Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:34, реферат
Мария Монтессори считала, что ребенок сам является творцом своей личности, что в нем заложены стремление к саморазвитию и энергия к самосовершенствованию. Задача Монтессори-педагога – уважать личность ребенка и дать ему возможность действовать самостоятельно согласно его внутреннему плану развития, то есть подготовить специальную среду и показать способы работы с материалом. Таким образом, занятия по системе Монтессори основаны на индивидуальном подходе к каждому ребенку: ведь ребенок сам выбирает себе упражнение, и педагог именно ему показывает, как работать с данным материалом.
Реферат
Монтессори-педагогика
Монтессори-педагог, подготовленная среда, дидактический материал
Имя итальянского педагога и ученого Марии Монтессори (1870-1952гг.) известно во всем мире, по ее системе работают многие детские сады и школы.
Мария Монтессори считала, что ребенок сам является творцом своей личности, что в нем заложены стремление к саморазвитию и энергия к самосовершенствованию. Задача Монтессори-педагога – уважать личность ребенка и дать ему возможность действовать самостоятельно согласно его внутреннему плану развития, то есть подготовить специальную среду и показать способы работы с материалом. Таким образом, занятия по системе Монтессори основаны на индивидуальном подходе к каждому ребенку: ведь ребенок сам выбирает себе упражнение, и педагог именно ему показывает, как работать с данным материалом. Все, чем занимается ребенок, он делает в своем индивидуальном темпе и в свои сроки, соответствующие его способностям. Монтессори-педагог наблюдает за ребенком, видит зоны его ближайшего развития и предлагает ему новый материал.
Кроме наблюдений за ребенком, Монтессори-педагогу в работе с детьми помогает знание о “сензитивных периодах” – промежутках времени, когда ребенок легко, без особых усилий обретает новое знание или умение. До 3 лет длится период восприятия порядка, до 5,5 лет – период сенсорного развития, до 6 лет – период развития речи, включающий несколько этапов (развитие устной речи, подготовка к письму, к чтению, чтение с пониманием, знакомство с функцией слов в предложении). С 2,5 до 6 лет ребенок переживает период социального развития.
Когда сензитивный период заканчивается, человек приобретает новое умение “c затратами силы воли, усилий и усердия.” (М.Монтессори Дети другие. Москва, 2004) “Если у ребенка нет возможности действовать согласно внутренним директивам того или иного периода внутренней чувствительности, то он упускает возможность овладеть каким-либо умением естественным путем. И эта возможность уходит навсегда.” (там же) Вот почему ребенку так необходима специальная подготовленная среда со стимулирующим развитие материалом, находящемся в свободном доступе. Вот почему ребенку так необходим Монтессори-педагог, центральным пунктом деятельности которого “становится ребенок, который обучает сам себя и свободен в выборе своего занятия и движений”, который “воздействует на ребенка таким образом, чтобы деятельность исходила от самого ребенка.” (там же) Вот почему ребенку необходимо такое отношение, в основе которого лежит уважение к его личности и доброжелательное терпение.
Остановимся подробнее на среде и дидактическом материале Монтессори. Группа, в которой проводятся занятия по системе Монтессори, является специально подготовленной средой с удобной для детей мебелью и, самое главное, дидактическим материалом Монтессори. Мария Монтессори, “наблюдая за детьми, отобрала тот материал, который стимулировал естественное развитие малышей. Она, врач и философ, терпеливо шла за ребенком, открывая закономерности его физического и интеллектуального роста, искала возможности помощи в этом росте со стороны взрослого… Ее методика позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответствующем его способностям” (К.Е.Сумнительный Как помочь ребенку построить себя. Москва, 2001).
Весь материал обладает некоторыми важными свойствами. Во-первых, он находится на открытых полках и доступен детям, что дает ребенку полную свободу выбора занятия из многих видов деятельности. В свободной работе дети раскрывают свою личность индивидуальные качества, а также могут достичь глубокой концентрации внимания, отражающей внутреннее развитие ребенка. Привлекательная интересная работа развивает у ребенка трудолюбие, стремление к самосовершенствованию, к выполнению более сложных заданий.
Во-вторых, все материалы содержат в себе контроль ошибки, с помощью которого ребенок может сам проверить правильность своей работы, то есть имеет возможность работать самостоятельно. Также важно то, что материалы представлены в единственном экземпляре. Это помогает детям, одновременно желающим заниматься данным материалом, научиться договариваться друг с другом об очередности работы с материалом или о совместной работе.
