Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 12:20, курсовая работа
Русский космизм является философским направлением с большими
традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также
учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само
существование “русского космизма” как философского течения даже в наше
время вызывает острые дебаты.
Введение ____________________________________________________________________3
1. Основные течения в философии русского космизма______________________________4
1.1. Философско-религиозное течение ___________________________________________4
1.1.1. Русский космизм П.А.Флоренского ________________________________________4
1.1.2. Христианский космос В.С.Соловьёва ______________________________________5
1.1.3. Философия общего дела Н.Ф.Фёдорова _____________________________________8
1.2. Естественнонаучное течение ______________________________________________12
1.2.1. Философские взгляды Н.А.Умова _________________________________________12
1.2.2. Антропокосмизм Н.Г.Холодного _________________________________________13
1.2.3. Третий синтез космоса В.И.Вернадского ___________________________________15
1.2.4. Космическая философия К.Э.Циолковского _________________________________17
1.2.5. Единый природный субстрат А.Л.Чижевского _______________________________23
2. Современная цивилизация и русский космизм __________________________________26
3. Ноосфера: утопия или реальность? ___________________________________________33
Заключение _________________________________________________________________36
Список литературы __________________________________________________________37
тел, деля их на два класса - тела естественные: минералы, растения,
животные и тела искусственные: механические смеси, геологические
образования, предметы творчества мира живых существ.
Естественные тела ("три царства природы - мир минералов, растений,
животных") "возникают естественным путём, получают свою форму
непосредственно от природы". Они обладают вполне определённой формой,
которую при их "рождении" можно предсказать.
Искусственные тела (дом, соты, гнездо, горы...) образуются в
результате некоторого творческого акта тел естественных - "живых существ
или механических сил природы". Их форма различна и определяется этим
творческим актом, её нельзя предсказать заранее.
Чижевский указывает на
придерживался. По его мнению, "вскоре должны будут отпасть все
метафизические школы, и ненаучный дуализм должен будет уступить место
научному монизму".
Труды Чижевского не пропали даром, и по сей день мы используем его
знания на благо общества.
2. Современная цивилизация и русский космизм
Бурное развитие технологии в
наши дни привело к
явлениям, которые трансформировались в конце XX в. в глобальные проблемы,
связанные, в том числе, и с экологией. Культура техногенной цивилизации
всегда включала в себя научную рациональность, которая была направлена на
преобразование окружающего мира в соответствии с потребностями
человечества. Необходимо указать на совпадение многих представлений научной
картины мира с идеями философии русского космизма. В русском космизме
предпринималась попытка возродить идею органичной связи человека и космоса.
В религиозном направлении
Н.Фёдорова, который не был удовлетворён расколом мироздания на человека и
природу как противостоящие друг другу части мироздания. По его мнению,
такое противопоставление обрекало природу на бездумность и
разрушительность, а людей - на подчинение существующему злу. Фёдоров
отстаивал идею единства человека и природы, связи “души” и космоса в
терминах регуляции и воскрешения. Его проект воскрешения сводился не только
к оживлению в узком, прямом смысле, а и в более широком - метафорическом -
смысле включал способность природы к самовосстановлению, т.е. его проект
воскрешения связан с идеей выхода человеческого разума в космос. Для него
“земля не граница”, а “человеческая деятельность не должна ограничиваться
пределами земной планеты”, которая является лишь исходным пунктом этой
деятельности. Критически относясь к утопическим элементам воззрений
Фёдорова, необходимо выделить рациональные моменты его концепции - , а
именно, - его отчётливо прорисованную идею взаимосвязи, единения человека и
космоса, идею взаимного полагания рационального и нравственного начала
человека, идеал единства человечества как планетарной общности людей.
В отличии от религиозного космизма, в естественнонаучном направлении
при решении проблемы взаимосвязи человека и космоса особое внимание
уделялось осмыслению научных достижений, подтверждающих эту взаимосвязь.
Н.Г.Холодный развивал эти идеи в терминах антропокосмизма, в противовес
атропоцетризму. “Поставив себя на место бога, - отмечал он, - человек
разрушил естественные связи с природой и обрёк себя на продолжительное
одиночное существование”. По его мнению, антропоцентризм прошёл
несколько этапов в своём развитии: на первой стадии человек не выделял себя
из природы и не противопоставлял себя ей, скорее он “очеловечивал”
природные силы (отношение слабого к сильному); на втором этапе человек,
выделяя себя из природы, начинает смотреть на неё как на объект
исследования, основу своего благосостояния; на следующей стадии человек
возносит себя над природой, опираясь на силу духа, он познаёт Вселенную; и
наконец, на следующем этапе, наступает кризис антропоцентристского
мировоззрения, которое начинает разрушаться под влиянием успехов науки и
философии. Н.Г.Холодный справедливо отмечал, что антропоцентризм в своё
время сыграл позитивную роль в качестве мировоззрения, освободившего
человека от страха перед силами природы ценой своего возвеличивания над
ней. Однако постепенно стали возникать зачатки нового взгляда -
антропокосмического. Антропокосмизм рассматривался Холодным как
определённая линия развития человеческого интеллекта, его воли, которые
вели человека к достижению его целей. Важным элементом в антропокосмизме
была попытка пересмотреть вопрос о месте человека в природе и его
взаимоотношении с Космосом на основе естественнонаучных знаний. Человек
начинал рассматриваться как одна из органических частей мира, и
утверждалось убеждение, что только на этом пути можно найти ключ к
пониманию природы самого человека. Человек должен стремиться к единству с
природой, которое обогащает и расширяет его внутреннюю жизнь.
