Родной язык в педагогической системе К.Д. Ушинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Деятельность Ушинского протекала в период кризиса крепостнического строя, подъёма революционного общественно-демократического Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации системы образования и обучения. Ушинский понимал тесную связь между педагогикой и философией. Педагогика, утверждал он, "...в основании наука философская..." В своем философском развитии Ушинский шел от идеализма к материализму

Работа содержит 1 файл

Философия Ушинский.doc

— 347.50 Кб (Скачать)

Ушинский К.Д. твердо стоял на позициях, что мужчина и женщина - личности равноправные и равно ответственные, в интеллектуальном отношении они также равны, что в природе женщины нет причин, почему бы она должна отставать в науке от мужчин. Если смотреть на женщину по-другому, утверждал наш великий педагог, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими. Не следует забывать, что женщина является проводником успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества.

Он резко возражал против системы  женского образования имущих классов, в которой он видел мало своего, народного. Пансионы и институты, а также гувернантки оказывали отрицательное, антинациональное влияние на женскую половину имущих классов. Между образованным классом и народом проложена непроходимая бездна, по мнению Ушинского, преимущественно благодаря неправильно поставленному женскому образованию. «Жена - мать семейства, хозяйка дома, плохо выражающаяся по-русски и отлично, с любовью, говорящая по-французски, усвоившая все изящество французских манер и видящая во всех русских национальных особенностях нечто грубое и необразованное. Понятно, что такая женщина вносила в свою семью, а через нее и в народный быт гораздо больше чуждого элемента, чем двадцать мужчин, получивших свое воспитание за границей. То если были даже высоко поставлены, волновали и грязнили только поверхность реки. Она отравляла самый источник» [2, с.205].

Образование женщины должно быть таким  же, как и образование мужчины. Оно должно стать в отношении  ее образованием общечеловеческим, что очень важно, так как наряду с общественными функциями женщина в значительной мере занята воспитанием детей. Педагог считал дикими мерами, когда в огромном большинстве европейских государств женщины были лишены возможности получения высшего образования, а среднее давалось им в каком-то упрощенном и извращенном виде. Это он не считал приемлемым и для народного образования в России. Анализируя североамериканскую систему образования как наиболее демократическую для того периода времени, Ушинский К.Д. особенно отметил такие ее положительные черты, как совместное обучение детей обоего пола во всех типах школ и право женщин на получение высшего образования наравне с мужчинами. Этого хотел он и для России.

§ 3. Значение наследия Ушинского К.Д. в педагогике

В каждой сфере человеческой деятельности есть имена и личности знаковые, не только вызывающие уважение и поклонение, но и являющиеся высшим авторитетом, своеобразным компасом, по которому можно проверять правильность избираемого пути. В русской теории и практике образования это К. Д. Ушинский, педагог-демократ, основоположник отечественной науки, в частности дошкольной педагогики; он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Он глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе дошкольного, и образования за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел итоги развития педагогики других народов. Он обосновал идею народного воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние не только на современное, и на последующие поколения педагогов многонациональной России. Основание всей педагогической системы Ушинского составляет идея народности - «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах», имеющее «ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [1, с.312]. Статью «О народности в общественном воспитании» он начинает с глубокого анализа французской, английской, американской, немецкой систем образования и доказывает не только нецелесообразность, но вредность механического перенесения чужеродных принципов на русскую почву, рабского подражания заёмным иноземным образцам. При этом Ушинский был органически чужд шовинизму, славянской национальной ограниченности. Признавая закономерность и необходимость использования достижений других народов, педагог подчёркивал, что оно «…. оказывается безвредным только тогда, когда основания общественного образования твёрдо положены самим народом», а «…воспитателю остаётся только черпать из этого богатого и чистого источника» [14, с.48].

Многие педагогические высказывания Ушинского К.Д. были откликами на острые вопросы современности, критикой неудовлетворенного состояния воспитательно-образовательной  работы в школе, в семье, в дошкольных учреждениях того времени и практическими  предложениями по их улучшению.

