Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:18, курс лекций
Предмет философии. Предмет философии исторически менялся: так предметом у древних философов являлась природа, космос; в средние века в центре внимания философских размышлений стоит бог - тео - теоцентризм. В центре внимания русских философов прошлого столетия стоял человек - антопоцентризм.
Мыслители Нового времени: Декарт, Гегель говорили, что философия показывает нам "первоначала бытия и познания", философия - это учение о первопричинах.
Итак, религиозный экзистенциализм показывает что человеческая личность не есть часть мира, она соотносительна миру и Богу и определяет себя но отношению к Богу. В этом внутреннем отношении к Богу — встрече и общении с ним, личность черпает силы для свободного отношения к миру. Именно Бог является гарантом свободы против порабощения человека властью природы и общества. А это означает, что человеческая личность это абсолютный экзистенциальный центр, поскольку только она имеет "чувствилище к страданиям я радостям". Ничто другое в объектном мире, по их мнению, этим не обладает.
Плозднее христианский экзистенциализм у Ясперса – довериться религии, отдать свободу выюора церкви, пусть она управляет людьми.
2) АТЕИСТИЧЕСКИЙ
Свобода, по Сартру, предполагает независимость по отношению к прошлому, отрицание его, разрыв с ним. Согласно Сартру, никакая объективная обстановка не может лишить человека неотъемлемой от него свободы. Свобода сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности выбирать - выбирать не реальные возможности, а свое отношение к данной ситуации. Объективная ситуация, по Сартру, не сама по себе ограничивает или подавляет нашу свободу, а лишь в той мере, в какой мы испытываем ее как ограничение, относимся к ней как к препятствию.
Человек есть лишь то, что он сам из себя делает. Он есть ничто иное как его проект самого себя, и он существует лишь настолько, насколько сам себя осуществляет. Вдумаемся в его смысл: человек вступает в жизнь и сам определяет свой облик, вне которого ничего нет.
Атеистический экзистенциализм исходит из положения: Богa нет, а поэтому человеку все позволено. Иначе говоря, человек живет в мире, где религиозная надежда умерла, а поэтому человеку как бы надо жить без высшего смысла и благодати. С точки зрения Ж.-П. Сартра, А. Камю и других атеистических экзистенциалистов это означает, что человек покинут, беспомощен, потому что ни в себе, ни вовне ему не на что опереться, у него нет и не может быть оправданий. В результате, если существование предшествует сущности, то ссылкой на раз и навсегда данную человеческую природу ничего нельзя объяснить. Это значит, что нет детерминации сущности человека. Забота, страх, тревога, совесть, решимость и другие модусы человеческой экзистенции (существования) определяются только через ничто — смерть, они являются, по существу, различными способами соприкосновения с ничто; движения к нему или убегания от него каждого человека.
Понятно, считает Ж.-П. Сартр, свобода как определение человека, его экзистенция не зависит от других, но, как только осуществляется выбор или начинается действие, человек вынужден желать вместе со своей свободой свободы других людей. Иначе говоря, человек может поставить своей целью свою свободу лишь в том случае, если он поставит своей целью также и свободу других. Согласно экзистенциализму человеческая личность есть самоцель существования и развития. Общество же призвано обеспечивать возможность свободного духовного развития каждой личности, гарантируя такой порядок жизнедеятельности людей, который бы ограждал личность от посягательств на ее свободу. Однако роль общества, по мнению экзистенцилистов, отрицательна, поскольку общество может предоставить человеку свободу лишь от чего-либо (экономическую, политическую и т. п). Подлинная свобода — свобода экзистенциальная — "свобода для", и она начинается по ту сторону социальной сферы, в мире духовной жизни личности.
26. Основные направления и
Философское знание этого столетия
проделало значительную эволюцию, которую
можно охарактеризовать рядом отличительных
признаков. Отход философии от узкого,
преимущественно
Философия XX века разрешив важные вопросы как соотношение между знанием и пониманием, между знанием и оценкой, между знанием и истиной. Это продвинуло философию вперед не только в традиционной области, но и помогло найти новые исследовательские поля
Особенностью философии XX века является то, что она долго и мучительно освобождалась от идеологического прессинга, от господствовавшего на протяжении десятилетий тезиса об ожесточенной борьбе материализма и идеализма, неразрывной связи передового класса и передовой философской теории. Особенно в странах социалистического лагеря. На протяжении десятков лет исследователи не имели. Возможностей заниматься теми вопросами философии, которые их особо интересовали и объяснять те или иные явления без множества ссылок на труды "основоположников марксизма" и партийные документы.
