Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:02, реферат
Мировую известность Мария Монтессори приобрела в связи с разработанной ею педагогической системой. Первая «школа Монтессори» была открыта ею 6 января 1907 года в Риме. Методы, основанные на опыте работы в этой школе, были впоследствии успешно развиты и, несмотря на критику в последующие годы, остаются популярными во многих странах мира.
Институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга
Кафедра
специальной психологии
Реферат по предмету:
педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
Тема:
Педагогическая
система Марии Монтессори
Выполнила:
студентка 453с группы
Мильчакова Мария
Мария Монтессори.
Родилась в Кьяравалле (Центральная Италия, провинция Анкона). Монтессори была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины и одной из первых носительниц учёной степени доктора наук.
Мировую известность Мария Монтессори приобрела в связи с разработанной ею педагогической системой. Первая «школа Монтессори» была открыта ею 6 января 1907 года в Риме. Методы, основанные на опыте работы в этой школе, были впоследствии успешно развиты и, несмотря на критику в последующие годы, остаются популярными во многих странах мира.
Монтессори начинала с работы с умственно отсталыми детьми, в дальнейшем она переключилась со специальной педагогики на общую, занимаясь и нормальными детьми.
После того, как работа Монтессори в римском Доме Ребёнка получила известность, на её метод обратили внимание в Северной Америке (около 1913) и других странах, но позднее этот интерес остыл. Вернулся он в Европу после Второй мировой войны педагогика Монтессори получила вторую жизнь. Во многих странах существуют национальные ассоциации Монтессори педагогов и отделения AMI. А в Нидерландах около 30 % средних школ работают по ее системе.
Мария Монтессори, помимо Италии, долгие годы жила и работала в Каталонии и Нидерландах.
Из Нидерландов,
где она находилась с 1936 года, Монтессори,
по приглашению Теософского Общества, отправилась в Индию,
где она читала лекции в Мадрасе, Карачи
и других городах, а позже открыла свою
школу в Кодайканале, которая работала
во время Второй мировой войны. После Индии она поселилась
до конца своей жизни в Нидерландах, где
она умерла в 1952 (Ноордвейк-ан-Зе). Международная Монтессори-Организация
(AMI) была также основана в Нидерландах
в 1929 (действует по сей день). Сын Марии
Монтессори Марио возглавлял эту организацию
до своей смерти (1982).
Педагогика Монтессори,
также известная как система Монтессори — система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом, учёным и мыслителем Марией Монтессори. Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку: малыш постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.
Под педагогикой Монтессори понимается разработанная доктором Марией Монтессори система обучения детей (начало внедрения в практику — 1906 г.), а также философия обучения в школах и детских садах. Педагогика Монтессори основывается на открытом преподавании, в противоположность закрытому, например, фронтальному преподаванию. Эта педагогика, в отличие от педагогики идеологической, может быть названа экспериментальной, в том смысле, что собственные наблюдения ребёнка ведут обучающего к выбору подходящих дидактических приёмов применительно к данному ребёнку и данной ситуации.
Ее система строилась не один день. Монтессори дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже и некоторое время он лично возглавляет Монтессори общество Женевы, переписывалась с дочерью Зигмунда детским психологом Анной Фрейд. Под их воздействием она уточняет выводы своих наблюдений за закономерностями детского развития. Но во многом она остается врачом и исходит из физиологии детей. Даже в понятие свободы она вкладывает биологическое значение и понимает под ней прежде всего независимость. Так же она опиралась на труды Сегена и почерпнула оттуда идеи для некоторых дидактических материалов.
Интерес - первое, что М. Монтессори выделяет в своей педагогике. Второе - индивидуальный подход. Это, конечно, не означает, что у каждого ребенка появляется отдельный учитель. Все немного по-другому. Каждый ребенок во время свободной работы выбирает то, что ему нравится делать, и учитель именно ему показывает, как справиться с заданием.
Монтессори
призывает не ускорять развитие детей,
но и не упустить момент и вовремя
раскинуть перед ребенком скатерть
самобранку, на которой ему откроется
уменьшенная безопасная модель всего
нашего мира.
Философия.
Педагогика Монтессори часто характеризуется
как педагогический метод, при котором
ребёнок и его индивидуальность ставятся
во главу угла. Монтессори верила в само
ценность каждого ребёнка. В педагогике
Монтессори не применяются сравнения
и измерения по существующим общим меркам.
Вместо этого дети учатся свободно, без
принуждения, внешнего вмешательства
и критики. Мария Монтессори была убеждена
в том, что как поощрение, так и наказание
вредны для внутренней ориентации человека
и что люди должны учиться, следуя собственной
мотивации. В первую очередь потому, что
стремление принимать участие в жизни
взрослых органически свойственно природе
подрастающего.
Педагогика Монтессори сосредотачивается
на потребностях, способностях и одаренности
каждого отдельного ребёнка. Дети учатся
лучше всего, когда они могут сами определять
свой ритм и способ учёбы. Поэтому Монтессори-педагоги
поощряют детей самим управлять выбором
темпа, темы и закрепления изученного.
Лейтмотив
метода Монтессори состоит в поддержании
естественной радости ребёнка от
учения. По Монтессори эта радость
учиться — одна из главных особенностей
подрастающего человека вообще. Поддерживая
это чувство и управляя им в духе уважения,
педагог способствует развитию целостной
и уравновешенной личности.
Дети, обучающиеся в собственном ритме
и в соответствии с собственными интересами,
приобретают уверенность в собственных
силах и усваивают изученное наиболее
эффективным образом.
Самостоятельность подкрепляется заданиями из практической жизни (то есть такими, которые находят непосредственное приложение в повседневной практике). Монтессори-детсад учит (в первую очередь через подражание) таким вещам, как самостоятельно одеваться, мыться, накрывать стол и т. д. Обучение по Монтессори в школе оставляет большой простор для работы в группах. Дети могут выбирать, с кем они желают совместно работать и над чем. При этом групповая работа ставит акцент на личности обучающегося как руководителя своего интеллектуального развития.
Для Марии
Монтессори имеет первостепенное значение
дать ребёнку возможность развивать
своё чувственное восприятие в подготовленной
обстановке, отвечающей его психологическим
потребностям. При этом особенно важно,
чтобы обучающие и себя самих воспринимали
как обучающихся, учитывали собственный
ритм каждого ребёнка, старались понять
его в его индивидуальности и распознать,
что его в данный момент занимает. Например,
может случиться, что ребёнок использует
специальный математический материал
не для занятия математикой, а для измерения
или строит из него машины и т. п. — и в этом
случае руководитель должен принять такое
развитие.
Среда.
Подготовленная среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без неё она не может функционировать как система. Подготовленная среда даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым. Поэтому окружающая ребёнка среда должна, по Монтессори, ему соответствовать. Так, оборудование в доме ребёнка или школе должно соответствовать росту и пропорциям ребёнка соответствующего возраста. Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность самостоятельно выбирать место для занятий. Переставление стульев с места на место, производящее шум, Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Они должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим. Окружение эстетично и элегантно, в домах ребёнка используется хрупкий фарфор. Дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность. Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребёнка. Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребёнка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своем окружении дети заботятся сами. В этом они приобретают навыки независимости от взрослых.
С момента
своего рождения ребёнок стремится
к свободе и независимости
от взрослого. Монтессори описывает
этот процесс как биологический
принцип человеческой жизни. Подобно
тому, как тело ребёнка развивает
свои способности и даёт ему свободу
движений, так же и дух ребёнка
исполнен голодом к учению и к
духовной автономии.
В этом процессе взрослый может стать
союзником ребёнка и создать для него
окружение, соответствующее его потребностям
и стремлению к познанию. Само понимание
взрослого в педагогике Монтессори — это
роль помощника, сглаживающего для ребёнка
путь к самостоятельности в соответствии
с принципом «Помоги мне сделать самому».
Процесс обучения и познания происходит
в ребёнке, ребёнок — сам свой учитель.
Взрослый должен научиться вести ребёнка
к учению, чтобы потом самоустраниться
и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего
процесс познания у детей.
Поскольку каждый ребёнок проходит фазы
чувствительности индивидуально, учебный
план в доме ребёнка или школе должны быть
индивидуально ориентированы. Учитель
владеет техникой распознавания фаз чувствительности
и способен вести ребёнка к деятельности,
которая активировала бы его интерес.
В принципе, однако, ребёнку должна быть
дана свобода самому выбирать, с чем он
хочет работать.
В отношении
того, что должен делать воспитатель,
заключается первое педагогическое
требование. Это не требование делать
что-то определённое, но требование не
делать чего-то определённого, а именно,
категорический призыв не мешать процессу
саморазвития. Это требование вытекает,
по крайней мере, из того тезиса, что
родители — не творцы ребёнка, что ребёнок,
как выше уже говорилось, сам прораб своего
развития; родители — помощники на этой
стройке и должны довольствоваться этой
ролью. Из этого вытекает и все понимание
воспитания, лежащее в основе педагогики
Монтессори, которое она понимает как
«помощь в саморазвитии ребёнка от момента
его рождения». Этим она формулирует своё
четкое «нет» всякого рода энергичным
личностям, желающим, подобно Гётевскому
Прометею, творить людей по своему образу
и подобию, а также современному бихевиоризму,
сводящему человеческую личность к кибернетическим
понятиям.
Монтессори ожидает от взрослого, напротив,
«внутренней перефокусировки», ведущей
к тому, что взрослый в общении с ребёнком
думает не о себе, а о ребёнке и его будущем.
Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики. М.: Задруга, 1913. — 339c.
Монтессори М. Воображение в творчестве детей и великих художников. Пер.с итал. А. П. Выгодской // Русская школа. — Кн.5-6. — 1915. — C.72-91.
Монтессори М. Руководство к моему методу. М. Типолитогр. Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1916. — 64c.
Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. Пер. со 2-го итал., испр. и доп. изд. М.: Задруга, 1920.- 209c.
Монтессори М. Дом ребёнка. — Казань: Казанское отд. Гос. изд., 1920. — Вып.2. — 210c.
Монтессори М. Подготовка учительницы. Пер. с итал. Ю. И. Фаусек/ / Просвещение. — 1921. — № 1. — C.125-133.
Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. Пер. с итал. Р.Ландсберг. — М.: Работник просвещения, 1922. — 200c.
Монтессори М. О принципах моей школы. Пер. с англ. В.Златопольского//Учительская газета. — 1992. — 4 августа. — C.4.
Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. — М.: Тип. Госснаба, 1993. — 168c.