Кончилась короткая человеческая жизнь, на долю которой выпало промелькнуть среди миллионов земных существований  в середине ХIХ столетия. Но было это одновременно и началом новой, уже бесконечной, бессмертной жизни - в памяти людских поколений, которые никогда не забывают достойных. Недаром же на памятнике его есть такая надпись: "Мертвые да почитают от трудов своих, дела об их ходят вслед за ними" [9, с.305].

 
К.Д. Ушинский был основоположником народной школы в нашей стране, создателем педагогической системы, автором научных трудов и учебников, по которым обучались десятки миллионов людей в дореволюционной России. Идеи одного из крупнейших педагогов своего времени оказали огромное влияние не только на развитие отечественной педагогической мысли, но и на мировую педагогическую науку в целом. Правы оказались последователи К.Д. Ушинского, утверждавшие, что с развитием педагогической науки, с совершенствованием школы станет ощутимее влияние педагогической системы К.Д. Ушинского на теории и практику обучения и воспитания подрастающего поколения.

Истинная слава  великого, доброго, смелого - всего посеянного К.Д. Ушинским в педагогике - наступила  только после Великой Октябрьской  социалистической революции. "... Я  вижу, - говорил М.И. Калинин, - что те идеи, которые развивал в свое время Ушинский... это - настоящие педагогические идеи. Мало того: я считаю, что они только в нашем социалистическом обществе и могут быть полностью осуществлены.

Учение К.Д. Ушинского  выдержало испытание временем. Оно  во многом актуально и сейчас, когда происходит совершенствование всей системы народного образования в нашей стране.

В деле совершенствования  мастерства советских педагогов  неоценима роль творческого наследия К.Д. Ушинского. II.К. Крупская настойчиво рекомендовала молодым учителям изучать жизнь и творчество К.Д. Ушинского, его труды, имеющие большую научную значимость.

Педагогические  принципы К.Д. Ушинского - демократизм, гуманизм, идея воспитывающего обучения и другие - высоко оценены советским  народом, который бережно хранит и развивает все ценное в наследии великого русского педагога, свято чтит память о нем. Во многих работах, посвященных наследию К. Д, Ушинского, советские ученые раскрывают и обобщают его педагогические взгляды и практические рекомендации.

Данный сборник отличается от других работ, посвященных наследив великого русского педагога, тем, что в нем предпринята попытка показать творческое использование педагогических идей К.Д. Ушинского в современной практике обучения и воспитания учащихся средних общеобразовательных школ. О этой целью в сборнике используются данные исследований преподавателей, аспирантов кафедр педагогики, психологии, музыки и пения, рисунка и живописи, методики преподавания математики, технических средств обучения. Результаты исследований могут оказаться полезными преподавателям педагогических институтов и училищ, учителям давая в деле совершенствования их педагогического мастерства.

Цель данной курсовой работы состоит в исследовании основных вопросов развития речи и  обучения родному языку по педагогической системе К.Д. Ушинского.

Объектом исследования является педагогическая система К.Д. Ушинского.

Предметом исследования является методика преподавания речи и родного языка.

Гипотеза исследования: формирование у младших школьников обучения родному языку и развитию речи будет успешным, если использовать методику К.Д. Ушинского.

Задачи исследования:

1. Исследовать  сущность системы обучения родному  языку.

2. Исследовать  методику активизации мыслительных  процессов учащихся.

Для решения  поставленных задач и проверки рабочей гипотезы был использован комплекс методов исследования: изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, типовых и авторских программ, учебных планов для начальной школы, наблюдение, анкетирование, сравнительный анализ, изучение продуктов учебной деятельности младших школьников, методы статистической и графической обработки экспериментальных данных.

Теоретическая значимость исследования заключается  в том, что представленный в нем  анализ сущности системы преподавания родного языка по системе К.Д. Ушинского способствуют созданию нового научно-теоретического подхода к трактовке и решению проблемы развития личности.

