Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 00:57, курсовая работа
Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само существование “русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты.
Русский
космизм.
Введение.
Русский космизм является философским
направлением с большими традициями в
культуре России и объединяет не только
философов, а также учёных, религиозных
мыслителей, писателей, поэтов, художников.
Само существование “русского космизма”
как философского течения даже в наше
время вызывает острые дебаты.
Само
зарождение русского космизма обусловлено
в значительной степени своеобразной
общественной и культурной обстановкой
в России XIX в. Развитие русского космизма
обязано во многом непременному противопоставлению
этого философского направления самим
основам западноевропейской науки и культуры.
Это противостояние заключало в себе возможность
продуктивного диалога, способствовавшего
изменению русского космизма, его прогрессивному
воздействию на культуру научного исследования
в XX в. Значительный интерес представляет
нравственный, социально-философский
смысл русского космизма. Он способен
питать собой весьма широкий спектр воззрений
- от крайне реакционных до либеральных,
которые озабочены поиском творческого
примирения основных ценностей традиционного
общества и культуры динамичной цивилизации.
Идеи
русского космизма становятся особенно
популярными в наше время, в том числе
и благодаря тому, что многие предсказания
космистов сбылись и продолжают сбываться.
1.Основные
течения в философии
русского космизма.
1.1.Философско-религиозное
течение.
1.1.1.Русский
космизм П.А.Флоренского.
П.А.Флоренский
является одним из тех, кого по праву относят
к традиции "русского космизма". Он
считал, что существует "идеальное родство"
мира и человека, их "пронизанность
друг другом", взаимосвязанность. Подобно
древнегреческой философии он соотносит
мир и человека как макрокосмос (космос,
большой мир, среду) и микрокосмос, являющийся
в своём роде "образом и подобием Вселенной"
и несущий в себе всё, что есть в мире.
Несмотря на то, что космический подход
к человеку лишает его полноты личностного
бытия, Флоренский сумел найти выход из
этой трудной ситуации. И мир и человек
одинаково сложны и внутренне бесконечны,
поэтому они могут рассматриваться как
части друг друга. Можно с полным основанием
считать мир биологически - вселенским
телом человека, а экономически - сферой
его хозяйствования. "Мир есть раскрытие
Человека, проекция его" [2] . В этом заключается
космически-антропологический дуализм
(или двуединство) Флоренского, который
рассматривает его в рамках традиционного
платонического дуализма горнего и дольнего
(нашему миру противопоставляется иной,
"премирный", который символически
приоткрывается в реальностях земного
бытия). Такой дуализм, по мнению Флоренского,
можно преодолеть только в Церкви: "В
ней действительность одухотворяется,
освящается, обоживается" [3] "Обоживание"
является конечным результатом спасения
всего мира через спасение человека, которое
происходит в Церкви силами Христа и Его
Духа. Спасение устраняет конфликт человека
и мира, это и есть "космическая сторона
христианства" [4] . У Флоренского, как
впрочем и у многих платоников, картина
бытия статична: динамические процессы,
эволюция, история определяющего значения
не имеют. Как считает Флоренский, вся
история мира - это мрак, одна лишь "ночь,
один страшный сон, растягивающийся в
века". По моему мнению философия Флоренского
- это космизм без эволюционизма ("преображение
мира" не выходит за рамки отдельных
церковных очагов и не проникает в мировую
жизнь и социальную деятельность человека).
1.1.2.
Христианский космос
В.С.Соловьёв.
Наиболее
полно тема космизма рассмотрена В.С.Соловьёвым
в трактате "Чтения о Богочеловечестве".
По мнению Соловьёва, истинной загадкой
для разума является не вечный, или божественный,
мир. Напротив, как идеальная полнота всего
и осуществление добра, истины и красоты,
он является как ясное и нормальное. Лишь
в этой вечной сфере можно обрести безусловное
мерило для признания разумной природы
как чего – то условного и преходящего.
