Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 12:20, курсовая работа
Русский космизм является философским направлением с большими
традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также
учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само
существование “русского космизма” как философского течения даже в наше
время вызывает острые дебаты.
Введение ____________________________________________________________________3
1. Основные течения в философии русского космизма______________________________4
1.1. Философско-религиозное течение ___________________________________________4
1.1.1. Русский космизм П.А.Флоренского ________________________________________4
1.1.2. Христианский космос В.С.Соловьёва ______________________________________5
1.1.3. Философия общего дела Н.Ф.Фёдорова _____________________________________8
1.2. Естественнонаучное течение ______________________________________________12
1.2.1. Философские взгляды Н.А.Умова _________________________________________12
1.2.2. Антропокосмизм Н.Г.Холодного _________________________________________13
1.2.3. Третий синтез космоса В.И.Вернадского ___________________________________15
1.2.4. Космическая философия К.Э.Циолковского _________________________________17
1.2.5. Единый природный субстрат А.Л.Чижевского _______________________________23
2. Современная цивилизация и русский космизм __________________________________26
3. Ноосфера: утопия или реальность? ___________________________________________33
Заключение _________________________________________________________________36
Список литературы __________________________________________________________37
перерастает саму себя и переходит (в сознании) в область бытия абсолютного.
Воспринимая и нося в своём сознании вечную божественную идею и вместе с тем
по фактическому происхождению и существованию своему неразрывно связанный с
природой внешнего мира, человек является естественным посредником между
Богом и материальным бытиём, проводником всеединящего божественного начала
в стихийную множественность, - устроителем и организатором вселенной".
Кроме человека все иные существа лишены божественного начала и причастны к
нему лишь подчинением внешнему естественному закону. Подобно мировой душе,
человек, причастный к всеединству Бога, свободен захотеть иметь его как
Бог. Для этого он "утверждает себя отдельно от Бога, вне Бога, отпадает или
отделяется от Бога в своём сознании так же, как первоначально мировая душа
отделилась от Него во всём бытии своём". Таким образом начинается новая
фаза уже не космогонического, а теологического развития, в процессе
которого человек проходит путь от астральных религий через солнцепоклонство
к фаллической, где, наконец, возвращается к своему собственному
материальному началу и высшее проявление мировой связи находит в сложном
единстве родовой организации жизни.
Можно выделить несколько бесспорных идей космизма Соловьёва:
1)
Идея всеединства, вечного
которая имеет религиозный
это хаос).
2) Тайна сопричастности человека космосу в его (человека) божественной
природе (человек являясь
бытиём, проводником единящего
человек - устроитель и организатор вселенной.
3) В космосе Соловьёва главенствуют нравственно-религиозные смыслы
(целесообразности), которые определяют существо всех фаз и узловых
моментов его эволюции и бытия.
4)
Проблема полноты познания
гносеологическая (полное знание - это религиозно-мистическое
мировосприятие ("восприятие мира в элементе софийности"), тем самым
Соловьёв критикует
преобразуя её в свете
1.1.3. Философия общего дела Н.Ф.Фёдорова
В своём основном философском труде "Философия общего дела" Н.Ф.Фёдоров
провозглашает общечеловеческие, общепланетарные задачи эпохи ноосферного
выбора: управление природой ("внесение в неё воли и разума"), которое для
Фёдорова является исполнением библейской заповеди об обладании землёй;
победа над стихийными силами, над голодом, болезнями и смертью; перевод
военной мощи в созидательную и мирную. Фёдоров отчётливо понимал то
катастрофическое направление, в котором движется развитие нынешней
"эксплуатирующей, а не восстанавливающей" природу цивилизации. "Мы
виноваты, не в том только, что делаем (хищничество), но и в том зле,
которое происходит по нашему бездействию". Бездействие человека содействует
приближению Конца, означает измену эволюционному предназначению разума:
стать орудием "внесения порядка в беспорядок, гармонии в слепой хаос". Как
раз эту задачу и ставит разработанный в "Философии общего дела" проект
"регуляции природы" . Он включает некоторые конкретные предложения, в
том числе, о регуляции погоды методом взрыва в облаках, который до сих пор
применяется, а также и более глобальные проекты "регуляции природы": об
управлении магнитными силами, движением земного шара, об овладении новыми
источниками энергии, о метеорической регуляции в масштабах не только всей
планеты, но и о выходе в космос и управлении космическими процессами.
