Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 12:20, курсовая работа
Русский космизм является философским направлением с большими
традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также
учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само
существование “русского космизма” как философского течения даже в наше
время вызывает острые дебаты.
Введение ____________________________________________________________________3
1. Основные течения в философии русского космизма______________________________4
1.1. Философско-религиозное течение ___________________________________________4
1.1.1. Русский космизм П.А.Флоренского ________________________________________4
1.1.2. Христианский космос В.С.Соловьёва ______________________________________5
1.1.3. Философия общего дела Н.Ф.Фёдорова _____________________________________8
1.2. Естественнонаучное течение ______________________________________________12
1.2.1. Философские взгляды Н.А.Умова _________________________________________12
1.2.2. Антропокосмизм Н.Г.Холодного _________________________________________13
1.2.3. Третий синтез космоса В.И.Вернадского ___________________________________15
1.2.4. Космическая философия К.Э.Циолковского _________________________________17
1.2.5. Единый природный субстрат А.Л.Чижевского _______________________________23
2. Современная цивилизация и русский космизм __________________________________26
3. Ноосфера: утопия или реальность? ___________________________________________33
Заключение _________________________________________________________________36
Список литературы __________________________________________________________37
самоорганизации и эволюции. Ритмические изменения Вселенной в метафизике
космической философии очень близки бесконечным циклам эволюции. Эти
принципы приобретают
в контексте космической
1)
эволюция как периодические
разрушаются бесчисленные союзы "атомов-духов", образующих
космические структуры разных уровней;
2)
самоорганизация как
структур из более простых;
3) эволюция и самоорганизация как "глобальный эволюционизм" (эти
процессы могут быть
Идея первопричины (причины) космоса как считал Циолковский "не может
убедить и не имеет вида научной истины. Но я не могу лично обойтись без
первопричины, всемогущей и благостной к своему созданию". По словам
Циолковского всё, что для нашего ума безначально и бесконечно, то для
первопричины конечно, даже нуль, т.е. для неё мир мог иметь начало.
Всемогущая и нежно любящая своё творение первопричина находится вне
Вселенной и может её уничтожить по своей воле. Причина "безмерно выше
космоса" и несоизмерима со своим творением, т.к. создаёт вещество и
энергию, что "космос сам не в силах делать". Проникновение в свойства
причины приводит к неожиданным выводам этического значения, которые "не
могут не иметь благотворного влияния на поступки человека и других
сознательных". Её доброта, счастье, мудрость и могущество бесконечны и
отсюда следует, по Циолковскому, ряд выводов:
1)
"удовлетворение
2) "смирение перед причиной";
3) "чувство благодарности за не кончающееся возрастающее счастье";
4)
"могущество причины не
Основные идеи космизма
Циолковского о "воле Вселенной". Если всё вокруг "порождено Вселенной. Она
- начало всех вещей", то "от неё всё и зависит. Человек или другое высшее
существо и его воля есть только проявление воли Вселенной". В контексте
"живой Вселенной"
метафизика человеческой
нет. В процессе возникновения и распада союзов "атомов-духов" смерть
"сливается
с рождением". Новая жизнь "хотя
и разрушима, но новое
сольётся с новым совершенным рождением... Разрушения или смерти будут
повторяться, бесчисленное множество раз, но все эти разрушения есть не
исчезновения, а возникновения". Согласно космической философии "души хотя и
нет", жизнь в ритмах эволюции Вселенной "непрерывна, счастлива,
могущественна, никогда не прекращалась и никогда не прекратится", т.к. во
временно мёртвом веществе нет субъективного ощущения времени. Такой подход
к судьбе человека в космизме характерен только для Циолковского и является
очевидной альтернативой
"активно-эволюционного
идеями космизма Циолковский считал, что человек отнюдь не вершина эволюции.
Человечеству предстоит "идти вперёд и прогрессировать - в отношении тела,
ума, нравственности, познания и технического могущества. Впереди его ждёт
нечто блестящее, невообразимое". По истечении тысячи миллионов лет "ничего
несовершенного ... на Земле уже не будет. Останется одно хорошее, к чему
неизбежно приведёт наш разум и его сила". Космическое бытие человечества по
Циолковскому "может быть подразделено на четыре основных эры:
1. Эра рождения, в которую вступит человечество через несколько
десятков лет и которая
2.
Эра становления. Эта эра
по всему космосу.
3. Эра расцвета человечества. Теперь трудно предсказать её длительность
- очевидно, сотни миллиардов лет.
4.
