Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 16:40, контрольная работа
Платон - великое явление в истории мировой культуры. И хотя он жил в древнегреческом обществе, как деятель - философ, ученый, писатель - принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Им был создан и разработан один из двух основных типов философского мировоззрения. Платон - создатель философского идеализма.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Платон - создатель философского идеализма…………………………………4
Жизнь и сочинения Платона………………………………………………………4
Возрожденный и новый смысл «мифа» Платона………………………………...6
Многогранность и многозначность платоновской мысли……………………….7
Глава 2. Учения Платона…………………………………………………………………8
2.1. Учение об идеях…………………………………………………………………….8
2.2. Бытие и мир идей…………………………………………………………………...9
2.3. Структура идеального мира………………………………………………………10
2.4. Генезис и структура чувственно воспринимаемого космоса…………………..11
Глава 3. Диалектика идей Платона……………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………………….14
Список использованных источников…………………………………………………...15
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Платон - создатель философского идеализма…………………………………4
Глава
2. Учения Платона……………………………………………………………
2.1. Учение
об идеях…………………………………………………………………
2.2. Бытие
и мир идей………………………………………………………………….
2.3. Структура идеального мира………………………………………………………10
2.4. Генезис и структура чувственно воспринимаемого космоса…………………..11
Глава
3. Диалектика идей Платона……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Платон - великое явление в истории мировой культуры. И хотя он жил в древнегреческом обществе, как деятель - философ, ученый, писатель - принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Им был создан и разработан один из двух основных типов философского мировоззрения. Платон - создатель философского идеализма.
Созданное Платоном учение многогранно и обширно. Оно охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и о языке, и об искусстве - поэзии, скульптуре, живописи, музыке, о красноречии, и о воспитании. Если в целом греки были создателями как бы «пробных систем» философии, то Платон создал «пробную систему» идеализма.
Многогранность его дарования удивительна. В нем не только философ сочетался с ученым. В свой черед философ и ученый неотделимы в нем от художника, поэта, драматурга. Платон излагал свои философские и научные идеи в литературных произведениях. Он излагает свои идеи в диалогах, которые являются с подачи философа философскими комедиями и драмами.
Платон - один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий и свершений, в чем их завлекающая сила.
Философское наследие этого гениального
мыслителя весьма обширно, а влияние его
огромно и прослеживается во всех областях
духовной и научной жизни в течение многих
лет. Созданные им философские системы
нашли много последователей, вплоть до
современности, а высказанные ими идеи
нашли свое отражение в трудах многих
позднейших философов (в том числе философов
Нового времени). Даже если признать некоторым
преувеличением высказывание, что, «сопоставляя
новейшие идеалистические системы с учениями
Платона и Аристотеля, современные философы
нередко приходят к выводу, что ни классики
идеализма, ни их продолжатели не выдвинули
принципиально новых проблем, не преодолели
заблуждений этих великих мыслителей»,
все равно очевиден их огромный вклад
в становление и развитие философии как
науки, поэтому обращение к его творчеству,
несмотря на огромную дистанцию во времени
и немалый прогресс философской мысли
с тех времен, представляется вполне обоснованным.
ГЛАВА 1. ПЛАТОН – СОЗДАТЕЛЬ ФИЛОСОФСКОГО ИДЕАЛИЗМА
1.1. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ ПЛАТОНА
Платон родился в Афинах в 428-427 гг. до н.э. Его настоящее имя - Аристокл, Платон - псевдоним, которому он обязан своим мощным телом; по другим сведениям, он получил его, благодаря размашистому стилю и широкому лбу ("платос" по-гречески означает полноту, широту, просторность). Отец его имел среди предков царя Кодра, мать гордилась своим родством с Солоном. И нам понятно, что для Платона с младых лет открывалась поистине идеальная перспектива политической жизни: рождение, образование, личные склонности, все продвигало его в одном направлении. Все эти биографические данные существенны, ибо вошли в ткань его мышления.
