Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 16:10, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение взглядов двух философов на проблему образа России и Европы, а также раскрыть становление, структурно-содержательные и методологические аспекты органического цивилизационного подхода к мировой культуре в философско-исторических концепциях Н.Я. Данилевского и О.Шпенглера.
Основные задачи исследования:
– выявить источники становления цивилизационного подхода в изучении мировой культуры и истории в России и в Европе;
– проанализировать условия формирования культурологических концепций Н.Я.Данилевского и О. Шпенглера;
– выявить методологию исследуемых представителей цивилизационного метода (Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера);
- раскрыть образы России и Европы в философско-исторических построениях Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера
Введение ……………………………………………………….………………………………………..3
Глава I. Н.Я.Данилевский и его книга «Россия и Европа» …………..……….….6
§1. Основные вехи творчества…………………………………………..………………………….7
§2. Теория культурно-исторических типов……………………………….………………..8
§3. Образ России и Европы……………………………………………………………..………….19
Глава II. О.Шпенглер и его книга «Закат Европы»…………………………………...30
§1. Основные этапы творческой эволюции……………………………………………..…30
§2. Многообразие культурно-исторических миров……………………………………31
§3. Образ России у Шпенглера………………………………………………………….………46
§4. Кризис европейской культуры: причины кризиса, дальнейшие пути развития культуры……………………………………………………………………………….………49
Заключение…………………………………………………..………………………………………..54
Список использованной литературы…………………………………………………..59
Жизнь культурно-исторических типов разделяется на длинный образовательный период, период строительства государства и период создания цивилизации. Переходы между этими состояниями обуславливаются толчком или рядом толчков внешних событий. Столкновение германских народов с Римом выводит их из этнографического состояния. Государственность Индии началась с борьбы вторгнувшихся арийцев с аборигенами. А период цивилизации Индии начался, вероятно, с буддийского движения (VI-V вв. до н.э.). Общая черта государственного периода развития культурно-исторических типов – потеря большей или меньшей части племенной независимости, общая черта цивилизационного периода – стремление освобождения от этой зависимости и замена утраченной древней воли правильной свободой.
Таким образом, развитие человечества шло посредством самобытных культурно-исторических типов, соответствующих великим племенам.
2.3. Разряды культурной деятельности
Каждая цивилизация, считал
Данилевский, развивает свою собственную
идею на поле человеческой деятельности.
Так, греческая цивилизация довела
до совершенства идею красоты, европейская
цивилизация — науку о природе,
семитские племена —
1) деятельность религиозная, объемлющая отношения человека и Бога;
2) деятельность культурная,
охватывающая отношение
3) деятельность политическая,
включающая отношения людей
4) деятельность общественно-
На этой основе Данилевский различал следующие виды культурно-исторических типов:
• первичные, или подготовительные — их задачей была выработка тех условий, при которых вообще становится возможной жизнь в организованном обществе. Все виды деятельности: религия, политика, художественная культура, общественно-экономическая организация — в них были смешаны. Сюда относятся египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская цивилизации;
• одноосновные культуры — они последовали за подготовительными цивилизациями и развили каждая только одну из сторон культурной деятельности. К таким культурам относятся: еврейская, развившая религиозную деятельность, греческая, развившая искусство, римская — политику;
• двухосновные культуры — к этому типу Данилевский относит романо-германскую цивилизацию, преуспевшую в науке и экономике;
• четырехосновные культуры — этот тип еще не проявил себя во всей полноте, но это будет совершенно особая цивилизация, призванная реализовать в своем творчестве все четыре формы человеческой деятельности — религиозность, политическую справедливость и свободу, науку и искусство, а также создать гармоничный общественно-экономический строй, что не удалось всем предшествующим типам культур.
Эту задачу должен будет выполнить, по мнению Данилевского, славянский культурно-исторический тип, который находится в стадии становления, а его основой должны стать русский народ и его культура.
§3. Образ России и Европы
Данилевский вкладывает в понятие Европа не географический, а культурно-исторический смысл и утверждает, что в вопросе о принадлежности или непринадлежности к Европе география не имеет ни малейшего значения. Что же такое Европа в этом культурно-историческом смысле? На этот вопрос Данилевский отвечает так: «Европа есть поприще германо-романской цивилизации, ни более ни менее; или, по употребительному метафорическому способу выражения, Европа есть сама германо-романская цивилизация. Оба эти слова – синонимы».5
Данилевский утверждал, что
нельзя заблуждаться, «что Европа составляет
поприще человеческой цивилизации
вообще или, по крайней мере, всей лучшей
части ее; она есть только поприще
великой германо-романской
По утверждению Данилевского Европа «находится в апогее своего цивилизационного величия, блеск его идет во все концы земли, все освещает и согревает исходящими из него светом и теплотою». При этом он утверждает, что во времена блеска одной культуры зарождалась новая. Ни одна культура не может быть вечною. Поэтому, мы более склонны думать, что ежели вызывается культурная жизнь нового исторического типа, то, должно быть, жизнь старого угасает. Не в этом ли и главное объяснение вражды, инстинктивно чувствуемой прежним историческим деятелем к новому - предшественником к преемнику? Сама мысль, высказанная славянофилами о гниении Запада, кажется совершенно верною. 7
Данилевский писал, «что самое обилие результатов европейской цивилизации в нашем XIX столетии есть признак того, что та творческая сила, которая их производит, уже начала упадать, начала спускаться по пути своего течения».8
Германо-романский тип
Основную черту, присущую всем народам
романо-германского типа, Н.Я.Данилевский
усматривает в «
В политике и общественной жизни «насильственность» проявляется в аристократизме, в угнетении народностей, в стремлении к безграничной свободе, к политической раздробленности.
