Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:20, реферат
В 1995 - 1996 гг. система Л.В. Занкова введена в российскую школу как параллельная государственная система начального обучения.
Концепция Занкова продолжает развитие идей и положений Л.С. Выготского о соотношении обучения и общего развития школьников. Развитие не сводится к усвоению, оно выражается в появлении психических образований, не заданных напрямую обучением. Подобные новообразования как бы «забегают вперед», за рамки того, чему ребенка обучали.
Гуманитарный Университет,
Институт психологии
Им.
Выготского
Эссе по педагогической психологии
«Педагогическая
система Занкова Л. В»
Выполняла: студентка 3 курса психологии
личности Даньшина Д.
Преподаватель:
Глоба Н. В.
Москва
2010 г.
В 1995 - 1996 гг. система Л.В. Занкова введена в российскую школу как параллельная государственная система начального обучения.
Концепция Занкова продолжает развитие идей и положений Л.С. Выготского о соотношении обучения и общего развития школьников. Развитие не сводится к усвоению, оно выражается в появлении психических образований, не заданных напрямую обучением. Подобные новообразования как бы «забегают вперед», за рамки того, чему ребенка обучали.
Леонид Владимирович критиковал существующую систему образования за низкий уровень сложности, слабый темп подачи материала, отведение большого количества времени на повторение, скудность и поверхностность подаваемого материала и т.д. Развивающее обучение и направлено, прежде всего, на преодоление этих недостатков обучения.
Дидактические принципы системы развивающего обучения.
Занков выделил пять таких принципов:
Усвоение определенных знаний становится одновременно и достоянием школьника, и очередной ступенью, обеспечивающей ему переход на более высокую ступень развития. Обучение на высоком уровне трудности сопровождается соблюдением меры трудности, которая имеет относительный характер. Например, в программу для 3 класса включена тема «Значение падежей имен существительных. Некоторые основные значения». Эта тема достаточно высокого уровня трудности для данного возраста, но ее изучение стимулирует развитие мышления школьников.
Это предполагает отказ от однообразного повторения пройденного. При этом самое важное – непрерывное обогащение школьников все новыми и новыми знаниями. Действенным средством, позволяющим идти в быстром темпе и сильным, и слабым учащимся, является применение дифференцированной методики, специфика которой состоит в том, что одни и те же темы программы различные ученики проходят с неодинаковой глубиной.
Овладение научным термином – важное условие правильного обобщения и, следовательно, формирования понятий. В системе обучения Л.В. Занкова формирование навыков происходит на основе полноценного общего развития, на базе глубокого осмысления соответствующих понятий, отношений, зависимостей
Важным условием развития школьника является то обстоятельство, что процесс овладения знаниями и навыками выступает объектом его осознания. По системе Л.В. Занкова учебный процесс строится так, чтобы школьник уяснил себе основания расположения материала, необходимость заучивания определенных его элементов.
В исследованиях было доказано, что перегрузка слабых учеников ведет к еще большему отставанию. Занков предлагает свой выход из данной ситуации. «Развитие – в сотрудничестве» – это важнейшая идея, пронизывающая методы и формы учебной деятельности школьников. В совместном поиске ребенок напрягает свой ум, и даже при минимальном участии в совместной деятельности он чувствует себя соавтором, что существенно перестраивает мотивационную сферу.
Для занковской системы характерно богатое содержание начального образования. Неотъемлемой частью обучения являются экскурсии в музеи, выезды на различные выставки, посещение библиотек. Много материала дается для домашней проработки.
«Начальное обучение, - указывал Л.В. Занков, - должно дать учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства».
Задача обучения - это не только овладение знаниями и навыками, но и воспитание, и общее развитие школьников. Благодаря многогранности в сферу вовлекается не только интеллект школьника, но и эмоции, стремление, и другие стороны личности.
Знания не даются ученикам в готовом виде, их надо добыть. Урок проходит в форме дискуссии, каждый может высказаться. В отличие от классно урочной системы соотношение речи учителя и учеников склоняется в пользу последних.
В процессе сами дети, сам коллектив класса регулирует свое поведение. Практикуется групповая работа.
Учебный
материал строится и усваивается
школьниками в логике все большей дифференциации
знаний, от целого к части. Ученики знакомятся
с понятием, которое остается вначале
как «неоформленное обобщение». Это понятие
все более дифференцируется, уточняется,
конкретизируется при изучении других,
новых разделов темы. Материал расположен
так, что каждое из предложенных заданий
находит свое естественное продолжение
в последующих разделах. Возвращение к
пройденному не сводится к формальному
воспроизведению материала в таком виде,
в каком он изучался. В системе Л.В. Занкова
возвращение к пройденному есть в то же
время и значительный шаг вперед.
