Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:18, курс лекций
Предмет философии. Предмет философии исторически менялся: так предметом у древних философов являлась природа, космос; в средние века в центре внимания философских размышлений стоит бог - тео - теоцентризм. В центре внимания русских философов прошлого столетия стоял человек - антопоцентризм.
Мыслители Нового времени: Декарт, Гегель говорили, что философия показывает нам "первоначала бытия и познания", философия - это учение о первопричинах.
36. Сознание и бессознательное. Фрейд и Юнг.
Фрейд
Основателем психоаналитического направления в антропологии стал Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский врач-невропатолог, который предложил новый метод лечения больных неврозом.Основой этого метода стало учение о сессознательном в структуре человеческой психики, которое, как утверждал Фрейд, является источником неврозов. Психоанализ как метод лечения в ходе дальнейшего осмысления его исходных позиций превратился в философское учение о человеке и вскоре приобрел широкую известность.
В чем же состоит это учение?
В самых общих чертах его можно изложить так: структура человеческой психики видится Фрейду как сложное построение, составными элементами которого являются три начала:
1. "Я" - синоним сознания,
которое подчиняется принципу
реальности,
2. "сверх-Я" - здесь Фрейд усматривал
присутствие культуры. моральных норм
общества, религии, родительского авторитета,
общественного мнения и т.д.,
3. "Оно" - подсознательное или бессознательное
- глубинный слой психики, скрытый от сознания,
но неизменно присутствующий как бы внутри
его.
Слуховое окно
Бессознательное, является источником и носителем энергии либидо, т.е. энергии сексуального влечения. Либидо имеет характер природного инстинкта, т.е. проявляется вне зависимости от сознания.
З. Фрейд уделяет особое внимание именно бессознательному, определяя его как ту часть психики, в которую вытеснены неосознанные желания человека, имеющиe иррациональный и вневременной характер.
Реализации этих желаний и идей мешает та часть психики, которую Фрейд назвал предсознанием. По его мнению это разумное Я, олицетворяющее память и мышление человека. Главная задача предсознания заключается в том, чтобы осуществлять цензуру желаний, характеризующих бессознательные стремления человека. Именно здесь находится источник конфликта человека с самим собой, поскольку бессознательное подчинено принципу удовольствия, а предсознание считается, в первую очередь, с реальностью Его задача — обуздать желания бессознательного, не дать им проникнуть в сознание и реализовываться в какой-то деятельности — ибо именно они могут стать источником невротического поведения Фрейд называл их компромиссом, в котором бессознательное и предсознание пытаются найти выход
В этом состоит принципиальная конфликтность внутреннего мира человека: бессознательное влечение сталкивается с жесткими требованиями культуры и религии. В результате этого возникает агрессия, в ряде случаев она приводит к неврозу.
Личность разделена на Оно, Я (эго) и Сверх-Я (супер эго). «Оно» - сфера бессознательного, подчиненная лишь принципу наслаждения. «Оно» лишено сомнений, противоречий и отрицаний. Все инстинкты и влечения связанные с ним Фрейд делит на две противоположные группы: первая охватыват влечения «Эго», инстинкты смерти, агрессии и разрушения (тенденции, толкающие человеческий организм к возврату в животное состояние), а вторая – половые инстинкты, инстинкты жизни (эротическая любовь).
Сознание личности – система внешних запретов и правил (супер-эго), а истинное содержание индивидуального (эго) составляет нечто «надсознательное» (оно), содержащее импульсивные влечения и страсти. Между ними существует постоянный конфликт, причем разум враждебен индивидуальности. Сознание создает различного рода нормы, законы, заповеди, которые подавляют подсознательную сферу. Подсознательная сфера может проявлять себя только в областях анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки…) или прямо ненормальных (неврозы, психозы).
Я – то, что осознает себя.
В человеке сидят одновременно: крокодил, тигр и человек.
3 раздела коры головного мозга:
1 часть – стадия рептилий – древнейшая
2 часть – тигр (млекопитающее)
3 часть – в зародыше у чел.обезьян и большая часть у человека – новейшая кора.
Все 3 части воздействуют на человеческое мышление.
Новая и друвнейшая кора – инстинкты. Я – цнзор, пропускает в сознание не все. То, что пропускается, подвергается символизации (агрессия à цензор à соревнование, соперничество). Т.о. формируется культура, которая помогает решить противоречия между сознанием и инстинктами (рвутся наружу).
Человек постоянно находится в состоянии невроза.
Создавая культуру, человек создает «сверх - Я», которое контролирует «Я».
Слуховое окно – через него поступает информация, помогающая формировать «сверх - Я».
