Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:18, курс лекций
Предмет философии. Предмет философии исторически менялся: так предметом у древних философов являлась природа, космос; в средние века в центре внимания философских размышлений стоит бог - тео - теоцентризм. В центре внимания русских философов прошлого столетия стоял человек - антопоцентризм.
Мыслители Нового времени: Декарт, Гегель говорили, что философия показывает нам "первоначала бытия и познания", философия - это учение о первопричинах.
Что практикой подтверждается - истинно,
что ею опровергается - ложно.
Многократное подтверждение практикой
прогнозов, основанных на какой-то теории,
дает основание думать, что эта теория
соответствует действительности, но не
может быть доказательством общего суждения.
Однако, этот критерий показывает себя
эффективном как способ опровержения
общих суждений. Если практикой будет
показан хотя бы один случай опровержения,
то этого достаточно, чтобы считать суждение
ложным.
Агностици́зм (от древне-греческого ἄγνωστος ) — непознаваемый, непознанный) — направление в философии, считающее невозможным объективное познание окружающей действительности посредством собственного опыта. Таким образом, агностицизм подвергает сомнению истинность или возможность доказательства или опровержения утверждений в некоторой областию.
Агностицизм в теории познания
Агностицизм также можно определить как учение, основанное на следующем утверждении: поскольку весь процесс познания основан на опыте, а опыт субъективен, то субъект не сможет постичь суть исследуемого объекта, «вещь в себе». Таким образом, роль науки сводится к познанию опыта, а не сущности вещей и явлений. В этом смысле, агностицизмом является любое философское учение, отрицающие возможность достижения абсолютной истины.
44. Проблема понимания и
Герменевтика (греч. Hermeneutikos - разъясняющий, толкующий) - искусство и теория истолкования текстов, одно из основных направлений современной философии. Истоки герменевтики как философской теории понимания и истолкования прослеживаются в древнегреческой филологической герменевтики и библейской экзегетике. Предметом философского знания с точки зрения герменевтики является мир человека, трактуемый как область человеческого общения.
О чем мы должны спрашивать, читая текст? Понять текст - это значит понять тот вопрос, ответом на который он является. Понимая, мы, тем самым, не просто задаем вопрос, но его реконструируем. Иными словами, имея текст, мы, тем самым, имеем некий ответ, но не можем его понять, так как не знаем, на какой вопрос он отвечает. Если наше понимание направлено в первую очередь на смысл самого текста, а не на его вопрос, то мы тем самым принимаем позицию Гадамера: “Наше понимание письменного предания строится вовсе не так, чтобы мы могли сделать простую предпосылку о совпадении того смысла, который мы в нем познаем, и того, который имел в виду автор. Подобно тому, как исторические события вообще не совпадают с субъективными представлениями тех, кто находится и действует в истории, точно так же и смысловые тенденции данного текста выходят, в принципе, далеко за пределы того, что намеревался сказать автор этого текста”.
Г.Гадамаер (1900-1998) – «Истина и мир»
Ведущий представитель философского направления – герменевтика.
Герменевтика – теория истолкования.
Чего? То, что истолковывается – ТЕКСТ.
Кто осмысливает книгу? – читатель или автор?
Кто истолковывает? - кто написал или осмыслил – проблема.
Любой текст требует истолкования. Без него – сырой материал (2 собеседника: вопрос собеседнику, тот его по своему истолковывает, исходя из этого истолкования – ответ и т.д.)
Текст с точки зрения Гуссерля – сама реальность(не просто продукт культуры).
Что мы знаем о мире? То, что позволяет выразить нам язык. Все в мире – совокупность высказываемых или нет текстов, которые мы должны истолковывать.
Какое истолование является истиной?
Толкование происходит по герменевтическому кругу.
T1 – с точки зрения современности и вашего культурного мира à T’1
T’1 – истолкованный
Истолковали à изменится уровень знаний, еще раз истолковываем.
Каждая эпоха заставляет пересматривать содержание и смысл любого текста. Ни одно истолкование не является истиной.
Что такое диалог? В переводе с греческого это слово означает двое (“ди”) говорящих (“логос”), т.е. разговор между двумя лицами. Если целью разговора является выяснение истины, то он переходит в спор и становится диалектикой. Искусство диалектики есть искусство искания истины путем вопрошания. Сложность этого искусства состоит в том, что вопрошающий должен постоянно держаться за свое спрашивание, т.е. вести разговор в направлении поиска истины.
Этот процесс диалога с текстом может быть распространен на понимание любого научного исследования: задаем вопросы природе и истолоковываем ответы.
Совокупность геременевтических кругов – теория познания.
45. Научное познание и его специфические особенности.