Эра терминальная займёт
человечество ... сочтёт за благо
включить второй закон
в атоме, т.е. из
Что такое лучевая эра космоса - мы ничего не знаем и ничего
предполагать не можем".
Современный космизм представляет собой программу становления
человечества
и космическая философия
перспективный вариант осуществления такой программы.
1.2.5. Единый природный субстрат А.Л.Чижевского
К.Э.Циолковский оказал огромное влияние на формирование научного
мировоззрения и методов научной работы А.Л.Чижевского. Идея единства живого
и неживого, человека и Космоса, психического и физического является
основной для Чижевского и определяет направления его научных исследований.
Выдвижение смелых гипотез с последующей их эмпирической проверкой
становится для Чижевского основным методом научного познания природы.
Поражает объём исследований, выполненных Чижевским в 1917-1924гг. В этот
период он выполняет работы по экспериментальной биофизике, социологии,
эволюционной морфологии, истории науки, литературоведению, многие из
которых стали классическими. В своей работе "Основное начало мироздания.
Principium Universale Circulationis" (1920-1921гг.) единство природы
Чижевский видит в едином природном субстрате - электронном, и в едином
правящем миром принципе, который должен обобщить многочисленные частные
законы.
Единство мироздания должно
единой "стихии" - таково воззрение древнегреческих философов ионийской
школы. У Фалеса таким субстратом выступает вода, у Анаксимена - воздух, у
Гераклита - огонь, у Анаксимандра - гипотетический апейрон. Чижевский
видит субстрат-первооснову в открытой в конце XIX в. структурной субатомной
единице вещества - электроне. "Материальный мир есть арена
последовательных, а потому закономерных, комбинаций, единого субстрата-
электрона!" - отмечает Чижевский. "Если мы всмотримся в окружающий нас мир
животных и растений, какое безграничное разнообразие увидим мы! Но во всём
этом внешнем разнообразии мы находим единую для всех организмов основу -
живую клетку и
всеобщность коллоидного
учит нас великому единству природы, оно учит нас верить в вечное её
существование, целесообразность и гармонию; ... мы имеем единство живого
вещества; ... нисходя в глубину всего живого, и далее - в глубину материи,
мы познаём единое начало, единую основу всего сущего - единство материи -
электрон". Необходимо отметить, что открытый в конце XIX в. электрон
долгое время был единственной известной элементарной частицей. В начале XX
в. механистическая картина мира уступает место электромагнитной. Таким было
научное миропонимание у многих учёных в первой четверти XX в., таким оно
было и у Чижевского. "Все химические, а также физические явления ныне
объясняются исключительно свойствами электронов: свет, теплота, различные
состояния материи: газообразное, жидкое, твёрдое, даже электричество и
магнетизм - все они суть проявления одной и той же космической энергии -
электромагнетизма и его элементарной частички - электрона. И движущиеся
вокруг светила планеты, и свет, поглощаемый зелёными растениями, и бурная
реакция химических реактивов, и все до единого явления - всё это продукты
работы этого маленького электрона". "Нет сомнения, что и молекулярные силы,
и силы всемирного тяготения одного единственного электромагнитного
происхождения, - одного единственного, так как и сама материя,
организованная или неорганизованная, есть проявление этих и только этих
единых, всеобщих, космических электромагнитных сил". Воззрения
Чижевского на единый природный субстрат, во многом провидческие, но и во
многом ограниченные рамками физического знания того времени, между тем,
помогли ему
достичь успехов в
других процессов, в которых существенную роль играют электромагнитные
явления. Единство мироздания должно основываться, по мнению Чижевского, не
только на едином природном субстрате, но и на едином мировом принципе.
Чижевский считает, что "механика природы должна покоиться на едином,
всеобъемлющем принципе" - принципе всеобщего кругообращения (principium
universale circulationis), которому подчинено всё окружающее нас. Т.е.
Чижевский поднимает пифагорейскую идею кругооборота до уровня всеобщего
мирового принципа. "Очевидно, что вселенная или её отдельные части -
звёздные миры - подвержены тому же космическому принципу, который мы
наблюдаем в царстве органической и неорганической материи. Человек,
животное и растение рождаются, живут и умирают ... То же самое совершается
и со звёздными системами: они созидаются, живут и погибают, чтобы вновь ...
создать новую систему или новый мир. ... Нам важно лишь установить факт той
общности всех явлений в природе, каковая и приведёт нас в конце концов к
признанию вечного круговорота вещей - этого бессмертия Космоса, как
Великого Целого". Чижевский вводит новую классификацию материальных