Практическая  значимость исследования состоит в  разработке научно обоснованных содержания и методики формирования знаний младших школьников на уроках по развитию речи и обучению родному языку.

Глава 1. Методологические основы

1.1 Методика  преподавания по К.Д. Ушинскому

К.Д. Ушинский /1824-1871/ - основоположник русской педагогики, педагог-мыслитель - был одним из первых, кто обратил серьезное внимание на дело народного образования и создал передовую для своего времени педагогическую систему. Кипучей деятельностью, неукротимой энергией и самой жизнью К.Д. Ушинский - образец преданности и бескорыстного служения благо-сродному делу образования родного народа.

Нелегко было Ушинскому  проводить в жизнь свои прогрессивные  идеи в век произвола, крепостничества  и реакции. Но глубокая вера в народ, в его творческие силы, любовь к  родине помогали ему мужественно преодолевать все препятствия и стойко переносить гонения и травлю, чинимые со стороны официальных властей.

К.Д. Ушинский ясно сознавал пороки не только постановки дела образования в России. Он видел  также "неестественность жизни", несовершенство общественного устройства страны, которую он называл тюрьмой", где "... нет даже стен, чтобы разбить себе голову". Находясь в заграничной командировке, Ушинский пишет А.И. Скребицкому: "Из России получаю часто письма, и все самые печальные; от арестов все приуныли; цензура лютует, а доброго ничего не делается".

Семь лет  спустя Ушинский незадолго до кончины  писал педагогу Н.А. Корфу, одному из своих первых последователей: "Вы на самом себе знаете, без сомнения, как приятно в настоящее тяжелое  время, когда граф Толстой давит народное образование тяжестью двух министерств, получить выражение сочувствия к тому делу, которому человек посвятил всю свою жизнь... Дай же бог Вам долго и успешно бороться на том поприще, о которого я готовлюсь сойти, измятый и искомканный! Дай бог Вам принести гораздо больше пользы, не только более того, что я принес, а даже более, чем я мог бы принести под другим небом, при других людях и при другой обстановке!".

Действительно, прогрессивные идеи К.Д. Ушинского  могли полностью осуществиться лишь в условиях социализма. Только социализм открыл все дороги к реализации богатейшего наследия великого русского педагога и ученого. "Пролетарская культура, - говорил В.И. Ленин, - должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества". Прогрессивные педагогические идеи К.Д. Ушинского не могли сложиться обособленно, ибо для него педагогика, как и любая наука, есть "изъяснение мира, исполненное жизнью". Он стремился всесторонне теоретически обосновать ее и определить связи педагогики о основами многих наук - анатомии, физиологии, логики. Особенно большое значение придавал К.Д. Ушинский философскому обоснованию педагогической науки, ибо считал, что без философии "... нельзя определить цели воспитания и выработать правильное мировоззрение". "Пока в университетах наших, - о горечью писал он, - наше юношество на будет иметь возможности познакомиться с историческим ходом философского мышления, до тех пор мы не будем обезопасены от распространения в нашем обществе всевозможных нелепиц, выдающих себя за философские выводы". С другой стороны, философские взгляды для самого Ушинского - не самоцель: они педагогически целенаправленны.

В целом во взглядах Ушинского преобладают материалистическое решение многих, в основном узловых, вопросов философии, элементы диалектического  подхода к ним. В его философских  воззрениях отразилось в какой-то мера то сложное переплетение явлений  общественной жизни, которое было характерно для России того времени. Так, с другой стороны, подъем передовой мысли, а с другой - жесточайшая реакция самодержавия" душившая вое прогрессивное. В силу этого взгляды Ушинского не свободны от непоследовательности, заблуждений и ошибочных положений. Однако не они определяют главную направленность воззрений Ушинского.