Обыденное познание
дает знания для ориентации в окружающем
мире. На его основе накапливается
материал для научного познания. Оно
субъективно и возникает как ре
Наука:
социальный институт (люди и отношения
между ними) -специфическая познавательная
деятельность (познание)
специфическое знание (физика и т.д.).
Наука-система теоретических знаний, теория
возникает на основе обобщения знаний.
Научное знание, как и все формы духовного
производства, в конечном счете необходимо
для того, чтобы направлять и регулировать
практику. Различные виды познавательной
деятельности по-разному выполняют эту
роль, и анализ этого различия является
первым и необходимым условием для выявления
особенностей научного познания.
На ранних стадиях развития общества субъектная
и объектная стороны практической деятельности
не расчленяются в познании, а берутся
как единое целое. Познание отображает
способы практического изменения объектов,
включая в характеристику последних цели,
способности и действия человека. Такое
представление об объектах деятельности
переносится на всю природу, которая рассматривается
сквозь призму осуществляемой практики.
Ориентация науки на изучение объектов,
которые могут быть включены в деятельность
(либо актуально, либо потенциально, как
возможные объекты ее будущего освоения),
и их исследование как подчиняющихся объективным
законам функционирования и развития
составляет одну из важнейших особенностей
научного познания. Эта особенность отличает
его от других форм познавательной деятельности
человека. Так, например, в процессе художественного
освоения действительности объекты, включенные
в человеческую деятельность, не отделяются
от субъективных факторов, а берутся в
своеобразной "склейке" с ними. Любое
отражение предметов объективного мира
в искусстве одновременно выражает ценностное
отношение человека к предмету. Художественный
образ - это такое отражение объекта, которое
содержит отпечаток человеческой личности,
ее ценностных ориентации, как бы "вплавленных"
в характеристики отражаемой реальности.
Исключить это взаимопроникновение - значит
разрушить художественный образ. В науке
же особенности жизнедеятельности личности,
создающей знания, ее оценочные суждения
не входят непосредственно в состав порождаемого
знания. Наука ориентирована на предметное
и объективное исследование действительности.
Из этого, конечно, не следует, что личностные
моменты и ценностные ориентации ученого
не играют роли в научном творчестве и
не влияют на его результаты.
Научное познание отражает объекты природы
не в форме созерцания, а в форме практики.
Процесс же этого отражения обусловлен
не только особенностями изучаемого объекта,
но и многочисленными факторами социокультурного
характера.
Рассматривая науку в ее историческом
развитии, можно обнаружить, что по мере
изменения типа культуры меняются стандарты
изложения научного знания, способы видения
реальности в науке, стили мышления, которые
формируются в контексте культуры и испытывают
воздействие самых различных ее феноменов.
Это воздействие может быть представлено
как включение различных социокультурных
факторов в процесс порождения собственно
научного знания. Однако констатация связей
объективного и субъективного в любом
познавательном процессе и необходимость
комплексного исследования науки в ее
взаимодействии с другими формами духовной
деятельности человека не снимают вопроса
о различиях между наукой и этими формами
(обыденным познанием, художественным
мышлением и т.п.). Первое и необходимое
среди них - объективность и предметность
научного познания.
В науке осуществляются не только исследования,
обслуживающие сегодняшнюю практику,
но и такие, результаты которых могут найти
применение только в будущем. Нацеленность
науки на изучение не только объектов,
преобразуемых в сегодняшней практике,
но и тех, которые могут стать предметом
массового практического освоения в будущем,
является второй отличительной чертой
научного познания. Эта черта позволяет
разграничить научное и обыденное стихийно-эмпирическое
познание и вывести ряд конкретных определений,
характеризующих природу научного исследования.
Между способностью стихийно-эмпирического
познания порождать предметное и объективное
знание о мире и объективностью и предметностью
научного знания имеются существенные
различия.
Прежде всего, наука имеет дело с особым
набором объектов реальности, несводимых
к объектам обыденного опыта.
46.Проблема человека в
http://socfil.narod.ru/glava_
Средневековая
христианская концепция человека.
В средние века человек рассматривается
прежде всего, как часть мирового порядка,
установленного Богом. А представление
о нем самом, как оно выражено в христианстве,
сводится к тому, что человек есть «образ
и подобие Бога». Но согласно этой точки
зрения в реальности этот человек внутренне
раздвоен вследствие его грехопадения,
поэтому он рассматривается как единство
божественной и человеческой природы,
которое находит свое выражение в личности
Христа. Поскольку каждый изначально обладает
божественной природой, он имеет возможность
внутреннего приобщения к божественной
«благодати» и тем самым сделаться «сверхчеловеком».
В этом смысле концепция сверхчеловека
часто развивается и в русской религиозной
философии.
В социальном плане в Средние века человек
провозглашается пассивным участником
божественного порядка и является существом
тварным и ничтожным по отношению к Богу.
