Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 08:35, реферат
Время жизни Платона античные источники определяют на редкость единодушно
– с 427 (по некоторым сведениям – 429) по 347 г. до н. э. Происхождения
он был очень знатного. Его отец, Аристон, происходил из рода Кодридов,
его мать, Периктиона, - из дома Солона. Подлинное его имя – Аристокл,
Платон – прозвище, которое он получил в молодые годы, то ли за
физическую силу, то ли за широту духовных интересов, поскольку «платос»
в переводе с греческого означает «широкий».
Введение.
Время жизни Платона
античные источники определяют на редкость
единодушно
– с 427 (по некоторым сведениям – 429) по
347 г. до н. э. Происхождения
он был очень знатного. Его отец, Аристон,
происходил из рода Кодридов,
его мать, Периктиона, - из дома Солона.
Подлинное его имя – Аристокл,
Платон – прозвище, которое он получил
в молодые годы, то ли за
физическую силу, то ли за широту духовных
интересов, поскольку «платос»
в переводе с греческого означает «широкий».
Платоновская идеалистическая диалектика
развивалась в борьбе против
материализма Демокрита и гераклитовской
диалектики логоса и мира вещей,
а также против античной софистики.
Как и всякая великая эпоха в истории философии,
эпоха Платона
обусловлена постановкой гносеологической
проблемы, – размышлением о
сущности знания. Этот поворот мышления
в сторону исследования самого
себя совершается здесь впервые, и великое
научное значение Платона
заключается именно в том, что он в этом
повороте увидел существенную и
самую важную сторону деятельности Сократа.
Несомненно, что в своей философии Платон
в такой же сильной степени находился
под влиянием математических мотивов,
в какой он сам способствовал развитию
греческой математики. Платон увидел в
математических проблемах благодатную
почву для исследования при помощи
понятий, - область точных определений
и недоступных сомнению
доказательств.
Сократовское требование,
чтобы знание выражалось понятиями, у
Платона
распространилось с практических на теоретические
проблемы, а это должно
было вызвать изменения в самом процессе
образования понятий. Знание, выражающееся
в понятиях, должно проследить также и
подразделение
родовых понятий на видовые; оно должно
сделать своей задачей изложение
порядка и связи всех понятий между собой.
Для подразделения Платон
перенял метод элейцев: исследование вопроса,
рассматривая сначала одно
возможное решение, а затем другое – прямо
противоположное. Также он ввел
метод гипотетического исследования понятий,
сводившийся к тому, что
пригодность и достоверность добытого
мышлением понятия проверялись
правильностью следствий, которые из него
можно вывести.
Все эти действия, - отыскивание понятий,
их подразделение и размещение в
определенном порядке, их гипотетическое
исследование, Платон соединил
общим именем диалектики; понятия же, которыми
занимается последняя, он
назвал идеями.
Афоризмы: Платон.
Человек:
>Всвоих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя самих.
>Самая лучшая победа для человека - это покорить себя самого: быть же покоренным собою постыднее и ниже всего.
>Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились два порока.
>Все находятся в войне со всеми как в общественной, так и частной жизни, и каждый с самим собой.
>Никто не становится хорошим человеком случайно.
>Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.
>Сократ — друг, но самый близкий друг — истина.
>Человек, поглупевший от суеверий, есть презренный из людей.
Политика:
>Во всех государствах
справедливостью считается
>Те, кто достаточно умен, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих.
>Во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти.
Искусство:
>Музыка воодушевляет
весь мир, снабжает душу
>Поэт, если только но хочет быть настоящим поэтом, должен творить мифы, а не рассуждения.
>Каждый способен хорошо творить только то, к чему его вдохновляет муза.
Об истине:
>Воля - целеустремленность,
соединенная с правильным
>Воспитание должно
оказаться в силах сделать
и тела и души
>Быть обманываемым самим собою - хуже всего, потому что в таком случае обманщик постоянно присутствует при обманываемом.
>Всеми силами души надо стремиться к истине.
Заключение.
Заключение. На сновании
вышеизложенного мы пришли к выводу,
что “Учение об идеях” Платона
бивариантно: во-первых, оно самодостаточно
(проблема Платоном выявлена, поставлена
и решена), а во-вторых, является неотъемлемой
частью его общей, демиургической концепции
мироздания, служит принципиальной основой
для выбора её исходных структурных элементов
и исходным обоснованием “истинности”
- их представленных взаимодействий и
взаимоотношений. “Учение об идеях” Платона
мотивировалось трудами его предшественников
и очень многое из этих трудов доработано
им бережно и эффективно. Но продвинуться
вперёд он смог лишь отойдя от их традиций,
от уже тогда тупикового “понятийного
умосозерцания мира” к активному представлению
его “истинного строения” - как “возник”
“мир”, из чего и как он “строился”. Демиургическую
концепцию мироздания Платона следует
рассматривать именно в этом логическом
ключе - любому “строительству” всегда
и необходимо предшествуют: “строитель”
(“демиург”), “чертежи-образцы” (“идеи”)
а также то, из чего “строят” (“иное”).