Действительность окружающего нас мира
является подлинной загадкой и задачей
для разума. "Эта задача сводится к выведению
условного из безусловного, случайной
реальности из абсолютной идеи, природного
мира явлений из мира божественной сущности
связующее звено между божественным и
природным миром есть человек. Человек
совмещает в себе всевозможные противоположности,
которые все сводятся к одной великой
противоположности между безусловным
и условным, между абсолютной и вечной
сущностью и преходящим явлением, или
видимостью. Человек есть вместе и божество,
и ничтожество" [5] . Следовательно, для
человека необходимо найти место и значение
в общей связи истинно сущего. Соловьёв
видит в божественном существе двуединство:
"действующее, или производящее, единство
божественного творчества Слова (Логоса),
и единство произведённое, осуществленное...,
- единство органического тела" [5] . Иначе
говоря, первое единство - это Бог (Логос),
второе единство (произведённое единство,
София) - "начало человечества, идеальный
или нормальный человек. И Христос, в этом
единстве причастный человеческому началу,
есть человек, или, по выражению священного
Писания, второй Адам" [5] . Вечность Бога
как Логоса и действующего Бога предполагает
вечность человечества, но не природного,
которое возникает на Земле в определённый
период, а человека умопостигаемого, идеального.
Это универсальное существо заключает
в себе всех людей. "Каждый из нас, каждое
человеческое существо существенно и
действительно коренится и участвует
в универсальном и абсолютном человеке"
[5] . Он – всечеловеческий организм, вечное
тело Божие и вечная душа мира, София. Поэтому
человек является необходимым и незаменимым
звеном в абсолютном целом. Именно это
оправдывает допущение двух великих истин:
человеческой свободы и человеческого
бессмертия.
Исключительное
самоутверждение или эгоизм, всесильный
в практической жизни, является коренным
злом нашей природы, и так как эгоизм свойственен
всему в природе, то зло – это общее свойство
всей природы. Природа является отражением
всеединой идеи и существования обособленного,
разделённого, разрозненного, чуждого
этой идеи. Соловьёв приходит к выводу,
что природа зла метафизична, усматривая
зло в отношении души мира (Софии, "первообразного
человечества") и Бога. Её посредствующее
положение между Богом и природным миром
заключает возможность обретения самостоятельности,
соблазн обладания "всем" от себя,
а не от Бога и тем самым нарушается единство
мироздания. Идеальное всеединство возможно
только тогда, когда происходит соединение
божественного начала с душой мира, где
первое - образующий элемент, а второе
- пассивная сила, которая воспринимает
идеальное и снабжает его материей для
развития, оболочкой для его полного обнаружения.
Это соединение не носит характера однократного
творения. Путь к достижению совершенного
и вечного организма - это медленный и
мучительный путь, который объясняется
только одним, без чего немыслимы ни Бог,
ни природа - свободой. "Если всё существующее
(в природе или мировой душе) должно соединиться
с Божеством - а в этом цель всего бытия,
- то это единство, чтобы быть действительным
единством, очевидно должно быть обоюдным,
т.е. идти не только от Бога, но и от природы,
быть и её собственным делом" [5] .
Мировой
космогонический процесс проходит множество
последовательных фаз. Начинаясь эпохой
звёздной (астральной), когда действием
всемирного тяготения материя стягивается
в великие космические тела, он завершается
созиданием органической жизни и её совершенством
- формой человеческого организма. "В
человеке мировая душа впервые соединяется
с божественным Логосом в сознании как
чистой форме всеединства... В человеке
природа перерастает саму себя и переходит
(в сознании) в область бытия абсолютного.