Похожие идеи развивал и Н.А.Умов, подчёркивая, что “человек может
мыслить себя как часть, как одно из преходящих звеньев Вселенной”. Он также
полагал, что антропоцентрическое миросозерцание разрушается, освобождая
место антропокосмизму.
Идеи взаимосвязи человека и космоса особенно выделялась в работах
К.Э.Циолковского, который даже называет одну из них “Космическая
философия”. “Весь космос обусловливает нашу жизнь, - писал он, - всё
непрерывно и всё едино”. “Вселенная не имела бы смысла, если бы не была
заполнена органическим, разумным, чувствующим миром”. Циолковский не просто
указывает на взаимосвязь человека и Космоса, но и подчёркивает зависимость
человека от него. “... Трудно предположить, чтобы какая-нибудь его
(космоса) часть не имела рано или поздно на нас влияние”.
Эта идея - влияния как ближнего, так и дальнего космоса на жизнь
человека - достаточно подробно рассматривалась А.Л.Чижевским, который
полагал, что “наше научное мировоззрение ещё далеко от исторического
представления о значении для органического царства космических излучений”.
Тем не менее ряд достижений науки XX в., по мнению Чижевского, позволяет
сделать вывод, что “в науках о природе идея о единстве и связанности всех
явлений в мире и чувство мира как неделимого целого достигли в наши дни
особой ясности и глубины... Строение Земли, её физикохимия, биосфера
являются проникновением строения и механики Вселенной”. Чижевский
противопоставляет свою точку зрения существующему мнению, что “жизнь есть
результат случайной игры только земных сил”. Для него жизнь в значительно
большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана
воздействием творческой динамики космоса на инертный материал Земли.
Человек “не только земное существо, отмечал он, - но и космическое,
связанное всей своей биологией, всеми молекулами, частицами своих тел с
космосом, с его лучами, потоками и полями”. В этом случае вовсе не
случайным выглядит влияние солнечной энергии на протекание жизненных
процессов. Чижевский одним из первых исследователей обосновал эту идею
конкретными научными фактами. В частности, он проанализировал корреляции
между солнечной активностью и пиками эпидемий и показал, что солнечная
активность выступает своеобразным регулятором течения эпидемических
процессов. Это конечно не означает, что “состояние солнцедеятельности
является непосредственной причиной эпидемического распространения тех или
иных болезней”, но активность Солнца “способствует их быстрому назреванию и
интенсивному течению”.
Проблема единого мира и единого знания о мире была наиболее
основательно разработана В.И.Вернадским. Вернадский отмечал, что
“антропоцентрическое представление не совпадает с тем реальным выявлением
Космоса, который охватывается научной работой и научной мыслью
исследователя Природы”. Он отмечал, что “в науке нет до сих пор ясного
сознания, что явления жизни и явления мёртвой природы, взятые с
геологической, т.е. планетарной точки зрения, являются проявлением единого
процесса”. Но, как подчёркивает Вернадский, биологи не должны забывать, что
изучаемая ими сфера жизни является неразрывной частью земной коры и
оказывает на неё активное обратное влияние, изменяя её. Они не должны
рассматривать жизнь в отрыве от эволюции целостного космоса. По его мнению,
такая установка явилась следствием того, что длительное время Вселенная
казалась безжизненной. Основанием для таких настроений явилось утверждение
в науке принципа Коперника, а когда в первой половине XIX в. Были получены
числовые данные о размерах Вселенной, казалось, что жизнь вообще
растворилась в космическом пространстве, и постепенно стало утверждаться
мнение, что малое значение жизни в мироздании является выводом из научных
исследований. Однако по мере развития науки появляются основания усомниться
в бесспорности такого рода заключений. Вернадский противопоставляет
традиционной точке зрения иную позицию. Он демонстрирует, что в мировой
эволюции жизнь выступает не случайным, а закономерным следствием, что
характер космического развития жизненных процессов обусловлен всем