Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:18, курс лекций
Предмет философии. Предмет философии исторически менялся: так предметом у древних философов являлась природа, космос; в средние века в центре внимания философских размышлений стоит бог - тео - теоцентризм. В центре внимания русских философов прошлого столетия стоял человек - антопоцентризм.
Мыслители Нового времени: Декарт, Гегель говорили, что философия показывает нам "первоначала бытия и познания", философия - это учение о первопричинах.
Школа скептиков, основанная
Пирроном (365-275 до н.э.), главным принципом
объявляет принцип воздержания
от суждения, от безоговорочного
предпочтения одного из двух
равносильных или
История философской мысли эпохи эллинизма полна парадоксов. Эпикурейцы и скептики чтили науки. Последние даже утверждали, что наука самодостаточна, точна и может успешно развиваться без философии. Параллельно в эллинистическом мире возникает философское течение, игнорирующее научное знание как таковое. Киническая философия в лице своего основателя Антисфена (ок. 450-360 до н.э.) провозгласила тезис о необходимости полной автономии человека (он не должен ни от кого и ни от чего зависеть). Среди киников наиболее известен Диоген из Синопа (ум. ок. 330-320 н.э.). Он обвинил Антисфена в отступлении от принципов и идей кинической философии. Завернувшись в лохмотья и переселившись в бочку, Диоген провозгласил себя «гражданином мира»: философ полагал, что человек должен жить в обществе, следуя только своим собственным законам, т.е. не имея общины, дома, отечества. И его, и Антисфена современники за образ жизни и мыслей прозвали собаками.
Стоическая школа была основана Зеноном Китайским (336–264 до н.э.), которого иногда путают с Зеноном Элейским, автором уже приведенных выше апорий. При создании своей философской системы Зенон использовал идеи Гераклита, Аристотеля и в некоторых моментах перекликался с киниками. Стоики призывали придерживаться естественной жизни. Душа человеческая у них меняется подобно огню, подчиняется закону космоса. Стоики предполагали, что существует внутренний принцип развития вселенной (разумный мировой Логос), который определяет судьбы природы и человека. В этой связи человеку необходимо следовать судьбе, чтобы стать независимым от внешних обстоятельств. Живя в соответствии с законами общества, человек достигает внутреннего равновесия (апатии). Окружающий мир не свободен, свобода в душе человека (и аристократ и последний раб свободны во внутренней жизни). Философия – врачевательница души, излечивающая от увеличения мирскими заботами. Они сравнивали философию с яйцом, где желток означает этику, белок – физику, а скорлупа – логику. В отличие от эпикурейской этика стоиков является этикой долга
Рассуждая о философии эллинизма в целом, можно предположить, что идеи той эпохи оказались удивительно живучи в силу своей доходчивости, незамутненности сложными построениями. Неоплатоника органически вписались в христианскую доктрину; идеи эпикуреизма, скептицизма, стоицизма стали неотъемлемой частью западного менталитета.
13. Характерные черты и этапы средневековой христианской философии.
Особенности философии Средневековья:
1. философское учение
2. философия Средневековья тесно связана
с религией (основа философского мышления
- церковная догма),
3. постулирование Бога как мировоззренческого
начала.
Теоцентризм определял такие черты философии Средневековья, как провиденциализм, креацианизм, традиционализм. В Средние века произошел отказ от рациональных методов древнегреческой (античной) философии в объяснении мира и была создана новая модель мира, соответствующая духу христианского учения.
Статус основного принципа философского теоретизирования в Средних веках приобрел приобрел супранатурализм, который выражался в следующих учениях:
1. креацианизм - учение о сотворении
Богом мира из ничего,
2. провиденциализм - понимание истории
как осуществление заранее предусмотренного
Богом плана спасения человека,
3. сотериологизм - ориентация жизни человека
на спасение души.
Философское мышление Средневековья является ретроспективным (обращенным в прошлое). "Чем древнее, тем подлиннее, а чем подлиннее, тем истиннее".
Стиль философского мышления Средневековья отличался традиционализмом (любая форма новации считалась гордыней, ценились эрудиция и приверженность традициям). Философское мышление Средневековья полагалось на авторитеты. Основной авторитет - Библия.
