Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:12, реферат
В истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков.
1. Введение ………………………………стр. 3
2. Жизнь Платона………………………...стр. 3
3. Государство Платона………………….стр. 4
4. Заключение ……………………………стр. 15
5. Список литературы……………………стр. 16
опасности, которая подстерегала любого ученого, философа и софиста в
Афинах, где господствовала государственная идеология, основанная на
мифологии и вере в богов. Власти проявляли враждебность ко всем тем, кто
вызывал сомнение в существовании богов. Известно, в частности, что во время
судебного процесса над Анаксагором поэт Диопейт внес законопроект, считать
государственными Преступниками тех, кто научным образом объясняет небесные
явления. Это
предложение было принято.
3. Государство платона
В данной работе рассматриваются основные положения социально-
политических воззрений Платона на примере анализа одного из наиболее
значимых произведений философа – диалог ‹‹Государство››.
Освещая в своей работе проект идеального, справедливого государства,
Платон исходит из того соответствия, которое, по его представлениям,
существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой
душой. Трём началам человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему
– аналогичны в государстве три схожих начала – совещательное, защитное и
деловое, а этим последним соответствуют три сословия – правителей, воинов и
производителей (ремесленников и земледельцев).
По его теории государство возникает потому, что человек как индивид не
может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Эта глубокая
идея подразумевается в исходном платоновском определении государства:
‹‹Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать
сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает
у нас название государства››.
Через исследование реальных человеческих потребностей (в добывании
пищи, в жилье и т. д.) и форм их удовлетворения посредством труда Платон
приходит к идее о разделении труда в качестве основы государства. Для
обеспечения справедливости в полисных делах необходимо достигнуть
иерархического подчинения различных начал в интересах целого. Так,
способности рассуждать (философам) подобает господствовать; яростному
началу (воинам) – быть вооружённой защитой, подчиняясь философам; оба эти
начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами). Так,
в качестве довода в пользу предлагаемого им сословного деления, Платон
ссылается на преимущества осуществления принципа разделения труда. У
Платона это вылилось в идею о безукоризненном выполнении гражданином своей
единственной обязанности, соответствующей своему сословию. Такой ‹‹человек
не позволит ни одному из имеющихся в его душе начал выполнять чужие задачи
или досаждать друг другу взаимным вмешательством››. Философ подводит под
него вполне естественную основу. Он пишет: ‹‹…всякому … мы поручили только
одно дело, к которому он годится по своим природным задаткам››.
Также и воспитание в
поддержание иерархии сословий. Характерно, что при освещении различных
аспектов воспитания в центре внимания Платона оказываются именно члены двух
первых привилегированных сословий; о третьем же сословии (их досуг, быт,
деятельность, собственность, брак и т. п.) он не упоминает. Видимо, Платон
не считает нужным заниматься воспитанием дельцов – земледельцев и
ремесленников, поскольку он считал, что единственное достоинство этих людей
– подчинение человеку лучшему, тому, которому он даёт воспитание.
Платон настойчиво выступает за распространение среди населения
идеального государства ‹‹благородного вымысла о том, что все они рождены
матерью-землёй, поэтому должны заботиться о стране, в которой живут,
защищать её, а к другим гражданам относиться как к братьям. Повествуя о
своём вымысле, Платон пишет: ‹‹Хотя все члены государства братья…, но бог,
вылепивший вас, в тех из вас, кто способен править, примешал при рождении
золота, и поэтому они наиболее ценны, в помощников их – серебра, железа же
и меди – в земледельцев и разных ремесленников››.
Вся жизнь и быт стражей организуются на началах солидарности,
общности, равенства. ‹‹Столуясь все вместе, как во время военных походов,
они и жить будут сообща.›› Стражам запрещалось иметь частную собственность
и пользоваться золотом. Женщины и мужчины в идеальном государстве уравнены
в их правах и возможностях. Хотя женщина во всём немощнее мужчины, по своей
природе она, как и мужчина, может принять участие во всех делах, не
исключая и философию. Отобранные в сословие стражей, женщины получают то же
воспитание, что и мужчины. При этом, как и во многом другом, Платона
воодушевляет пример спартанцев и критян.
