Предмет философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:18, курс лекций

Описание работы

Предмет философии. Предмет философии исторически менялся: так предметом у древних философов являлась природа, космос; в средние века в центре внимания философских размышлений стоит бог - тео - теоцентризм. В центре внимания русских философов прошлого столетия стоял человек - антопоцентризм.
Мыслители Нового времени: Декарт, Гегель говорили, что философия показывает нам "первоначала бытия и познания", философия - это учение о первопричинах.

Работа содержит 1 файл

Предмет философии и её история.doc

— 816.00 Кб (Скачать)

http://prepod.info/ru/article/osnovnye-tipy-gnoseologicheskih-koncepcij/

38. Познание как «отражение»  и как «конструирование» действительности.

39,40

Чувственное и рациональное познание. Познание как «отражение» и

познание  как «конструирование» действительности.

Знание - отражение  объективных характеристик действительности в сознании

человека. Понятие  “знание” и “информация” часто  отождествляются. Знание - это

всегда информация, но не всякая информация - знание. В превращении информации

в знание участвуют  целый ряд закономерностей, регулируемых деятельность

мозга. Благодаря  этому знание становится достоянием общества, а не только

отдельных индивидов. Большинство философских систем выделяли 2 основных этапа

познания: - чувственное  познание (эмпирическое знание) (Гоббс, Локк); -

рациональное  познание (теоретическое знание)(Декарт, Спиноза, Конт, Гегель).

Сторонники  эмпиризма признали чувственное  восприятие главным и даже

единственным  источником наших знаний. Рационалисты: Если все знания

формируется лишь на основе чувственного восприятия с  помощью особых правил

или принципов, то откуда берутся сами эти правила  или принципы, ведь их

нельзя воспринять с помощью органов чувств. Спор этот и до сих пор не утратил

своей остроты. Он приобрел особое значение с развитием  исследований по

созданию "искусственного интеллекта". Структуру знания можно  представить так:

1) Субъект познания - мыслящий человек. 2) Язык - система  символов (словарь)

и правил их комбинируя в форме предложений (грамматика, синтаксис). 3)

Система правил деятельности с определенными объектами. 4) Правила соотнесения

языковых выражений (понятий и предложений) с различными объектами или видами

действий. 5) Действия (операция и процедуры), соответствующие правилам пункта

3. 6) Система  соответствующих объектов, обозначаемых  определенными языковыми

символами. Именно социально-историческая ограниченность, различные

предрассудки  и предубеждения мешали мыслителям прошлого осознать решающую

роль практической деятельности человека в образовании и развитии

знания.Чувственное  познание делится на: - ощущение, - восприятие, -

представление. Ощущение - это непосредственное реагирование. Восприятие -

образ отражающий целостный облик предмета. Представление - целостный образ

предмета, который  не действует сейчас на нас, а подействовал на нас когда-то,

и мы можем представить  этот образ. Процесс восприятия - процесс  активный и

по-своему творческий. К чувственному познанию можно отнести  и эмоции (гнев,

страх, любовь, ненависть, симпатия). Чувственное познание во многом формирует

и организует язык. Чувственное восприятие человеком  конкретных, отдельных

явлений, событий  зависит от содержания понятий, а  также от того, в какой мере

содержание  понятий освоено данным человеком. Само понятие является

результатом исторического  опыта человечества в целом или  исторического опыта

тех или иных общностей людей, социальных групп. Реально значимыми понятия

являются тогда, когда они соединяются с осознанием возможностей их

практического использования для реальных потребностей, для изменения,

преобразования  предметов и т.д. При этом понятия, приобретенные людьми в

процессе обучения, постоянно сопоставляется с реальной практикой,

проверяется, уточняется. Рациональное познание (абстрактно) - понятие,

суждение, умозаключение. Суждение - всякое высказывание, мнение об

определенном  предмете, явлении. По своей форме  суждение обычно представляет

собой связь 2-х  понятий. Именно в форме суждений ставятся научные проблемы.

Соединяя одно суждение с другим, т.е. рассуждая, человек приходит к тем или

иным выводам, получает новое знание. Умозаключение  представляет собой такой

логический  процесс, в ходе которого из 1-го или  нескольких суждений,

называемых  посылками, выводится на основании  определенных правил логики новое

суждение, называемое заключением или следствием. Умозаключение  есть основной

метод получения  нового знания. Чувственное познание это познание которое дает

знание о  мире с помощью наблюдения, опыта, научного эксперимента.

Рациональное  познание дает знание о мире с помощью абстрактного мысленного

эксперимента  который основывается на эмпирических фактах и порождает гипотезу

которая объясняет  эти факты. Правильность гипотезы проверяется  экспериментом,

практикой.

41. Мышление и язык. Основные  функции языка.

Логика изучает  языковое мышление. Понятия выражаются в словах и словосочетаниях, суждения – в предложениях, умозаключения  – в письменной и устной речи.

Тесная связь  мысли и слова не является абсолютной, ее не нужно понимать прямолинейно.

Мысль и слово по разному относятся к предметы. Отношение слова и предмета называются обозначением. Слово обозначает предмет.

Мысль отражает предмет, воспроизводит в сознании признаки  предметов

В целях овладения  логико-языковым анализом рассмотрим кратко структуру и функции языка, соотношение логических и грамматических категорий, а также принципы построения особого языка логики.

Язык — это знаковая информационная система, выполняющая Функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми.

Под функциями  языка в логике имеется в виду та роль, которую язык играет в обществе в целом, в различных видах  человеческой деятельности.

Существуют  следующие основные функции языка:

познавательная

коммуникативная.

