Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:36, курсовая работа
Деятельность Ушинского протекала в период кризиса крепостнического строя, подъёма революционного общественно-демократического Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации системы образования и обучения. Ушинский понимал тесную связь между педагогикой и философией. Педагогика, утверждал он, "...в основании наука философская..." В своем философском развитии Ушинский шел от идеализма к материализму
Раскрывая сущность и значение беседы как метода обучения, К.Д. Ушинский еще в те времена указал на ее поисковый, проблемный характер, разумеется, не оперируя этим понятием. Советская дидактика рассматривает эвристическую беседу одним из методов проблемного обучения.
К.Д. Ушинский не только показал значение беседы для возбуждения и развития мысли учеников, осмысленного и прочного усвоения знаний, но и разработал многие вопросы методики ее проведения. В частности, он говорил о необходимости использования в беседе конкретного материала, проведения ее э определенной системе и последовательности. Ушинский считал, что эффективность беседы в значительной степени зависит от характера вопросов, методики постановки их перед учащимися, от качества ответов. Он рекомендовал учителям ставить четкие, ясные, доступные для понимания учащихся вопросы, ибо хорошо понятый вопрос, - по его мнению, - есть уже половина ответа. Умение ставить вопросы и постепенно усложнять ответы К.Д. Ушинский считал одной из главнейших и необходимейших педагогических привычек. Он учил сначала ставить вопрос, а потом уже просить ученика дать ответ на него, поддерживая этим внимание целого класса. Вопросы, подчеркивал, он, могут выполнять свою активизирующую роль только в том случае, если они заранее и тщательно продуманы учителем.
К.Д. Ушинский пошел дальше западноевропейских педагогов в вопросе о беседе и дал много глубоких и практически важных рекомендаций по методике поведения ее. сделав ряд новых теоретических обобщений. Но рассматривая беседу как важное средство активизации умственной деятельности учащихся, К.Д. Ушинский не считал ее универсальным методом обучения.
Одним из средств активизации и развития мышления учащихся К.Д. Ушинский считал логические методы и приемы обучения: аналитико-синтетический, метод систематизации и обобщения знаний, сравнения. Особенно интенсивную мыслительную деятельность учащихся на уроке, по его мнению, вызывают сравнение изучаемых фактов, явлений, событий, установление различия и сходства между ними. Он полагал, что "Сравнение является лучшим упражнением, развивающим рассудок. К.Д. Ушинский показал значение сравнения для осмысленного усвоения учащимися знаний. "Сравнение, - писал он, - есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мира мы узнаем на иначе, как через сравнение... В дидактике сравнение должно быть основным приемом".
Идеи К.Д. Ушинского о роли и месте сравнения в процессе обучения получили в наша время развитие и широко. реализуются в практике работы советской школы. Применение сравнения в процессе обучения - одна из особенностей педагогического почерка многих творчески работающих учителей.
Самостоятельное сравнение учащимися изучаемых предметов, явлений, событий повышает их мыслительную активность, качество знаний. В этом случае изучаемый материал более глубоко осознается, учащимися и основательнее запечатлевается в их памяти.
К.Д. Ушинский считал, что учащиеся только в том случае будут умственно активными на уроке, сознательно и прочно усваивать материал, когда умственная активность учителя будет сочетаться с умственной активностью учащихся, когда учитель будет правильно руководить их мыслительной деятельностью. Он резко критиковал "одиночную" методу преподавания, при которой активен учитель в пассивны ученики.
Мы остановились лишь на некоторых приемах активизации и развития мышления учащихся, разработанных К.Д. Ушинским. Однако и сказанное позволяет утверждать, что его идеи активизации умственной деятельности учащихся в процессе обучения полностью сохранили свою актуальность и в наши дни. Активная мыслительная деятельность учащихся на уроке служит главным условием повышения его эффективности. Не случайно одной из центральных проблем, над которой работают многие известные советские дидакты, психологи, целые кафедры педагогики ведущих вузов страны, педагогические коллективы школ, отдельные учителя, является активизация умственной деятельности учащихся в процессе обучения. При ее разработке творчески используется и дальше развивается богатое наследие К.Д. Ушинского.