Особенностью философского знания XX века является его четкая детерминация научным аппаратом современного естествознания (ЭВМ, компьютер, методы математичесих наук, системный подход, принципы синергетики). Для философского знания XX века характерна эволюция к исследованию проблем сущности и существования человека
В XX веке философия все дальше отходит
от вульгарного и грубого
Философия XX века открывает и разрабатывает
новые области
Философия XX века выдвинула как наиболее значимые и приоритетные проблемы современности целый цикл глобальных проблем, которые можно объединить в одну — это проблема выживания человечества, неразрывно связанная с новым решением вечного вопроса философии — в чем смысл жизни и предназначение человека.
Философия XX века — вместе со всей духовной культурой современного мира, стремится помочь человеку в его исканиях истины, в обретении настоящего, а не ложного смысла жизни, в поиске своего Я и реализации своего творческого потенциала. Современная философия не навязывает одной-единственной точки зрения на мир, выдавая ее за истину в последней инстанции. Философия конца XX века предоставила человеку свободу в выборе своего мировоззрения. Современный человек свободен в своем выборе. Даже краткий обзор развития философского знания в уходящем от нас двадцатом веке показывает, сколь разительно эволюционировала философская мысль за истекшее столетие.
Философия XX века представляет собой многообразное и плодотворно развивающееся философствование человечества о коренных проблемах бытия Природы, Космоса, Человечества и Человека.
27. Особенности развития и характерные черты русской философии.
Русская философия зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси на волне христианизации страны.
Первый этап ее развития – 11-17 века. Тогда шел процесс формирования русской философии и обретение ею национального характера. Вопросы философского характера раскрывались в летописях.
Второй этап: в начале 18 века вместе с реформами Петра I в Россию приходит наука, привезенная из Европы. Она способствовала появлению философии. Идейное обоснование реформ Петра 1 сделали Татищев, Прокопович, Кантемир. В первой половине 18 века – тяготение к немецкой философии, во времена правления Екатерины II – к французской культуре à русская философия была именно и только европейской.
Третий этап: начинается с победы над Наполеоном. В первой половине 19 века появляется русский язык (Пушкин), русская музыка (Глинка), русская философия (Чаадаев, поднимает тему исторической судьбы России). Проблема места России в мире поднималась в 20-40гг западниками и славянофилами; 50-60гг – Достоевским (почвенники); 70гг- народничество; 90гг-социал-демократы и другие революционные движения.
Четвертый этап: с 20гг 20 века. Появляются 2 линии русской философии: эммиграционная и советская. В СССР возрождается фне идеология, а именно философия. Это связано с многочисленными солдатами, офицерами, пережившими войну. Новый подъем русской философии связан с патриотизмом, возникшим после победы над нацистской германией. На данный момент подъем русской философии связан с общим подъемом европейской философии. Этап марксистской философии закончился вместе с перестройкой.
Характерные черты русской философии:
28. Диалог славянофилов и западников в русской философии и культуре 19 века.
19 век – «Золотой век» русской
философии. Это классический
Славянофилы (Кереевский, Хомяков, Аксаков) – выразители идеи самобытности России. Критиковали западную цивилизацию как безбожную, низменную и бездушную. Ориентировались на православие: религиозная вера является двигателем исторического процесса. Форма государственного устройства – монархия. Социальная основа – патриархальная семья. Идеализировалась допетровская Русь. Славянофилы подчеркивали идею соборности (собирание всех сил ради общего дела). Вцелом, мировоззрение славянофилов было основано на 3х принципах: православие, самодержавие, народность. Это – философия религиозно-окрашенного коллективизма.
Западники (Белинский, Герцен, Бакунин) – выразители идеи единого, общемирового прогрессивного развития. Выступали за европеизацию России (ликвидация феодально-крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути). Их идеалами были передовые идеи в творчестве Гегеля, Фейербаха. Придерживались атеистических взглядов. Давали высокую оценку человеческому разуму и науке. Основной ценностью общества должен быть индивид. Европейский человек трудолюбив, пунктуален, воспитан и терпим к инакомыслию. Западничество – не только мировоззрение, но и установка на определенный образ жизни.