Своим расположением на стеллажах материалы разделены на зоны:
Упражнения повседневной жизни (УПЖ) особенно важны для младших детей от 2,5 до 4 лет. Цель этих упражнений – развить не только мелкую и крупную моторику, но и чувство самостоятельности у ребенка. С помощью материалов УПЖ дети учатся обслуживать себя и следить за своими вещами, а именно:
С этими материалами дети не играют, а по-настоящему выполняют домашние дела, и предметы, которыми они пользуются, не игрушечные, а настоящие. “Недостаточную ловкость движение малыша выдает перевернутый стул или разбитая фаянсовая чашка. Вещи-доносчики напоминают: “Учись обращаться с нами, двигайся организованно и красиво, учись свободно управлять собой, становись господином своего тела.” Они не ограничивают ребенка, а становятся своеобразными воспитателями.” (К.Е.Сумнительный Как помочь ребенку построить себя. Москва, 2001). Срабатывает контроль ошибки, заложенный в материале, ребенку очевиден совершенный промах.
К материалам зоны УПЖ относится и линия. До 6 лет происходит формирование тела, пропорции тела ребенка отличаются от пропорций взрослого; детям сложно управлять своим телом. Упражнения на линии помогают ребенку не только координировать движения своего тела, держать осанку, развить вестибулярный аппарат и гибкость, но и научить его расслаблять свое тело, медитировать, успокаиваться, концентрироваться на себе. Для развития координации тела во время ходьбы по линии дети носят разные предметы – шарики на веревочке, в ложке, колокольчики, воду в блюдце и т.д, выполняют танцевальные движения или лечебные упражнения.
В зоне сенсорного развития малыш может использовать свои чувства при изучении окружающего мира. С помощью материалов, находящихся здесь, он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет возможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весе предметов, и, конечно, развить мускульную память. Для тренировки различения форм и размеров, развития зрительной памяти дети работают с 4 блоками цилиндров, цветными цилиндрами, розовой башней, коричневой лестницей, красными штангами, объемными геометрическими телами. Для развития цветового зрения – с коробками с цветными табличками. Для развития логического мышления на основе зрительного восприятия – с конструктивными треугольниками, биноминальным и триноминальным кубами.
Кроме основной цели работы
с сенсорным материалом – развивать и утончать чувства ребенка,
существует косвенная цель, которая заключается
в том, чтобы “развить в малыше способность
наблюдать, анализировать и синтезировать,
выделять главное и обоснованно классифицировать.
При этом развиваются различные виды памяти,
усваиваются новые понятия и происходит
подготовка к переходу на новый уровень
мышления – от наглядно-действенного
к наглядно-образному.”(К.Е.
В математической зоне ребенок может систематизировать математические понятия через среду, где он их “переживает” физически, конкретно. Благодаря замечательному материалу Монтессори обучение математике происходит легко, и математика не воспринимается как сложный или скучный предмет. Вместе с тем дети не только знакомятся с математическими символами и счетом, но и получают ясное понимание сути десятичной системы и арифметических действий, взаимосвязи разрядов чисел.
Сначала ребенок знакомится с количествами и символами до 10 с помощью числовых штанг, которые можно пересчитывать и сравнивать, шершавых цифр, веретен, цифр и чипсов. На золотом материале – наверное, самом известном Монтессори-материале – дети знакомятся с десятичной системой, учатся операциям сложения, вычитания, умножения и деления четырехзначных чисел, осваивают порядковый счет. Дети с удовольствием занимаются с золотым материалом. Решая примеры с четырехзначными числами, они успевают пообщаться, пошалить, вытянуть жребий, кому же на этот раз быть ведущим.
В языковой зоне ребенок пополняет словарный запас, совершенствует грамматический строй речи, развивает фонематический слух, играя в звуковые игры. Работая с металлическими рамками-вкладышами, он продолжает готовить руку к письму (а начал он еще в упражнениях повседневной жизни, когда развивал мелкую моторику и отрабатывал движение руки против часовой стрелки, и в занятиях с сенсорными материалами, когда брал предметы тремя так называемыми пишущими пальцами, которыми мы держим ручку).
Интересен процесс обучения письму и чтению. Дети приходят к чтению через письмо. Сначала ребенок складывает слова с помощью подвижного алфавита – набора букв – или пишет слова на бумаге, то есть заниматься анализом и синтезом звуков в слове. Когда ребенок уже уверенно пишет, оказывается, что он без труда читает простые слова. Далее он читает слова со сложностями, короткие фразы, первые книжки. Так постепенно ребенок приходит к чтению с пониманием прочитанного.
