Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:12, реферат
В истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков.
1. Введение ………………………………стр. 3
2. Жизнь Платона………………………...стр. 3
3. Государство Платона………………….стр. 4
4. Заключение ……………………………стр. 15
5. Список литературы……………………стр. 16
Философы управляют, стражи-помощники помогают, а дельцы подчиняются.
Истинные философы, поясняет Платон в ‹‹Государстве››, не жаждут
власти, но их правление необходимо для блага всех остальных и
государственного целого. Философов отличает от прочих людей то, что ‹‹… их
страстно влечёт к познанию…, правдивость, решительное неприятие какой бы то
ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине››. Коренная способность
философской натуры – способность к созерцанию, охватывающему всё время и
бытие. ‹‹Такой человек и смерть не будет считать чем-то ужасным››, он
никоим образом не может ‹‹стать неуживчивым и
несправедливым››.
приобщение их к государственным должностям Платон рассматривает как начало
гибели государства:‹‹…государство разрушится, если его будет охранять
железный страж или медный››. Можно отметить, что концепция Платона
представляет собой достаточно жёсткую схему – изменения, перемены в
построенном государстве не предусматриваются. Он утверждает, что ‹‹…переход
из одного сословия в другое – величайший вред для государства и с полным
правом может считаться высшим преступлением››.
Платон характеризует проектируемое идеальное государство как правление
лучших и благородных, то есть аристократический вид государства.
Какова же будущность
создать? Рассматривая эти вопросы, Платон пишет: ‹‹Трудно пошатнуть
государство, устроенное подобным образом. Однако раз всему, что возникло,
бывает конец, то даже и такой строй не сохранится вечно, но подвергнется
разрушению››. В связи с проблемой неизбежной деградации и гибели идеального
государства, Платон излагает свою концепцию закономерной смены различных
государственных форм как круговращения внутри определённого цикла. Платон
подытожил собственный социальный опыт, выдвинув закон исторического
развития. Согласно этому закону, ‹‹всякое социальное изменение есть
гниение, распад или вырождение. С точки зрения Платона, это фундаментальный
исторический закон составляет часть космического закона – закона
существования всех созданных или порождённых вещей››. На смену идеальному
аристократическому государству как правильному виду по схеме Платона
поочерёдно идут четыре ошибочных и порочных вида. Следствием порчи
идеального строя является возникновение частной собственности на землю и
дома, превращение свободных в рабов. Вместо разумного начала в государстве
устанавливается господство яростного духа – это тимократия. Это власть,
основанная соперничестве и честолюбии. Такое государство будет вечно
воевать. Из-за войн и раздоров тимократическое государство трансформируется
в олигархию (в результате скопления значительного богатства у частных лиц).
Это строй, основывающийся на имущественном цензе ‹‹у власти стоят там
богатые, а бедняки не учавствуют в правлении››. Ненависть бедняков к
богачам приводит к перевороту в государстве и установлению демократии.
Платон расценивает демократию, как строй приятный и разнообразный, но не
имеющий должного управления. Господство присущих толпе ложных мнений при
демократии приводит к потере нравственных ориентиров и переоценке
ценностей: ‹‹…наглость они будут называть просвещённостью, разнузданность –
свободою, распутство – великолепием, бесстыдство – мужеством››. Демократия,
по Платону, опьяняется свободой в неразбавленном виде и из неё вырастает её
продолжение и противоположность – тирания. Тиран добивается власти ‹‹…как
ставленник народа››. Тирания – наихудший вид государственного устройства,
где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей –
потенциальных противников, подозрения в вольных мыслях и многочисленные
казни под надуманным предлогом предательства. Разоблачение злодеяний
тирании относится к числу лучших мест в ‹‹Государстве››, где платоновская
критика тиранического правления крайне остра и выразительна.
