О Платоне

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:12, реферат

Описание работы

В истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков.

Содержание

1. Введение ………………………………стр. 3

2. Жизнь Платона………………………...стр. 3

3. Государство Платона………………….стр. 4

4. Заключение ……………………………стр. 15

5. Список литературы……………………стр. 16

Работа содержит 1 файл

О Платоне.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

или детоубийство. Против браков, устраиваемых государством, заинтересованные

стороны не имеют  права возражать; они должны руководствоваться мыслью о своем

долге перед  государством, а не какими-либо заурядными чувствами, которые

обычно прославляли  изгнанные поэты.

Поскольку ребенок  не знает, кто его родители, он должен называть отцом

каждого мужчину, который по возрасту мог бы быть ему отцом; это также

относится к  матери, брату, сестре.

Предполагается, что чувства, связываемые в настоящее  время со словами «отец»,

«мать», «сын»  и «дочь», будут все еще связываться  с ними и при новых

порядках, устанавливаемых  Платоном; например, молодой человек не будет бить

старика, потому что этот старик мог бы оказаться  его отцом.

Основная мысль  состоит, конечно, в том, чтобы свести к минимуму

частнособственнические  чувства и таким образом устранить  препятствия, стоящие

на пути к  господству духа общественности, так же, как и обеспечить молчаливое

согласие с  отсутствием частной собственности.

Рассматривая  теологический аспект данной системы, Платон ясно говорит, что

ложь должна быть исключительным правом правительства  точно так же, как право

давать лекарство  является исключительным правом врача. Правительство, как мы

уже видели, должно обманывать людей, делая вид, что  оно устраивает браки по

жребию, но это  не является делом религии.

Должна быть «одна царская ложь», которая, как  надеется Платон, может

обманывать правителей, но остальных жителей города будет  обманывать в любом

случае. Эта «ложь» рассматривается далее с пространными подробностями.

Наиболее важной частью ее является догмат, что Бог  создал людей трех сортов;

самые лучшие сделаны из золота, менее лучшие – из серебра и простая толпа –

из меди и  железа. Сделанные из золота пригодны для того, чтобы быть стражами,

сделанные из серебра  должны быть воинами, остальные должны заниматься

физическим трудом. Обычно, но ни в ком случае не всегда, дети будут

принадлежать  к тому же сословию, к которому принадлежат  их родители; когда

они не принадлежат  к этому сословию, их следует соответственно повышать или

понижать. Считается  едва ли возможным заставить настоящее  поколение поверить

в этот миф, но следующее и все следующие за ним поколения можно так

воспитать, чтобы  они не могли усомниться в этом мифе.

Определение справедливости, которое является формальной целью  всего

обсуждения, достигается  в четвертой книге. Нам говорят, что справедливость

состоит в том, что каждый выполняет свою собственную  работу и не вмешивается

в чужие дела: город справедлив, когда купец, наемник  и страж – каждый

выполняет свою собственную работу, не вмешиваясь в работу других классов.

Слово «справедливость», как оно еще употребляется до сих пор в праве, более

подходит к  концепции Платона, чем слово  «справедливость», используемое в

политических  спекуляциях. Под влиянием демократической  теории мы стали

ассоциировать справедливость с равенством, тогда  как для Платона она не имела

такого значения. «Справедливость», в том смысле, в каком она является почти

синонимом «права», как, например, когда мы говорим о  «суде», касается главным

образом прав собственности, которые не имеют никакого отношения  к равенству.

Первое определение «справедливости», предложенное в начале «Государства»,

гласит, что она  состоит в уплате долгов. Это определение  вскоре оставляется

как несоответствующее, но кое-что от него остается и в  конце.

    

Заключение. 

Государство Платона, в противоположность современным утопиям, было задумано

для того, чтобы  осуществить его на практике. Это  не было так фантастично или

невозможно, как  могло бы, естественно, показаться. Многие из его

предположений, включая те, которые  сегодня должно бы считать совершенно

неосуществимыми на практике, были фактически реализованы в Спарте. Пифагор

пытался осуществить  правление философов, а во времена  Платона пифагореец

Архит пользовался  политическим влиянием в Тарасе (современный  Таранто), когда

Платон посетил  Сицилию и Южную Италию. Для городов было обычной практикой

использование какого-либо мудреца для создания своих законов. Солон сделал

это для Афин, а Протагор – для Фурии. В те дни колонии были совершенно

свободны от контроля своих городов-метрополий, и группа платоников вполне

могла бы учредить государство Платона на берегах  Испании или Галлии. К

сожалению, судьба привела Платона в Сиракузы, большой  торговый город, который

был занят безнадежными войнами с Карфагеном; в такой  обстановке никакой

философ не мог  бы достичь многого. В следующем поколении возвышение Македонии

сделало все  малые государства устаревшими, а все политические эксперименты в

миниатюре –  совершенно бесплодными.

    

Список литературы 

1.        Платон. Собрание сочинений в  3-х тт. — М., 1971 г.

2.        Бертран Рассел. История западной философии и ее связи с

политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трех

книгах. Издание 3-е стереотипное. – М. Академический  Проект, 2000. – 762 с.

