Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:18, курс лекций
Предмет философии. Предмет философии исторически менялся: так предметом у древних философов являлась природа, космос; в средние века в центре внимания философских размышлений стоит бог - тео - теоцентризм. В центре внимания русских философов прошлого столетия стоял человек - антопоцентризм.
Мыслители Нового времени: Декарт, Гегель говорили, что философия показывает нам "первоначала бытия и познания", философия - это учение о первопричинах.
Главные понятия, отражающие общие существенные свойства и качества, стороны и отношения реальности называются - категориями.
Таким образом,
философские категории
50. Понятие культуры. Культура и
природа. Культура и
Культура - фундамент человеческой жизни. Она возникла и развивается вместе с человеком, воплощая в нем то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом. Однако интерес к ее изучению и осмыслению проявился относительно недавно.
Само слово "культура" появилось в Древнем Риме, где оно означало прежде всего агрокультуру, т. е. возделывание, обработку, культивирование земли. Этот первоначальный смысл в дальнейшем уступает место другому, связанному с личными достоинствами и совершенством человека. В XVIII в., вошедшем в историю как эпоха Просвещения, понятие культуры по сути ограничивается одной лишь духовной культурой. Именно в этом значении термин "культура" впервые получает достаточно широкое распространение. Главное в нем - просвещенность, образованность и воспитанность человека. Решающая роль при этом принадлежит знанию, хотя и в этот период уже было ясно, что образование является необходимым, но недостаточным условием для того, чтобы быть культурным. Вместе с тем культура еще не стала объектом всестороннего изучения.
Только в XX в. интерес к изучению культуры резко возрастает, о чем свидетельствует рост числа определений культуры. По подсчетам исследователей, в начале XX в. таких определений было около 10. К середине века, как указывают американские ученые А. Крёбер и К. Клакхон, их стало более 150. В наши дни число определений культуры перевалило за 500.
Многие философы эпохи Просвещения понимали культуру как степень человеческого в человеке, имея в виду его внутреннее, духовное богатство. Английский этнолог Э. Тайлор, автор книги "Первобытная культура" (1871) - одной из первых, посвященных непосредственно культуре, определяет ее как совокупность знаний, верований, искусств, ценностей, законов, обычаев и других способностей и привычек, приобретенных человеком как членом общества. Ф. Ницше понимал культуру как стиль жизни народа. Американский социолог Д. Белл определяет культуру как систему эстетических взглядов, нравственных оценок и стиль жизни, как способ поддержания собственной неповторимой индивидуальности.
Сходные определения даются отечественными исследователями. Для Н. А. Бердяева культура выступает как "живая судьба народа", "неотвратимый путь человека и человечества". По мнению А. Ф. Лосева, "культура - это предельное обобщение всего". Другие авторы понимают культуру как память, как творчество, как духовное измерение всякой деятельности, как образ жизни народа и т. д.
Исходя из существующих точек зрения на культуру, можно сказать, что понятие культуры имеет три основных значения: 1) возделывание, творчество, производство; 2) образование, воспитание и развитие; 3) поклонение и почитание; имеется в виду религиозный культ.
В самом широком смысле под культурой нередко понимается все созданное человеком, все достижения человечества. Культура предстает как "вторая природа", которая сотворена самим человеком и образует собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы. В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Такое деление восходит к Цицерону, который первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая "возделывание души".
Взаимодействие культуры и природы — это одна из проблем культурологии.
Марк Порций Катон Старший ввёл понятие культуры, определяя его как возделывание, улучшение, почитание, относя его к обработке земли. В таком понимании культура предстаёт как сотрудничество человека с природой, направленное на взаимную пользу. При таком сотрудничестве человек принимает от природы её материальные составляющие, черпает замыслы, учится, в ответ обогащая природу творчеством своего труда, одухотворяя её. Действия же направленные на разрушение природы не могут не навредить и человечеству в ней живущему. Такие действия не могут являться результатом высшей сознательной деятельности, проявлением которой и является культура.
