Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:18, курс лекций
Предмет философии. Предмет философии исторически менялся: так предметом у древних философов являлась природа, космос; в средние века в центре внимания философских размышлений стоит бог - тео - теоцентризм. В центре внимания русских философов прошлого столетия стоял человек - антопоцентризм.
Мыслители Нового времени: Декарт, Гегель говорили, что философия показывает нам "первоначала бытия и познания", философия - это учение о первопричинах.
31. Учение о материи в истории философии.
Из всех форм
бытия наиболее распространенной является материальное бытие.
В философии существует несколько подходов
к понятию (категории) "материя":
• материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы —
дух, человек, общество — порождение материи;
по утверждению материалистов, материя первична и представляет
собой наличное бытие;
• объективно-идеалистический
подход — материя объективно существует как порождение (объективизация)
независимо от всего сущего первичного
идеального (абсолютного) духа;
• субъективно-идеалистический
подход - материи как самостоятельной
реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен —
кажущееся явление, "галлюцинация")
субъективного (существующего только
в виде сознания человека) духа;
• позитивистский — понятие
"материя" ложно, поскольку его нельзя доказать
и полностью изучить при помощи опытного
научного исследования.
В современной российской
науке, философии (как и в советской)
утвердился материалистический подход
к проблеме бытия и материи, согласно которому
материя есть объективная реальность
и основа бытия, первопричина, а все иные
формы бытия - дух, человек, общество - проявления
материи и производны от нее.
Философское понятие материи имеет давнюю
историю. Впервые оно («хюле») было введено Аристотелем.
Главное стремление первых греческих натурфилософов – утвердить мир на единой
незыблемой, вечной основе. В качестве
такого вечного, всеохватывающего начала
выступает у них материя; более того, она
– живая, движущая и организующая, всемогущая
божественная сила, обеспечивающая единство
и стабильность космоса, неизменность
и непреложность его законов
Осмысление материи, близкое современному
пониманию этой категории, обнаруживается
в онтологии Гольбаха П.А., которая представляет собой,
по сути, материалистический монизм. Согласно его учению, вселенная
есть колоссальное соединение всего существующего,
повсюду являющее человеку лишь материю
и движение. Материя не сотворена, вечна,
есть причина самой себя.
Всё существующее в природе образовано
сочетанием мельчайших материальных частиц,
которые Гольбах именует «молекулами» (иногда
– атомами). Общие и первичные свойства
материи – протяжение, делимость, тяжесть,
твердость, подвижность, сила инерции.
Движение – «это способ существования,
вытекающий необходимым образом из сущности
материи» . Между телами действуют силы
притяжения и отталкивания, инерция –
особый вид сил противодействия, свидетельствующий
о внутренней активности тел. Движение
Гольбах понимал преимущественно как
пространственное перемещение, признавая
в то же время скрытое внутреннее движение
в телах, обусловленное сочетанием, действием
и противодействием молекул материи. Идеи
Гольбаха оказали влияние на последующее
развитие материалистической философии.
В целом, французский материализм XVII века
обязан своим учением о материи механистическим
и атомистическим воззрениям, преобладавшим в естественных
и прикладных науках того времени.
Диалектический
материализм
Материя в этом контексте рассматривается
как философская категория, вводимая для
обозначения объективной реальности,
которая дана человеку в его ощущениях,
которая копируется, фотографируется,
отображается в наших ощущениях, существуя
независимо от них. В этом определении
выделено 2 основных признака: 1) материя
существует независимо от сознания; 2)
она копируется, фотографируется, отображается
ощущениями. первая характеристика означает
признание первичности материи по отношению
к сознанию, вторая - признание принципиальной
познаваемости материального мира.
Можно выделить
основные свойства материи, не отделимые
от неё и потому называющиеся атрибутами:
1) материя вечна и бесконечна, несотворима
и неуничтожима;
2) материя находится в постоянном движении
в пространственно-временном континууме;
3) она есть causa sui, причина самой себя (по
мысли Спинозы).
Кроме атрибутов, неразрывно связанных со всей
материей, различают еще и её модусы, т.е. такие свойства отдельных
видов материи, которые характеризуют
их различные состояния или структурные
уровни развития (теплопроводность, электропроводность,
наследственность и т.п.).