Познавательная функция языка реализуется в его способности быть средством выражения информации о мире и бытии. Специфическая роль его проявляется в способности к мыслеобразованию. Познавательная деятельность любого человека основана на способности языка передавать, накапливать, обобщать и преобразовывать информацию.

Познавательная  функция включает в себя ряд более  частных функций языка: сигнификативную, выразительную, эмоциональную и  др.

Сигнификативная функция языка выражается в способности  быть средством обозначения предметов. Будучи заместителем предметов в мозгу человека, слова предстают носителями информации, которую субъект преобразует независимо от предметов – в голове.

К познавательной функции можно отнести выразительную  и эмоциональную функции языка.

Выразительная функция языка проявляется в его способности передавать внутреннее содержание человеческого сознания доступным способом. Язык, речь являются не только носителями сведения, но и передают волевые импульсы, служат средством подчинения и управления.

Язык выражает также эмоциональные переживания и состояния людей. С помощью языка можно сообщить о состоянии горя, радости, достичь эффекта эмоционального сопереживания. На этом базируется вся человеческая модель, так как  нравственное сострадание, необходимость делать добро, возникают из способности переживать боль другого человека как свою собственную

Коммуникативная функция языка выражается в его  способности быть средством человеческого  общения. Слова выражают содержание сознания – информацию, чувства, переживания одного человека для другого человека. Язык позволяет людям достичь взаимопонимания и на этой основе координировать и организовывать свою хозяйственную, политическую, военную и культурную деятельность. Эта функция лежит в основе процессов управления социальными системами.

По происхождению  языки бывают естественные и искусственные.

Естественные  языки — это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми. Естественные языки выступают носителями многовековой культуры народов. Они отличаются богатыми выразительными возможностями и универсальным охватом самых различных областей жизни.

Искусственные языки — это вспомогательные знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации. Они конструируются с помощью естественного языка или ранее построенного искусственного языка. Язык, выступающий средством построения или изучения другого языка, называют метаязыком, основной — языком-объектом. Метаязык, как правило, обладает более богатыми по сравнению с языком-объектом выразительными возможностями.

Искусственные языки различной степени строгости широко используются в современной науке и технике: химии, математике, теоретической физике, вычислительной технике, кибернетике, связи, стенографии.

Особую группу составляют смешанные языки, базой в которых выступает естественный (национальный) язык, дополняемый символикой и условными обозначениями, относящимися к конкретной предметной области.

Искусственные языки успешно используются и  логикой для точного теоретического и практического анализа мыслительных структур.

Один из таких  языков — язык логики высказываний. Он применяется в логической системе, называемой исчислением высказываний, которая анализирует рассуждения, опираясь на истинностные характеристики логических связок и отвлекаясь от внутренней структуры суждений.

Второй язык — это язык логики предикатов. Он применяется в логической системе, называемой исчислением предикатов, которая при анализе рассуждений учитывает не только истинностные характеристики логических связок, но и внутреннюю структуру суждений. 

42. Познание и деятельность. Знание, понимание, умение.

43. Проблема истины. Основные концепции  и критерии.

Истина – это адекватное отображение реального мира в моей голове.

Агностицизм

Абсолютность истины

  • истинность факта
  • полное, исчерпывающее знание о мире в целом
    • об конкретном объекте
    • об отдельных сторонах конкретных объектов
    • об отдельных сторонах мира в целом
  • накопленное знание, сумма достоверного знания

Относительность истины

  • всякая конкретная истина относительно. Вся наука – это преодоление ошибок, заблуждений.

Проблема истины

В проблеме истины надо различать  две стороны.

Существует ли объективная истина, т. е. может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, которое не зависит от человека?

Если да, то могут ли человеческие представления, выражающие объективную  истину, выражать ее фазу, абсолютно  или только приблизительно, относительно?

Содержание наших знаний, представлений  и понятий, которое соответствует  действительности, подтверждается практикой  и не зависит от субъекта. Утверждение  естествознания, что земля существовала до человека, есть объективная истина.

Объективной истиной являются все законы природы и общества, поскольку они правильно познаны, соответствуют объективной реальности и подтверждаются общественно-исторической практикой человечества. Наши знания объективны по своему источнику, по происхождению и, являясь отражением объективного мира в сознании человека, носят характер объективной истины.

  • Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание об объекте. Но в силу неисчерпаемости объективной реальности такое знание может выступать только в качестве гносеологического идеала, к которому стремится человеческое познание, но который никогда не будет достигнут. Кроме того, абсолютную истину понимают как абсолютное в истине, т.е. как такое содержание знания, которое никогда не может быть опровергнутым в будущем.
  • Относительная истина - это неполнота наших знаний, их незавершенность; она выражает изменчивость знания, его углубление и Уточнение по мере развития практики и познания. Изменчивость наших знаний связана с тем, что истина всегда конкретна. Это значит, что познание должно учесть место, время и другие специфические обстоятельства, в которых существует объект познания. Истинное суждение об объекте, находящемся в одних условиях, может превратиться в заблуждение, если рассматривать данный объект в иных условиях.

Основные концепции  и критерии

  • По Аристотелю - концепция истины понимается как соответствие знания объекту или корреспонденция.
  • Когерентная концепция - взаимосогласованность суждений.
  • Прагматическая концепция (по Вильяму Джеймсу) - то что лучше всего приспособлено к жизни
  • Пуанкаре стал основателем конвеционализма. В конвенционализме критерием истины является то, что соответствует условному соглашению (конвенции) между учеными, а выбор их обусловлен соображениями простоты, удобства и целесообразности.
  • А.А. Богданов считал, что критерием истинного знания должен быть коллективно организованный опыт людей, ибо миллионы людей, да еще на протяжении многих поколений ошибаться не могут.

Информация о работе Предмет философии