29. Тема свободы в философии Бердяева.
Центральной темой философии Николая Александровича Бердяева является человек, человек свободный, творческий, а таким он является лишь в свете божественного, точнее, божественного "ничто". Бог сотворил мир из Ничто, следовательно, Богу предшествует первичный принцип, не предполагающий какой-либо дифференциации, какого-либо бытия. Это и есть Ничто. Бог свободен. И человек свободен. Бог помогает человеку стать добрым, но он не в состоянии контролировать Ничто, принцип свободы. В своей подлинной свободе человек божественен. Бог и человек есть дух. Будучи свободным, человек творит, оправдание человека в его свободе, его творчестве, его откровении. Для Бердяева главное - это оправдание человека, его философия ярко персоналистична, романтична, расцвечена тысячами красок человеческого бытия. Ясно, что философ с таким мировоззрением не мог не быть противником тоталитарных режимов, лжи, зла, насилия и террора. Всеобщее воскресение достигается не в технике, не в революциях, а в божественной духовной жизни. Бердяев считал, что в этом отношении многого можно ожидать от русской души и русской идеи.
Когда в России в 90-х годах этого столетия стали появляться одно за другим произведения Бердяева, а написал он больше, чем любой другой отечественный философ, то россияне открыли для себя новый, во многом неведомый мир, они стали иначе оценивать назначение человека, смысл истории, судьбу российского социализма, миссию России.
30. Бытие как проблема онтологии. Современные онтологические концепции.
Онтология как теория
Термин «Онтология» был предложен Р. Гоклениусом
в 1613 году в его «Философском словаре»
(«Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philisophiae fores aperiunter.
Francofurti»), и чуть позже И. Клаубергом в 1656
году в работе «Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia»,
предложившем его (в варианте «онтософия»)
в качестве эквивалента понятию «метафизика».
В практическом употреблении термин был
закреплён Х. Вольфом, явно разделившим
семантику терминов «онтология» и «метафизика».
Обычно под онтологией подразумевается
эксплицитная, то есть явная, спецификация
концептуализации, где в качестве концептуализации
выступает описание множества объектов
и связей между ними. Формально онтология
состоит из понятий терминов, организованных
в таксономию, их описаний и правил вывода.
Основной вопрос онтологии: что существует?
Основные понятия онтологии: бытие, структура,
свойства, формы бытия (материальное, идеальное,
экзистенциальное), пространство, время,
движение.
Онтология, таким образом, представляет
собой попытку наиболее общего описания
универсума существующего, который не
ограничивался бы данными отдельных наук
и, возможно, не сводился бы к ним.
Иное понимание онтологии даёт американский
философ Уиллард Куайн: в его терминах
онтология — это содержание некоторой
теории, то есть объекты, которые постулируются
данной теорией в качестве существующих.
Вопросы онтологии — это древнейшая тема
европейской философии, восходящая к досократикам
и особенно Пармениду. Важнейший вклад
в разработку онтологической проблематики
внесли Платон и Аристотель. В средневековой
философии центральное место занимала
онтологическая проблема существования
абстрактных объектов (универсалий).
В философии XX века специально онтологической
проблематикой занимались такие философы
как Николай Гартман («новая онтология»),
Мартин Хайдеггер («фундаментальная онтология»)
и другие. Особый интерес в современной
философии вызывают онтологические проблемы
сознания.
Предмет онтологии.
Основным предметом онтологии является
бытие, которое определяется как полнота
и единство всех видов реальности: объективной,
физической, субъективной, социальной
ивиртуальной.
Реальность традиционно ассоциируется
с материей (материальный мир) и духом
(духовный мир, включая понятия Бога, душ)
и подразделяется (материалистами) на
косную, живую исоциальную материю (что
порождает формализм и отношение к личности
как к безличному человеку вообще).
Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется
немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию
возможности в философии аристотелизма).
