Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 16:10, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение взглядов двух философов на проблему образа России и Европы, а также раскрыть становление, структурно-содержательные и методологические аспекты органического цивилизационного подхода к мировой культуре в философско-исторических концепциях Н.Я. Данилевского и О.Шпенглера.
Основные задачи исследования:
– выявить источники становления цивилизационного подхода в изучении мировой культуры и истории в России и в Европе;
– проанализировать условия формирования культурологических концепций Н.Я.Данилевского и О. Шпенглера;
– выявить методологию исследуемых представителей цивилизационного метода (Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера);
- раскрыть образы России и Европы в философско-исторических построениях Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера
Введение ……………………………………………………….………………………………………..3
Глава I. Н.Я.Данилевский и его книга «Россия и Европа» …………..……….….6
§1. Основные вехи творчества…………………………………………..………………………….7
§2. Теория культурно-исторических типов……………………………….………………..8
§3. Образ России и Европы……………………………………………………………..………….19
Глава II. О.Шпенглер и его книга «Закат Европы»…………………………………...30
§1. Основные этапы творческой эволюции……………………………………………..…30
§2. Многообразие культурно-исторических миров……………………………………31
§3. Образ России у Шпенглера………………………………………………………….………46
§4. Кризис европейской культуры: причины кризиса, дальнейшие пути развития культуры……………………………………………………………………………….………49
Заключение…………………………………………………..………………………………………..54
Список использованной литературы…………………………………………………..59
§4. Кризис европейской культуры: причины кризиса, дальнейшие пути развития культуры.
Первая работа на тему кризиса культуры Западной Европы была ошеломляюще одобрительно воспринята во всем мире, потому что ее пессимистический настрой совпал с мироощущением поколения, пережившего первую мировую войну и последовавшие за ней кризис, хаос, разруху и упадок во всем.
«Само уловление момента умирания западной культуры в явлениях "цивилизации" XIX в. должно быть признано бесспорным»49. В качестве примера кризиса в культуре Шпенглер приводит гибель Запада, которую он рассматривает как проблему цивилизации. Всякая культура имеет свою цивилизацию, а цивилизация есть завершение, она следует за культурой. Кризис культуры, по Шпенглеру, — это простое вхождение ее процветания в заключительную цивилизационную стадию.
Согласно Шпенглеру, кризис не есть стадия перед новым процветанием, он — завершение цикла, окончательное угасание культуры. В его трактовке переход от культуры к цивилизации в античном мире осуществлялся в IV в., а на Западе в XIX в. Все великие конфликты миросозерцания, политики, искусства, науки, чувства происходят под знаком противоположности культуры и цивилизации. Дух денег проникает во все исторические формы народного бытия, и даже захватывает искусство.
Можно сказать, что наличие
кризисов — это закон всемирной
истории. Задача исследователя состоит
в том, чтобы за суммой внешних
фактов отыскать неукоснительную
Когда возникает кризис в культуре? Шпенглер считает, что он наступает тогда, когда ее душа осуществит всю совокупность своих возможностей, в виде народов, языков, религиозных учений, искусств, государств и наук. Вследствие этого культура вновь возвращается в объятия первобытной души.
Протекание культуры неверно представлять как плавный, спокойный процесс; оно, ее живое бытие, есть напряженная, страстная борьба: внешняя — за утверждение ее власти над силами хаоса и внутренняя — за утверждение ее власти над бессознательным, куда укрывается, злобствуя, хаос.
Когда же эта цель достигнута, вся полнота возможностей культуры осуществлена, тогда, по Шпенглеру, культура внезапно костенеет, умирает, кровь останавливается в ее жилах. Силы культуры надламываются — она становится цивилизацией. В таком виде культура может существовать еще в течение столетий. Так было с Египтом, Китаем, Индией и с миром ислама. Так торчала, по словам Шпенглера, исполинская по территории античная цивилизация имперской эпохи, с виду исполненная юношеской силы, заглушая собой молодую арабскую культуру Востока. И Шпенглер заключает: таков смысл всех эпох заката в истории.