Еще больше противоречий:
сверх – Я
Я – ОНО человек – невростеник все больше ненавидит культуру
Получается тупик.
Выход: все дальше развивать культуру, которая формирует сверх – Я и человек может дальше существовать.
Большое внимание религии:
с одной стороны – борьба с инстинктами
с другой – вид невроза.
Если дать ей волю, то человек будет воспринимать всякое зло со смирением (так Бог послал).
Религия разъединяет – вражда на религиозной почве, т.е. и обезоруживает и разъединяет людей.
По Фрейду были эпохи, когда человечество было религиозным сплошь à много преступлений (покаяние – снова преступление).
По Фрейду наука – основа, но для некоторых религия тоже очень важна (т.к. до науки их сознание не доросло).
Юнг
Учение Фрейда продолжил, но при этом придал ему несколько иное толкование швейцарский психолог и культуролог Карл Густав Юнг (1875-1961). В ряде своих работ, среди которых видное место занимает "Архетип и символ", он выделил как особый компонент подсознательного его коллективную форму (у Фрейда говорилось об индивидуальном "Оно").
Юнг писал: "Для
меня бессознательное есть коллективная
психическая
Согласно Юнгу, в ходе длительной эволюции психики бессознательное вырабатывает устойчивые формы - архетипы. Это изначальные, врожденные психические структуры, образы, лежащие в основе коллективного бессознательного, они выражаются в мифах, сказках, в художественных фантазиях, сновидениях и т.п. В своей совокупности все они составляют базовое пространство коллективной психики, внутри которого находят свою основу все другие представления человека.
Стремясь обнаружить коллективное бессознательное и указать на него, Юнг пытается провести различия между "неистинными ликами" и "подлинным Я". С этой целью он выделяет целую галерею человеческих персонажей, а именно: "Тень", "Персону", "Аниму", "Анимус", "Самость". Расшифруем их значение.
"Тень" - это негативная сторона человека, все низменное, животное, примитивное, но скрытое за маской благопристойности.
"Персона"
- это маска коллективной
"Анима"
и "Анимус" - архетипы женского
и мужского начал,
"Самость" - целостная личность во всей полноте ее индивидуальных свойств.
Указанием на эти маски Юнг пытается показать сложную природу человеческой личности, ее раздвоенность и утрату ею идентичности, т.е. единства выражения и существования.
Человек многолик, - говорит Юнг, и в этом вина западной цивилизации. Но как вернуть его себе самому?
Юнг полагал, что этого можно достичь путем идентификации на основе архетипов коллективной психики, устанавливая всеобщий и обязательный характер ее архетипов. И это дается не разумом, а иными средствами: архетип нельзя объяснить самому себе и другим. Он постигается и осознается тогда, когда мы следуем за мифом, придавая ему современное облачение. Ценность архетипа в том, что он связывает нас с прошлым, от которого мы в ходе прогресса сильно оторвались и поэтому утратили свои глубинные корни.
Интересны рассуждения
Юнга об архетипе младенца, например. Ведь
младенец - это все покинутое и
брошенное на произвол судьбы и в
то же время божественно-
Вечный младенец в человеке - это начало в его жизни, и это ее конец (впадение стариков в детство). Мотив младенца, таким образом, представляет собой подсознательный, младенческий аспект коллективной души.
Архетип, согласно Юнгу, сдерживает прогресс, ибо он более естественен и с силу этого более морален, тогда как прогрессивный идеал есть плод чистого разума, всегда абстрактен и поэтому менее естественен. Он уводит человека от самого себя, хотя иллюзия движения всегда имеет место. В этих и других рассуждениях Юнга содержится критика западной цивилизации и тревога за человека, оказавшегося в конфликте между собой.
Юнговское понимание человека состоит в его целостном видении, и это видение выражается персонажем "Самость". "Я выбираю термин "самость" для обозначения тотальности человека, тотальной суммы сознательного и бессознательного существования", - так сформулировал свою антропологическую позицию Юнг. Таким образом, человек по Юнгу - это самостное существо.
37. Понятие субъекта и объекта в гносеологии. Основные гносеологические концепции.
Гносеология”
– слово греческого происхождения
(гнозис – знание и логос –
слово, учение). Теория познания отвечает
на вопросы, что такое познание, каковы
его основные формы, каковы закономерности
перехода от незнания к знанию, что такое субъект и
объект познания, какова структура познавательного
процесса, что такое истина и каков ее
критерий, а так же на многие другие. Субъект
познания – это носитель предметно-практической
деятельности и познания, источник познавательной
активности, направленной на предмет познания.