Как для ранних, так и поздних трудов Ушинского  характерен постоянный поиск, беспокойное  и настойчивое стремление к постижению истины и обоснованному решению  каждого вопроса. Это и сыграло, на наш взгляд, веяную роль в развитии философских взглядов Ушинского, Среди объективных факторов, положительно воздействующих на это развитие, следует отметить прежде всего несомненное влияние русских революционных демократов, особенно педагогических идей В.Г. Белинского и книги Н.Г. Чернышевского "Антропологический принцип в философии". Не случайно спустя четыре года после выхода в свет названной книги Ушинский начинает работу над своим основным трудом "Человек как предмет воспитания". Именно здесь К.Д. Ушинский развивает ряд положений, которые приближают его к лучшим традициям русской материалистической философии.

Определенную  роль в эволюции К.Д. Ушинского сыграл также журнал "Современник", под  влиянием которого он пересмотрел, как полагают его современники и исследователи, некоторые свои взгляды. Правда, сотрудничал Ушинский в журнале недолго, ибо тяготился условиями журнального чернорабочего, а также ему претила та нравственная атмосфера, которая была присуща барски-аристократическому кружку журнала. Кстати говоря, эта атмосфера не понравилась впоследствии и Н.А. Добролюбову, который, как отмечает В.Я. Струминский, энергично повел борьбу за новый дух журнала. Взгляды К.Д. Ушинского этого периода характеризует и такой красноречивый факт: в архивах Ушинского сохранился альбом петербургского периода жизни педагога; в нем рукой Ушинского записаны стихотворение Н. Огарева, посвященное памяти К. Рылеева, отрывок из стихотворения А. Мицкевича, проклинающего царя за казнь Рылеева, и проникнутые революционным духом произведения самого Рылеева - отрывки из поэмы "Наливайте)", стихотворение "К временщику" и др.

Весьма плодотворным надо считать и влияние эволюционной теории Ч. Дарвина, которую К.Д. Ушинский, как известно, горячо приветствовал и сторонником которой смело выступил. В эволюционной теории Ушинский выясняет, прежде всего, общефилософский смысл, подчеркивает материалистическое понимание Дарвиным процесса эволюции. Нельзя не отметить большое гражданское мужество Ушинского? когда он, в годы все усиливающейся реакции, не только выдвигал передовые педагогические идеи, но и приветствовал учение Ч. Дарвина, ратовал за широкое внедрение его в процесс обучения.

Высоко оценивая педагогическое значение эволюционной теории, К.Д. Ушинский считал, что учение Дарвина заключает в себе глубокий нравственный смысл и сетовал: "Прискорбно видеть, что положительное тупоумие одних и лихорадочный бред других не позволяет идее Дарвина принести в области воспитания всей той пользы, которую она принести может". Преодолевая эти "тупоумные крики невежд", Ушинский при создании своих учебников широко использовал естественнонаучный материал. Впоследствии именно это явилось причиной запрета "Детского мира" как книги вредной и распространяющей "заразу" материализма.

И, наконец, сама российская действительность способствовала эволюции его взглядов. Все это  вместе взятое послужило тому, что  Ушинский пришел к более последовательному  воззрению на мир, выйдя далеко за рамки стихийного и даже метафизического  материализма.

В связи о  этим уместно будет отметить, что  в обширной литературе об Ушинском, содержится немало противоречивых оценок его философских взглядов. Эта  противоречивость объясняется тем, что самим взглядам Ушинского  характерна известная противоречивость и непоследовательность, что к оценке этих взглядов авторы подходили с разных классовых и методологических позиций и что некоторые исследователи рассматривают взгляды Ушинского не в развитии, а ограничиваются рамками того или иного конкретного периода его деятельности, перенося оценки этих взглядов, относящихся к данному периоду, на другие периоды и даже на все его творчество. Вот почему эта сторона наследия К.Д. Ушинского требует дальнейшего исследования.

Информация о работе Родной язык в педагогической системе К.Д. Ушинского