Философия Средневековья - это комментаторская философия. Комментировались главным образом Священные Писания. Обращаясь к священным текстам, философы не анализировали и критиковали их, а истолковывали - экзегенический характер философии Средневековья (экзегеза - истолкование).
Стиль философского мышления Средневековья отличает стремление к безличности (многие тексты философов Средневековья анонимны).
Философскому мышлению Средневековья был присущ дидактизм (назидательность).
Форма подачи мысли - монолог (назидание, проповедь).
В развитии философии Средневековья выделяют 2 периода: патристика и схоластика.
Патристика - совокупность теологических, философских, политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII в. (отцов Церкви).
Схоластика - усматривала главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления (IX-XII в.).
Противоречия между
Спор об универсалиях
Универсалии - это общие понятия.
В решении вопроса о природе универсалий философы разделились на 3 лагеря:
1. реалисты - общие понятия (идеи) имеют
реальное существование и предшествуют
единичным вещам и предметам. Основные
представители реализма - Ансельм Кентерберийский
и Иоганн Скотт. Реализм - продолжение
традиций Платона и его теории идей. Основываясь
на положении Аристотеля о том,
что общее существует в неразрывной связи
с единичным, являясь его формой, сформулировали
концепции о трех видах существования
универсалий:
1. до вещей в божественном
разуме
2. в самих вещах, как
их сущность или форма
3. после вещей, в человеческом
разуме, как результат абстракции и обобщения.
2. номиналисты - отрицали онтологическое
значение универсалий и утверждали что
общие понятия существуют только в мышлении,
а не в действительности. Отрицали идею
объективного существования общего. Они
считали, что универсалии существуют лишь
в человеческом разуме, т.е. отрицали не
только наличие общего в конкретной вещи,
но его существование до вещи. Универсалии
- только имена вещей и существование их
сводится лишь к колебанию голоса. Существует
только индивидуальное и только оно может
быть предметом познания. Номинализм -
продолжение традиций Аристотеля.
Основные представители - Дунс Скотт, Оккам.
Как самостоятельное течение номинализм
основан Росцелленом (он утверждал, что
реально существуют только единичные
вещи, а общие понятия лишь имена).
3. концептуализм - умеренная позиция
в споре об универсалиях. Отвергался крайний
реализм и утверждалось, что в единичных
предметах существует нечто общее, выражаемое
понятием. Основные представители концептуализма
- Фома Аквинский, Петр Абеляр.
В формировании понятийного аппарата философского мышления Средневековья велика роль учений Платона и Аристотеля.
Итак, средневековый тип философского
мировоззрения носит
В основе христианства лежит 2 постулата - творение и откровение.
Творение - сотворенность мира и человека Богом из ничего (носить онтологический характер, т.к. отвечает на вопрос о сущности мира и его возникновении).
В христианстве явление Бога рассматривается как соотношение 3 его ипостасей:
1. безначального начала (Бога-отца),
2. Бога-сына ("логос" - смыслообразующий
принцип,
3. Святого духа (животворящий принцип).
Откровение (гносеологический принцип) - заключается в Священных писаниях. "Познать Бога можно только через его откровения". Религиозное знание отличается от научного. С точки зрения религии познать - значит уверовать. Вера - это социально-психологический принцип, который лежит в основе познания.
Религиозное мировоззрение характеризуется следующими чертами:
1. символизм (каждое значимое
явление в природе или истории
рассматривается как
2. носит ценностный характер отношения
к действительности (действительность
- это пространственно-временная протяженность
борьбы добра со злом),
3. время также связано со Священной историей
(время до и после Рождества Христова),
4. откровение признается за слово Божье
и это ведет к абсолютизации слова (логоса),
логос становится образом Бога.
14. особенности философии эпохи Возрождения.
Эпоха Средневековья сменяется эпохой Возрождения (Ренессанс), термин «Возрождение» впервые был использован итальянским художником и архитектором Джорджо Вазари в 1550 г. В XV-XVI веках в Западной Европе в недрах феодализма начинают складываться капиталистические отношения. Развивающиеся производительные силы приводят к быстрому прогрессу естествознания. Человеческий ум начинает поворачиваться к природе, к материальной деятельности людей. Ренессанс — одна из самых ярких страниц в истории культуры. Он ознаменован невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Оглядываясь на блестящие достижения античности, деятели Возрождения создали, по сути, новую культуру. Это не могло не наложить отпечаток на развитие философии.