Наиболее отчетливым по своим очертаниям был «закат античности». Но теперь уже и мы ясно ощущаем в себе и вокруг себя первые признаки того своеобразного, по своему течению и длительности аналогичного античному, хода событий, который придется на первые века будущего тысячелетия и может быть назван «закатом Запада». Разумеется, кризисные процессы в течение столетий, по мнению Шпенглера, развертывались спонтанно, неосознанно. Нечто новое для философии культурного кризиса, которое предлагает Шпенглер, — это возможность сознательного критического отношения к феномену, хотя он неукоснительно, неотвратимо раскрывает свои возможности и проявляется как рок.
В первый раз культура, как считает Шпенглер, может предвидеть, какой путь избрала для нее судьба. Последняя великая задача западноевропейской мысли — осознать предначертания стареющей духом фаустовской культуры. Идея кризиса позволяет понять морфологию становления всего человечества, которое устремляется своими путями к высшим и последним целям. В «Закате Европы» оплакивается ее судьба, — но нет рыцарственной готовности к защите высокой духовной культуры перед лицом надвигающейся механически-потребительской цивилизации, нет воли к противостоянию. Наоборот, здесь ведется пропаганда мрачного демобилизующего дух фатализма. Шпенглеровская мифологема, вытеснив духовно-личное начало стихией жизненно бессознательного и предприняв релятивистское обессмысливание культуры, внесла, свой вклад в дело нелюбимой автором цивилизации и разрушения культурно-духовных начал.
О. Шпенглер пересмотрел свои взгляды относительно исчезновения западной цивилизации и пришел к выводу, что Запад возродится в будущем; буквально этот вывод звучит так: «Восход Европы».
Выбор именно этих мыслителей для исследования не случаен. Данилевский не просто поздний славянофил, в сочинениях которого содержатся новаторские для этого направления в русской философии мысли о понимании роли России в мировой истории. Он создатель теории культурно-исторических типов, вызвавшей в конце XIX в. бурю споров в кругах русской интеллигенции. Его теория, универсальная для понимания диалектики исторических судеб как восточных, так и западных культур, крайне интересна по той причине, что в ней содержится отрицание противоречий между Востоком и Западом. Данилевский отвергает мысль о возможности борьбы между ними. Он так же неминуемо касается роли России в проблеме «Восток-Запад».
К взглядам Данилевского близка точка зрения немецкого философа и эстетика О.Шпенглера, высказанная им в книге «Закат Европы». Шпенглер так же, как и Н.Я.Данилевский, выступил против «европоцентризма» в истории: европеец, ставящий Европу в центр мира, подобен, по Шленглеру, средневековому человеку, помещающему Землю в центр мироздания только на том основании, что он на ней живет. Как и Данилевский, Шпенглер видит в истории не линейно развертывающуюся цепь событий, а «феномен множества мощных культур», которые, как «живые существа высшего порядка», вырастают «со своей возвышенной бесцельностью», подобно цветам в поле. Теории Шпенглера и Данилевского на пороге XIX-XX веков несли в себе не только абстрактно-культурологический, но и актуальный социальный смысл: они были вызваны тревогой за судьбы Европы и европейской культуры. С точки зрения как О.Шпенглера, так и Н.Я.Данилевского, к XX веку европейская культура подошла к стадии цивилизации как последней фазе своего развития. XX век оценивается обоими философами как период глубокого культурного кризиса, вызванного объективными причинами: тем, что наступило время естественного завершения европейского культурного цикла, смерти «фаустовской» культуры.
Основные выводы, вытекающие из книги Н.Я. Данилевского «Россия и Европа»: не существует понятия «общечеловеческой цивилизации». Развитие человечества происходит посредством самобытных культурно-исторических типов, и не об одном типе нельзя сказать, что он представляет собой общечеловеческую цивилизацию. Задача истории – проявление в различное время различными культурными типами свойственным им мировоззрения, целей, стремлений. Славянство – тоже самобытный культурно-исторический тип, тип своеобразный, имеющий задатки для того, что бы стать первым четырехосновным культурно-историческим типом. Лишь альтернативный западному путь развития этого типа приведет к самореализации славянских народов.
