Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 12:20, курсовая работа
Русский космизм является философским направлением с большими
традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также
учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само
существование “русского космизма” как философского течения даже в наше
время вызывает острые дебаты.
Введение ____________________________________________________________________3
1. Основные течения в философии русского космизма______________________________4
1.1. Философско-религиозное течение ___________________________________________4
1.1.1. Русский космизм П.А.Флоренского ________________________________________4
1.1.2. Христианский космос В.С.Соловьёва ______________________________________5
1.1.3. Философия общего дела Н.Ф.Фёдорова _____________________________________8
1.2. Естественнонаучное течение ______________________________________________12
1.2.1. Философские взгляды Н.А.Умова _________________________________________12
1.2.2. Антропокосмизм Н.Г.Холодного _________________________________________13
1.2.3. Третий синтез космоса В.И.Вернадского ___________________________________15
1.2.4. Космическая философия К.Э.Циолковского _________________________________17
1.2.5. Единый природный субстрат А.Л.Чижевского _______________________________23
2. Современная цивилизация и русский космизм __________________________________26
3. Ноосфера: утопия или реальность? ___________________________________________33
Заключение _________________________________________________________________36
Список литературы __________________________________________________________37
компьютерные базы данных, доступные всему миру. Мы можем увидеть образы
умерших (на экране телевизора), которые говорят, поют, двигаются. Но почему-
то мы не считаем их живыми. Однако есть люди, уверенные "во всесилии
знания, побеждающего смерть и могущего на базе информационных программ
биополевых систем возвратить к жизни всех, как говорится, ушедших в
небытие, но в новой, более совершенной форме, на небелковой основе".
Надо соотносить науку и
управлении, не столько естественной, сколько искусственной среды, из-за
того, что её стихийное развитие становится для человечества неуправляемым и
опасным. Можно указать несколько основных способов в борьбе за выживание,
которые, на мой взгляд, существуют:
1)
Переход на безотходную
всех остальных сферах жизни человека. Необходимо, чтобы вторичное
сырьё (как например, многократно используемая вода в замкнутом
промышленном цикле) стало
2) Наложение ограничений на некоторые виды деятельности. Понятно, что
необходимо ограничение
к невосполнимой потере озонового слоя Земли. Такие ограничения
окажут большое влияние на развитие экологически безопасных
технологий.
3) Далеко не всё, то что с научной и технической точки зрения
осуществимо, следует создавать, иначе это приведёт к гибели
человечества.
Я думаю, что надо переходить от пассивной защиты природы
(рационального использования природы) к управлению искусственной средой.
Нельзя уповать только на ноосферу, надеясь, что она будет управлять всем и
вся, необходимо думать о том, как ей управлять, без этого наше выживание
невозможно.
Заключение
В
философии космизма очень отчётливо
обозначились два аспекта взаимосвязи
человека и космоса: с одной стороны,
человек рассматривался как неотъемлемая
часть меняющегося Космоса, зависящая
во всех своих проявлениях от космического
целого. С другой стороны, сам человек
рассматривался в качестве фактора эволюции,
развивая свои способности таким образом,
что, создавая новую технику и технологию,
он начинал активно воздействовать на
окружающий мир. И хотя на рубеже XIX-XX вв.
вера в научно-технический прогресс была
достаточно зримой и ещё не проявлялись
кризисные последствия технократического
отношения к миру, космисты предупреждали
будущие поколения от возможных негативных
последствий безудержной и ничем не ограниченной
технологической эксплуатации природы.
И все же космизм не получил широкого распространения
и повторил судьбу многих философских
течений, продуктивные идеи которых значительно
опережали свою эпоху. Тем не менее в современной
ситуации перед лицом экологического
кризиса, поиск “общего дела” как регуляции
отношений человека и остального мира
приобретает уже приоритетное значение.
Особо стоит подчеркнуть совпадение главных
принципов философии космизма и многих
основных идей современной научной картины
мира. Космизм возвращает нас к целостному
видению мира как единства человека и
космоса. Течение русского космизма имеет
значение общечеловеческое, оно дает глубокую
теорию, поразительные предвосхищения,
глядящие не только в современные, но и
в значительно более далекие времена.
В наши дни, озабоченные поисками принципиально
нового типа мышления, которое могло бы
открыть горизонты коллективной, планетарной
надежде, наследие русских космистов приобретает
особую притягательную силу.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Щербинин В.А. Лекции по философии, М., 1996-1997гг.
2. Флоренский
П.А. Макрокосмос и
№9.
3. Флоренский П.А. Из богословского наследия, "Богословские труды", М.,
1977, Вып.17.
4. Флоренский П.А. Столп и Утверждение Истины, М., Путь, 1914.
5. Соловьёв В.С. Чтения о Богочеловечестве, Соловьёв В.С. Сочинения: В 2
т., М., Т. 2, 1989.
6. Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела, Т.2, М., 1913.
7. Циолковский К.Э. Грёзы о земле и небе, Тула, 1986.
8. Умов Н.А. Собрание сочинений Т3, М., 1916.
9. Фёдоров Н.Ф. Сочинения, М., 1982.
10. Холодный Н.Г. Избранные труды, Киев, 1982.
11. Вернадский
В.И. Научная мысль как
12. Циолковский К.Э. Этика или естественные основы нравственности.
13. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной, М., 1992.
14. Чижевский
А.Л. Основное начало
15. Шипунов Ф.Я. Биосферная этика, "Экологическая альтернатива", М., 1990.
16. Чижевский
А.Л. Земное эхо солнечных
17. Вернадский В.И. Живое вещество, М., 1978.
18. Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе, Тула, 1986.
19. Ягодинский
В.Н., Александр Леонидович
20. Манеев А.К. Философский анализ антиномий науки, Минск, 1974.
21. Бондаренко А.Д. Современная технология: Теория и практика, Киев, 1985.