В XX веке в феноменологии иэкзистенциализме
бытие отождествляется с человеком, как
единственным из обладающих способностью
мыслить и вопрошать о бытии. Однако в
классической метафизике под бытием понимается
Бог. Человек, как бытие, обладает свободой
и волей.
Бытие́ — философское понятие, в самом
широком значении фиксирующее существование
вещей. В более узком значении, характерном
для фундаментальной онтологии М. Хайдеггера,
бытие фиксирует аспект существования
сущего в отличие от его сущности. Если
сущность определяется вопросом: «Что
есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит,
что сущееесть?».
Древнегреческая философия о бытии
Понятия бытие и небытие в своём происхождении
восходят к рассуждениям древнегреческого
философа Парменида. Парменид впервые
обращает внимание на такой аспект всякогосущего
как бытие. Есть сущее и есть существование
этого сущего, которое и называют бытием.
Небытия, «ничего» (того, что не существует)
нет. Таким образом, первый тезис Парменида
звучит так: «Бытие есть, небытия — вовсе
нет». Из этого тезиса следует, что бытие
— одно, неподвижно, не имеет частей, едино,
вечно, благо, не возникло, не подвержено
гибели, поскольку в противном случае
пришлось бы допустить существование
небытия, что не допустимо. Второй тезис
Парменида звучит так: «Мыслить и быть
есть одно и то же»[1]. Поскольку небытия
нет — это значит, что его и мыслить нельзя.
Всё, что мыслимо, есть бытие.
Аристотель разделил бытие на потенциальное
(возможность) и актуальное (действительность).
Идеалистическая философия о бытии
В идеалистической философии под бытием
понимают подлинную и абсолютную вневременную
реальность, в противовес наличному миру
становления.С точки зрения идеализма,
этим бытием является дух, разум, Бог. Идеализм
отождествляет объект познания с чувственным
восприятием, «музами», идеями (сущностями)
— истолковывает бытие как нечто идеальное,
зависимое от сознания, порожденное им.
В диалектическом материализме
Диалектический материализм уравнивает
понятие реальности, бытия и природы. Марксизм
также вводит понятие общественного бытия
как оппозицию общественного сознания.Диалектический
материализм в целом не отрицает что сознание,
мышление имеют бытие, но придерживаются
мнения что бытие сознания, мышления порожденное
и обозначенное через бытие материи, природы.
В материалистической гносеологии бытие
противопоставлено сознанию как объективная
реальность, что существует в подсознании
(вне сознания) и этим обозначает ее (осознание).
Диалектический материализм считает объективно-реальное
бытие (материю) независимым от сознания,
чувств, опыта, человечества. Диалектический
материализм придерживается мнения что
бытие это объективная реальность, а сознание
есть отображение бытия.
Принято выделять ряд различающихся и
в то же время взаимосвязанных основных
форм бытия[2]:
Бытие вещей (тел), процессов включает
бытие вещей, процессов, состояний природы;
бытие природы как целого и бытие «второй
природы», то есть вещей и процессов, произведенных
человеком.
Бытие человека — как в мире вещей, так
и специфически человеческое бытие.
Бытие духовного (идеального) разделяется
на индивидуализированное духовное и
объективированное (внеиндивидуальное)
духовное.
Бытие социального делится на индивидуальное
бытие (бытие отдельного человека в обществе
и в процессе истории) и бытие общества.
Экзистенциализм о бытии
В философии экзистенциализма бытие противопоставляется
сущему (наличному существованию, данному
в опыте) или сущности (застывшему, вневременному
существованию). Как правило, под бытием
понимается личность: трансцендентная
(Бог), коллективная (общество) или индивидуальная
(экзистенция, личность, сам конкретный,
уникальный человек).
Фундаментальная онтология Хайдеггера
В фундаментальной онтологии М. Хайдеггера,
бытие фиксирует аспект существования
сущего в отличие от его сущности. Если
сущность определяется вопросом: «Что
есть сущее?», тобытие вопросом: «Что значит,
что сущее есть?». Поскольку бытие может
пониматься как единственное (см. Парменид),
постольку термин «бытие» часто используют
для обозначениямира как целого. Предмет
изучения онтологии. Противоположные
понятия — небытие и ничто. Существенные
философские проблемы — соотношение бытия
и мышления, соотношениебытия и времени,
соотношение бытия и небытия.