Проект идеального государства предусматривает введение для стражей
общности жён и детей. В качестве закона для стражей Платон предписывает:
‹‹Все жёны этих мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни одна ни с кем
не сожительствует. И дети тоже должны быть общими, и пусть родители не
знают своих детей, а дети – родителей››. Связь мужчины с женщиной, которую
Платон именует браком, отводится под присмотр правителей, задача которых –
чтобы лучшие соединились с лучшими, а худшие – с худшими. Причём сохранению
и дальнейшему воспитанию подлежат дети, родившиеся от лучших родителей;
этих детей отрывают от родителей относят в обще ясли к кормилицам. Детей
же, родившихся от худших родителей или обладающих телесными недостатками
‹‹укроют, как положено, в недоступном, тайном месте››. Образцом для Платона
здесь были обычаи, бытовавшие в Спарте: жизнь слабого ребёнка ни ему
самому, ни государству не нужна.
Воспитание детей у членов двух первых сословий возлагается на
государство, оно включает в себя гимнастические (для тела) и мусические
(для души) занятия. В этом положении, как нельзя лучше отразился афинский
идеал воспитания – калокагатия (ориентируясь на него, был воспитан сам
Платон), который означал, что человек должен соединить в себе физическую
красоту безупречного тела и внутреннее нравственное благородство. Платон
говорит об этом так - ‹‹если случится, что прекрасные нравственные свойства
… человека, будут согласовываться и с его внешностью … это будет
прекраснейшим зрелищем для того, кто способен видеть››.
Отрицая индивидуальную семью у правителей и стражей, Платон надеется
превратить их всех в членов единой правящей семьи. Решение же вопросов
брака, быта, собственности, да и всей жизни людей третьего сословия он
оставляет на долю властей идеального государства. Кроме того, в проекте
совершенного строя отсутствует сословие рабов.
Признавая свободу членов всех трёх сословий, Платон постоянно
подчёркивает, что целью проектируемого государства является благо целого,
всех сословий. ‹‹Мы основываем это государство, вовсе не имея в виду
сделать как-то особенно счастливым один из слоёв его населения, но,
наоборот, хотим сделать таким всё государство в целом…››. Причём счастье
прекрасного целого – это не обычно-человеческое ‹‹хорошо››, а философско-
политическое ‹‹справедливо››. В ‹‹Государстве›› исследуются разнообразные
подходы к анализу справедливости, причём так, что мы вынуждены поверить в
то, что Платон не упустил ни одной из известных ему теорий справедливости.
Восхваляя умеренность и средний достаток, Платон обстоятельно
критикует крайности бедности и богатства. Помимо отрицательных результатов
в хозяйственно-экономическом отношении, также и в нравственном плане
крайности богатства и бедности ущербны: богатство ведёт к лени, а бедность
– к злодеяниям. Платон считает, что предлагаемые им мероприятия снимают
проблему раскола государства на государство бедняков и богачей и
ликвидируют тем самым источник внутренней войны. Для Платона очень важно
осветить идеальную действительность государства и тем самым показать, что
образец совершенного государства на небе существует и в идеальной
действительности.
Основным принципом идеального государственного устройства Платон
считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим,
политическим и социальным содержанием. Господство справедливости сплачивает
разнообразные и даже разнородные части государства в гармоничное целое.
Однако справедливость есть лишь одна из четырёх добродетелей идеального
государства. ‹‹Ясно, что оно мудро, мужественно, рассудительно и
справедливо››. А эти добродетели в государстве будут лишь в том случае,
если будут в государстве их носители. Другими словами, государство можно
назвать мудрым только благодаря наличию сословия мудрецов или философов,
мужественным в силу наличия воинов или стражей, рассудительным если
ничтожные вожделения большинства подчиняются там разумным желаниям
меньшинства››, справедливым, когда будет ‹‹…преданность делу у всех
сословий…, причём каждое из них будет выполнять то, что им свойственно››.