Педагогическая система Дольто

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:43, реферат

Описание работы

И таким образом социальные заведения Дольто переживают второе рождение в России. В нашей стране выросло ни одно поколение детей, которые по команде ходили на горшок, носили одинаковые платьица и рубашечки серо-коричневых тонов, в то время как их родители воплощали в жизнь планы пятилеток. Потом они с энтузиазмом принялись говорить о роли матери и домашнем воспитании, индивидуальном подходе, и психических травмах наносимых в раннем детстве ребенку из-за невнимательного отношения к нему и незнания психологии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Биография…………………………………………………………………..4
На стороне ребенка………………………………………………………...6
Ключи к пониманию……………………………………………………….8
О желаниях……………………………………………………………….....9
Языковое существо и развитие…………………………………………..10
На стороне подростка…………………………………………………….13
Про систему образования……………………………………………..….15
Ранее воспоминание:…...…………………………………………………17
а) Анализ по А.Адлеру…………………………………..17
б) Жизненный стиль личности…………….……………18
Заключение…………..……………………………………………………19
Список используемой литературы…………..…………………………..20

Работа содержит 1 файл

курсовая по психологии.!!!!.doc

— 113.50 Кб (Скачать)


2

 

2007

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Биография…………………………………………………………………..4

На стороне ребенка………………………………………………………...6

Ключи к пониманию……………………………………………………….8

О желаниях……………………………………………………………….....9

Языковое существо и развитие…………………………………………..10

На стороне подростка…………………………………………………….13

Про систему образования……………………………………………..….15

Ранее воспоминание:…...…………………………………………………17

     а) Анализ по А.Адлеру…………………………………..17

                         б) Жизненный стиль личности…………….……………18

Заключение…………..……………………………………………………19

Список используемой литературы…………..…………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Франсуаза Дольто (1908-1988) – это психоаналитик, педиатр, представительница парижской школы фрейдизма. Основатель психоаналитической школы, открывшая миру детский психоанализ, и первая в мире заявила о связи детских болезней с психосоматикой.

И таким образом социальные заведения Дольто переживают второе рождение в России. В нашей стране выросло ни одно поколение детей, которые по команде ходили на горшок, носили одинаковые платьица и рубашечки серо-коричневых тонов, в то время как их родители воплощали в жизнь планы пятилеток. Потом они с энтузиазмом принялись говорить о роли матери и домашнем воспитании, индивидуальном подходе, и психических травмах наносимых в раннем детстве ребенку из-за невнимательного отношения к нему и незнания психологии.

Сегодня можно найти всевозможные детские центры, клубы материнства и прочие заведения с различными интересными методиками, в которых можно получить достойные знания, способствующие воспитанию независимой творческой личности. Во всех пропагандируется понимание детской психологии. Особенно доверительно относятся ко многим зарубежным инновациям, потому что где как не там существует традиция индивидуального подхода. Одним из самых компетентных детских психологов на Западе до недавнего времени была Франсуаза Дольто.

Пятьдесят лет тому назад она выдвинула тезисы, казавшиеся тогда скандальными или абсурдными, а сегодня воспринимаемые как само собой разумеющиеся. Ее статьи и книги, насыщенные информацией, написаны доступным языком. Она сделала психоанализ понятным самому широкому кругу родителей. В России были изданы две ее книги: "На стороне ребенка" и "На стороне подростка".

Во Франции звучат призывы "сжечь" книги это великой женщины за то, что она внушила чувство вины нескольким поколениям родителей и создала целую армию маленьких тиранов. Именно поэтому я выбрала тему курсовой «Педагогическая система Дольто», чтобы как следует разобраться в ее идеологии, и  понять, на чьей стороне буду я.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография

Франсуаза Маретт Дольто родилась 6 ноября 1908г. в Париже, в обычной буржуазной французской семье. Еще в 8 лет она решила, что станет "врачом-воспитателем", так как росла в большой семье и видела, что многие болезни на самом деле – это телесные реакции детей на сложности в отношениях с родителями и другими близкими людьми.

В раннем возрасте Франсуаза была чувствительна к недоразумениям, неправильным представлениям, и для нее, таким образом, все оставалось несказанным между людьми в ее небольшом мире, особенно между взрослыми и детьми. Как способ справляться, она развивала навыки наблюдения, которое и будет позже служить ее клинической практике. Когда Франсуазе был только двенадцать, ее старшая сестра, Жаклин, умерла от рака. Потеря Жаклин стала очень трагичной для всех членов семьи, в особенности для юной Дольто, которая считала частично себя ответственной за ее смерть, потому что старалась сделать все, чтобы спасти сестру. Это испытание вызвало некоторое созревание, и позже укрепило желание стать психоаналитиком.