Воспринимая и нося в своём сознании вечную
божественную идею и вместе с тем по фактическому
происхождению и существованию своему
неразрывно связанный с природой внешнего
мира, человек является естественным посредником
между Богом и материальным бытиём, проводником
всеединящего божественного начала в
стихийну множественность, - устроителем
и организатором вселенной" [5]. Кроме
человека все иные существа лишены божественного
начала и причастны к нему лишь подчинением
внешнему естественному закону. Подобно
мировой душе, человек, причастный к всеединству
Бога, свободен захотеть иметь его как
Бог. Для этого он "утверждает себя отдельно
от Бога, вне Бога, отпадает или отделяется
от Бога в своём сознании так же, как первоначально
мировая душа отделилась от Него во всём
бытии своём" [5] . Таким образом начинается
новая фаза уже не космогонического, а
теологического развития, в процессе которого
человек проходит путь от астральных религий
через солнцепоклонство к фаллической,
где, наконец, возвращается к своему собственному
материальному началу и высшее проявление
мировой связи находит в сложном единстве
родовой организации жизни.
Можно
выделить несколько бесспорных идей космизма
Соловьёва:
1) Идея
всеединства, вечного органически целостного
истинносущего мира, которая имеет религиозный
характер (вне божественного начала бытие
- это хаос).
2) Тайна
сопричастности человека космосу в его
(человека) божественной природе (человек
являясь посредником между Богом и материальным
бытиём, проводником единящего действия
на стихийную множественность, человек
- устроитель и организатор вселенной.
3) В
космосе Соловьёва главенствуют нравственно-религиозные
смыслы (целесообразности), которые определяют
существо всех фаз и узловых моментов
его эволюции и бытия.
4) Проблема
полноты познания вообще не может быть
представлена как гносеологическая (полное
знание - это религиозно-мистическое мировосприятие
("восприятие мира в элементе софийности"),
тем самым Соловьёв критикует рациональность
как отвлечённое начало, подчиняя и преобразуя
её в свете религиозного опыта и мистического
созерцания.
1.1.3.
Философия общего
дела Н.Ф.Фёдорова.
В
своём основном философском труде "Философия
общего дела" Н.Ф.Фёдоров провозглашает
общечеловеческие, общепланетарные задачи
эпохи ноосферного выбора: управление
природой ("внесение в неё воли и разума"),
которое для Фёдорова является исполнением
библейской заповеди об обладании землёй;
победа над стихийными силами, над голодом,
болезнями и смертью; перевод военной
мощи в созидательную и мирную. Фёдоров
отчётливо понимал то катастрофическое
направление, в котором движется развитие
нынешней "эксплуатирующей, а не восстанавливающей"
природу цивилизации. "Мы виноваты,
не в том только, что делаем (хищничество),
но и в том зле, которое происходит по нашему
бездействию". Бездействие человека
содействует приближению Конца, означает
измену эволюционному предназначению
разума: стать орудием "внесения порядка
в беспорядок, гармонии в слепой хаос".
Как раз эту задачу и ставит разработанный
в "Философии общего дела" проект
"регуляции природы" [6] . Он включает
некоторые конкретные предложения, в том
числе, о регуляции погоды методом взрыва
в облаках, который до сих пор применяется,
а также и более глобальные проекты "регуляции
природы": об управлении магнитными
силами, движением земного шара, об овладении
новыми источниками энергии, о метеорической
регуляции в масштабах не только всей
планеты, но и о выходе в космос и управлении
космическими процессами.
Космос,
космическое в философском сознании
обычно были воплощением беспредельного,
абсолютного, недоступного ограниченному
человеческому пониманию, оставаясь предметом
медитации, высокого восхищения, смешанного
с трепетом ужаса перед бездной небытия.
Созерцательное отношение к космосу,
уходящее в глубокую древность, преобладало
многие века. И только начиная с Фёдорова,
в философию и науку входит требование
преобразовательной активности со стороны
человечества, направленной на макрокосмос.
"Борьба с разъединяющим пространством"
[6] для мыслителя - "первый шаг в борьбе
со всепоглощающим временем". Две глобальные
победы человечества: - над пространством
и временем - взаимосвязаны и взаимозависимы.
