Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

Ответы по философии.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

1–Объект и предмет познания. Предмет философии.

Философия – особая форма познания, система предельно общих знаний и представлений о мире и бытии человека в нём.

Предметом философии как формы познания является. Всеобщие основания бытия – его исходные принципы и связи, свойства, законы и тенденции.

Предметом философии является человек и мир, отношение человека к миру.

Объектом  философии является вся реальная действительность, включая человека.

2-Возникновение  философии; ее  культурно-исторические  предпосылки.

 Философия возникает в 8 в до н. э. в 3 центрах цивилизации: Индия, Китай, Древняя Греция. С европейской точки зрения установлено, что философия начинается с 6 в до н э одновременно в Древней Греции, Индии и Китае. Философия представляет собой систему взглядов на окружение нас действительности, система наибольших общих понятий о мире и месте в нем человека. В странах Древнего Востока(Китай, Индия, Греция). Во все времена фил стремилась ответить на самые сложные вопросы, касающиеся сущности и природы мира, существование в нем человека, она стремилась выяснить, что предст собой мир как единое целое. К источникам фил можно отнести:- Нар творчество в целом(мифы и тд); накапливающийся опыт. «Философия наблюдает в момент разложения мифологического мировоззрения» Гегеля. В основе фил – понятийно- логический язык в отличие от мифов. Реальный процесс возникновения, развит и смены философии идей изучает особая наука- ист. Философия. История философии – это история Самосознания человеческой культуры.

Разрушив сложившиеся формы связи между людьми потребовало от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия была одним из ответов на это требование. Она предложила человеку новый тип самоопределения: через собственный разум.

3–Основные направления в философии. Гносеологические основы агностицизма.

Познаваем ли мир? При ответе на этот вопрос выделяют 2 философские позиции :

-позновательно-реалестическая , т.е.  признание возможности познать сущность мира , его законы, то чем занимается наука.

-агностицизм  – позиция , отрицающая возможность достоверного знания , познания сущности мира и его законов.

Философские основа агностицизма

В мире существует сущность и явление. По Канту:

- формы : вещь  для нас(явление)    -   вещь  в себе(сущность)

Наши знания о мире ограничены явлением по Канту.

Теория  символов (Гельмгольц)

Наше ощущение мира есть символ (для каждого по-своему). Ленин, вступая в полемику с Гельмгольцем , утверждал , что наше восприятие не символы , а образы (единственные) мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 

4-Структура философского знаия . Функции философии.

-онтология  (учение о бытие)

-гносеология (учение о познании)

-антропология (учение о человеке)

-аксиология (учение о ценностях)

-социальная  философия (учение об обществе)

-история  философии (история философской мысли)

Функции философии:

-познавательная. Как и всякая наука, философия дает знания о мире, обществе, человеке. Эти знания специфические, она не дублирует другие науки, основываясь на научных знаниях, пытается ставить и отвечать на предельно общие вопросы.

-прогностическая. Атомистическая теория была высказана несколько тысяч лет назад. В философии впервые была высказана идея о единстве материи, пространства и времени, что позже было подтверждено в учении Энштейна.

-ценностно-ориентационная. Философия помогает человеку в решении крайне сложных жизненных проблем: понять, в чём смысл жизни. В чём счастье.

-методологическая. Философия-методология всех наук. Науки строят теории, опираясь на философские положении, философские законы.

5-Проблема первоначала в античной философии.

7-5 века до н.э. В этом периоде выделяется Милетская школа. Представители : фалес, Анаксимен, Героклит, АнаксиМАНОР. Эта школа и последующие школы и направления античности вплоть до софистов были ориентированы на решение онтологических проблем. Основной проблемой является проблема поиска первоначала мира, т.е. поиск того, из чего состоит всё. Фалес : всё состоит из воды. Героклит: огонь. Анаксиманор: нечто неопределенное , апейрон.

6-Элементы  диалектики в античности.

Героклита называют первым диалектиком античности. Диалектика понимает и учит, видит мир как сложное и протироречивое единство и основой движения и развития выступает противоречие. Для Героклита мир есть нечто сотканное из противоречий. И они являются источником движения. Из противоречий вырастает гармония, совершенство, красота.

7-Роль  и место Парменида  в философии Древней  Греции.

Парменид основатель Элейской школы. С парменида начинается истинное философское мышление. Гегель Парменида называет первым истинным философом античности. Он впервые вводит для обозначения сущего философское понятие “бытие” , “небытие”. Он вводит логическое обоснование тому или иному положению, это проявляется, прежде всего, в его размышлениях и доказательствах бытия и небытия. Бытие существует, поскольку его можно выразить в логике понятий. Небытие не существует, поскольку его нельзя понять и выразить. В этих размышлениях ставится основной вопрос философии отношение мышления к бытию. Он рассматривает проблему движения. По Пармениду движения не существует, поскольку нет небытия.

8-Проблема  движения в античности. Апории Зенона.

Зенон-ученик Парменида, известен своими апориями - затруднение, недоумение, парадокс. Зенон  продолжает рассмотрение проблемы движения и приходит к мысли его отрицания.

1 апория  – “Ахилл и черепаха”

2 апория – “Летящая стрела”

1 апория: в любой момент оставшееся  расстояние можно разделить пополам, и этот процесс бесконечен.

2 апория: в каждый данный момент стрела  находится в данной точке и иной, что приводит к абсурду.