32. Движение и развитие. Прогресс и регресс.
Развитие Развитие – процесс движения от низшего (простого) к высшему (сложному), главной характерной чертой которого является исчезновение старого и возникновение нового. Р. неорганических систем, живого мира, человеческого общества, познания подчиняется общим законам диалектики. Для Р. характерна спиралевидная форма. Всякий отдельный процесс Р. имеет начало и конец. Причем уже в начале в тенденции содержится конец Р., а завершение данного цикла Р. кладет начало новому циклу, в котором неизбежно повторяются некоторые особенности первого. Р. – имманентный процесс: перехода от низшего к высшему возникает потому, что в низшем в скрытом виде содержатся тенденции, ведущие к высшему, а высшее есть развитое низшее. При этом только на достаточно высокой ступени Р. полностью выявляются и впервые становятся понятными намеки на высшее, содержащееся в низшем. Например, сознание есть результат Р. материи, и лишь с этой точки зрения можно раскрыть лежащее в фундаменте материи общее свойство отражения. Воспроизведение Р. в теоретической форме возможно только при помощи методов и приемов диалектической логики. Прогресс и регресс Прогресс и регресс (лат. progressus – движение вперед; regressus – возвращение) – противоположные формы развития общества в целом или отдельных его сторон, означающее соответственно либо поступательное развитие общества по восходящей линии, его расцвета, либо возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградацию. Критерием общественного П. Служит прежде всего степень развития производительных сил, экономического строя, а также определяемых им надстроечных институтов, развития и распространения науки и культуры, развития личности, степень возрастания общественной свободы. В отдельные периоды истории в отдельных странах весьма существенное значение для характеристики развития общества с точки зрения его П. или Р. могут приобретать в силу своей относительности самостоятельности такие общественные явления, как формы политической жизни, культура, образование и т.д., хотя они вторичны, производны и определяются экономическим строем общества. Примером общественного Р., обусловленного политическими факторами, может служить история стран, где господствовали (или господствуют) фашистские диктаторские режимы (фашизм) Крайне противоречиво развитие антагонистических общественно-экономических формаций. Хотя эти формации и служат в определенные периоды истории ступенью П. общества, им всегда присущи черты Р., которые становятся преобладающим в период упадка данного общества. Однако тогда Р. не может быть всеобщим, поскольку основной тенденцией развития всего человеческого общества является не Р., а П., выражающийся в данном случае как в возникновении элементов и предпосылок нового общества, так и в развитии отдельных сторон общественной жизни. Так, например, если развитие буржуазного общества в эпоху империализма характеризуется в целом явлением Р., тем не менее при капитализме наблюдается П. множества отраслей науки и техники, а также ряда др. общественных явлений. Однако для оценки жизненности данного общества, его способности к П. или Р. важно определение общей тенденции его развития, помогающее заинтересованным в П. общества классам и социальным группам глубже познать и использовать закономерности общественного развития. В философии и социологии понятие “П.” и “Р.” находят различные толкования. Мыслители периода прогрессивного развития капитализма (Вико, Гердер, Гегель и др.) признавали П. и пытались его рационально обосновать. Для периода упадка капитализма, начавшегося со второй половины 19 в., характерны в основном два подхода к истории: позитивистский, основы которого заложены Контом, и историко-культурный (основоположник – рус. Ученый-славянофил Н.Я. Данилевский; сторонники Дж. Тойнби, П.А. Сорокин и др.). Согласно концепции позитивистов, история должна быть эмпирическим описанием научно установленных фактов, без проникновения в сущность истории в целом и без попыток понять явление П. и р. Культурно-историческая концепция считает важнейшим способом изучения П. и р. в истории исследование отдельных культур или цивилизации. Человеческую историю она рассматривает как смену самостоятельных “типов” культур или цивилизаций, с собственными периодами П. и р. Лишь в современную эпоху, согласно Тойнби и Сорокину, благодаря расширению межкультурных связей (интеркультурные коммуникации) усилилось взаимовлияние различных культур. Поэтому П. мыслим теперь как дальнейшая интеграция различных цивилизаций в направлении единой общечеловеческой культуры. Однако эта интеграция, с точки зрения Тойнби, должна осуществляться на основе капиталистической культуры Запада. Некоторые буржуазные психологические теории пытаются объяснять явления истории субъективными факторами, например особенностями тех или иных “исторических” личностей. Научное объяснение П. и р. дано марксизмом-ленинизмом. П. как поступательное развитие без рецидивов Р. возможен только в неантагонистическом, коммунистическом обществе. |
33. Пространство и время.