Полем преображённой, бессмертной, обоженой
жизни может быть не только вся Вселенная,
бесконечная и неисчерпаемая в своих энергетических
и материальных возможностях, а также
и долгоживущие, а потом и бессмертные
создания с биологически гибким, переделанным
организмом, управляемым сознанием, смогут
жить и творить в самых невероятных внеземных
условиях. Суть идеи "регуляции природы"
не только в конкретных проектах, многие
из которых уже осуществляются или могут
быть осуществлены - она более радикальна,
ставя высшей целью преобразование самого
статуса природного и космического бытия,
самой природы человека.
Пророческая
идея Фёдорова о неразрывной связи космоса
и человека находит своё подтверждение
в современных научных подходах. В этой
связи можно привести в качестве примера
антропный принцип. Он состоит в следующем:
мир не был бы таким, каков он есть, если
бы в нём не было наблюдателя, т.е. людей
(чувствующих и мыслящих существ). Если
бы мир был другим хоть немного - и нас
бы не было: чуть бы сместились параметры
составляющих мира, какая-нибудь элементарная
частица была бы другой или исчезла - не
явились бы ни жизнь, ни сознание. Поэтому,
когда мы ставим задачу изменения или
мира, или человека, необходимо будет учитывать
этот принцип. Изменять свою (человеческую)
природу можно только вместе с изменением
мира в том же направлении, и наоборот,
когда человек, не изменяя себя, не став
на путь собственного одухотворения, начинает
покорять или преобразовывать природу
(или мир), он приходит к неизбежному дисбалансу,
к кризису, экологическому и нравственному.
Такое одностороннее вмешательство, произведённое
несовершенным, но самодовольным человеком
в природу (вместо регуляции, сознательной
и разумной) приводит к истощению природы,
которая как бумеранг (в виде катастрофы)
обрушивается на самого человека.
Фёдоров
также выдвинул идею о необходимости
победы над смертью ("учение о воскрешении"
или более развёрнуто - "учение об объединении
живущих сынов для воскрешения умерших")
[6] . Для Фёдорова "трудовое воскрешение"
является возможностью, вытекающей из
духа христианского учения. Фёдоров предложил
новое определение - "Супраморализм,
или всеобщий синтез", которое затрагивает
философские и этические подходы его учения.
Эта философия этическая и можно сказать
сверхэтическая выдвигает приоритет должного
над сущим, зовёт к преображению бытия
в благобытие. И предлагает последовательно
синтетический способ мышления и достижения
высших целей - это философия синтеза,
"синтеза двух разумов (теоретического
и практического) и трёх предметов знания
и дела" (Бог, человек и природа), и, наконец,
"синтеза науки и искусства в религии,
отождествляемой с Пасхой". Подход,
открывающий принципиально новые возможности
науке и философии, которые, по мнению
Фёдорова, шли и идут преимущественно
путём разделения, расчленения, анализа.
Этому Фёдоров противопоставляет путь
воскрешения как собирания, сложения,
синтеза всего разъединённого и разложенного
- от знания до человеческого организма.
Преобладающий сегодня аналитический
тип мышления связан, по его мнению, с промышленной
цивилизацией, которая умерщвляет, разделывает
живые натуральные продукты природы и
земледелия и готовит из них мёртвые, искусственные
вещи. Преобладание анализа связано с
подсознательным и сознательным согласием
на смерть. Сама смерть и есть главный
анализатор, разделяющий сложное на более
простые элементы. Воскрешение же, напротив,
- воссоединение простого в сложное целое,
предполагающее приобретение нового,
преображённого качества. Для этого необходим
синтез всех способностей и возможностей
человечества. Поэтому основная идея философии
"всеобщего синтеза" состоит в преодолении
противоречий: города и села, знания и
дела, чувства и мысли, мечты и воли, веры
и науки, эгоизма и альтруизма. На сегодняшнем
этапе развития, как я считаю, человечество
ещё не готово к идее единства и поэтому
вполне закономерно, что эта идея является
утопической.