Аристотель сообщает, что Платон поначалу был учеником Кратила (последователя Гераклита), и лишь позже - Сократа (встреча с учителем произошла в возрасте около 20 лет). Ясно, что Платон последовал за Сократом первоначально по тем же соображениям, что и другие юноши, т.е. не за тем, чтобы сделать философию целью своей жизни, а чтобы лучше приуготовить себя к политической жизни. Однако события придали жизни Платона совсем иной смысл [ 5, с. 96].
Первое непосредственное включение Платона в политическую жизнь относится к 404-403 гг. до н.э., когда аристократия пришла к власти, и двое его родственников - Хармид и Критий - оказались на первых ролях в олигархическом правительстве. Однако это был, без сомнения, опыт горький; разочарование вызвали методы интриг и насилия, пущенные в ход теми, к кому Платон всегда питал доверие.
Кульминационным событием, приведшим к полному разочарованию в практической политике Афин стало осуждение Сократа к смерти в 399 году, ответственность за которое легла на демократов, вновь пришедших к власти. Итак, Платон решает держаться подальше от политики воинствующих невежд.
После 399 г. Платон удаляется в Мегару вместе с другими учениками Сократа, где они были приняты Евклидом, но не задерживается там слишком долго.
В 388 г., в свои 40 лет, он посетил Италию. Ранее он побывал также в Египте и в Кирене, но об этих путешествиях он умалчивает в своей автобиографии (Письмо VII). И этого Письма мы узнаем, что в Италии он знакомится с пифагорейцами, в частности, с Архитом. Затем он отправляется на Сицилию, в Сиракузы по приглашению тирана Дионисия I. Понятно его желание внушить тирану идеал правителя-философа, который он основательно разработал в диалоге "Горгий" еще до путешествия. Однако очень скоро возникли неприязненные отношения с тираном и его придворными (как прямое подтверждение принципов, выдвинутых в "Горгий"), зато, напротив, завязалась дружба и понимание с Дионом, родственником тирана, в ком Платон по-прежнему не отчаивался найти достойного ученика и в будущем философа на троне. Между тем гнев Дионисия достиг такого накала, что он как раба продал Платона спартанскому послу в Эгине. Возможно, все было проще: высаженный в Эгине, находившейся в войне с Афинами, Платон почувствовал себя рабом по тому, как с ним обращались. Но, по счастью, скоро он был освобожден Анникеридом из Кирены, который нашел его в Эгине [ 5, с. 97].
По возвращении в Афины Платон основывает Академию (в гимнасии, расположенной в парке, посаженном в честь героя Академа), о чем впервые заявлено в диалоге "Менон". Академия утвердилась очень быстро и стала собирать множество молодых и не очень молодых талантливых людей.
В 367 г. до н.э. Платон снова отправляется на Сицилию, где вслед за умершим Дионисием I воцаряется его сын Дионисий II, который, по мнению Диона, куда более отца благорасположен к проектам Платона. Впрочем, скоро выясняется, что одним лыком шиты и сын, и отец. Дион по обвинению в заговоре сослан, Платона ждала участь узника. И лишь по причине своей занятости военными приготовлениями Дионисий, в конце концов, позволил Платону вернуться на родину.
В 361 г. предпринят третий вояж на Сицилию. В Афинах Платон нашел бежавшего туда Диона, которого ему удается убедить принять настойчивые приглашения Дионисия. Тиран снова возжелал иметь при дворе философа, дабы укрепить себя в познаниях и мудрости. Платон едет с Дионом, надеясь утвердиться в Сиракузах. И вновь его ждет расплата за наивную веру в изменение природы тирана, на этот раз едва ли не ценой жизни. И лишь благодаря Архиту и тарантинам Платону удалось спастись. В 357 г. Дион пришел все же к власти, однако править Сиракузами долго ему не довелось, в 353 г. он был убит [ 5, с. 97].
В 360 г. Платон вернулся в Афины и не расставался с Академией до своей смерти, наступившей в 347 г. до н.э.
Наследие Великого философа представлено 23 подлинными диалогами, одной речью под названием “Апология Сократа”, 22 приписываемыми Платону диалогами и 13 письмами.