Деятельность учителя направлена не только на обучение, но и на уважение ребенка, как личности с ее характерными особенностями.
Выдержка из отзыва психолога, наблюдавшего за учениками в занковской школе.
«Даже
первоначальные наблюдения за детьми
в занковских классах убеждают, что в классе
каждый - персона, личность, уважающая
себя, но и уважаемая другими, уважающая
других. Это видно из общения детей на
уроке: как внимательно и уважительно
слушают каждого! В то же время каждый
сам сознает себя личностью, утверждает
себя перед коллективом класса. «Как интересно
Сережа рассказал, - можно услышать на
уроке. - Но я его хочу дополнить». Нередко
ученики обращаются к товарищу и напрямую:
«Ты, Петя, высказал интересную мысль,
но я хочу сказать, что я думаю по-другому».
Тут и уважение, и интерес к другому, к
его мнению, тут и самоутверждение. Таким
образом, создаются условия, когда каждый
удовлетворяет свою потребность быть
представленным в сознании других.»
Отзывы родителей о программе Занкова.
Как и у любой системы образования у системы Занкова есть и сторонники и критики.
Несколько типов отзывов родителей дети, которых учатся по занковской системе:
Нетрудно
заметить, что эти отзывы говорят не столько
об особенностях программы, сколько о
способностях и склонностях детей, внимании
и тревожности их родителей, профессионализме
и человеческих качествах педагогов.
Как бы хорошо программа обучения не выглядела на бумаге, в практическом применении она сталкивается со многими трудностями, результатом чего может стать совершенно противоположный эффект, нежели который подразумевался разработчиками программы.
Исходя
из собственного опыта, хочу сказать, что
редко, когда учитель учитывает индивидуальность
ребенка, обычно на это у него не остается
времени. Особенно тяжело это реализовать
в больших классах.
К сожалению,
даже наличие множества разрешенных
к использованию в начальной
школе программ не может преодолеть
главной проблемы образования: роли
личности в процессе обучения. Школа, не
имеющая возможности выбирать и отбирать
педагогов, стимулируя талантливых и человечных
учителей, а также, увольняя профнепригодных
педагогов – не может и обеспечить равный
уровень преподавания конкретных программ.
Поэтому их отличия, как правило, остаются
только теоретическими.
3.
Возможности и
ограничения системы.
В каждой концепции есть сильные и слабые стороны, которые, как правило, сразу становятся видны при практическом применении. Охарактеризуем систему Занкова, осветив плюсы и минусы этой программы обучения.
«+»
В начальном образовании нет главных и второстепенных предметов. Каждый предмет значим для общего психического развития ребенка. Это дает разностороннее развитие.
У детей
появляется интерес к самому процессу
обучения. Родители отмечают, что их дети
становятся более сообразительными и
эрудированными.
Программа
Занкова направлена на то, чтобы
ребенок увлекся учением, заинтересовался
познанием широкой картины мира
в научном аспекте, с помощью литературы
и искусства. Раскрытие индивидуальности,
самореализация достигаются за счет обучения
на высоком уровне трудностей и быстрого
темпа изучения материала.
Система
Занковва учитывает индивидуальные
возможности учащихся, и материал
проходится с разной глубиной.
Использование наглядного методического пособия, способствует наглядно-образному мышлению.
Активные
внеклассные занятия
Материал
для домашнего изучения, способствует
развитию самоконтроля, ответственности,
самостоятельности.
«-»
Система Занкова требует длительного изучения и обучения преподавателей, высокий уровень квалификации, чтобы правильно осуществлялись принципы заложенные Леонидом Владимировичем.
Отсутствие
преемственности в обучении по данной
программе, проявляет в невозможности
родителей помогать ребенку в процессе
обучения. Родители, получившие образование
по классно-урочной системе, приходят
в ужас, открывая учебники, в которых сформулированных
готовых правил. Дома ребенку помогают
с заданиями по стандартной программе,
а в школе по другой.
На практике
очень сложно реализовать принцип
обучения слабых учеников. Скорее система
развивающего обучения Занкова все
же рассчитана на высокий уровень
подготовки учеников и их высокий уровень
интеллектуальных способностей.
Интернет ресурсы:
Литература: