Педагогическая система Я.А. Коменского

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:44, реферат

Описание работы

Ян Амос Коменский (1592 – 1670) - чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, изобретатель классно-урочной системы.

Работа содержит 1 файл

Ян Амос Коменский.docx

— 15.37 Кб (Скачать)

   Ян Амос  Коменский (1592 – 1670) - чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, изобретатель классно-урочной системы.

Педагогическая система  Я.А. Коменского

Источники выработки мировоззрения: античная философия, Ф.Бэкон, Ф.Рабле. Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного  года, дидактические принципы, классно-урочная  система. Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с  помощью: общешкольного плана, классно-урочной  организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников  для каждого класса. Дидактические принципы: природосообразность , наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность .Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь.В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» есть специальная глава. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе. Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.

В 1627 Коменский приступил  к созданию труда по дидактике  на чешском языке, в 1633-38 гг. он переработал  её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna).  В книге «Великая дидактика» им были заложены новые подходы к образованию, основанные на идее всемогущества просвещения и его способности преобразовать мир. Я. А. Коменский обосновал принципы, цели и общее назначение образования:

 Принцип социальной  полезности образования. Идея  школы как «мастерской людей», конвейерная технология классно-урочной  системы и многие другие знаменитые  компоненты «Великой дидактики»  по сей день служат реализации  принципа социальной полезности  образования. 

  Принцип социального  равенства и справедливости в  образовательной политике. По сути, Коменский утверждает новые социальные  ценности в образовании, говоря  о том, что доступ к грамоте  и наукам должны иметь все  – без различия пола, национальности, сословия, достатка.

    Новая иерархия, целей образования. Приоритет  имеет разум, что соотносится  с новоевропейским утверждением  человек ческой субъективности. Приоритет разума постоянно подкрепляется  наставлениями педагогам: побуждать  детей к собственным размышлениям, поискам. На втором месте уверенно  стоит «господство над тварями  и людьми» (гл. IV). Это новое западное мироощущение, с которым открывались материки, завоевывались страны и народы, делались научные открытия и технические изобретения. Лишь третье место отведено отношению между Богом и человеком, причем задача ставится весьма либерально: «стать радостью своего Творца».

    Принцип универсальности  знаний: «исчерпать всю энциклопедию  наук» (гл. XXX). Это важнейший сдвиг в образовательных ценностях. До Коменского господствовал традиционализм, когда содержание образования почти целиком наполнялось набором авторитетных текстов, будь то Гомер, Гесиод, Библия и т. д. Идея передачи всей полноты человеческого знания новым поколениям вне зависимости от авторитетных текстов является заслугой Коменского. Это делалось осознанно для того, чтобы «знания всех обо всем» были одинаковыми для высокой цели всеобщего улучшения человечества.

    Ориентация на  человеческий род, а не на  благо отдельного государства.  К настоящему времени человечество  только созревает для принятия  альтернативного варианта – глобальной  этики.

    Я.А. Коменский  является основоположником целостной  теории педагогического процесса, переработавшим и теоретически  переосмыслившим все наследие  педагогической мысли предшествующих  столетий. Цель и назначение воспитательного  процесса вытекают у Коменского  из общего предназначения человеческой  личности, смысла человеческой жизни,  которая, согласно его представлениям, заключается в постоянном вечном  духовном и интеллектуальном  совершенствовании. Поэтому цель  воспитания – сделать человека, во-первых, знающим все вещи (научное  образование), обучить его владению  всеми вещами и прежде всего  самим собой (нравственное воспитание), и имеющим здоровье (физическое  воспитание).


Информация о работе Педагогическая система Я.А. Коменского