В отличие от античных богов, как бы родственных
человеку, христианский бог стоит над
природой и человеком, является их трансцендентным
творцом и творческим началом. Главная
задача для человека состоит в том, чтобы
приобщиться к богу и обрести спасение
в день страшного суда. Поэтому вся драма
человеческой истории выражается в парадигме:
грехопадение — искупление. И каждый человек
призван реализовать это, соизмеряя свои
поступки с Богом. В христианстве каждый
сам за себя отвечает перед Богом.
Видным представителем средневековой
христианской философии является Августин
Блаженный. Не только его онтология и учение
о боге как абсолютном бытии, но и учение
о человеке многое берет от Платона. Человек
— это противоположность души и тела,
которые являются независимыми. Однако
именно душа делает человека человеком.
Это собственная, имманентная субстанция
его. То, что Августин вносит нового по
этому вопросу, — развитие человеческой
личности, которое он рассматривает в
«Исповеди». Она представляет автобиографическое
исследование, описывающее внутреннее
становление автора как личности. Здесь
мы находим и психологический самоанализ,
и показ противоречивого характера развития
личности, и указание на темные бездны
души. Учение Августина повлияло на последующее
формирование экзистенциализма, представители
которого рассматривают его как своего
предшественника.
В отличие от Августина Фома Аквинский
использует для обоснования христианского
учения о человеке философию Аристотеля.
Человек — это промежуточное существо
между животными и ангелами. Он представляет
единство души и тела, но именно душа является
«двигателем» тела и определяет сущность
человека. В отличие от Августина, для
которого душа является не зависимой от
тела и тождественной с человеком, для
Фомы Аквинского человек есть личностное
единство того и другого. Душа — нематериальная
субстанция, но получает свое окончательное
осуществление только через тело.
Человек
в философии эпохи Возрождения.
Философская антропология эпохи Возрождения
формируется под влиянием зарождающихся
капиталистических отношении, научного
знания и новой культуры, получившей название
гуманизм.
Если религиозная философия Средневековья
решала проблему человека в мистическом
плане, то философия эпохи Возрождения
(Ренессанса) ставит человека на земную
основу и на этой почве пытается решить
его проблемы. В противоположность учению
об изначальной греховности человека
она утверждает естественное стремление
его к добру, счастью и гармонии. Ей органически
присущи гуманизм и антропоцентризм. В
философии этого периода Бог не отрицается
полностью. Но, несмотря на пантеизм, философы
делают своим знамением не его, а человека.
Вся философия оказывается проникнута
пафосом гуманизма, автономии человека,
верой в его безграничные возможности.
Так, согласно Пико делла Мирандоле (1463—1494),
человек занимает центральное место в
мироздании. Это происходит потому, что
он причастен всему земному и небесному.
Астральный детерминизм он отвергает
в пользу свободы воли человека. Свобода
выбора и творческие способности обусловливают
то, что каждый сам является творцом своего
счастья или несчастья и способен дойти
как до животного состояния, так и возвыситься
до богоподобного существа.
В философской антропологии этого периода
уже достаточно отчетливо слышны мотивы
приближающего индивидуализма, эгоизма
и утилитаризма, связанные с нарождающимися
капиталистическими общественными отношениями
и господством частного интереса. Так,
Лоренцо Балла (1406 — 1457) со всей определенностью
заявляет, что благоразумие и справедливость
сводятся к выгоде индивида, на первом
месте должны стоять свои собственные
интересы, а на последнем — родины. И вообще,
по его мнению, сохраняет «свою силу славнейшее
изречение «там для меня родина, где хорошо».
Человек
Нового времени в европейской философии.
Влияние господства частного интереса
на Представления о человеке, мотивы его
ведения и жизненные установки со всей
очевидностью выражены в концепции Т.
Гоббса. В противоположность Аристотелю
он утверждает, что человек по природе
своей — существо не общественное. Напротив,
«человек человеку — волк» (homo homini lupus
est), а «война всех против всех» является
естественным состоянием общества. Его
методологический индивидуализм и номинализм
тесно связаны с социологическим и этическим
индивидуализмом. Глубинной же основой
такого состояния является всеобщая конкуренция
между людьми в условиях новых экономических
отношений. Сам он в этой связи пишет:
Человеческая жизнь может быть сравнима
с состязанием в беге... единственная цель
и единственная награда каждого из участников,
это — оказаться впереди своих конкурентов.
Влияние развития науки на представления
о человеке и обусловленный им антропологический
рационализм ярко обнаруживаются в философских
взглядах Б. Паскаля, который утверждал,
что все величие и достоинство человека
«в его способности мыслить».
