Идеи Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 16:40, контрольная работа

Описание работы

Платон - великое явление в истории мировой культуры. И хотя он жил в древнегреческом обществе, как деятель - философ, ученый, писатель - принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Им был создан и разработан один из двух основных типов философского мировоззрения. Платон - создатель философского идеализма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Платон - создатель философского идеализма…………………………………4
Жизнь и сочинения Платона………………………………………………………4
Возрожденный и новый смысл «мифа» Платона………………………………...6
Многогранность и многозначность платоновской мысли……………………….7
Глава 2. Учения Платона…………………………………………………………………8
2.1. Учение об идеях…………………………………………………………………….8
2.2. Бытие и мир идей…………………………………………………………………...9
2.3. Структура идеального мира………………………………………………………10
2.4. Генезис и структура чувственно воспринимаемого космоса…………………..11
Глава 3. Диалектика идей Платона……………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………………….14
Список использованных источников…………………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

ПЛАТОН.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Платон - создатель философского идеализма…………………………………4

    1. Жизнь и сочинения Платона………………………………………………………4
    2. Возрожденный и новый смысл «мифа» Платона………………………………...6
    3. Многогранность и многозначность платоновской мысли……………………….7

Глава 2. Учения Платона…………………………………………………………………8

2.1. Учение об идеях…………………………………………………………………….8

2.2. Бытие и мир идей…………………………………………………………………...9

2.3. Структура идеального мира………………………………………………………10

2.4. Генезис и структура чувственно воспринимаемого космоса…………………..11

Глава 3. Диалектика идей Платона……………………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………………….14

Список  использованных источников…………………………………………………...15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

         Платон - великое явление в истории мировой культуры. И хотя он жил в древнегреческом обществе, как деятель - философ, ученый, писатель - принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Им был создан и разработан один из двух основных типов философского мировоззрения. Платон - создатель философского идеализма.

         Созданное Платоном учение многогранно и обширно. Оно охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и о языке, и об искусстве - поэзии, скульптуре, живописи, музыке, о красноречии, и о воспитании. Если в целом греки были создателями как бы «пробных систем» философии, то Платон создал «пробную систему» идеализма.

          Многогранность его дарования удивительна. В нем не только философ сочетался с ученым. В свой черед философ и ученый неотделимы в нем от художника, поэта, драматурга. Платон излагал свои философские и научные идеи в литературных произведениях. Он излагает свои идеи в диалогах, которые являются с подачи философа философскими комедиями и драмами.

           Платон - один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий и свершений, в чем их завлекающая сила.

          Философское наследие этого гениального мыслителя весьма обширно, а влияние его огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение многих лет. Созданные им философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные ими идеи нашли свое отражение в трудах многих позднейших философов (в том числе философов Нового времени). Даже если признать некоторым преувеличением высказывание, что, «сопоставляя новейшие идеалистические системы с учениями Платона и Аристотеля, современные философы нередко приходят к выводу, что ни классики идеализма, ни их продолжатели не выдвинули принципиально новых проблем, не преодолели заблуждений этих великих мыслителей», все равно очевиден их огромный вклад в становление и развитие философии как науки, поэтому обращение к его творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени и немалый прогресс философской мысли с тех времен, представляется вполне обоснованным. 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ПЛАТОН – СОЗДАТЕЛЬ ФИЛОСОФСКОГО ИДЕАЛИЗМА

1.1. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ ПЛАТОНА

     Платон  родился в Афинах в 428-427 гг. до н.э. Его настоящее имя - Аристокл, Платон - псевдоним, которому он обязан своим  мощным телом; по другим сведениям, он получил его, благодаря размашистому стилю и широкому лбу ("платос" по-гречески означает полноту, широту, просторность). Отец его имел среди предков царя Кодра, мать гордилась своим родством с Солоном. И нам понятно, что для Платона с младых лет открывалась поистине идеальная перспектива политической жизни: рождение, образование, личные склонности, все продвигало его в одном направлении. Все эти биографические данные существенны, ибо вошли в ткань его мышления.

     Аристотель сообщает, что Платон поначалу был учеником Кратила (последователя Гераклита), и лишь позже - Сократа (встреча с учителем произошла в возрасте около 20 лет). Ясно, что Платон последовал за Сократом первоначально по тем же соображениям, что и другие юноши, т.е. не за тем, чтобы сделать философию целью своей жизни, а чтобы лучше приуготовить себя к политической жизни. Однако события придали жизни Платона совсем иной смысл [ 5, с. 96].

