О Платоне

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:12, реферат

Описание работы

В истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков.

Содержание

1. Введение ………………………………стр. 3

2. Жизнь Платона………………………...стр. 3

3. Государство Платона………………….стр. 4

4. Заключение ……………………………стр. 15

5. Список литературы……………………стр. 16

Работа содержит 1 файл

О Платоне.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

    его устройство, и в конечном итоге, решить вопрос о роли  индивидов  в  нем.

    Таким образом, логика Платона идет  в  последовательности  умозаключений  от

    государства к индивиду, а не наоборот  –  от  индивида  к  государству.  Это

    заведомо предопределяет тотальное подчинение индивида государству. К  такому

    подчинению  Платон  и  приходит,  фактически  лишая  граждан  рисуемого   им

    государственного  права на частную жизнь. Жизнь  индивида  здесь  без  остатка

    подчиняется  государственному  целому.  Индивидуальная  свобода   признается

    только в  той мере, в какой она необходима государству.

       Будучи  противником тирании, Платон  не  может,  конечно,  идти,  по  пути

    теоретической защиты  прямого  насилия  и  принуждения.  Поэтому  порядок  в

    государстве  выводится  им  из  «естественного  порядка  вещей»,   т.е.   из

    собственной  метафизики.   Но   этот   же   порядок   есть   порядок   души.

    Следовательно, в идеальном государстве учитываются  естественные  склонности

    людей, а принуждение  призвано, лишь способствовать более  полной  реализации

    этих склонностей. Одни склонны  философствовать, в других  силен воинский

    дух,  третьи  предпочитают  продуктивный  труд  –  таковы  предпосылки  трех

    классов общества. Но одновременно  это  три  функции  государства:  познание

    истины и  написание правильных  законов  (философы);  обеспечение  выполнения

    законов (воины  или полиция, что у Платона  приблизительно  одно  и  то  же);

    производство   необходимых   продуктов   (ремесленники    и    земледельцы).

    Одновременно  это  воплощение  трех   фундаментальных   факторов   бытия   –

    идеального  план, исполнения и исходного  материала.  Однако  трех  классовая

    структура должна быть жесткой, поскольку ее  разрушение  повлечет  за  собой

    разрушение  всей системы. Опасность разрушения проистекает из того, что  люди

    часто  не  понимают  собственного  блага,  поэтому  тот,  кто   по   природе

    ремесленник, стремится стать правителем,  воин  –  расслабиться  и  заняться

    более спокойным  делом, к  примеру,  ремеслом  и  т.д.  Лишь  те,  кто  любит

    мудрость, способны самостоятельно определить свое призвание  и  без  внешнего

    принуждения  реализовать  его.  Поэтому  они  могут  инициировать  идеальное

    государство и быть его правителями.  Они  же  должны  разрабатывать  строгие

    правила для  себя и для других классов.

       «Если  для людей, выдающихся в философии,  – пишет Платон, – возникла  <…>

    необходимость  взять  на  себя  заботу  о  государстве…  мы  готовы   упорно

    отстаивать  взгляд, что в этом случае <…> будет  осуществлен  описанный  нами

    государственный строй, коль скоро именно  эта  Муза  оказывается  владычицей

    государства. Осуществление такого строя вполне возможно, и о невозможном  мы

    не говорим. А что это трудно, признаем и   мы».  Чтобы  осуществить  проект,

    философы должны образовать аскетическое братство, подчинить  всю  свою  жизнь

    науке, разработке законов и воспитанию молодежи.  Сами  они  не  могут  быть

    слишком  молоды,   а,   напротив,   преклонного   возраста.   Ученые-мудрецы

    олицетворяют  собой мудрость всего города-государства,  который  «может  быть

    мудр по малочисленному  сословию».  Они  устанавливают  для  всего  общества

    нормы справедливости. Такова общая схема. Однако  Платон  не  верит  в  силу

    только  лишь  морального  воздействия  со  стороны  лучших.  Поэтому  именно

    солдаты-полицейские   должны   осуществлять   волю   мудрецов-старцев.    Их

    воспитание и образ  жизни,  следовательно,  должны  быть  всецело  подчинены

    возложенной на них миссии. Они, по Платону, живут  исключительно в  казармах,

    им запрещено  иметь семью и собственность.  С  детства  они  воспитываются  в

    особых пансионах, занимаясь гимнастикой, военным делом и воспитывая в   себе

    нравственные   качества.   Все   дети,   независимо   от   их    социального

    происхождения, в обязательном порядке отбираются у родителей и  направляются

    в государственные  воспитательные учреждения.  При  этом  родители  не  будут

    знать своих  детей, а дети не должны знать, кто  их родители.

       Государственная  задача сословия ремесленников  и земледельцев – кормить   и

    обеспечивать  правителей-мудрецов и  воинов-полицейских.  В  исполнении  этой

    задачи Платон видит весь смысл их существования. Их личная  жизнь несколько

    более свободна, чем жизнь воинского сословия и правителей, однако  она  тоже

    подчинена строгому регламенту, поскольку за ней бдительно  наблюдают  стражи-

    воины: допускается  принуждение к труду, насилие над  пьяницами  и  лентяями,

    принимаются меры к тому, чтобы никто не становился  ни  слишком  бедным,  ни

    слишком богатым. Бедные будут неспособны обеспечивать  воинов  и  правителей

    средствами  к жизни, богатые возомнят о себе слишком много,  станут  нарушать

    установленный порядок, угрожать власти мудрецов. 
     

                                    4. Заключение

              Наконец,  в  идеальном  государстве   не  нужны  ни  искусство,  ни

    свободная наука. Они лишь отвлекают  от  истины  и  способствуют  моральному

    разложению. Запрещаются  и изгоняются  также  все  религии  и  мифологии,  за

    исключением  единственной   и   обязательной   для   всех,   основанной   на

    платоновском  учении об идеях.  Она  же  является  и  единственной  наукой  и

    философией. Интересно  и то, что  Платон  обнаруживает  отчетливое  понимание

    недостаточности как полицейских  мер,  так  и  мер  морального  воздействия:

    предусматривается применение методов манипуляции  общественным  мнением.  Они

    включают обман, дезинформацию, отвлечение внимания на  второстепенные  темы,

    обработку  сознания  населения,  предваряющую   проведение   государственных

    мероприятий,  организацию  псевдосенсаций,   сокрытия   авторства   законов,

    кампаний против мнимых врагов государства и народа как  средство  подавления

    инакомыслия.

          Как утверждает Платон, только  при правителях-философах государство   не

    будет знать  царящего в нем настоящее время  зла.

Информация о работе О Платоне