Однако основателем новоевропейского
рационализма вообше и антропологического
рационализма в частности по праву считается
Р. Декарт. Согласно ему, мышление является
единственно достоверным свидетельством
человеческого существования, что вытекает
уже из его основополагающего тезиса:
«мыслю, следовательно, существую» («cogito
ergo sum»). Кроме того, у философа наблюдается
антропологический дуализм души и тела,
рассмотрение их как двух разнокачественных
субстанций, имевших большое значение
для разработки психофизической проблемы.
Согласно Декарту, тело является своего
рода машиной, тогда как сознание воздействует
на него и, в свою очередь, испытывает на
себе его влияние.
Этот механистический взгляд на человека,
рассматриваемого в качестве машины, получил
широкое распространение в тот период.
Знаменем такой концепции может служить
название работы Ж. Ламетри — «Человек-машина»,
в которой представлена точка зрения механистического
материализма на человека. Согласно ему,
существует лишь единая материальная
субстанция, а человеческий организм —
это самостоятельно заводящаяся машина,
подобная часовому механизму.
Подобный взгляд характерен для всех французских
материалистов XVIII в. (Гольбах, Гельвеции,
Дидро).
Другая, отличительная черта их философской
антропологии — рассмотрение человека
как продукта природы, абсолютно детерминированного
ее законами, так что он «не может — даже
в мысли выйти из природы». Стоя на принципах
последовательного механистического
детерминизма, они, конечно, не могли ни
в какой мере признать свободу воли человека.
Еще одна характерная черта этих мыслителей
состояла в том, что, критикуя христианскую
догматику об изначальной греховности
человека, они утверждали, что человек
по своей природе изначально добр и не
греховен.
Немецкая
классическая философия
Основоположник немецкой классической
философии И. Кант ставит человека в центр
философских исследований. Для него вопрос
«Что такое человек?» является основным
вопросом философии, а сам человек — «самый
главный предмет в мире». Подобно Декарту,
Кант стоит на позиции антропологического
дуализма, но его дуализм — это не дуализм
души и тела, а нравственно-природный дуализм.
Человек, по Канту, с одной стороны, принадлежит
природной необходимости, а с другой —
нравственной свободе и абсолютным ценностям.
Как составная часть чувственного мира
явлений он подчинен необходимости, а
как носитель духовности — он свободен.
Но главная роль отводится Кантом нравственной
деятельности человека.
Кант стремится утвердить человека в качестве
автономного и независимого начала и законодателя
своей теоретической и практической деятельности.
При этом исходным принципом поведения
должен быть категорический императив
— формальное внутреннее повеление, требование,
основанное на том, что всякая личность
является самоцелью и самодостаточна
и поэтому не должна рассматриваться ни
в коем случае как средство осуществления
каких бы то ни было даже очень благих
задач.
Человек, пишет Кант, «по природе зол»,
но вместе с тем он обладает и задатками
добра. Задача нравственного воспитания
и состоит в том, чтобы добрые задатки
смогли одержать верх над изначально присущей
человеку склонностью ко злу. Хотя зло
изначально преобладает, но задатки добра
дают о себе знать в виде чувства вины,
которое овладевает людьми. Поэтому нормальный
человек, по Канту, «никогда не свободен
от вины», которая составляет основу морали.
Человек, который всегда прав и у которого
всегда спокойная совесть, такой человек,
не может быть моральным. Основное отличие
человека от других существ — самосознание.
Из этого факта вытекает и эгоизм как природное
свойство человека, но философ выступает
против эгоизма, в каких бы формах он не
проявлялся.
Антропологическая концепция Гегеля,
как и вся его философия, проникнута рационализмом.
Само отличие человека от животного заключается
прежде всего в мышлении, которое сообщает
всему человеческому его человечность.
Он с наибольшей силой выразил положение
о человеке как субъекте духовной деятельности
и носителе общезначимого духа и разума.
Личность, в отличие от индивида, начинается
только с осознания человеком себя как
существа «бесконечного, всеобщего и свободного».
В социальном плане его учение ярко выражает
методологический и социологический коллективизм,
то есть принцип приоритета социального
целого над индивидом. В отличие от немецкого
идеализма материалист Л. Фейербах утверждает
самоценность и значимость живого, эмпирического
человека, которого он понимает, прежде
всего, как часть природы, чувственно-телесное
существо. Антропологический принцип,
являющийся стержнем всей его философии,
предполагает именно такое понимание
человека. Антропологический монизм Фейербаха
направлен против идеалистического понимания
человека и дуализма души и тела и связан
с утверждением материалистического взгляда
на его природу. Но самого человека Фейербах
понимает слишком абстрактно. Его человек
оказывается изолированным от реальных
социальных связей, отношений и деятельности.
В основе его философской антропологии
лежат отношения между Я и Ты, при этом
особенно важными в этом плане оказываются
отношения между мужчиной и женщиной.