Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:22, реферат
Идеи космизма, выражающие неразрывную связь человека и Вселенной, были известны в истории мировой культуры с древнейших времен. В самобытном мировоззренческой традиции языческих славян космос воспринимался как единый и одушевленный.Выработанные предками нравственные ориентиры должны были вносить в него естественное равновесие и гармонию.
С приходом на Русь христианской идеологии данный вариант миропонимания на длительное время оказывается не востребованным. Однако к середине 19 века начало проявлять себя особое направление в философской культуре России, которое получило название «русский космизм»
Реферат
На тему: «Русский
Космизм»
Выполнила:
Студентка КЭГИ
Группы ИМ-10-1А
Мукомел Мария
Краматорск,2011
Русский Космизм
Идеи космизма, выражающие неразрывную связь человека и Вселенной, были известны в истории мировой культуры с древнейших времен. В самобытном мировоззренческой традиции языческих славян космос воспринимался как единый и одушевленный.Выработанные предками нравственные ориентиры должны были вносить в него естественное равновесие и гармонию.
С
приходом на Русь христианской
идеологии данный вариант
В
целом для русского космизма
характерны попытки разработки
новой целостной картины мира,
мира обитаемого и обжитого.
В настоящее время в русском космизме выделяют три течения:
Н.Ф.Федоров(1828-1903)
Николай Федорович Федоров получил образование одесском лицее Ришелье, затем преподавал историю и географию в провинциальных городах. В течении многих лет работал библиотекарем Чертковской и Румянцевской библиотек в Москве, обладал громадной эрудицией в различных областях знаний. Высоконравственная жизнь и искренность оригинального учения обеспечили ему стойкий авторитет современников и память потомков, создали славу «московского Сократа»,»учителя и утешителя».
Главная идея работ Н.Ф.Федорова-идея «воскрешения отцов»,т.е. воссоздания(в буквальном смысле) всех ранее живших поколений. Воскрешение-это и есть «общее дело»,совершаемое по средством «регуляции природы» человеком, вносящим в природу целесообразность.
Основные произведения впервые изданы в сборнике под названием «Философия общего дела» в 1906 г.(1 том) и в 1913 г.(2 том).
О СМЕРТИ, О БЕССМЕРТИИ
Смерть есть свойство, состояние, обусловленное причинами, но не качество, без коего человек перестает быть тем, что он есть и чем должен быть.
Все
философии, разноглася во всем,
сходятся в одном- все они
признают действительность
Действие,
происходящее из сознания
«человек
есть существо, которое погребает»-
вот самое глубокое
…смерть есть просто результат или выражение несовершеннолетия, несамостоятельной, несамобытной жизни, неспособности к взаимному восстановлению или поддерживанию жизни. Люди еще недоросли, полусущества, но полнота личного бытия, личное совершенство возможно только при совершенстве общем. Совершеннолетие есть и безболезненность, бессмертие; но без воскрешения умерших невозможно бессмертие живущих.
…должно
быть создано, что и сама
космическая сила бессильна
Воскрешение не мысль только, но и не факт, оно проект; и как слово, или заповедь, как Божественное веление, оно есть факт совершившийся, а как дело, исполнение, оно акт еще неоконченный; как Божественное оно уже решено, как человеческое- еще не произведено.
Для
природы, переходящей из
Религия
есть дело воскрешения, только
в виде неполном, в виде таинства.
…участвуя, таким образом, в
деле воскрешения, мы
…воскрешение же есть полное торжество нравственного закона над физическою необходимостью.
Полный долг воскрешения, т.е. обращение мира несвободного, где все определяется физическою необходимостью, причинностью, в мир сознательный, свободный, который теперь мы можем представить себе лишь мысленно, должны же осуществить его действительно, потому что это не идеал только, а проект; в таком осуществлении состоит добродетель, которой необходимо принадлежит свобода и бессмертие, которая не делает людей только достойными счастья, но и дает им счастье, которая есть, следовательно, не только благо или добро, но и блаженство… Жить нужно для себя(эгоизм) и не для других(альтруизм), а со всеми и для всех; это и есть объединение живущих(сынов) для воскрешения умерших(отцов).
Возвращение
праху(разрушенным телам)
Для
воскрешения недостаточно
О КОСМОСЕ И ЧЕЛОВЕКЕ
…по
мере исполнения долга,
Фантастичность
предполагаемой возможности
Для
сынов же человеческих
…без
обладания небесным
…космос нуждается в разуме для того, чтобы быть космосом, а не хаосом, каким он(пока) есть; разумные же существа нуждаются в силе. Космос (каков он есть, но не каковым он должен быть)есть сила без разума, а человек есть(пока) разум без силы. Но как же разум может стать силой, а сила- разумом? Сила станет разумной, когда знание, когда разум станет управлять ею. Стало быть, все зависит от человека… .
С
одной стороны, человек, по
коперниканскому учению, есть обитатель
ничтожнейшей частички
О РЕГУЛЯЦИИ ПРИРОДЫ КАК ОБЩЕМ ДЕЛЕ
Природа
в нас начинает не только
сознавать себя, но и управлять
собою; в нас она достигает
совершенства, или такого состояния,
достигнув которого она уже
ничего разрушать не будет,
а все в эпоху слепоты
Повиноваться природе для разумного существа значит управлять ею, неразумною силою, ибо природа в разумных существах приобрела себе главу и правителя.
Сила
чувствующая, но не
О ПОЛНООРГАННОСТИ
Живая
сила, ограниченная пределами земли,
могла проявиться только в
размножении, в обособлении
Отсюда
сама собою определяется
Несмотря на такие, по-видимому, изменения, в сущности человек ничем не будет отличаться от того, что такое он ныне,- он будет тогда больше самим собою, чем теперь; чем в настоящее время человек пассивно, тем же он будет и тогда, но только активно; то, что в нем существует в настоящее время мысленно, или в неопределенных лишь стремлениях, только проективно, то будет тогда в нем действительно, ясно, крылья души сделаются тогда телесными крыльями.