Проведенный анализ наследия Н.Я. Данилевского показал, что автор - не только ученый-естествоиспытатель, но и глубокий мыслитель, культуролог, охватывающий своим творчеством злободневные проблемы политики, философии социологии и культуры.
Основные положения, предложенные Данилевским, сегодня рассматриваются как методологическая основа построения историко-культурного процесса:
- отрицание в историко-
- рассмотрение жизни народа как органической сущности;
- стержневую роль в
истории культурного типа
- главное качество, укрепляющее
культурно-исторический тип
- у каждой культуры
свой генетический код, в
- самый эффективный метод диалога культур - "удобрение", взаимодополнение друг друга, без обоюдного ущемления интересов и аксиологических установок;
- разрушение оков
- отказ от поиска универсальных форм бытия пригодных для всех культурно-исторических типов
Идеи Данилевского во многом
спорны — его оценка культурных
контактов, отрицание существования
единой мировой культуры, перспективы
развития России и призывы к панславизму.
Но сама концепция культурно-
Основной вывод теории О.Шпенглера: теория Шпенглера содержит и своеобразные описания понимания терминов «культура» и «цивилизация», и собственную «периодизацию» развития «культур» - «живых организмов», неотвратимо переходящих в стадию умирания («цивилизации»). Давая морфологическую характеристику каждой выделенной им «культуре», автор описал и современную ему западную (фаустовскую) «культуру», уже перешедшую на стадию «цивилизации». Цивилизация - последняя стадия развития. Она характеризуется ослаблением влияния традиций, упадком религиозности, ростом городов, распространением причинно-следственных (природных) взглядов на мир.
Немецкий мыслитель путем ряда аналогий с культурами прошлого доказывает неизбежную гибель Западной культуры. «...Падение Западного мира представляет собой ни более ни менее как проблему цивилизации». Европа давно уже перешла в цивилизационную стадию, и ее окончательная гибель – только вопрос времени. Этим О.Шпенглер объясняет все кризисные явления, охватившие современное общество.
Книга О. Шпенглера, «Закат Европы», заканчивается описанием симптомов конца западной науки и большого искусства, один из которых «утончение интеллекта». Что это значит? Да то, что наука превращается в чистую игру функциональными числами, а искусство – в набор изощрений, «искажений» уже существующего. Вспомним, что первая книга названа автором «О смысле чисел», и в ней показано, что прасимволом всякой культуры является число. Из этого следует, что воля к чистому числу есть воля духа к открытию тайны. Тайна же состоит в том, что «естествознание обволакивает все более прозрачное сплетение», которое есть внутренняя структура духа, дающая Природе свой Образ.
И этот вывод есть вершина философии Шпенглера и вместе с тем его величайшее прозрение в математизированную сущность современной технологической цивилизации – прозрение, плохо понятое, или, лучше сказать, совсем не понятое не только современниками философа, но и страстными сторонниками нынешнего европейского рационализма. Поэтому, дочитав упоминаемую книгу до конца, понимаешь неявный смысл ее подзаголовка – «Образ и действительность». В нем слышится предсказание «постчеловеческого мира».
Глубокая эрудированность,
смело проводимые параллели,
широта рассматриваемых
Теоретические изыскания
Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера, имея
определенные общие источники формирования,
представляют собой чрезвычайно
близкие, но, однако, имеющие целый
ряд глубинных различий, научные
концепции. При этом концепцию О.
Шпенглера можно считать
Актуальность цивилизационного подхода к изучению мировой культуры и истории в современности лучше отвечает вызовам времени, чем линейный подход, исповедуемый архитекторами нового мирового порядка. Нивелирование национальной идентичности, отказ от культурного релятивизма и попытка установить единую «эрзац – культуру» наталкивается во многих странах на неприятие, порой переходящее в противодействие. Налицо, как заметил С. Хантингтон, сплочение стран, относящихся к единой цивилизации, перед культурной экспансией Запада.50
Основной идеей Н.Я. Данилевского
и О. Шпенглера в плане философии
культуры является утверждение множественности
и равноценности различных
Список использованной литературы
Информация о работе Образ России и Европы в трудах О.Шпенглера и Данилевского