Заключение
Таким образом,
по вышеизложенному материалу
В педагогической системе К.Д. Ушинского центральное место занимает учение о родном языке как основа в обучения и воспитания ребенка. Языку, его роли в формировании личности он придавал огромное значение. Родной язык, по Ушинскому, является хранилищем результатов познавательной деятельности многих поколений. В языке он видел ту живую связь, которая соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения в единое целое. Посредством языка народ закрепляет в истории и передает в наследие потомкам многовековой опыт своей трудовой и умственной деятельности, результата духовной жизни. Язык - явление историческое, способное к бесконечному развитию.
К.Д. Ушинский большое внимание уделял содержанию и методике первоначального обучения родному языку в школе, подвергнув суровой критике схоластику и догматизм, господствовавший в школе того времени и разработал систему обучения родному языку в начальной школе, дал ей научное психолого-педагогическое обоснование. Обучение родному языку должно развивать у детей дар олова, прививать сознательное овладение его формами, умение правильно пользоваться им, обеспечить усвоение грамматических законов, т.е. логика языка.
К.Д. Ушинский научно разработал методику развития речи детей. Рассуждая о связи языка в мышления, он исходил из того, что они образуют единство, поэтому развитие речи тесно связывал с умственным воспитанием ребенка. Согласно К.Д. Ушинскому, развитию речи учеников в значительной степени способствует вдумчиво подобранный дидактический материал. Прекрасным материалом для развития речи и мысли являются образы, непосредственно воспринятые из внешнего мира.
Эти взгляды
К.Д. Ушинского сохраняют
Для успешного решения этих задач учителям нужно дать углубленную, разработку основ развивающего обучения. Закономерным является широкое использование в современных теоретических исследованиях и практических рекомендациях общедидактических положений К.Д. Ушинского, связанных о развитием мышления и речи учащихся. Важным средством развития чувства точного и меткого словоупотребления он считал разнообразные лексические упражнения, применение наглядных пособий. Эти положения, наполненные новым конкретным содержанием, широко используются в практике современной школы. Согласно требованиям новых программ, учителя все больше уделяют внимание обогащении и развитии словарного запаса учащихся, овладению нормами литературного языка.
Правильное развитие и совершенствование языка учащихся. воспитание у них глубокого уважения к устному и письменному слову, высокой культуре речи имеет большое значение в настоящее время в связи с задачами подготовки всесторонне развитого молодого поколения. Углубленное изучение и творческое использование педагогического наследия К.Д. Ушинского окажет значительную помощь учителям в этом важном деле.
Москва 2008
Ушинский написал много книг по педагогике, но самые известные из них - “Родное слово” и “Детский мир”. "Родное слово" - это книги для для первоначального обучения детей, в возрасте до 10 лет, которые вышли в свет в 1864 году. "Родное слово" представляет собой систематическое руководство для первоначального обучения - первое, по времени появления в России, рациональное, строго методическое руководство в этой области обучения, остающееся единственным в своем роде и незаменимым до сих пор. Оно было задумано Ушинским вскоре же после выхода в свет "Детского мира" (в двух частях), который представлял собой книгу для классного чтения. Назначение этой книги - облегчить преподающим выбор материала для чтения, соответствующий последовательности в усилении умственных упражнений учащихся, и наглядному ознакомлению последних с предметами природы.
Оставаясь верным своему взгляду на значение родного языка как лучшего средства для духовного развития ребенка, Ушинский в своем руководстве положил родной язык в основу первоначального обучения и вокруг него, в тесной связи с ним, группирует остальные предметы обучения. Руководство его распределено на части или отдельные книги, по годам обучения. Первый год "Родного слова" (книга первая) обнимает собою "Азбуку" и "Первую после азбуки книгу для чтения". Обе эти книги вышли в свет одновременно (в 1864 г.), а вслед за ними появилась и "Книжка для учащих", т.е. руководство к преподаванию по "Родному слову". Как заявил сам Ушинский в своем "Руководстве к преподаванию", его "Родное слово" заключает в себе "много нового как в методе, так и в приемах учения". В действительности же труд его был безусловно новым не только в нашей, русской, но и в мировой педагогической литературе, как по общему замыслу, так и по исполнению.