Современное, не редко встречающееся противопоставление культуры и природы возможно при допущении мысли об отдельности человеческого существования от природы и отождествления культуры и городской жизни, цивилизации. Не трудно найти примеры проявлений, относящихся к городской жизни которые не могут быть отнесены к области культуры и даже стать примером упадка культуры и её отсутствия. Подобные мнения можно найти в работах И. Г. Гердера, Н. А. Бердяева, Н. К. Рериха[18].
Не трудно убедиться, что отстранение человека от принципов разумного сотрудничества с природой, его порождающей, приводит к упадку накопленного культурного достояния, а после и к упадку самой цивилизованной жизни. Примером тому могут служить упадок многих развитых государств древнего мира и многочисленные проявления кризиса культуры в жизни современных мегаполисов.
См. также: Экологическая культура
Цивилизация возникает там, где умирает культура. Освальд Шпенглер
Современное понятие «культуры» как цивилизации в основном сформировалось в XVIII — начале XIX веков в Западной Европе. В дальнейшем это понятие, с одной стороны, стало включать различия между разными группами людей в самой Европе, а с другой стороны — различия между метрополиями и их колониями по всему миру. Отсюда то, что в данном случае понятие «культуры» является эквивалентом «цивилизации», то есть антиподом понятия «природа». Используя такое определение, можно с лёгкостью классифицировать отдельных людей и даже целые страны по уровню цивилизованности. Отдельные авторы даже определяют культуру просто как «всё лучшее в мире, что было создано и сказано» (Мэтью Арнольд), а всё, что не попадает в это определение, — хаос и анархия. С этой точки зрения, культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе. Арнольд последовательно использует своё определение: «…культура является результатом постоянного совершенствования, вытекающего из процессов получения знаний обо всём, что нас касается, её составляет всё лучшее, что было сказано и помыслено» (Арнольд, 1882).
На практике, понятие культуры относится ко всем лучшим изделиям и поступкам, в том числе в области искусства и классической музыки. С этой точки зрения, в понятие «культурный» попадают люди, каким-либо образом связанные с этими областями. При этом люди, причастные к классической музыке, находятся по определению на более высоком уровне, чем любители рэпа из рабочих кварталов или аборигены Австралии.
Однако в рамках такого мировоззрения, существует своё течение — где менее «культурные» люди рассматриваются, во многом, как более «естественные», а «высокой» культуре приписывается подавление «человеческой природы». Такая точка зрения встречается в работах многих авторов уже начиная с XVIII-го века. Они, например, подчёркивают, что народная музыка (как созданная простыми людьми) честнее выражает естественный образ жизни, в то время как классическая музыка выглядит поверхностной и декадентской. Следуя такому мнению, люди за пределами «западной цивилизации» — «благородные дикари», не испорченные капитализмом Запада.
Сегодня большинство исследователей отвергают обе крайности. Они не принимают как концепцию «единственно правильной» культуры, так и полное противопоставление её природе. В данном случае признаётся, что «неэлитарное» может обладать столь же высокой культурой, что и «элитарное», а «незападные» жители могут быть столь же культурными, просто их культура выражается другими способами. Однако в данной концепции проводится различие между «высокой» культурой как культурой элит и «массовой» культурой, подразумевающей товары и произведения, направленные на потребности простых людей. Следует также отметить, что в некоторых работах оба вида культуры, «высокая» и «низкая», относятся просто к различным субкультурам.
Немецкий представитель философ
Культура (лат. cultura, от colo, colere — возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.
В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).
Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.
Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Поэтому для каждого исследователя не может не возникать вопрос об отправной точке исследования в этой связи.
51. Философия истории, ее предмет и основные проблемы.
В философии истории последняя предстает в виде целостного процесса, связывающего воедино прошлое, настоящее и будущее. Но таким исторический процесс можно увидеть только в том случае, когда ему придана концептуальная оформленность, когда он устремлен, хотя бы в теории, к такому будущему состоянию, которое философ признает за конечную цель, неважно, в абсолютном смысле или в относительном. Философия истории, таким образом, вопреки ее названию, обращена равным образом от настоящего как в прошлое, так и в будущее.