Важнейшими формами бытия являются пространство, время, движение, системность. Рассмотрим пространство и время. Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени в истории философии распадалось на три группы проблем:
1. Каков гносеологический
статус этих понятий? Являются
ли они характеристиками
2. Каково отношение
пространства и времени к
3. Каковы основные
свойства пространства и
Вопрос о познавательном статусе категорий
пространства и времени решался по-разному.
Одни философы считали пространство и
время объективными характеристиками
бытия, другие — чисто субъективными понятиями,
характеризующими наш способ восприятия
мира. Были и философы, которые, признавая
объективность пространства, приписывали
чисто субъективный статус категории
времени, и наоборот.
Но пространство и время являются столь
же объективными характеристиками бытия,
как его материальность и движение.
В истории философии существовали две
точки зрения об отношении пространства
и времени к материи.
1) Первую из
них можно условно назвать субс
2) Вторую концепцию можно именовать реляционной
(от слова relatio — отношение). Ее сторонники
понимали пространство и время не как
самостоятельные сущности, а как системы
отношений, образуемых взаимодействующими
материальными объектами. Вне этой системы
взаимодействий пространство и время
считались несуществующими. В этой концепции
пространство и время выступали как общие
формы координации материальных объектов
и их состояний. Соответственно допускалась
и зависимость свойств пространства и
времени от характера взаимодействия
материальных систем.
Пространство
и время представляют собой формы,
выражающие определенные способы координации
материальных объектов и их состояний.
Содержанием этих форм является движущаяся
материя, материальные процессы, и именно
особенности и характер последних должны
определять их основные свойства. В этом
отношении диалектика нацеливала науку
на поиски зависимости между определенными
свойствами пространства и времени и сопутствующими
материальными процессами, которые их
определяют. Кроме того, наличие у пространства
и времени единого содержания — движущейся
материи — указывает и на взаимосвязь
между самим пространством и временем,
на невозможность их существования абсолютно
независимо друг от друга.
В начале XX в. была создана теория относительности,
которая заставила пересмотреть традиционные
воззрения на пространство и время и отказаться
от субстанциальной концепции. Теорию
относительности можно рассматривать
как концепцию, нацеленную на раскрытие
диалектических связей в природе.
Основное философское значение теории относительности состоит в следующем:
1. Теория относительности
исключала из науки понятия
абсолютного пространства и абсолютного времени,
обнаружив тем самым несостоятельность
субстанциальной трактовки пространства
и времени как самостоятельных, независимых
от материи форм бытия.
2. Она показала зависимость пространственно-временных
свойств от характера движения и взаимодействия
материальных систем, подтвердила правильность
трактовки пространства и времени как
основных форм существования материи,
в качестве содержания которых выступает
движущаяся материя. Сам Эйнштейн, отвечая
на заданный ему вопрос о сути теории относительности,
сказал: «Суть такова: раньше считали,
что если каким-нибудь чудом все материальные
вещи исчезли бы вдруг, то пространство
и время остались бы. Согласно же теории
относительности вместе с вещами исчезли
бы пространство и время».
3. Теория относительности нанесла удар
субъективистским, априористским трактовкам
сущности пространства и времени, которые
противоречили ее выводам.
Общие свойства, характеризующие пространство и время, вытекают из их характеристик как основных, коренных форм существования материи. К свойствам пространства относятся протяженность, однородность и изотропность, трехмерность. Время обычно характеризуется такими свойствами, как длительность, одномерность, необратимость, однородность.
34. Принцип детерминизма и
Принцип детерминизма (лат. determinare – "определять") решает философский вопрос о том, является ли мир в своем существовании, развитии упорядоченным Космосом или беспорядочным Хаосом.