3.mkmkkomomomokmmkmmmm

yjdsq

Идеальное государство  Платона 

Теория идеального государства полнее всего представлена Платоном в „Государстве” и развита  в „Законах”. Истинное политическое искусство есть искусство спасения и воспитания души, а потому Платон выдвигает тезис о совпадении истинной философии с истинной политикой. Только если политик становится философом (и наоборот), можно построить подлинное государство, основанное на высшей ценности Правды и Блага. Построить Город-Государство означает познать до конца человека и его место в универсуме. 

Государство, по Платону, как и душа, имеет трехчастную структуру. В соответствии с основными функциями (управление, защита и производство материальных благ) население делится на три сословия: земледельцы-ремесленники, стражи и правители (мудрецы-философы). Справедливое государственное устройство должно обеспечить их гармоничное сосуществование. Первое сословие образовано из людей, в коих преобладает вожделеющее начало. Если в них преобладает добродетель умеренности, своего рода любовь к порядку и дисциплине, то это достойнейшие люди. Второе сословие образовано из людей, в коих преобладает волевое начало, долг стражника - бдительность по отношению как к внутренней, так и к внешней опасности. Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане..Правителями должны быть те, кто умеет любить свой Город более других, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием. А всего важнее, если они умеют познавать и созерцать Благо, то есть в них преобладает рациональное начало и их можно по праву назвать мудрецами. Итак, совершенное государство - это такое государство, в первом сословии преобладает умеренность, во втором - мужество и сила, в третьем - мудрость. 

Концепция справедливости заключается в том, что каждый делает то, что ему надлежит делать; это касается граждан в Городе и частей души в душе. Справедливость во внешнем мире проявляется только тогда, когда она есть в душе. Поэтому в совершенном Городе должно быть совершенным образование и воспитание, причем для каждого сословия оно имеет свои особенности. Большое значение придает Платон воспитанию стражей как активной части населения, из которой выходят правители. Воспитание, достойное правителей, должно было сочетать практические навыки с освоением философии. Цель образования - через познание Блага дать образец, которому должен уподобиться правитель в своем стремлении воплощать Благо в своем государстве. 

В финале IX книги  «Государства» говорится, что «не  так важно, как должно или как  может быть» в идеальном государстве, достаточно уже, если кто-то один живет по законам этого Города, то есть по закону Блага, Добра и Справедливости. Ведь прежде, чем возникнуть в реальности внешне, то есть в истории, платоновский Город родится внутри человека. 

«...ты говоришь о государстве, устройство которого мы только что разобрали, то есть о том, которое находится лишь в области рассуждений, потому что на земле, я думаю, его нигде нет.

  • Но быть может, есть на небе его образец, доступный каждому желающему; глядя на него человек задумается над тем, как бы это устроить самого себя. А есть ли такое государство на земле и будет ли оно — это совсем неважно. Человек этот занялся бы делами такого — и только такого — государства»
 
 
 
 
 
 
 

           Содержание: 

                           1. Введение ………………………………стр. 3

                         2. Жизнь Платона………………………...стр. 3

                         3. Государство Платона………………….стр. 4

                         4. Заключение ……………………………стр. 15

                         5. Список литературы……………………стр. 16 
     
     

                                     1. Введение

          В истории мировой культуры  Платон – великое явление.  Он жил в

    древнегреческом обществе, но как деятель – философ, учёный, писатель –

    принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем

    его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в

    окрестностях  Афин школу, названную потом Академией  и просуществовавшую

    несколько веков. Платон – один из учителей человечества. Не будь его книг,

    мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, -

    мы хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия,

    вдохновение, что такое человек, в чём трудности  его исканий и свершений, в

    чём их завлекающая  сила. ‹‹До сего дня платоновская мысль может считаться

    просто греческой  мыслью, а вся доплатоновская мысль  – лишь подготовкой к

    Платону››. 
     

                                  2. Жизнь Платона

          Платон родился в 427г. до  н.э. При рождении он был  назван Аристоклом.

    Платоном назвал его учитель гимнастики впоследствии то ли за широту плеч,

    то ли за широту лба, поскольку «платос» по-гречески – «широкий».  При

    рождении Платона  ходили слухи, что он рожден не от своего отца, а от бога

    Аполлона. Тем  самым ему приписывались особые дарования без тени оскорбления

    отца. Платон в молодости увлекался поэзией.

         В двадцать лет, когда  Платон  воспринял  влияние  Сократа,  он  бросил

    поэтическое  сочинительство  и  решил  посвятить  себя  философии.  С  этого

    времени он стал одним из восторженных слушателей и учеников  Сократа.  После

    Казни учителя  в 399г. до н.э. Платон с  другими  учениками  Сократа  покинул

    Афины  из  соображений  безопасности.  Сократа  обвиняли  в  атеизме   и   в

    развращении молодежи. Развращением власти называли попытки  Сократа  поднять

    авторитет истины выше авторитета богов и законов.

         Жизнь Платона, умеренной  в   пределах  Академии.  Он  не  участвовал  в

    политической  жизни  государства,  соблюдая   идеологическую   осторожность.

    Судьбы  Анаксагора,   Протагора,   Продика,   Сократа   свидетельствуют   об

Информация о работе О Платоне