     Первое  непосредственное включение Платона  в политическую жизнь относится  к 404-403 гг. до н.э., когда аристократия пришла к власти, и двое его родственников - Хармид и Критий - оказались на первых ролях в олигархическом правительстве. Однако это был, без сомнения, опыт горький; разочарование вызвали методы интриг и насилия, пущенные в ход теми, к кому Платон всегда питал доверие.

     Кульминационным событием, приведшим к полному  разочарованию в практической политике Афин стало осуждение Сократа  к смерти в 399 году, ответственность  за которое легла на демократов, вновь пришедших к власти. Итак, Платон решает держаться подальше от политики воинствующих невежд.

     После 399 г. Платон удаляется в Мегару вместе с другими учениками Сократа, где они были приняты Евклидом, но не задерживается там слишком  долго.

В 388 г., в свои 40 лет, он посетил Италию. Ранее он побывал также в Египте и в Кирене, но об этих путешествиях он умалчивает в своей автобиографии (Письмо VII). И этого Письма мы узнаем, что в Италии он знакомится с пифагорейцами, в частности, с Архитом. Затем он отправляется на Сицилию, в Сиракузы по приглашению тирана Дионисия I. Понятно его желание внушить тирану идеал правителя-философа, который он основательно разработал в диалоге "Горгий" еще до путешествия. Однако очень скоро возникли неприязненные отношения с тираном и его придворными (как прямое подтверждение принципов, выдвинутых в "Горгий"), зато, напротив, завязалась дружба и понимание с Дионом, родственником тирана, в ком Платон по-прежнему не отчаивался найти достойного ученика и в будущем философа на троне. Между тем гнев Дионисия достиг такого накала, что он как раба продал Платона спартанскому послу в Эгине. Возможно, все было проще: высаженный в Эгине, находившейся в войне с Афинами, Платон почувствовал себя рабом по тому, как с ним обращались. Но, по счастью, скоро он был освобожден Анникеридом из Кирены, который нашел его в Эгине [ 5, с. 97].

     По  возвращении в Афины Платон основывает Академию (в гимнасии, расположенной  в парке, посаженном в честь героя  Академа), о чем впервые заявлено в диалоге "Менон". Академия утвердилась очень быстро и стала собирать множество молодых и не очень молодых талантливых людей.

     В 367 г. до н.э. Платон снова отправляется на Сицилию, где вслед за умершим  Дионисием I воцаряется его сын Дионисий II, который, по мнению Диона, куда более  отца благорасположен к проектам Платона. Впрочем, скоро выясняется, что одним лыком шиты и сын, и отец. Дион по обвинению в заговоре сослан, Платона ждала участь узника. И лишь по причине своей занятости военными приготовлениями Дионисий, в конце концов, позволил Платону вернуться на родину.

     В 361 г. предпринят третий вояж на Сицилию. В Афинах Платон нашел бежавшего  туда Диона, которого ему удается  убедить принять настойчивые  приглашения Дионисия. Тиран снова  возжелал иметь при дворе философа, дабы укрепить себя в познаниях и мудрости. Платон едет с Дионом, надеясь утвердиться в Сиракузах. И вновь его ждет расплата за наивную веру в изменение природы тирана, на этот раз едва ли не ценой жизни. И лишь благодаря Архиту и тарантинам Платону удалось спастись. В 357 г. Дион пришел все же к власти, однако править Сиракузами долго ему не довелось, в 353 г. он был убит [ 5, с. 97].

     В 360 г. Платон вернулся в Афины и  не расставался с Академией до своей смерти, наступившей в 347 г. до н.э.

     Наследие  Великого философа представлено 23 подлинными диалогами, одной речью под названием “Апология Сократа”, 22 приписываемыми Платону диалогами и 13 письмами.

       Стержень всего учения Платона  - учение об идеях как бестелесных сущностях, показывает границу, где начинается оригинально платоновское творчество.

     В диалогах Платона проявился его  незаурядный литературный талант, он совершает целый переворот в  манере философского изложения. Никто  до него так образно и живо не показывал движение человеческой мысли, идущей от заблуждения к истине, в виде драматического диалога борющихся идей, противоположных убеждений.

     Удалось выделить четыре группы диалогов, начиная от ранних, так называемых «сократических», исследующих понятия этики, и кончая наиболее поздними, ряд которых замыкают «Законы».