Детерминизм – учение о всеобщей взаимообусловленности явлений мира. Отказ от детерминизма – индетерминизм – приводит к картине мира, в котором становится возможным все, что угодно, в котором невозможны разумные объяснения связей между явлениями и ориентация в происходящих событиях.
Согласно принципу детерминизма каждое явление, событие имеет свою причину, то есть порождается другим событием, явлением. Простейшая форма причинности – элементарная причинная связь: П->С (причина -> следствие), характеризуемая следующими чертами:
1. Последовательность во времени: причина предшествует следствию. Это необходимое, но недостаточное условие причинной связи.
2. Отношение порождения: причина не просто предшествует следствию, а порождает, вызывает его к жизни, генетически обуславливает его возникновение и существование
3. Непрерывность: между причиной и следствием не должно быть временного или пространственного разрыва. В процессе перехода от причины к следствию происходит перенос вещества, энергии и информации.
4. Необратимость: если причина есть причина следствия, то следствие не может быть причиной причины. Хотя любое явление может выступать и в роли причины (курица), и в роли следствия (яйцо), в ходе самого процесса причинения причина и следствие не могут меняться местами.
5. Необходимость и всеобщность: одна и та же причина в одних и тех же условиях с необходимостью порождает одно и тоже следствие. Если какая-либо причина вызвала однажды определенное следствие, то она будет при определенных условиях порождать его всегда. Это позволяет предвидеть события и управлять ими.
35. Сущность сознания и его структура.
Сознание – сложное системное образование, совокупность разнородных идеальных процессов – мыслительных, чувственных, эмоциональных, волевых и мнемических, а также процессов воображения, интуиции, воспоминания – достигается за счет таких качеств как связность и согласованность его функционирования.
Структура:
1) знания, как совокупность знаний об окружающем мире
2) внимание, способность сознания концентрироваться на конкретных видах деятельности;
3) память – способность накапливать и сохранять информацию, а при необходимости воспроизводить ее;
4) эмоции – выражающие состояние внутреннего мира человека, его отношения к объектам внешнего мира, другим людям, самому себе.
5) воля – обеспечение регуляции человеческой деятельности и преодоление препятствий на пути к поставленной цели
6) самосознание – важнейшая составная часть сознания, направленная на самопознание человека позволяющая осознать свое тело, чувство, мысли и свое место в обществе.
Сознание –
идеально. Потому что чувственно не
воспринимаемо, не обладает самостоятельным
существованием и развитием. Продукт
сознания – нематериальные образы, они лишены своего субстрата.
Сознание способно к бесконечному воспроизведению
бесконечного многообразия мира.
Должен быть субстрат, который мыслит.
Сознание индивидуально, носит субъективный
характер. Сознание отражает те признаки
предмета, которые важны человеку.
Направленный характер сознания. Сознание
зависит от окружающих предметов. Мысль
всегда содержательна, предметна. Мы не
можем мыслить ни о чем.
Сознание закрыто от других, но открывается
через речь. Поведение, искусство.
Структура сознания
Маркс: «главный компонент сознания –
знания».
2 ступени логического мышления:
1) рассудок – поверхностные знания, основанные
на здравом смысле;
2) разумное – более глубокое знание.
Оценочный характер сознания зависит
от потребностей человека и от того, что
и как отражается; зависит от материальных
и духовных ценностей.
Потребности и ценности определяют цели
– идеальное отражение, результат будущей
деятельности. Человеку свойственно планировать
свои действия.
Наличие самосознание у человека – рефлексивная
форма отражения действительности, человек
осознает себя. Появляется тогда, когда
есть другой человек (по отношению к нему)
=> необходимо общество. Самосознание
и сознание носят социальный характер.
По Орлову: Выделяет разум, чувство и волю.
Более широкий смысл – сознание как психическое.
Психика и сознание различные понятия.
Психика шире сознания.
Существуют противоречия между природой
человека и культурой (разум)
Фрейд: Роль разума на 2-ом плане, человеком
движет подсознательное (инстинкты жизни,
смерти, половой)
XXв: С разумом человек может контролировать
свою деятельность.