Философия истории как теоретическое знание начинается с идеи истории. Откуда она берется? Отдельные намеки на нее, различные аспекты постоянно обсуждаются в различных сферах культуры общества. Философия призвана уловить эти умонастроения, составляющие самосознание определенной эпохи, и выразить в теоретической форме, в виде философского текста.
Философия выражает духовные, идеальные устремления конкретного общества или цивилизации, которым она пытается придать теоретическую форму, т. е. логически последовательно и упорядочение изложить смысл истории, который принимает для себя страна или цивилизация.
Философия истории выходит за рамки научно достоверного знания в сферу духовных исканий и свободы. Выходит с тем, чтобы, опираясь на исторический опыт и традиции, научное знание и искусство, все богатство культуры, выдвинуть и обосновать идеал совершенного устройства общества, будущего, к которому, по мысли философа, устремлена история и реализации которого люди должны всемерно содействовать.
Вообще говоря, социальные катастрофы, особенно в XX в., как правило, случаются с теми обществами, у которых, в силу ряда причин, не было развитого исторического самосознания. Историческое сознание общества по структуре сходно с сознанием отдельной личности. Оно обращено не только в прошлое, но в будущее, включает целеполагание и формулировку задач, постоянную рефлексию над ними.
Философию истории характеризуют две важнейшие черты: идея будущего и идея развития.
Все, что наделено природой качеством живого, имеет цель, направленную в будущее. Только живое обладает опережающим отражением действительности, способностью к целеполаганию и предвидению действий или событий. Будущее — это конкретная цель для любого существа, человека, общества. Но будущее — это и идеальная модель совершенного общества или совершенного человека, моральных норм, складывающихся в отношениях между людьми. Будущее как идеал определяет иерархию человеческих или общественных целей. Потеря будущего как идеала, а тем более конкретных целей означает потерю смысла жизни. Отсюда один шаг до самоубийства, которое могут совершать как люди, так и отдельные общества. Если общество желает нормально и успешно развиваться, оно должно непрерывно заниматься будущим, постоянно его обсуждать во всех сферах культуры и духовного творчества. Так в последние столетия живет западное общество. Но об этом позже.
Другая характерная черта
Динамическая природа западной цивилизации, обусловленная новым взглядом на человека как на практическое существо, удовлетворяющее свои потребности в ходе активного воздействия на природу, приводит в XIX в. к появлению идеи исторического прогресса, линейно-поступательного развития человечества по мере развития материального производства, индустриальной цивилизации. Согласно этой идее, социальная действительность меняется в результате активной деятельности людей, а история творится человеком. Это было важным завоеванием западной общественной мысли.
Во второй половине XX в. в связи с угрозой глобальной катастрофы эта идея была поставлена под сомнение. В мировой общественной мысли стал доминировать цивилизационный подход к анализу исторического процесса, согласно которому на место принципа линейно-поступательного прогресса всего человечества должно прийти признание разнонаправленности векторов исторического развития в отдельных, локальных цивилизациях.
52. Проблема социального
Представление
о том, что изменения в мире
происходят в определенном направлении,
возникло в глубокой древности и
первоначально было чисто оценочным.
В развитии докапиталистических
формаций многообразие и острота политических
событий сочетались с крайне медленным
изменением социально-экономических основ
общественной жизни. Для большинства античных
авторов истории - простая последовательность
событий, за которыми стоит нечто неизменное;
в целом же она рисуется либо как регрессивный
процесс, идущий по нисходящей от древнего
"золотого века" (Гесиод, Сенека),
либо как циклический круговорот, повторяющий
одни и те же стадии (Платон, Аристотель,Полибий).
Христианская историософия рассматривает
историю как процесс, идущий в определенном
направлении, как движение к некоей предустановленной
цели, лежащей за рамками действительной
истории. Идея исторического прогресса
родилась не из христианской эсхатологии,
и из ее отрицания.