Философия Возрождения преодолевает схоластику и в то же время наследует многие её отличительные признаки. Средневековый теоцентризм вытесняется антропоцентризмом. Бог в философских размышлениях этой эпохи продолжает играть почетную роль «творца» мира, но рядом с ним появляется человек. Формально он остаётся зависимым от Бога (он создан им), но, будучи наделенным в отличие от остальной части природы способностью творить и мыслить, человек рядом с богом фактически начинает играть роль существа, так сказать, «соравного» Богу, роль «второго бога», как выразился один из ведущих мыслителей Возрождения Николай Кузанский. Рядом с Богом, человека возвеличивают как творца мира культуры, обожествляют как субъект творческой деятельности. Человек Ренессанса преодолевает античную созерцательность и средневековую пассивность в отношении к внешнему миру, активно утверждает себя в науке, идеологии и практической деятельности. Таким образом, философия Возрождения выводит человека из сферы религиозной компетенции и превращает его в высшую смыслообразующую ценность, в центр мировоззренческой перспективы. Мир предстает не в его объективной данности, а через призму внутреннего мира человека.
Открытие Ренессансом
человека как главного объекта истории
и культуры привело к гуманизму
– новому мировоззрению, новому социальному идеалу,
новому методу. Философской основой культуры
Возрождения был гуманистический неоплатонизм,
ставший средством обоснования идеи единства
природы и человека. В конце XV века в философии
Возрождения намечается тенденция, которая,
постепенно «размывая» специфические
границы человеческого в природе, в конце
концов, целиком «растворяет» в ней человека,
вытесняя гуманистически-пантеистические
ориентации раннего Возрождения натуралистически-
15. Традиция рационализма в
В 17 веке определилась просветительско
- модернистская философская
В Новое Время в отличие от античности и Средневековья сформировалось новое представление о науке. Наукой стали заниматься ради практической пользы. Появилось стремление познать природу. Природа стала пониматься как практическое бытие и поэтому главной наукой стало естествознание. Происходит "очищение" философии от гуманизма и ориентация на познание объективной природы, осмысление и обобщение результатов науки, утверждение философского материализма.
Формируется механическая и метафизическая картина мира. С позиции данной картины мира трактуются все явления природы (машины, созданной Творцом). В данной картине мира роль Бога сведена к минимуму - создание материи и ее первотолчка. Далее - развитие мира подчиняется законам причинно-следственных связей.
Новое время, начавшееся в 17 веке стало
эпохой утверждения и постепенной
победы в Западной Европы капитализма,
как нового способа производства,
эпохой быстрого развития науки и техники.
Под влиянием таких точных наук, как механика
и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения
природа рассматривалась, как огромный
механизм, а человек, как инициативный
и деятельный работник. Основной темой
философии Нового времени стала тема познания.
Сложились два крупных течения: эмпиризм
и рационализм, по-разному трактовавшие
источники и природу человеческого_знания.
Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк)
утверждали, что основным источником достоверного
знания о мире являются ощущения и опыт_человека.Наиболее_
Бэкон был сторонником эмпирических методов
познания (наблюдение, эксперимент). Философию
он считал опытной наукой, основанной
на наблюдении, а ее предметом должен быть
окружающий мир, включая и самого человека.
Сторонники эмпиризма призывали во всем
полагаться на данные опыта, человеческой
практики.
Сторонники рационализма считали, что
основным источником достоверного знания
является знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
Основателем рационализма считается Декарт
- автор выражения "подвергай все сомнению".
Он считал, что во всем надо полагаться
не на веру, а на достоверные выводы, и
ничто не принимать_за_окончательную_
Наряду с позитивной оценкой возможностей
познания, в 17 веке возрождается и философский
агностицизм, отрицавший возможность
познания мира человеком. Он проявил себя
в творчестве Беркли и Юма, полагавших,
что человек познает всего лищь мир явлений,
но не способен проникнуть в глубину вещей,_дойти_до_знания_
Пантеистическую направленность имели
взгляды Спинозы, утверждавшего, что природа
- есть причина самой себя и всех протекающих
в ней процессов. Бог не стоит над природой,
а является ее внутренней причиной. Знание
достигаются разумом и оно является первейшим
условием свободной деятельности человека.