В качестве субъекта познания может выступать
как отдельный человек (индивид), так и
различные социальные группы (общество
в целом). В случае, когда субъектом познания
является индивид, то его самосознание
(переживание собственного “Я”) определяется
всем миром культуры, созданной на протяжении
человеческой истории. Успешная познавательная
деятельность может быть осуществлена
при условии активной роли субъекта в
познавательном процессе.
Объект познания – это то, что противостоит
субъекту, на что направлена его практическая
и познавательная деятельность. Объект
не тождественен объективной реальности,
материи. Объектом познания могут быть
как материальные образования (химические
элементы, физические тела, живые организмы),
так и социальные явления (общество, взаимоотношение
людей, их поведение и деятельность). Результаты
познания (итоги эксперимента, научные
теории, наука в целом) также могут стать
объектом познания. Таким образом, объектами
становятся существующие независимо от
человека вещи, явления, процессы, которые
осваиваются либо в ходе практической
деятельности, либо в ходе познания. В
этой связи ясно, что понятия объекта и
предмета отличаются друг от друга. Предмет
есть лишь одна сторона объекта, на которую
направлено внимание какой-либо науки.
Понятие предмета по своему объему шире
понятия объекта.
Со времени возникновения философии проблема
отношения субъекта к объекту, как отношения
познающего к познаваемому, всегда находилась
в центре внимания философов. Объяснение
причин и характера этого отношения претерпело
сложную эволюцию, пройдя путь от крайнего
противопоставления субъективной достоверности,
самосознания субъекта и мира объективной
реальности (Декарт) до выявления сложной
диалектической взаимосвязи субъекта
и объекта в ходе познавательной деятельности.
Сам субъект и его деятельность могут
быть правильно поняты лишь с учетом конкретных
социально-культурных и исторических
условий, с учетом опосредованности отношений
субъекта с другими субъектами.
Научное познание предполагает не только
сознательное отношение субъекта к объекту,
но и сознательное отношение субъекта
к самому себе (рефлексия).
Общая (философская)
гносеология исследует способы
познания любого объекта. Частная (специальная)
гносеология изучает способы познания определенного
(физического, биологического и т.д.) объекта.
Три основные направления гносеологии
– рационализм, эмпиризм и критицизм.
Рационализм(от лат. ratio — разум) , философское
направление, признающее разум основой
познания и поведения людей. Противостоит
как иррационализму, так и сенсуализму.
Выступив против средневековой схоластики
и религиозного догматизма, классический
рационализм 17 - 18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза,
Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи
естественного порядка - бесконечной причинной
цепи, пронизывающей весь мир. Научное
(т.е. объективное, всеобщее, необходимое)
знание, согласно рационализму, достижимо
только посредством разума - одновременно
источника знания и критерия его истинности.
Рационализм - один из философских источников
идеологии Просвещения.
Эмпиризм (от греч. empeiría — опыт), направление
в теории познания, признающее чувственный
опыт источником знания и считающее, что
содержание знания может быть представлено
либо как описание этого опыта, либо сведено
к нему. В противоположность рационализму,
в Э. рациональная познавательная деятельность
сводится к разного рода комбинациям того
материала, который дается в опыте, и толкуется
как ничего не прибавляющая к содержанию
знания. В качестве целостной гносеологической
концепции Э. сформировался в 17 -18 вв.; он
выступал как материалистический Э., утверждавший,
что чувственный опыт отражает характеристики
объективно существующих вещей (Ф. Бэкон,
Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк), и как субъективно-идеалистический
Э., признававший единственной реальностью
субъективный опыт (Дж. Беркли, Д. Юм).
http://www.cultinfo.ru/
Критицизм - в философии, начиная с Канта,
метод установления возможности, происхождения,
действительности, закономерности и границ
человеческого познания.
Кант проводит мысленную параллель между
детством и догматизмом, юношеством и
скептицизмом, зрелостью человека и критицизмом.
В общей системе критицизм стоит между
рационализмом и сенсуализмом.
Критицизм Канта обращен против:
1) пренебрежительного отношения к роли
ощущений в познании;
2) утверждения, что познание может возникать
из чистых понятий (категорий), без подтверждения
ощущениями;
3) утверждения, что Бог, душа, мир суть
познаваемые объекты, в то время как в
действительности они являются идеями
(системообразующими).
Осн. тезис критицизма: созерцание без
понятий - слепо, понятия без созерцания
- пусты.
Шесть направлений в общей гносеологии:
1) идеалистический абсолютизм;
2) материалистический абсолютизм;
3) идеалистический релятивизм;
4) материалистический релятивизм;
5) идеалистическая диалектика;
6) материалистическая диалектика
Более подробно....http://www.islu.