С первых же страниц «Азбуки» К.Д. Ушинского звучит проповедь любви. Дитя пишет и читает дорогие душе слова: "Моя милая мама", "Мой милый папаша". Так малышу показано его отношение к родителям, так переложена на детский язык заповедь Божья. И вскоре читаем: "Мои милые дети". Так нам, учителям и родителям, задано нравственное, духовное задание любви к детям. Только в атмосфере взаимной любви детей и взрослых должно проходить обучение.
Ненавязчиво, в
контексте житейских
В парадоксальной
форме ребенку открывается
В Азбуке много фраз, за которыми скрываются целые жанровые сценки: "Я зазевался на лошадей и упал", " На горе в лесу птицы рано сегодня запели", "Няня вымела сор и нашла в нем три гроша", "В супе нет соли: посоли его", "Тащи-ка на стол щи!". Живая, ненадуманная, лексически богатая речь свежими каплями кропит ребенка, рождает образы в его душе. Язык сразу же раскрывается перед ребенком во всем его фонетическом, лексическом, морфемном, морфологическом и синтаксическом богатстве.
"Первая после Азбуки книга для чтения" продолжает познание ребенком мира и Божьего Закона, по которому устроен мир. Мы путешествуем с дитятей в мире привычных вещей.
Вот мы в школе. Сразу же разграничивается учебный мир и мир игр. Одно дело учебные вещи - они для учения, для труда. Другое дело игрушки - для потехи, забавы, для отдыха.
Дальше исподволь повторяется оценка важности учения: ученость, грамота понадобится на всю будущую жизнь.
Знание надо уметь добывать. Оно скрыто от нас как в загадке, заданной в первом уроке. Зачем здесь загадка о пере? Прежде всего, дитя учится писать пером. Перо будет записывать то, о чем дитя думает, и так перо сможет "говорить".
Чтобы чему-то научиться, нужно бодрствовать на уроках: не лениться, не дремать. Нужно быть готовыми учиться. Вот почему звучит песенка "Петушок".
Дети в школе, как и дома, в играх, должны жить дружно, вместе, любить друг друга, прощать, уступать друг другу, иначе ничего не получится. Таков назидательный смысл рассказика "Вместе тесно, а врозь скучно".
Но вот мы дома. Какие вещи окружают нас здесь? Мебель, посуда. Зачем они? Всякая мебель и посуда имеют свое назначение, достоинство, для чего-то служат. Сказка о золотом яичке из второго урока - это притча о необычном сосуде. Что такое золотое яичко? Некое вместилище богатства, сокровище. Если дать человеку многое. Он бьется над тем, как с пользой для души употребить данное, так и не может употребить богатство во благо своей душе, а потом и вовсе утрачивает его: яичко разбивается. Лучше иметь малое, простое и необходимое в жизни и единое на потребу.
Посуда и сосуды - вместилища кушаний и напитков. В праздничный день собираются гости за столом. По обычаю к разным праздникам готовятся особые кушанья. Еда праздничная - вкусная, обильная, Гости довольны и благодарят хозяев.
Но чрезмерно увлекаться едой нельзя. Объедение, чревоугодие делает человека ленивым, безразличным, приземляет душу. Об этом говорит одна из пословиц урока. Другая пословица учит нас отношению к делу: лови момент, делай все вовремя, иначе упустишь возможность.
Зайчик, о котором поется в песенке урока, похож на плененного гостя, которого никак не хотят отпускать слишком гостеприимные хозяева: и рад бы он уже бежать, да не пускают.
Теперь разговор пойдет об одежде и обуви. Зачем они нужны? Как и из чего их делают?
Всякому человеку и случаю - своя одежда. Почему крестьянин за сохой идет в сапогах? На труды как на праздник, в парадной обуви. По селу - скромно, буднично в лаптях, а в церковь - босой, выражая почтение к храму, оставив весь сор и нечистоту за порогом.
К чему здесь сказка о репке? Еще один урок воспитания в духе соборности. Репка - некое богатство, плод для всех, добыть его можно только сообща, даже участие самого малого в деле необходимо. Так опять задается поведение детей в школе, в учении.
Информация о работе Родной язык в педагогической системе К.Д. Ушинского