Все свое детство Франсуаза чувствовала себя неправильно понятой матерью, которая видела брак как единственное будущее для дочери. Таким образом, получение профессии и образование  казались ненужными. Неспособная оставаться бездействующий, Франсуаза решила, что будет учиться шить, также она успешно принимала участие в соревнованиях по изготовлению эмблем. Но как бы то ни было, родители были строго против ее деятельности. Тогда она начала баловаться керамикой, но и это не удовлетворило их вкусы. Всю жизнь, однако, Франсуаза сохраняла артистическую склонность и производила скульптуры, рисунки, акварельные краски.

Спустя несколько лет, несмотря на отговорки матери, Франсуаза вместе с братом поступила в военно-медицинскую школу. Позже у Франсуазы начали проявляться невротические признаки, связанные с ужасным чувством вины перед родителями, которые принудили ее искать психоаналитическую помощь.

А с 1 сентября 1939г. Дольто начала практиковаться как домашний врач и педиатр. В этом же году она защитила диссертацию «Психоанализ и Педиатрия» и до конча жизни лечила детей словом. Считала, что многие психические заболевания, возникающие в детском и юношеском возрасте, можно предупредить одной лишь правильной организацией воспитания, так как причина многих соматических заболеваний кроется в неврозах. Ее практика состояла из приема больных и воспитательной работы с детьми и родителями. День ото дня она утверждалась во мнении, что в помощи психоаналитика люди нуждаются гораздо больше, чем в постельном режиме и лекарствах. Болезнь тела представлялась для нее невысказанной болью человеческого подсознания, а психоанализ – возможностью понять и выразить свои чувства. Именно поэтому Дольто считала его целительным. И именно поэтому она стала искать путь к раннему предупреждению неврозов, используя, в частности, возможности психоанализа маленьких детей.

      В 1960 году за эту деятельность ее исключили из Международного психоаналитического общества. Одним из поводов стало то, что Франсуаза Дольто проповедовала отказ от медицины, которую обзывала «ветеринарной». Взамен ею была предложена методика детского психоанализа через творчество, чем сегодня активно пользуются психологи.

Ф. Дольто опубликовала более 20 книг, предназначенных для учителей, родителей, воспитателей, врачей. Есть книги, адресованные подросткам.

Франсуаза считала, что воспитание возможно, если решены вопросы детского права. Этому посвящены книги «Детское дело» и «Дело подростка». Она организовала особое детское учреждение, где ребенок мог проводить время под присмотром родителей и специалистов, психологов и педагогов. Затем такие учреждения открылись в Германии, Голландии, Бельгии, Швейцарии, а в прошлом году – и в Москве.

Никто из французских психоаналитиков не обладал такой популярностью, как Франсуаза Дольто. В течение пяти лет она вела передачи по французскому радио: беседовали со слушателями, и отвечала на их письма. Влияние ее на умы родителей было столь сильно, что в 1992 году в «Нувель обсерватер» появилась статья под названием «Не сжечь ли Дольто?»: возникла тревога потерять естественный, любой другой взгляд на ребенка, кроме психоаналитического.

На одной из фотографий, обошедших многие журналы, запечатлены Ф. Дольто и Жак Лакан, ведущий психоаналитик Франции 60-70 годов, с которым ее связывает дружба, и у которого она заимствовала некоторые элементы его теорий. Они беседуют о семинарах, которые вел, Лакан в течение многих лет. «Я никак не могу понять, о чем ты рассказываешь», – говорит Дольто. «Почему? – отвечает Лакан. – Я рассказываю только о том, что ты делаешь».

      Дольто проповедовала отказ от "дрессуры" детей раннего возраста, предлагая заменить ее уважением. Впоследствии Франсуаза была признана психоаналитическим сообществом, хотя и не принадлежала ни к одному из популярных течений и направлений в этой науке. Ее наследие до сих пор интересует, провоцирует, возмущает и вдохновляет всех тех, кто занимается педагогикой, медициной и психологией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На стороне ребенка

Для Дольто развитие ребенка начинается с зародышевой стадии и пуповинной кастрации, а с перерезанием пуповины ребенок утрачивает свою слитность с матерью и переходит в мир дыхания. И одним из главных достижений Франсуазы является признание того факта, что ребенок с момента рождения является языковым существом, субъектом для самого себя, в строгом соответствии с традицией психоанализа.

Некоторые медики, которые изучают психологию ребенка, утверждают, что у младенца потребность в любви предшествует необходимости питания. Но раньше предполагалось, что привязанность взрослого и младенца связано с питанием. Для Дольто эта была общепринятая точка зрения, сама она считала, что ребенок живет благодаря словам, ласки, желанию окружающих с ним общаться, нежели благодаря физическим заботам. Взрослые же уделяют больше внимания гигиене, диететике, это все тоже важно для малыша, но во вторую очередь, это нужно, чтобы выжить, но главное для них – это контакт сердечный.