Платон проектирует такой
действием справедливых законов. Так как идеальное государство строится на
началах законности, а не усмотрения правителя, последние призваны не
заменить, а уточнить действующие и ввести необходимые новые законы в
соответствии с потребностями в границах идеального проекта.
Платон признаёт, что указанный им проект идеального государства
труден, но вполне возможен.
Поскольку Платон создал
сиих пор ещё не было, диалог ‹‹Государство›› включается в литературный
жанр, называемый утопией. Утопия Платона – глубокое философское
произведение. Чтобы нарисовать картины наилучшего государственного строя,
необходимо ясно представлять себе недостатки государства существующего,
современного.
Философ также предложил
том, чего ещё нет, но что, по его мнению, непременно должно возникнуть
взамен существующего. Утопия Платона – не теория индивидуальной свободы
граждан, а теория тотальной свободы – свободы государства в его
целостности, неделимости. Но всё же Платон приносит человека в жертву
государству.
Он понял характерную для
целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность
индивида государством. ‹‹Каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и
имеет нужду во многих››. Поняв эту связь, Платон превратил её в норму
задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства.
В идеальном государстве
построено по определенному плану, который не может быть нарушаем никем из
граждан. Этим оно отличается от известных государств-полисов,
характеризующихся непрочностью, хаотичностью, отсутствием строгого порядка
и, как следствие, господством несправедливости. Действительно, возможны три
формы государственного устройства: а) монархия – правление одного («моно» –
один, «архэ» – начало); б) аристократия – правление немногих; в) демократия
– правление большинства, или народа. Однако эти три «правильные» формы
имеют тенденцию, часто осуществляющуюся на практике, превращаться в свои
уродливые двойники: монархия – в тиранию, аристократия – в олигархию,
демократия – в демагогию. Извращения имеют место в силу того, что правители
склонны чаще заботиться о себе и о своих корыстных интересах, а не об
интересах граждан. Фактором извращения выступает также чрезмерная свобода,
которая неизбежно ведет за собой демагогию, разлагающую нравы. Однако если
государство сумеет сохранить нравственное здоровье граждан, то наилучшей
формой окажется первая – монархия. Если нравственность утрачена,
следовательно, процветает коррупция, то наилучшей становится третья –
демократия. Она по меньшей мере гарантирует минимум свободы в качестве
утешения и надежды на будущее. Наконец, в общем случае лучшей является
аристократия – в наибольшей степени соответствующая идеальному государству,
поскольку она
может стать правление «лучших»
основу своего проекта идеального государства. Лучшими правителями будут те,
кто умеет разумно отрекаться от своих пристрастий, кто стремится к истине и
справедливости, любит свое государство, т.е. философы. Таковы мотивы (как
видим, они не лишены смысла), движущие Платоном в его стремлении нарисовать
образ идеального государства.
Платон
связывает идеальное
граждане государства (исключая рабов, которые не могли быть поставлены в
одинаковое положение со свободными; рабы в Древней Греции были сравнительно
немногочисленными и заняты они были на домашней и вспомогательных работах),
независимо от занимаемого положения, должны одинаково подчиняться закону.
Именно так должно быть в нормальном случае, а значит, и в идеальном
государстве. Более того, идеальное государство и есть то самое, где закон
незыблем и главенствует. Но как обеспечить соблюдение законного порядка в
жизни? Он непрестанно нарушается не только гражданами, но и правителями.
Кроме того, законы то принимаются, то отменяются или изменяются, поскольку
сами законодатели постоянно меняют свои убеждения и пристрастия.
Следовательно, в самой законодательной сфере царят хаос и произвол. Значит,
необходимо разработать специальную систему мер, обеспечивающих прочность и
устойчивость закона, его обязательность для всех. Эта система мер окажется
также прочности государства. Но если это так, то она не может быть
произвольно установленной кем-либо, а должна быть выведена из сущности
государства, то есть из ее идеи. Исходя из свойств государства как
такового, следует логически вывести его частные характеристики, определить