В космической зоне дети получают первые познания в области ботаники, зоологии, анатомии, географии, астрономии, истории и культуре разных народов, то есть устанавливают взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира и выстраивают его целостную картину. Дети занимаются с вкладышами “Карта мира”, календарем, дидактическими играми о животных и растениях, рассматривают гербарий из листьев деревьев, злаки, коллекцию ракушек, собранную ими самими летом на море, строят Солнечную систему, раскладывая из лент орбиты планет и кружась по ним вокруг “солнца”.
Много естественно-научных знаний дети получают в кругу, когда они вместе с педагогом собираются вместе и обсуждают все на свете. В кругу ребята не только расширяют свой кругозор и словарный запас, но и слушают рассказы и учатся высказывать свое мнение и пересказывать услышанное, учат стихи.
В кругу также проводятся уроки вежливости – социальные упражнения, которые напоминают детям правила поведения в группе, учат их правилам поведения воспитанного человека в обществе. Дети дошкольного возраста переживают период становления культурного человека, они хотят вести себя вежливо, правильно говорить, хотят узнать, как поступить в определенной ситуации, и педагог показывает пример общения и взаимоотношений между людьми. По сути уроки вежливости – спонтанная импровизация типа ролевых игр, когда ребенок проигрывает некоторую ситуацию, воспринимая необходимые слова, жесты, мимику, например, учится здороваться, знакомиться, благодарить, извиняться, предлагать помощь, делать комплимент, угощать или отвечать по телефону.
Рождение системы Монтессори
В педагогику итальянский врач Мария
Монтессори пришла, познакомившись с
трудами французкого врача и
педагога Эдуарда Сегена. Он предположил,
что дети с особенностями в
развитии отличаются от "нормальных"
только тем, что лишены естественной инициативности,
которая может быть им возвращена с помощью
специального стимульного материала.
Эту идею, да и сами стимульные материалы,
Мария Монтессори и положила в основу
работы с детьми, которых в ее время, не
дифференцируя диагноз, называли идиотами.
Результаты превзошли все ожидания: через
два года считающиеся безнадежными дети
не только научились читать и писать, но
и выиграли школьную олимпиаду в Риме,
где участвовали и так называемые "нормальные"
дети.
Успех воодушевил Монтессори, и она решила серьезно заняться педагогикой. Будучи врачом, она исходила из понятных ей биологических аналогий: пребывая в утробе матери, ребенок находится в безопасности и получает все необходимое для своего развития; в момент же рождения он испытывает серьезный стресс, который может негативно отразиться на его личности. После рождения количество таких негативных воздействий возрастает. Значит, надо обезопасить малыша от них и занять его деятельностью, развивающей его природных способности. Для этого Монтессори предложила создать специальную среду, отличную как от домашней, так и от казенной обстановки традиционного класса. Появившись 100 лет назад, система Монтессори, ориентированная на развитие детей, совершенствовалась и завоевывала мир. Сегодня под эгидой созданной Марией Монтессори Международной ассоциации (AMI) существует сеть курсов, которая готовит педагогов для работы с детьми от 0 до 3, от 3 до 6, и от 6 до 12 лет. Каждый возраст требует подготовки своей особой среды, и помещать ребенка одного возраста в среду для детей другой возрастной категории просто опасно. Педагог же, берущийся за работу с детьми от 0 до 3 лет по системе Монтессори, должен не просто знать об особенностях этого возраста, но и иметь специальную подготовку. Тем не менее сама Мария Монтессори считала, что идеальным местом для ребенка до трех лет является родительский дом.
До Монтессори никто всерьез не задумывался о том, что малышу неудобно жить в мире, где все сделано для взрослых и где он чувствует себя как Гулливер, попавший в страну великанов. Такой взрослый мир кажется ребенку хаосом, где все зависит от воли великана-взрослого, порой несправедливого и даже жестокого, не готового заплатить самую ничтожную цену за исследование ребенком окружающего мира. Так, стакан, разбитый ребенком, может вызвать у взрослого гнев и послужить для ребенка знаком, что он не имеет права на ошибку.
Монтессори со страниц своих трудов пыталась донести до всех, что дети - не куклы в руках родителей и педагогов, что у них есть свои интересы и потребности, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. Она сделала вывод, который актуален и по сей день: "Чтобы воспитывать ребенка, - надо его знать, чтобы его знать, - надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать, - надо дать ему свободу". И действительно, наблюдать за ребенком, насильно усаженным за парту, бессмысленно - что-либо, кроме быстрой потери интереса ко всему происходящему, вы вряд ли увидите. Но когда ребенок занят важной и интересной для него деятельностью, можно без труда заметить, как проявляется его личность. Наблюдение за многими детьми (но не за детским коллективом) позволяет вывести закономерности в развитии детей.