Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 12:20, курсовая работа
Русский космизм является философским направлением с большими
традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также
учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само
существование “русского космизма” как философского течения даже в наше
время вызывает острые дебаты.
Введение ____________________________________________________________________3
1. Основные течения в философии русского космизма______________________________4
1.1. Философско-религиозное течение ___________________________________________4
1.1.1. Русский космизм П.А.Флоренского ________________________________________4
1.1.2. Христианский космос В.С.Соловьёва ______________________________________5
1.1.3. Философия общего дела Н.Ф.Фёдорова _____________________________________8
1.2. Естественнонаучное течение ______________________________________________12
1.2.1. Философские взгляды Н.А.Умова _________________________________________12
1.2.2. Антропокосмизм Н.Г.Холодного _________________________________________13
1.2.3. Третий синтез космоса В.И.Вернадского ___________________________________15
1.2.4. Космическая философия К.Э.Циолковского _________________________________17
1.2.5. Единый природный субстрат А.Л.Чижевского _______________________________23
2. Современная цивилизация и русский космизм __________________________________26
3. Ноосфера: утопия или реальность? ___________________________________________33
Заключение _________________________________________________________________36
Список литературы __________________________________________________________37
План
работы:
Введение
______________________________
1. Основные
течения в философии русского
космизма______________________
1.1. Философско-религиозное
течение ______________________________
1.1.1. Русский
космизм П.А.Флоренского ______________________________
1.1.2. Христианский
космос В.С.Соловьёва ______________________________
1.1.3. Философия
общего дела Н.Ф.Фёдорова ______________________________
1.2. Естественнонаучное
течение ______________________________
1.2.1. Философские
взгляды Н.А.Умова ______________________________
1.2.2. Антропокосмизм
Н.Г.Холодного ______________________________
1.2.3. Третий
синтез космоса В.И.Вернадского ______________________________
1.2.4. Космическая
философия К.Э.Циолковского ______________________________
1.2.5. Единый
природный субстрат А.Л.
2. Современная
цивилизация и русский космизм ______________________________
3. Ноосфера:
утопия или реальность? ______________________________
Заключение
______________________________
Список
литературы ______________________________
Введение
Русский космизм является философским направлением с большими
традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также
учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само
существование “русского космизма” как философского течения даже в наше
время вызывает острые дебаты.
Само зарождение русского
своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие
русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого
философского
направления самим основам
Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога,
способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному
воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес
представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма.
Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне
реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого
примирения основных
ценностей традиционного
цивилизации.
Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в
том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и
продолжают сбываться.
1. Основные течения в философии русского космизма
1.1. Философско-религиозное течение.
1.1.1. Русский космизм П.А.Флоренского
П.А.Флоренский является одним из тех, кого по праву относят к традиции
"русского космизма". Он считал, что существует "идеальное родство" мира и
человека, их "пронизанность друг другом", взаимосвязанность. Подобно
древнегреческой философии он соотносит мир и человека как макрокосмос
(космос, большой мир, среду) и микрокосмос, являющийся в своём роде
"образом и подобием Вселенной" и несущий в себе всё, что есть в мире.
Несмотря на то, что космический подход к человеку лишает его полноты
личностного бытия, Флоренский сумел найти выход из этой трудной ситуации. И
мир и человек одинаково сложны и внутренне бесконечны, поэтому они могут
рассматриваться как части друг друга. Можно с полным основанием считать мир
биологически - вселенским телом человека, а экономически - сферой его
хозяйствования. "Мир есть раскрытие Человека, проекция его" . В этом
заключается космически-антропологический дуализм (или двуединство)
Флоренского, который рассматривает его в рамках традиционного
платонического дуализма горнего и дольнего (нашему миру противопоставляется
иной, "премирный", который символически приоткрывается в реальностях
земного бытия). Такой дуализм, по мнению Флоренского, можно преодолеть
только в Церкви: "В ней действительность одухотворяется, освящается,
обоживается" . "Обоживание" является конечным результатом спасения всего
мира через спасение человека, которое происходит в Церкви силами Христа и
Его Духа. Спасение устраняет конфликт человека и мира, это и есть
"космическая сторона христианства". У Флоренского, как впрочем и у
многих платоников, картина бытия статична: динамические процессы, эволюция,
история определяющего значения не имеют. Как считает Флоренский, вся
история мира - это мрак, одна лишь "ночь, один страшный сон,
растягивающийся в века". По моему мнению философия Флоренского - это
космизм без эволюционизма ("преображение мира" не выходит за рамки
отдельных церковных очагов и не проникает в мировую жизнь и социальную
деятельность человека).