Стержень всего учения Платона - учение об идеях как бестелесных сущностях, показывает границу, где начинается оригинально платоновское творчество.
В диалогах Платона проявился его незаурядный литературный талант, он совершает целый переворот в манере философского изложения. Никто до него так образно и живо не показывал движение человеческой мысли, идущей от заблуждения к истине, в виде драматического диалога борющихся идей, противоположных убеждений.
Удалось выделить четыре группы диалогов, начиная от ранних, так называемых «сократических», исследующих понятия этики, и кончая наиболее поздними, ряд которых замыкают «Законы».
К первой - «сократической» - группе были отнесены «Апология Сократа», «Евтифрон», «Критон», «Хармид», «Лахес», «Протагор», «Менон», «Евтидем», «Горгий».
Во вторую - более позднюю - вошли «Кратил», «Пир», «Федон» и первая книга «Государства».
Третью - еще более позднюю - составили остальные книги «Государства», «Федр», «Теэтет» и «Парменид».
Наконец, в четвертую - последнюю по времени - вошли «Софист», «Политик», «Филеб», «Тимей», «Критий» и «Законы». В подлинности всех этих сочинений, т. е. в их действительной принадлежности Платону, вряд ли приходится сомневаться.
Но
подлинность остается вероятной
и в отношении таких неясных
в своей хронологии диалогов, как
«Ион», сильно заподозренный критикой,
и как «Гиппий Больший», несомненно
возвещающий начало будущей теории
«идей» [ 1, с. 183].
1.2.
ВОЗРОЖДЕННЫЙ И НОВЫЙ
СМЫСЛ «МИФА» ПЛАТОНА
Философия
родилась в результате высвобождения
"логоса" и обособления его от мифа
и фантазии. Софисты придали мифу функциональный
характер (рационально-просветительский)
Как объяснить этот факт? Возвращение философии к мифу - это инволюция, регресс, или, может быть, это частичное отречение философии от собственных прерогатив, отказ от последовательности, или, в любом случае, симптом неверия в себя?
На этот вопрос по-разному ответили Гегель и школа Хайдеггера. Гегель (и его последователи) видели в мифе помеху платоновскому мышлению, неразвитость логоса, который не завоевал еще полной свободы. Напротив, школа Хайдеггера указала на миф как на подлинное выражение духа платонизма. В самом деле, логос схватывает бытие, но не жизнь, миф же уловляет и объясняет жизнь, не покрываемую логосом.
Истина
посередине. Платон восстанавливает
миф, реактивируя некоторые тезисы
орфизма и религиозные
Кроме того, необходимо заметить, что миф, употребляемый Платоном систематично, существенно отличается от дофилософского мифа, не знавшего логоса. Речь идет о мифе, который как уже было сказано, есть более чем восторг фантазии, выражение веры, но еще более того, миф, который не подчиняется логосу как таковому, но дает стимул последнему. Это миф, который в процессе сотворения выступает демифологизированным, а от соприкосновения с логосом сбрасывает свои фантастические элементы, удерживая при этом силу аллюзии, намека и эвристической интуиции. Вот один яркий иллюстрирующий пассаж из "Федона", непосредственно следующий за рассказом о родах душ и их участи по ту сторону земного мира: "Конечно, утверждать, что дела обстоят таким, а не другим образом, так, как я это показал, не значит убедить человека здравого смысла; однако утверждать так или иначе нечто подобное о том, что должно произойти с нашими душами и об их обиталище, включая то, что вытекает из нетленности души: все это, мне представляется, обогащает и возвышает того, кто верует в это, ведь риск прекрасен! И необходимо, чтобы вместе с этими верованиями мы очаровывались самими собой: именно поэтому я продлеваю немного жизнь моему мифу".
Следовательно,
чтобы понять Платона, необходимо признать
роль мифа и отдать ему должное, и
вместе с тем, признать роль логоса
затем, чтобы соотнести их для
тех, кто желает, в пользу логоса,
или же, если угодно, в духе преодоления
логоса (мифологии) [ 5, с. 102].