     К первой - «сократической» - группе были отнесены «Апология Сократа», «Евтифрон», «Критон», «Хармид», «Лахес», «Протагор», «Менон», «Евтидем», «Горгий».

Во вторую - более позднюю - вошли «Кратил», «Пир», «Федон» и первая книга «Государства».

     Третью - еще более позднюю - составили остальные книги «Государства», «Федр», «Теэтет» и «Парменид».

     Наконец, в четвертую - последнюю по времени - вошли «Софист», «Политик», «Филеб», «Тимей», «Критий» и «Законы». В подлинности всех этих сочинений, т. е. в их действительной принадлежности Платону, вряд ли приходится сомневаться.

     Но  подлинность остается вероятной  и в отношении таких неясных  в своей хронологии диалогов, как  «Ион», сильно заподозренный критикой, и как «Гиппий Больший», несомненно возвещающий начало будущей теории «идей» [ 1, с. 183]. 

     1.2. ВОЗРОЖДЕННЫЙ И НОВЫЙ СМЫСЛ «МИФА» ПЛАТОНА 

     Философия родилась в результате высвобождения "логоса" и обособления его от мифа и фантазии. Софисты придали мифу функциональный характер (рационально-просветительский), однако, Сократ не одобрял этого, требуя строго диалектического обоснования. Поначалу и Платон разделял позицию Сократа. Но уже в диалоге "Горгий" он восстанавливает миф в правах, потом постоянно его использует, понимая его огромную важность.

     Как объяснить этот факт? Возвращение  философии к мифу - это инволюция, регресс, или, может быть, это частичное отречение философии от собственных прерогатив, отказ от последовательности, или, в любом случае, симптом неверия в себя?

     На  этот вопрос по-разному ответили Гегель и школа Хайдеггера. Гегель (и его последователи) видели в мифе помеху платоновскому мышлению, неразвитость логоса, который не завоевал еще полной свободы. Напротив, школа Хайдеггера указала на миф как на подлинное выражение духа платонизма. В самом деле, логос схватывает бытие, но не жизнь, миф же уловляет и объясняет жизнь, не покрываемую логосом.

     Истина  посередине. Платон восстанавливает  миф, реактивируя некоторые тезисы орфизма и религиозные компоненты. Для него миф есть нечто большее, чем фантазия, миф - выражение веры и доверия. Во многих диалогах, от "Горгия" и дальше, мы видим желание некой формы рациональной веры: миф ищет разъяснения в логосе, а логос хочет найти завершение в мифе. Платон, значит, верит в силу мифа, когда разум достигает своих пределов и крайних возможностей, он интуитивно превозмогает эти границы, поднимая дух в его трансцендирующем усилии [ 5, с. 101].

     Кроме того, необходимо заметить, что миф, употребляемый Платоном систематично, существенно отличается от дофилософского мифа, не знавшего логоса. Речь идет о мифе, который как уже было сказано, есть более чем восторг фантазии, выражение веры, но еще более того, миф, который не подчиняется логосу как таковому, но дает стимул последнему. Это миф, который в процессе сотворения выступает демифологизированным, а от соприкосновения с логосом сбрасывает свои фантастические элементы, удерживая при этом силу аллюзии, намека и эвристической интуиции. Вот один яркий иллюстрирующий пассаж из "Федона", непосредственно следующий за рассказом о родах душ и их участи по ту сторону земного мира: "Конечно, утверждать, что дела обстоят таким, а не другим образом, так, как я это показал, не значит убедить человека здравого смысла; однако утверждать так или иначе нечто подобное о том, что должно произойти с нашими душами и об их обиталище, включая то, что вытекает из нетленности души: все это, мне представляется, обогащает и возвышает того, кто верует в это, ведь риск прекрасен! И необходимо, чтобы вместе с этими верованиями мы очаровывались самими собой: именно поэтому я продлеваю немного жизнь моему мифу".

     Следовательно, чтобы понять Платона, необходимо признать роль мифа и отдать ему должное, и  вместе с тем, признать роль логоса затем, чтобы соотнести их для  тех, кто желает, в пользу логоса, или же, если угодно, в духе преодоления логоса (мифологии) [ 5, с. 102]. 

    1. МНОГОГРАННОСТЬ  И МНОГОЗНАЧНОСТЬ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ

Информация о работе Идеи Платона