Эта же логика и в обосновании Платоном
“существования небытия” - всё, что нужно
для “строительства мира” уже было, а
самого “мира” ещё не было. У Платона
“мир вещей” являет собой прямое или
косвенное отражение “вечносущего” (“демиурга”)
и “вечно тождественного” (“идей демиурга”)
в “ином”. Находясь в “без образном движении”,
оно преобразуется в “прекрасные вещи”,
“пересекаясь” с “вечно тождественным”
- во “времени” и “пространстве”. Эта
модель возникновения и бытия “мира”
довольно проста и понятна, однако многие
принципиальные моменты в её “функционировании”
приняты априори или даны в аллегории.
Так, например, “вечно тождественное и
прекрасное” расположено в некой неопределённой
области (чего?), кроме того, его отношения
с “иным” прописаны недостаточно чётко
(Как “иное” уподобляется “образу”?
Если “само”, то почему? Если требуется
некая “сила”, то какая? И т. д.). Тем не
менее, нельзя не восхититься умом и талантом
Платона - живя в “донаучный” период,
он в своих трудах основывался лишь на
аналогиях, мифах и логических умозаключениях.
Методологический же потенциал “Учения
об идеях”, в частности, многих тезисов
Платона о “бытии идей” и “возникновении
вещей” “скрывался” от научного внимания
почти до конца XIX в. и стал понятным лишь
в XX в. - с появлением и развитием синергетики,
науки о “возникновении процессов и вещей”.
Суть учения об идеях Платона состоит
в том, что наш мир – лишь подобие другого
мира. Подлинная жизнь происходит в подлинном
мире идей, в «эйдосе» (др.гр. – «образ»).
Это пониятие что-то совершенно другое
по природе, не иммеющее никакого отношения
к реальности. Путешествие сознания позволяет
устанавливать некоторую общность между
мирами. Эйдос сам по себе не может существовать
так же как мир реальности на может состоять
без идей.
Литература
Список литературы
1. Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 2005. 2. Дробышевский
С.А. Классические теоретические представления
о государстве, праве и политике. - Красноярск,
2003. 3. История политических и правовых
учений. / Под. ред. В.С. Нерсесянца. - М.:НОРМА,
2004. 4. История политических и правовых
учений. / Под. ред. О.Э. Лейста. - М.: ИКД «Зерцало-М»,
2005. 5. Нерсесянц В.С. Политические учения
Древней Греции. - М.: Наука, 2004. 6. Платон.
Сочинения. - М.: Мысль, 1971. - Т. 3. - Ч. 1. 7. Платон.
Сочинения. - М.: Мысль, 1971. - Т. 3. - Ч. 2. 8. Радугин
А.А. Философия: Курс лекций.-2-е изд., перераб.
и доп.- М.: Центр, 1997. 9. Хрестоматия по философии.
// Под ред. Гасилина В.Н.- Саратов: СВШ МВД
РФ, 1996. 10. Щербаков А.И. Древнегреческая
философия эпохи классики: учебное пособие.
- Краснодар, 1994. - Ч. II.
Персоналии
Платон - (Аристокл) (примерно 428 – 348 до н.э.) – древнегреческий философ.
Родился Платон в семье с аристократическими корнями. После знакомства с Сократом принял его учение. Затем в биографии Платона состоялось несколько путешествий: в Мегарц, Кирену, Египет, Италию, Афины. Именно в Афинах Платоном была основана собственная академия.
Свои сочинения
философ излагал в форме
Философия Платона
получила наибольшее выражение в
учении о познании, а также политико-правовом
направлении. Теория познания у Платона
базируется на двух способах обретения
знаний – посредством ощущений (вера,
уподобление) и умом.
Сократ - (469 год до н.э. – 399 год до н.э) – философ, занимался вопросами эпистемологии, этики.
В жизни Сократа было получено многостороннее образование, он был активным деятелем Афин. Философия Сократа не была направлена на типичные для тех времен вопросы изучения природы, мироздания. В своей биографии Сократ большее внимание уделял человеческому естеству, личности. Как философ Сократ выражал свои мысли в основном в виде бесед, им был основан диалектический метод. Обоснование точки зрения, по его мнению, следует проводить в споре. Только при рассмотрении понятия с разных сторон, по мнению Сократа, можно найти истину.
В своих рассуждениях
философ Сократ использовал индуктивный
метод, а не догматический, как многие
ученые его времени. Еще одним
большим трудом в биографии Сократа
есть рассмотрение вопросов этики. Так
философ считал, что предпосылкой
для нравственности , доброты человека
есть знание, постижение этих понятий.
Смерть Сократа наступила в результате
отравления ядом.
Дионисий - (греч.
Dionýsios). В Сиракузах: Д. I Старший (около 432‒367
до н. э., Сиракузы), тиран с 406. Выдвинувшись
во время войны с Карфагеном (408‒405) как предводитель отряда
наёмников, захватил власть, сохранив
в демагогических целях народное собрание
и совет. Опирался на армию из наёмников,
новую чиновную знать, отчасти на торгово-ремесленные
слои и бедноту. Д. I вёл широкую завоевательную
политику на территории Сицилии, Корсики,
Италии. Пользовался поддержкой реакционных
элементов всей Греции и сам оказывал
помощь, например Спарте в борьбе с Беотийским
союзом. При нём Сиракузы превратились
в крупный культурный центр; Д. I был автором
ряда трагедий, стихов, песен. Д. II Младший
(гг. рождения и смерти не установлены),
тиран в 367‒357 и в 346‒344 до н. э. Старший сын Д.