Гегель  и Ленин, пытаясь понять поставленные Зеноном проблемы, замечают, что движение заключает в себе противоречие и движение невозможно выразить в логике понятий. 
 
 

9-Античный  атомизм.

Демокрит пытается представить мир, как сложное  сочетание атомов, т.е. с Демокритом связана атомистическая теория. Единицей сущего является атом, который он определяет как мельчайшую неделимую частичку вещества, и заметил, что это представление об атоме просуществует до 19 века н.э.

Тем самым он объяснил  единство мира (всё состоит  из атомов), многообразие мира (различное сочетание атомов), возникновение и уничтожение предметов (распад и сочетание атомов).

Душа состоит  из лёгких частиц атомов. Кроме атомов существует пустота или небытие => он признаёт движение. Его предположения, гипотезы являются огромным вкладом в науку. Исходя из этого понятия , Ньютон вводит в физику понятие массы и формулирует закон всемирного тяготения и основные законы динамики. В химии эта гипотеза приводит к открытию закона сохранения вещества.

10-Основные  философско-этические  концепции античности.

С 3 века до н.э. в  Греции и Риме начинается кризис, который  набирает силу. Те представления о  гармонии мира, общества и человека оказались иллюзией. Всё это рушится. Человек чувствует себя неуютно  и философия теперь уже занимается не теми проблемами в классическом периоде, а теми, которые связаны с земным бытием человека, т.е. она стремится помочь человеку обрести себя, найти выход из сложившейся ситуации.

3 основных направления  :

-Стоицизм. Основоположник  - Зенон из Китиона. Всё в мире подчинено жёсткой необходимости и человек не в состоянии изменить мир. Он может изменить отношение к нему, правильно сориентировать себя. В соответствии с обстоятельствами, он не должен желать того, что недостижимо. Он всегда должен сохранять душевное спокойствие.

-Эпикуреизм. Основатель  - Эпикур. Согласно Эпикуру, цель философии – счастье человека. Высказывается идея гедонизма (наслаждения). Цель жизни – получение наслаждения, связанного с духовной жизнью (от знания, любви, дружбы). В мире нет сил, способных помешать человеку стать счастливым.

-Скептицизм. Основоположник  – Пиррон из Элиды. Пиррон  высказывал мысль: нет абсолютного  знания и нет суждений, нельзя  сказать об истинности моральных  принципов, поскольку их нельзя  обосновать. Нельзя обосновать добро  и зло.

11- Философия софистов.

Конец 5-4 веков до н.э. В этот период происходит переориентация в философии с онтологических проблем на человека. Выразителями этого периода явились сначала софисты, потом классики: Платон и Аристотель. Софист-знаток, мастер, мудрец. Они были первыми платными учителями, которые обучали риторике, ораторскому искусству (Горгий и Гиппий). Протагору принадлежит знаменитое положение: “Человек есть мера всех вещей: ствующих, что они существуют, и не существуют. ”  Критерием оценки любого явления выступают чувства человека.

Законы  морали:

Все законы утверждены сильными для подавления слабых, либо слабых для защиты от сильных.

Характерные черты философии  софистов:

- критическое  отношение к окружающей действительности;

- отрицание старых  традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

- стремление  доказать условность государства  и права, их несовершенство;

- восприятие  норм морали не как абсолютной  данности, а как предмет критики. 
 
 
 
 
 

12-Жизнь и философия Сократа.

Сократ –  основоположник Афинской школы. Он ничего не писал, с его философской позицией можно познакомиться через диалоги, написанные Платоном. Особый интерес представляет его метод обучения:

1 ступень: обретение  знаний о собственном незнании.

2 ступень: метод мойевтики.

У учеников имеются  знания и задача учителя состоит  в том, чтобы помочь ученику в  выявлении этих знаний. Он ставит вопрос на который ученик должен найти ответ. Сократ проповедовал высокую мораль и строго следовал ей. Он считал необходимым  подчиняться закону. Его оклеветали (занимался вольнодумством, не почитал Богов, развращал молодежь). Был приговорен к смертной казни. Ученики предлагали побег. Этика Сократа есть этический интеллектуализм. Сократ связывает мораль со знанием и согласно убеждению зло происходит от незнания. Таким образом, знание – основа добра и счастья и каждый человек стремится к счастью, добру и делает ошибки, совершает безнравственные поступки от незнания. По Сократу, знать, что такое справедливость и быть справедливым одно и то же.

13-Учение Платона о бытие и познании.

Платон –  первый философ античности, который сознательно сформулировал свою идеалистическую мировоззренческую позицию.

Онтология.

Согласно Платону  существует 2 мира: реальный и мир  идей. Реальный мир идей и наш  мир и вещи есть порождение мира идей. Каждая вещь, каждое явление имеет свою идею, т.е. красота есть идея красоты, она порождает эту красоту. Мир идей – эйдос.

Гносеология.

Опирается на учение о душе. Душа бессмертна, она может  переселятся. Душа изначально обитала  в мире идей и постигла их. Когда она переселилась в тело человека, она забыла своё прошлое  => процесс познания -  припоминание души о том, что было с ней в том мире. Платон выделяет 2 вида познания:

-чувственное: знание о мире вещей. Оно необходимо для ориентирования человека в повседневной жизни.

-рациональное: познание идей, их сущности. Эти знания необходимы для решения жизненно-важных проблем.

14-Учение  Аристотеля о материи,  форме и движении.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"