Социальная философия подымающейся буржуазии,
отражавшая реальное ускорение общественного
развития, была овеяна оптимизмом,уверенностью
в том, что "царство разума" лежит
не в прошлом, а в будущем. Прежде всего
был замечен прогресс в сфере научного
познания: уже Ф.Бэкон и Р.Декарт учили,
что не нужно оглядываться на древних,
что научное познание мира идет вперед.
Затем идея прог ресса распространяется
и на сферу социальных отношений (Тюрго,
Кондорсе).
Просветительские теории прогресса обосновали
ломку феодальных отношений, на их основе
складывались многочисленные системы
утопического социализма. Но рационалистическим
теориям прогресса был чужд историзм.
Прогресс общества в теориях просветителей
имел телеологический характер, они возводили
в ранг конечной цели истории преходящие
идеалы и иллюзии буржуазии. Вместе с тем
уже Вико и особенно Руссо указывали на
противоречивый характер исторического
развития.Романтическая историография
начала XIX века в противовес рационализму
просветителей выдвинула идею медленной
органической
эволюции, не допускающей вмешательства
извне, и тезис об индивидуальности и несравнимости
исторических эпох. Однако этот историзм
был односторонне обращен в прошлое и
часто выступал в роли апологии архаических
отношений. Более глубокую трактовку прогресса
дал Гегель, выступив как против просветительского
пренебрежения к прошлому, так и против
ложного историзма романтической "историчес
кой школы". Однако, понимая исторический
прогресс как саморазвитие мирового духа,
Гегель не мог объяснить переход от одной
ступени общественного развития к другой.
Его философия истории превращается в
теодицею, оправдание бога в истории.
Диалектический материализм выработал
принципиально иной подход к этой проблеме,
выдвинул и обосновал объективный критерий
прогресса. Прогресс не есть какая-то самостоятельная
сущность или трансцентентная цель исторического
развития. Понятие прогресса имеет смысл
лишь применительно к определенному историческому
процессу или явлению в строго определенной
системе отсчета. Цели, стремления и идеалы,
в свете которых люди оценивают историческое
развитие, сами меняются в ходе истории,
поэтому такие оценки часто страдают субъективностью,
неисторичностью. Общая тенденция исто
рического развития - переход от систем
с преобладанием естественной детерминации
к системам с преобладанием социально-исторической
детерминации, в основе чего лежит развитие
производительных сил. Более высокому
уровню развитию производительных сил
соответствуют и более сложные формы производственных
отношений и общественной организации
в целом, повышение роли субъективного
фактора. Степень овладения обществом
стихийными силами природы, выражающаяся
в росте производительности труда, и степень
освобождения людей из-под гнета стихийных
общественных сил, социально-политического
нера венства и духовной неразвитости
- вот наиболее общие критерии исторического
прогресса. В свете указанного критерия
общественно-экономические формации представляют
собой закономерные стадии поступательного
развития человечества. Но процесс этот
противоре чив, а типы и темпы его различны.
Отсюда и рост социального пессимизма,
многочисленные философские и социологические
теории ХХ в., прямо или косвенно отрицающие
прогресс и предлагающие заменить это
понятие либо идей циклического круговорота
(Шпенглер, Тойнби,Сорокин), либо "нейтральным"
понятием "социального изменения".
Широкое распространение получают также
различные концепции "конца истории"
и пессимистические антиутопии. В этом
же духе интерпретируются многие глобальные
проблемы современности - экологическая,
демографическая, продовольственная,
энергетическая, сырьевая, угрозаядерной
войны, сохранение психического и физиологического
здоровьянаселения.
В заключение отметим, что применение
критериев общественного прогресса при
исследовании развития общества должно
носить комплексный характер и не в отношении
экономической, социальной, политической
или духовной сфер общества, а в целом,
т.е. все сферы рассматриваются как части
единого целого, как подсистемы единой
общественной системы, имеющей свою историю.