I. Как и отец, видя в армии свою опору, став
тираном, создал сильное и многочисленное
войско. Объявлением амнистии, отменой
на 3 года подати и др. мероприятиями Д.
II привлёк на свою сторону бедноту. Около
357 вёл войну в Южной Италии с греческими
гг. Регием, Кавлонией и племенами луканов.
В это время власть в Сиракузах захватил
родственник Д. II ‒ Дион. В 346 Д. II вновь овладел
властью в Сиракузах. В 344, осаждённый правителем
г. Леонтин Гикетом и коринфским полководцем
Тимолеоном, сдал крепость последнему;
сам Д. II был изгнан в Коринф, был жрецом
богини Кибелы, умер в крайней нищете.
Аристотель - Аристотель (384 до н.э. – 322 до н.э.) – древнегреческий ученый, философ. Родители Аристотеля умерли, когда ему было всего 15 лет. Первое образование в биографии Аристотеля дал ему опекун Проксен, который увлек Аристотеля чтением.
Учение Аристотеля охватило все доступные в то время науки. Он занимался философией, как совокупностью систем. Идеи Аристотеля охватили такие направления, как социология, политика, логика, естествознание. Взгляды Аристотеля оказали значительное влияние на будущее развитие этих наук.
Труды Аристотеля можно условно разделить на три части, как делал сам ученый. К первой относится физика, метафизика (теоретические знания), ко второй – этика, политика (практические знания), к третьей – творчество (поэтические знания). Философия Аристотеля включает рассмотрение онтологии, гносеологии, этики, политики.
Онтологическая теория Аристотеля представляла физику как науку, в которой движение возникает из-за различий силы и энергии тел. Также в биографии Аристотеля было дано определение метафизики, которое базировалось на четырех понятиях: форме, материи, причине, цели.
За всю жизнь
Аристотеля было написано громадное
количество трудов, среди которых
выделяются логические, физические, биологические,
этические трактаты.
ЛИКУ́РГ
- (9—8 вв. до н. э.), легендарный
спартанский законодатель (9—8 вв. до н.
э.), которому греческие авторы приписывают
создание институтов спартанского общественного
и государственного устройства (герусии,
апеллы), раздел земель между спартиатами.
Биографические данные о нем разноречивы
и носят легендарный характер. Он принадлежал
по рождению к одному из двух правящих
домов Спарты. Выступал в роли регента
как опекун малолетнего царя, своего племянника.
Позднее, из-за интриг врагов, вынужден
был покинуть родину.
Ликург задумал своим реформы, чтобы прекратить
постоянно возникавшие у спартанцев раздоры.
По преданию, он предварительно побывал
на Крите, где изучил существовавшее там
законодательство; версия возникла в эллинской
традиции по причине сходства ряда государственных
институтов в Спарте и дорийских полисах
Крита. Приглашенный согражданами вернуться
на родину, Ликург принялся за осуществление
давно задуманных реформ. Заранее получив
одобрение своих начинаний от пользовавшегося
всегреческим почитанием оракула в Дельфах,
он с помощью группы вооруженных единомышленников
провел демонстрацию устрашения и фактически
совершил государственный переворот.
Получив в руки всю полноту власти, Ликург
радикально изменил прежние порядки. Традиция
связывала с его именем целый ряд нововведений,
которые на самом деле явились результатом
поэтапного реформирования государственного
устройства Спарты, завершившегося лишь
к середине 6 в. до н. э.
Демосфен - (Demosthénes) (около 384 до н. э., Аттика, — 322 до н. э., Калаврия), древнегреческий оратор и политический деятель.
Родился в семье оружейного мастера. Изучив ораторское искусство, Демосфен стал логографом, т. е. составлял речи для других, преподавал риторику, сам принимал участие в судебных процессах, выступал в народном собрании.
Сохранились приписываемые Демосфену 61 речь, 56 выступлений, 6 писем (из них около 20 речей и несколько писем ему, по-видимому, не принадлежат). В 351 Демосфен произнёс свою первую «Филиппику» — речь против македонского царя Филиппа II (отца Александра Македонского), в которой резко критиковал пассивную позицию Афин по отношению к захватнической политике Македонии, угрожавшей независимости греческих полисов.
С этого времени Демосфен стал признанным вождём антимакедонской группировки Афин и др. полисов Греции. Став фактически руководителем Афин, он добился проведения закона о введении чрезвычайной государственной повинности — триерархии, т. е. снаряжения военного корабля — триеры отдельными гражданами и метеками, и об использовании теорикона, так называемых зрелищных денег на военные цели; путём ряда военных союзов Демосфен добился создания антимакедонской коалиции греческих полисов.