В религии «насильственность» европейских
народов проявляется в
Анализируя особенности «
Из этого возникает принцип
«народного верховенства», предполагающий
установление демократической конституции
государства. Н.Я.Данилевский скептически
оценивает возможности
Главная особенность исторического
развития европейских наций
Поэтому Н.Я.Данилевский чрезвычайно
пессимистически оценивает
Положение еще усугубляется тем, что потеря материальной основы свободы сопровождалась утратой нравственной основы как «этой свободы, так и вообще всей жизни» ввиду того, что «Европа утвердила свои религиозные верования или на хрупком и гнилом столбе папской непогрешимости, или на личном произволе протестантства»15.
Как же характеризуется романо-
Этот тип является гораздо более развитым и богатым по сравнению с предшествующими ему, которые были по преимуществу одноосновными типами. Вместе с тем романо-германский культурно-исторический тип «не может считаться успешным представителем ни религиозной, ни общественно-экономической стороны культурной деятельности»16.
Дело в том, что такие явления как «церковный деспотизм», «феодальный деспотизм» и «деспотизм схоластики» «обратили всю историю Европы в тяжкую борьбу, окончившуюся троякой анархией» — религиозной (протестантизм), философской (всеотрицающий материализм) и политико-социальной (противоречие между политическим демократизмом и экономическим феодализмом)17.
Вместе с тем в политической
и собственно культурной сфере достижения
Европы громадны. «Народы Европы не
только основали могущественные государства,
распространившие власть свою на все
части света, но и установили отвлеченно-правомерные
отношения как граждан между
собою, так и граждан к государству.
Другими словами, они сумели соединить
политическое могущество государства
с его внутренней свободой, то есть
решили в весьма удовлетворительной
степени обе стороны
Поэтому Н.Я.Данилевский характеризует Европу как двухосновный, политико-культурный с преимущественно научным и промышленным характером культуры.
Если главной чертой «психического
склада» народов романо-
3.2. Россия. Славянский культурно-исторический тип.
Данилевский утверждает, что враждебность между Россией и Европой «кроется в глубокой розни, существующей между мирами славянским и германо-романским,- розни, которая проникает до самых оснований общего плана развития всемирной истории». Он считает, что России отвели «ничтожную историческую роль подражателей Европы», что лишает ее «надежды на самобытное культурное значение, т. е. на великую историческую будущность». Данилевский пишет, что Европа негативно воздействует на Россию и даже называет «европейничанье», болезнь, которой страдает «русское общественное тело, болезнь, под которую подводятся все наши общественные недуги».
Россия и Славянство ведутся и должны наконец привестись к осуществлению тех обещаний, которые даны им их этнографическою основою, теми особенностями, которые отличают их в числе прочих семейств великого арийского племени.
Для рассмотрения культурно-исторических типов Данилевский берет в основу общие разряды культурной деятельности в обширном смысле этого слова, которых он насчитывает четыре, а именно:
1. Деятельность религиозная, составляющая живую основу всей нравственной деятельности человека.
2. Деятельность культурная, объемлющая отношения человека к внешнему миру, во-первых, теоретическое - научное, во-вторых, эстетическое – художественное, в-третьих, техническое – промышленное.
3. Деятельность политическая, объемлющая собою отношения людей между собою как членов одного народного целого.
4. Деятельность общественно-экономическая.19
Как же характеризует Данилевский славянский культурно-исторический тип по этим параметрам?
Религия составляет самое существенное содержание древней русской жизни и современной жизни простых русских людей. В центре религиозной деятельности славянского культурно - исторического типа Данилевский ставит так называемую соборность, придерживаясь в ее истолковании православной концепции (оставляя при этом, правда, в стороне тот факт, что значительная часть западных славян перешла в католичество).
Понятие «соборности» Данилевский выводит из понимания религии как Откровения, т.е. чего - то заданного человечеству извне. «На самом деле или, по крайней мере, во мнении своих поклонников религия непременно происходит с неба и потому только и достигает своей цели - быть твердою, незыблемою основой практической нравственности, сущность которой состоит не в ином чем, как в самоотверженности, в самопожертвовании, возможных лишь при полной достоверности тех начал, во имя которых они требуются»20.
Информация о работе Образ России и Европы в трудах О.Шпенглера и Данилевского