Русский Космизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Русский космизм является философским направлением с большими
традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также
учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само
существование “русского космизма” как философского течения даже в наше
время вызывает острые дебаты.

Содержание

Введение ____________________________________________________________________3
1. Основные течения в философии русского космизма______________________________4
1.1. Философско-религиозное течение ___________________________________________4
1.1.1. Русский космизм П.А.Флоренского ________________________________________4
1.1.2. Христианский космос В.С.Соловьёва ______________________________________5
1.1.3. Философия общего дела Н.Ф.Фёдорова _____________________________________8
1.2. Естественнонаучное течение ______________________________________________12
1.2.1. Философские взгляды Н.А.Умова _________________________________________12
1.2.2. Антропокосмизм Н.Г.Холодного _________________________________________13
1.2.3. Третий синтез космоса В.И.Вернадского ___________________________________15
1.2.4. Космическая философия К.Э.Циолковского _________________________________17
1.2.5. Единый природный субстрат А.Л.Чижевского _______________________________23
2. Современная цивилизация и русский космизм __________________________________26
3. Ноосфера: утопия или реальность? ___________________________________________33
Заключение _________________________________________________________________36
Список литературы __________________________________________________________37

Работа содержит 1 файл

Курсовой Философия.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

самоорганизации и эволюции. Ритмические  изменения  Вселенной  в  метафизике

космической  философии  очень  близки  бесконечным  циклам   эволюции.   Эти

принципы приобретают  в контексте космической философии  следующие значения:

     1) эволюция как периодические трансформации,  в ходе которых возникают и

        разрушаются   бесчисленные    союзы    "атомов-духов",    образующих

        космические структуры разных  уровней;

     2) самоорганизация как  возникновение   сложных  (в  том  числе,  живых)

        структур из более простых;

     3)  эволюция  и  самоорганизация   как  "глобальный  эволюционизм"  (эти

        процессы могут быть спонтанными  или направляться разумом).

       Идея первопричины (причины) космоса  как считал Циолковский "не  может

убедить и не имеет вида научной истины. Но я  не  могу  лично  обойтись  без

первопричины, всемогущей и благостной к своему  созданию".  По  словам

Циолковского  всё, что для  нашего  ума  безначально  и  бесконечно,  то  для

первопричины  конечно,  даже  нуль,  т.е.  для  неё  мир  мог  иметь начало.

Всемогущая  и  нежно  любящая  своё  творение  первопричина  находится   вне

Вселенной и  может её  уничтожить  по  своей  воле.  Причина  "безмерно  выше

космоса"  и  несоизмерима  со  своим  творением,  т.к.  создаёт  вещество  и

энергию, что "космос сам  не  в  силах  делать".  Проникновение  в  свойства

причины приводит к неожиданным  выводам  этического  значения,  которые  "не

могут  не  иметь  благотворного  влияния  на  поступки  человека  и   других

сознательных". Её доброта, счастье, мудрость и могущество бесконечны  и

отсюда следует, по Циолковскому, ряд выводов:

     1) "удовлетворение любознательности  и вытекающее отсюда спокойствие";

     2) "смирение перед причиной";

     3) "чувство благодарности за  не кончающееся возрастающее  счастье";

     4) "могущество причины не принесёт  нам зла и в будущем".

      Основные идеи космизма находят  также  своё  отражение  в   рассуждениях

Циолковского  о "воле Вселенной". Если всё вокруг "порождено  Вселенной.  Она

- начало всех  вещей", то "от неё всё и зависит. Человек  или  другое  высшее

существо и  его воля есть только  проявление  воли  Вселенной".  В  контексте

"живой Вселенной"  метафизика человеческой судьбы  состоит в том,  что  смерти

нет.  В  процессе  возникновения  и  распада  союзов  "атомов-духов"  смерть

"сливается  с рождением". Новая жизнь "хотя  и разрушима, но новое  разрушение

сольётся с  новым  совершенным  рождением...  Разрушения  или  смерти  будут

повторяться, бесчисленное множество раз,  но  все  эти  разрушения  есть  не

исчезновения, а возникновения". Согласно космической философии "души хотя  и

нет",  жизнь   в   ритмах   эволюции   Вселенной   "непрерывна,   счастлива,

могущественна, никогда не прекращалась и никогда  не  прекратится",  т.к.  во

временно мёртвом  веществе нет субъективного ощущения времени.  Такой  подход

к судьбе человека в космизме характерен только для  Циолковского  и  является

очевидной альтернативой "активно-эволюционного подхода".  В  соответствии  с

идеями космизма Циолковский считал, что человек  отнюдь не вершина  эволюции.

Человечеству  предстоит "идти вперёд и прогрессировать -  в  отношении  тела,

ума, нравственности, познания и технического могущества.  Впереди  его  ждёт

нечто блестящее, невообразимое". По истечении тысячи миллионов  лет  "ничего

несовершенного ... на Земле уже не будет. Останется  одно  хорошее,  к  чему

неизбежно приведёт наш разум и его сила". Космическое  бытие человечества  по

Циолковскому "может  быть подразделено на четыре основных эры:

     1.  Эра  рождения,  в  которую   вступит  человечество  через  несколько

        десятков лет и которая продлится  несколько миллиардов лет.

     2. Эра становления. Эта эра будет  ознаменована расселением человечества

        по всему космосу. Длительность  этой эры - сотни миллиардов  лет.

    3. Эра расцвета человечества. Теперь трудно предсказать её длительность

        - очевидно, сотни миллиардов лет.