Космос, космическое в философском сознании обычно были воплощением
беспредельного, абсолютного, недоступного ограниченному человеческому
пониманию, оставаясь предметом медитации, высокого восхищения, смешанного с
трепетом ужаса перед бездной небытия. Созерцательное отношение к космосу,
уходящее в глубокую древность, преобладало многие века. И только начиная с
Фёдорова, в философию и науку входит требование преобразовательной
активности со стороны человечества, направленной на макрокосмос. "Борьба с
разъединяющим пространством" для мыслителя - "первый шаг в борьбе со
всепоглощающим временем". Две глобальные победы человечества: - над
пространством и временем - взаимосвязаны и взаимозависимы. Полем
преображённой, бессмертной, обоженой жизни может быть не только вся
Вселенная, бесконечная и неисчерпаемая в своих энергетических и
материальных возможностях, а также и долгоживущие, а потом и бессмертные
создания с биологически гибким, переделанным организмом, управляемым
сознанием, смогут жить и творить в самых невероятных внеземных условиях.
Суть идеи "регуляции природы" не только в конкретных проектах, многие из
которых уже осуществляются или могут быть осуществлены - она более
радикальна, ставя высшей целью преобразование самого статуса природного и
космического бытия, самой природы человека.
Пророческая идея Фёдорова о неразрывной связи космоса и человека
находит своё подтверждение в современных научных подходах. В этой связи
можно привести в качестве примера антропный принцип. Он состоит в
следующем: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нём не было
наблюдателя, т.е. людей (чувствующих и мыслящих существ). Если бы мир был
другим хоть немного - и нас бы не было: чуть бы сместились параметры
составляющих мира, какая-нибудь элементарная частица была бы другой или
исчезла - не явились бы ни жизнь, ни сознание. Поэтому, когда мы ставим
задачу изменения или мира, или человека, необходимо будет учитывать этот
принцип. Изменять свою (человеческую) природу можно только вместе с
изменением мира в том же направлении, и наоборот, когда человек, не изменяя
себя, не став на путь собственного одухотворения, начинает покорять или
преобразовывать природу (или мир), он приходит к неизбежному дисбалансу, к
кризису, экологическому и нравственному. Такое одностороннее вмешательство,
произведённое несовершенным, но самодовольным человеком в природу (вместо
регуляции, сознательной и разумной) приводит к истощению природы, которая
как бумеранг (в виде катастрофы) обрушивается на самого человека.
Фёдоров также выдвинул идею о необходимости победы над смертью
("учение о воскрешении" или более развёрнуто - "учение об объединении
живущих сынов для воскрешения умерших"). Для Фёдорова "трудовое
воскрешение" является возможностью, вытекающей из духа христианского
учения. Фёдоров предложил новое определение - "Супраморализм, или всеобщий
синтез", которое затрагивает философские и этические подходы его учения.
Эта философия этическая и можно сказать сверхэтическая выдвигает приоритет
должного над сущим, зовёт к преображению бытия в благобытие. И предлагает
последовательно синтетический способ мышления и достижения высших целей -
это философия синтеза, "синтеза двух разумов (теоретического и
практического) и трёх предметов знания и дела" (Бог, человек и природа), и,
наконец, "синтеза науки и искусства в религии, отождествляемой с Пасхой".
Подход, открывающий принципиально новые возможности науке и философии,
которые, по мнению Фёдорова, шли и идут преимущественно путём разделения,
расчленения, анализа.
Этому Фёдоров
собирания, сложения, синтеза всего разъединённого и разложенного - от
знания до человеческого организма. Преобладающий сегодня аналитический тип
мышления связан, по его мнению, с промышленной цивилизацией, которая
умерщвляет, разделывает живые натуральные продукты природы и земледелия и
готовит из них мёртвые, искусственные вещи. Преобладание анализа связано с
подсознательным и сознательным согласием на смерть. Сама смерть и есть
главный анализатор, разделяющий сложное на более простые элементы.
Воскрешение же, напротив, - воссоединение простого в сложное целое,
предполагающее приобретение нового, преображённого качества. Для этого
необходим синтез всех способностей и возможностей человечества. Поэтому
основная идея философии "всеобщего синтеза" состоит в преодолении
противоречий: города и села, знания и дела, чувства и мысли, мечты и воли,
веры и науки, эгоизма и альтруизма. На сегодняшнем этапе развития, как я
считаю, человечество ещё не готово к идее единства и поэтому вполне
закономерно, что эта идея является утопической.
Космос Фёдорова как и у В.С.Соловьёва - это христианский космос. Этот
космос не дан, а задан, так как сегодня это беспорядок и хаос, мир
неразумия, "странный извращённый порядок, который лучше бы, кажется,
назвать беспорядком". Такое состояние есть следствие падения человека, так
как изначальный мир, судя по Творцу, был миром невинности и чистоты.
Поэтому и необходим всеобщий синтез (всеобщее единение). Космос у Фёдорова
становится "хозяйством", подчинённым задаче воскрешения предков и его
(космоса) художественного преображения. "Регуляция природы" - это