1.1.2. Христианский космос В.С.Соловьёва
Наиболее полно тема космизма рассмотрена В.С.Соловьёвым в трактате
"Чтения о Богочеловечестве". По мнению Соловьёва, истинной загадкой для
разума является не вечный, или божественный, мир. Напротив, как идеальная
полнота всего и осуществление добра, истины и красоты, он является как
ясное и нормальное. Лишь в этой вечной сфере можно обрести безусловное
мерило для признания разумной природы как чего—то условного и преходящего.
Действительность окружающего нас мира является подлинной загадкой и задачей
для разума. "Эта задача ... сводится к выведению условного из безусловного,
... случайной реальности из абсолютной идеи, природного мира явлений из
мира божественной сущности. ... связующее звено между божественным и
природным миром есть человек. Человек совмещает в себе всевозможные
противоположности, которые все сводятся к одной великой противоположности
между безусловным и условным, между абсолютной и вечной сущностью и
преходящим явлением, или видимостью. Человек есть вместе и божество, и
ничтожество" . Следовательно, для человека необходимо найти место и
значение в общей связи истинно сущего. Соловьёв видит в божественном
существе двуединство: "действующее, или производящее, единство
божественного творчества Слова (Логоса), и единство произведённое,
осуществленное..., - единство органического тела" . Иначе говоря, первое
единство - это Бог (Логос), второе единство (произведённое единство, София)
- "начало человечества,
... идеальный или нормальный
этом единстве причастный человеческому началу, есть человек, или, по
выражению священного Писания, второй Адам". Вечность Бога как Логоса и
действующего Бога предполагает вечность человечества, но не природного,
которое возникает на Земле в определённый период, а человека
умопостигаемого, идеального. Это универсальное существо заключает в себе
всех людей. "Каждый из нас, каждое человеческое существо существенно и
действительно
коренится и участвует в
София. Поэтому человек является необходимым и незаменимым звеном в
абсолютном целом. Именно это оправдывает допущение двух великих истин:
человеческой
свободы и человеческого
Исключительное
жизни, является коренным злом нашей природы, и так как эгоизм свойственен
всему в природе, то зло - это общее свойство всей природы. Природа является
отражением всеединой идеи и существования обособленного, разделённого,
разрозненного, чуждого этой идеи. Соловьёв приходит к выводу, что природа
зла метафизична, усматривая зло в отношении души мира (Софии,
"первообразного человечества") и Бога. Её посредствующее положение между
Богом и природным миром заключает возможность обретения самостоятельности,
соблазн обладания "всем" от себя, а не от Бога и тем самым нарушается
единство мироздания. Идеальное всеединство возможно только тогда, когда
происходит соединение божественного начала с душой мира, где первое -
образующий элемент, а второе - пассивная сила, которая воспринимает
идеальное и снабжает его материей для развития, оболочкой для его полного
обнаружения. Это соединение не носит характера однократного творения. Путь
к достижению совершенного и вечного организма - это медленный и мучительный
путь, который объясняется только одним, без чего немыслимы ни Бог, ни
природа - свободой. "Если всё существующее (в природе или мировой душе)
должно соединиться с Божеством - а в этом цель всего бытия, - то это
единство, чтобы быть действительным единством, очевидно должно быть
обоюдным, т.е. идти не только от Бога, но и от природы, быть и её
собственным делом".
Мировой космогонический
фаз. Начинаясь эпохой звёздной (астральной), когда действием всемирного
тяготения материя стягивается в великие космические тела, он завершается
созиданием органической жизни и её совершенством - формой человеческого
организма. "В человеке мировая душа впервые соединяется с божественным
Логосом в сознании как чистой форме всеединства... В человеке природа