     4. Эра терминальная займёт десятки  миллиардов лет. Во  время   этой  эры

        человечество ... сочтёт за благо  включить второй закон термодинамики

        в атоме, т.е. из корпускулярного  вещества  превратиться  в   лучевое.

        Что такое лучевая  эра   космоса  -  мы  ничего  не  знаем  и  ничего

        предполагать не можем".

      Современный   космизм   представляет   собой   программу   становления

человечества  и космическая философия Циолковского может рассматриваться  как

перспективный вариант осуществления такой  программы.

1.2.5. Единый природный  субстрат А.Л.Чижевского

      К.Э.Циолковский  оказал  огромное  влияние  на  формирование  научного

мировоззрения и методов научной работы А.Л.Чижевского. Идея единства  живого

и  неживого,  человека  и  Космоса,  психического  и  физического   является

основной для  Чижевского и определяет направления  его  научных  исследований.

Выдвижение  смелых  гипотез  с   последующей   их   эмпирической   проверкой

становится  для  Чижевского  основным  методом  научного  познания  природы.

Поражает объём  исследований, выполненных Чижевским  в  1917-1924гг.  В  этот

период он  выполняет  работы  по  экспериментальной  биофизике,  социологии,

эволюционной  морфологии,  истории  науки,  литературоведению,   многие   из

которых стали  классическими. В своей  работе  "Основное  начало  мироздания.

Principium  Universale  Circulationis"   (1920-1921гг.)   единство   природы

Чижевский видит  в едином природном  субстрате  -  электронном,  и  в  едином

правящем миром  принципе,  который  должен  обобщить  многочисленные  частные

законы.

      Единство мироздания должно основываться  на едином природном субстрате,

единой "стихии"  -  таково  воззрение  древнегреческих  философов  ионийской

школы. У Фалеса таким субстратом выступает вода, у Анаксимена  -  воздух,  у

Гераклита - огонь, у Анаксимандра - гипотетический  апейрон.  Чижевский

видит субстрат-первооснову в открытой в конце XIX в. структурной субатомной

единице   вещества   -   электроне.    "Материальный    мир    есть    арена

последовательных, а  потому  закономерных,  комбинаций,  единого  субстрата-

электрона!" - отмечает Чижевский. "Если мы всмотримся в окружающий  нас  мир

животных и  растений, какое безграничное разнообразие увидим мы! Но  во  всём

этом внешнем  разнообразии мы находим единую для  всех  организмов  основу  -

живую клетку и  всеобщность коллоидного состояния. Последнее мало  того,  что

учит нас великому  единству  природы,  оно  учит  нас  верить  в  вечное  её

существование, целесообразность и гармонию; ...  мы  имеем  единство  живого

вещества; ... нисходя  в глубину всего живого, и далее - в  глубину  материи,

мы познаём  единое начало, единую основу всего сущего -  единство  материи -

электрон". Необходимо отметить, что открытый в конце XIX  в.  электрон

долгое время  был единственной известной элементарной частицей. В  начале  XX

в. механистическая  картина мира уступает место электромагнитной. Таким  было

научное миропонимание  у многих учёных в первой четверти  XX  в.,  таким  оно

было и у  Чижевского.  "Все  химические,  а  также  физические  явления  ныне

объясняются исключительно  свойствами электронов:  свет,  теплота,  различные

состояния материи:  газообразное,  жидкое,  твёрдое,  даже  электричество  и

магнетизм - все  они суть проявления одной и той  же  космической  энергии  -

электромагнетизма и его элементарной  частички  -  электрона.  И  движущиеся

вокруг светила  планеты, и свет, поглощаемый зелёными  растениями,  и  бурная

реакция химических реактивов, и все до единого явления -  всё  это  продукты

работы этого  маленького электрона". "Нет сомнения, что и молекулярные  силы,

и  силы  всемирного   тяготения   одного   единственного   электромагнитного

происхождения,  -  одного   единственного,   так   как   и   сама   материя,

организованная  или неорганизованная, есть  проявление  этих  и  только  этих

единых,  всеобщих,  космических  электромагнитных   сил".   Воззрения

Чижевского на единый природный субстрат, во многом  провидческие,  но  и  во

многом ограниченные рамками физического  знания  того  времени,  между  тем,

помогли ему  достичь успехов в исследовании  биофизических,  биохимических  и

других  процессов,  в  которых  существенную  роль  играют  электромагнитные

явления. Единство мироздания должно основываться, по мнению  Чижевского,  не

только на едином природном субстрате,  но  и  на  едином  мировом  принципе.

Чижевский  считает,  что  "механика  природы  должна  покоиться  на  едином,

всеобъемлющем принципе"  -  принципе  всеобщего  кругообращения  (principium

universale circulationis),  которому  подчинено  всё   окружающее  нас.  Т.е.

Чижевский поднимает  пифагорейскую  идею  кругооборота  до  уровня  всеобщего

мирового принципа.  "Очевидно,  что  вселенная  или  её  отдельные  части  -

звёздные миры  -  подвержены  тому  же  космическому  принципу,  который  мы

наблюдаем  в  царстве  органической  и  неорганической   материи.   Человек,

животное и  растение рождаются, живут и умирают ... То же  самое совершается

и со звёздными  системами: они созидаются, живут  и погибают, чтобы вновь  ...

создать новую  систему или новый мир. ... Нам  важно лишь установить факт  той

общности всех явлений в природе, каковая и  приведёт нас  в конце концов  к

признанию  вечного  круговорота  вещей  -  этого  бессмертия  Космоса,   как

Великого Целого". Чижевский  вводит  новую  классификацию  материальных

Информация о работе Русский Космизм