатель лао цзы осн постулаты:
1Принцип Дао(путь по кот в своем развитии
должны идти чел природа; первоначало
от кот произошел весь мир) и Дэ (энергия
благодаря кот первоначало Дао преобр.
в окруж. мир) 2 Принцип недеяния у-вэй
3 Нравственный идеал даосизма. Лучший
способ решения проблем отказ от огрессии
и достижение компромиссом.Отличия:
др инд ближе к религ. а др Китай ближе
к житейской мудрости
4Фс др Греции
1досократический период(6-5вдон.э.) пытались разрешить проблему единого и много, натурфс проблемы, Фалес (вода), Анаксимен (воздух), Анаксимандр (апейрон), Гераклит (огонь), Пифагор (число), Элиаты (Парменид) – монолит (сущ единое), Демокрит (атомы и пустота).
2 сократический(5-4) деят софистов, сместили познават интерес с природы на чел; показывали как можно опровергунть и доказать какой либо тезис. Протогор «чел мера всех вещей»=> чел. – центр космоса и творч. начало; релятивизм (относит., условн.). Чел. – не часть универсума, а сам универсум. Сократ не устраивали софисты осн тезисы 1чел сущ-во познающее 2чел отличает от других душа. Майевтика – способ постановки вопросов и нахождения ответов. этапы 1 я знаю что я ничего не знаю 2ирония 3познай самого себя, мимезис – знание как припоминание. Благо – удовольствие, зло – страдание. Сократические школы: киренаики «каждый чел представл собой крепость», дух гедонизма, главн. цель индивида - наслаждение; киники «чел не должен стремиться к удовольствию должен обходиться мин быть ближе к природе», вести аскет. обр. жизни, Диоген Синокский. Платон, Аристотель.
3Эллинистический(4-2) Сформир, когда греч. полисы пережив. кризис, греки духовно захватили Рим. Осн. мотив фс – обеспеч. кажд. чел. покой через отказ от действ-ти. Утвержд 3 а: автархия (самодостаточность), апатия, атараксия (невозмутимость духа). Фс школы:
Стоицизм гл идея освобождение от внеш мира, признавали ценности, в особ-ти закон мира и природы, чтобы закон узреть, нужно духовно совершенствоваться. идеал мудрец, кот поднялся над суетой окруж. мира.
Эпикурейцы в основе удовольствия и ощущеня, считали что все сост из атомов, атомы могут изменять свои траектории поэтому чел сущ-во свободное, может испыт. разн. чувтсва, одинак. чувства в разн. степени.
Скептицизм все изменчиво, текуче, эта текучесть не дает чел. знать опр. разл. вещи. гл идея недоверие, мир изменчив поэтому нельзя придерживаться строго однозначных мнений; «любое да есть нет» предлагают хранить мудрое молчание
4Римский
этап(1 до-5в.н.э.) осн. идея – склад. религ.
картина мира. 1Расцвет фс стоиков
(Сенека – воспитатель Нерона, Марк Аврелий)
отлич. от др. греч. стоиков: если те не
надеялись ни на что, то римские стоики
надеются на личное спасение. 2происходит
слияние др греческой фс и востока, сев
Африка в Александрии. Филон Александрийский
синтез. иуд. мифологию и антич. идеализм:
иуд. предст-е о боге Яхве, греч. учение
об идее, учение о Лотосе, упорядочивающее
начало всего сущего. Неоплатонизм – последний
всплеск антич. фс. Плотин, фс во многом
повт. Платона. Мир един, но не все сущ в
мире в равн. степени Есть ед. благо, мировая
душа, мир. материя. Плотин призыв. к достижению
ед. блага.
6Фс ср веков Осн. св-ва: 1идея откровения; 2монотеизм; 3идея потустор. мира (символизм); 4дуализм божественного и человесческого; 5экзегетика (истолкование, игра словом, анализ слова). Этапы 1Апостольский (до сер 2 в. н.э.) отношение полного отрицания фс, соотнош-е веры и разума, ап Павел: умствование мудрецов суетно; все знание чел. от Бога. 2Патристика(2-7 в) отношение мягкого признания по отношению к фс 2периода: апологистический Климент Александрийский(союз веры и разума основанного на вере); Ориген(учение о Троице: Бог бестелесный непознаваемый источник всего); Тертуллиан (отрицает союз фс и христ веры «верую ибо обсурдно», чем проще чел. душа, тем больше в ней знаний, тем короче путь к Богу; креационизм – Бог сотвор. мир из ничего). 313 – Миланский эдикт Константина, Микейский собор утвердил символ веры. систематический - деятельность отцов церкви. Восточные отцы: Василий Великий, Григорий Нисский – капподокийцы, положит относились к фс считали что истины веры требуют обьяснений. Греч отцы: Ориген. Латинские отцы: Аврелий Августин (вера выше разума, «Исповедь», акт воли важнее акта интелекта, человек не свободен, «О граде божьем»: сущ 2 источника зла – греховность самого человека, кот. проявл. в его своб. воле, и стремление гос-ва быть выше церкви) теория теодицея-оправдание зла 1зло сущ не от бога а от воли чел 2 зло не действенно, зло есть проявление отсутствия добра источники:1 зла свобода воли чел 2стремление гос-ва быть выше церкви). Дионисий Ариопагит говорит о неопознаваемой сущности бога поэтому теология (учение о боге) должно быть не положит, а отрицат. Сущ-ть отриц теологии последоват отрицание относительно богалюбых св-в наблюдаемых в окруж мире => такой путь требовал только веры. 3Схоластика(9-14в) рацион. обоснование теологии, полож. теология, разумные доводы, обоснование, познание Бога по плодам его творений. Боэций-переводы Аристотеля сыграли для становления схоластики. Вопросы соотношения веры и разума решение: 1знания и вера антироды 2союз веры и знания(веруй чтобы понимать, понимать чтобы верить) 3теория двойственной истины Док-во бога по Фоме Аквинскому 1 в мире все в движении,чтобы дв стало реальностью нужен перводвигатель а это и есть бог 2 первотолчок явл первопричиной это и есть бог 3 все в мире случайно но должно быть то что обеспечивает случайность-бог 4 мир сост из вещей более или менее совершенных степень задается обсолютным совершенством –богом 5 все в природе целесообразно, цел-ть эту задает Бог.