Дольто постоянно подчеркивала, что совсем маленький ребенок стремится насытиться речью. Он открывает свой ротик не для того, чтобы принять пищу. Нужно слушать этот открывающийся ротик, желающий вкусить информацию из диалога с нами не менее сильно, чем он хочет вкусить материнское молоко. Он хочет впитать информацию с молоком  матери. Ребенок приходит в этот мир анатомически, генетически и социально предрасположенный к тому, чтобы говорить. При помощи зрения, обоняния и осязания он воспринимает окружающий его мир. Но только слово, обращенное к нему, является тем средством, которое позволяет ребенку причислить себя к людям.

Очень важна готовность кормилицы к эмоциональному и вербальному общению, так как настоящая мать распознается именно такими действиями.

Так же важен голос матери или воспитателя.

Это позволяло ей слушать и слышать то, что «обладает значением» и выражено посредством тела малыша, и обнаружить, к своему величайшему удивлению, что слово, адресованное бессловесному грудному младенцу, может обладать терапевтическим воздействием. Вот почему она всегда предлагала родителям говорить с ребенком обо всем его касающемся и «говорить ему правду» с самого рождения.

Ну а когда ребенок начинает ходить и приучается к опрятности, малыш должен расстаться вновь с состоянием слитности с матерью. Отдалившись от него и освободив свой рот, он обретает способность говорить. Начав ходить, малыш осваивает пространство. На этом начальном этапе обретения независимости не следует его стеснять. Навыки опрятности приобретаются тогда, когда ребенок умеет контролировать свои мышцы, а не в каком-то определенном возрасте или по принуждению. В этом же возрасте он знакомится с первыми запретами, первыми законами общежития: не делать вреда другому, не убивать.

Каждая из этих «символопорождающих кастраций» – своеобразное испытание, по прохождении которого ребенок взрослеет и в нем формируется человек. На родителей возложена ответственность помочь ему успешно пройти все эти этапы.

Открытие различий между полами также является для ребенка некой утратой: мальчик понимает, что он не сможет выносить ребенка, как его мама, а девочка – что у нее нет такого придатка, который поначалу ей так хотелось иметь. Примерно в трехлетнем возрасте ребенок пытается узнать, «как получаются дети». И здесь главное, чтобы родители со всей искренностью объяснили малышу, что такое сексуальность, в том числе и наслаждение. Ребенку становится ясно, что и его родители были произведены на свет тем же самым, общим для всех людей образом, передающимся от поколения к поколению, и что он сам – часть это цепочки.

К трем годам малыш должен быть полностью готов к этапу Эдипова комплекса, позволяющего ему выйти из семейного круга и вступить в социум. Таким образом, Ф.Дольто вводит совершенно новое понятие позволяющего воссоздавать  и обдумывать предыдущие, архаичные этапы развития ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключи к пониманию

1. Ребенок – это личность.

В детстве Франсуаза Дольто дала себе обещание постараться никогда не забывать, каково это – быть маленькой. Став детским психоаналитиком, она утверждала, что ребенок, даже только, что появившийся на свет, является личностью. Он не собственность родителей, и его желания, мнение заслуживают внимания. Уважать любой выбор ребенка, даже не совпадающий с выбором отца или матери, – таково было нравственное кредо Дольто.

2. Удовлетворить его потребность в общении.

Для Франсуазы Дольто человек – это прежде всего "говорящее существо", даже если он младенец, еще не умеющий произнести слова.

3. Говорить честно.

Необходимо говорить с ребенком, а не говорить ребенку. И, прежде всего – говорить с ним честно. Дольто утверждала, что ребенка невозможно обмануть, потому что его бессознательное знает правду. С первых часов жизни младенец ощущает звучание правды – "совпадение того, что говорят, и того, что он ощущает". Ему необходима правда (какой бы трудной она ни была) относительно всего, что его касается, в том числе его происхождения и семейной истории.

4. Понимаешь язык тела.

Важнейшая теоретическая идея Франсуазы Дольто родилась благодаря рисункам ее маленьких пациентов. Она пришла к выводу, что детский спонтанный рисунок отражает бессознательное представление ребенка о собственном теле. Дольто считала, что этот образ – это первый опыт самоощущения человека. С помощью рисунка, через символическое отражение языка тела, дети проявляют свои переживания и чувства, о которых не умеют пока рассказать.

 

 

О желаниях…

В данном случае, Дольто считает, что нельзя потакать желаниям ребенка, так как это приводит к их исчезновению. Можно говорить ребенку «нет», но при условии, что мы уважаем его право устроить сцену. Тогда возможно создается напряжение между родителем и ребенком, но в тоже время, каждый из них выражает свое желание, и из этого вытекает честное отношения с ребенком, если при этом удовлетворяются его жизненные потребности.

Например, если ребенок в магазине увидел какую-то вещь, которая ему безумно понравилась, и он захотел ее тут же получить в собственность, то можно с ним поговорить об этом, рассказать о плюсах и минусах этого предмета. Тогда получается двойная выгода: факт того, что о желании говорится, оправдывает это желание, но в тоже время родителю не приходится исполнять его.

Информация о работе Педагогическая система Дольто