Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:55, реферат
Основная форма человеческого познания – наука в наши дни становится все более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать.
Введение…………………………………………………………………………стр3
I. Понятие науки
1.Изучение науки в древние времена……………………………………стр4
2. Средневековая наука……………………………………………………стр 7
3.Связь науки и философии………………………………………………стр8
II. Современная наука. Основные концепции……………………………стр11
III. Роль науки в современном обществе………………………………… стр15
Заключение………………………………………………………………………стр18
Список использованной литературы………………………………………стр19
Московская Государственная
Академия Приборостроения и Информатики
Реферат
по философии.
Тема: «Наука и её роль в
современном обществе»
Выполнил:
Петров
Роман Владимирович
Группа:
ИС-6
Проверил:
Шинёв
Станислав Борисович
Москва 2004
Введение…………………………………………………………
I.
Понятие науки
1.Изучение науки в древние времена……………………………………стр4
2.
Средневековая наука……………………………………………………стр 7
3.Связь науки и философии………………………………………………
II.
Современная наука.
Основные концепции……………………………стр11
III.
Роль науки в современном
обществе…………………………………
стр15
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………стр19
Введение
Мне кажется, что мышление и знание – это главные критерии философии. Хотя древняя философия представляла собой совокупность догадок, которая не опиралась на достижение наук, в наше время философия основывается на результатах логики, психологии, социологии и истории. Философия играет важную роль не только в современном обществе, но и в обществе в целом. Ведь философию можно представить, как науку о противоположности Различных взглядов и мыслей. Философы излагают свои точки зрения, касающиеся, например, этики, бытия, мировоззрения, а остальное общество должно выбрать наиболее подходящую для себя идею. Мне кажется, что без споров и разногласий философия не смогла бы подняться на такой высокий уровень, на котором она находится на сегодняшний день.
Что такое наука?
Какова роль науки
в формировании
картины мира?
И какова её роль в современном
обществе? Обсуждение
всех этих философских
вопросов сопровождало
становление и развитие
современной науки,
и было необходимой
формой осознания
особенностей, как самой
науки, так и той цивилизации,
в рамках которой
научное отношение к
миру стало возможным.
Сегодня эти вопросы
стоят в новой и весьма
острой форме.
Это связано, прежде
всего, с той ситуацией,
в которой
оказалась современная
цивилизация. Рассмотрим
пример, связанный с
информационными технологиями.
На сегодняшний день
современное
общество вступает в
информационную стадию
развития. Всем уже понятно,
что информационную
революцию уже не
остановить. Наступает
глобальная компьютеризация,
появляются компьютерные
почты, компьютерные
магазины. С каждым
днем современное человечество
требует всё больше
и больше. По-моему,
таким образом и
возникает современная
наука.
I.
Понятие науки.
1.
Изучение науки
в древние времена.
Основная форма человеческого
познания – наука в
наши дни
становится все более
значимой и существенной
составной частью
той реальности, которая
нас окружает и в которой
нам так
На сегодняшний день
нет точного, однозначного
определения
науки. В литературе
насчитывается более 150.
Одно из этих
определений выглядит
следующим образом:
наука – это форма
духовной деятельности
людей, направленная
на производство
Существует множество определений науки, потому как существует и множество восприятий её, многие люди понимали науку по-своему, считая, что именно их восприятие является единственным верным определением. Следовательно, занятие наукой актуально не только в наше время, её истоки начинаются с довольно древних времён. Рассматривая науку в её историческом развитии, можно обнаружить, что по мере изменения типа культуры при переходе от одной общественно-экономической формации к другой, меняются стандарты изложения научного знания, способы видения реальности в науке, стили мышления, которые формируются в контексте культуры и испытывают воздействие самых различных социокультурных факторов в процесс порождения собственно научного знания.
Предпосылки для возникновения науки появляются еще в странах Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Достижения восточной цивилизации были восприняты и переработаны в стройную теоретическую систему Древней Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся наукой. Среди которых можно отдельно выделить таких выдающихся учёных, как Аристотель и Кант. С точки зрения этих великих ученых наука рассматривалась как система знаний, особая форма общественного сознания.
Аристотель (384-322 до н.э.) – древнегреческий ученый, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания, родился в Стагире (восточное побережье полуострова Холкидика); образование получил в Афинах, в школе Платона. Подверг критике платоновскую концепцию бытия. Аристотель видел ошибку Платона в том, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира, для которого характерно движение, изменение.
Усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока – в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно велик было влияние вавилонской науки – математики, астрономии, географии, системы мер. Космология, календарь, элементы геометрии и алгебры были заимствованы греками от их предшественников и соседей на востоке.
Древняя Греция много
уделяла времени и сил
науки,
Чтобы
понять, найти объяснения
многим философским
вопросам, таким как
познание природы для
пользы всему человечеству,
необходимо обратиться
к науки, использовать
для достижения своей
цели важные научные
открытия.
2.Средневековая
наука
Основными науковедами в средние века принято было считать схоластов. Их интересовали не столько сами предметы, сколько сопоставление мнений, рассуждения об этих предметах. Тем не менее не следует уменьшать достижения схоластической учености – на таких диспутах оттачивались теоретический фундамент науки, умение превращать факты в понятия, логически строго рассуждать исходя из немногих общих положений.
Все же одних логических доводов было недостаточно, и в качестве основания для предпочтения был провозглашен опыт. «На средние века, - писал Ф. Энгельс, - смотрели как на простой перерыв в ходе истории, вызванный тысячелетним всеобщим варварством. Никто не обращал внимания на большие успехи, сделанные в течение средних веков: расширение культурной области Европы, образование там в соседстве друг с другом великих жизнеспособных наций, наконец, огромные технические успехи XIV и XV веков.
Альберт Великий, Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Вильям Оккам в качестве источника познания объявили вещи, предметы, объекты. Несмотря на существенное различие философских концепций этих мыслителей, все они намечают сходную схему получения истинных знаний.
Линия
познания, получившая
у Роджера Бэкона
название опытной, экспериментальной,
идет от вещей, которые
воздействуют на органы
чувств. Причем это
воздействие может
быть независимым
от мышления или же
подчинения эмпирического
порядка.
Наука
в своих глубинных
основаниях всегда была
связана
Взаимодействие философии и науки хорошо прослеживается в творчестве многих выдающихся естествоиспытателей. Особенно оно характерно для переломных эпох, когда создавалось принципиально новое научное знание. Можно вспомнить, скажем, “Правила умозаключений в физике”, разработанные великим Ньютоном, которые заложили методологический фундамент классической науки и на столетие вперед стали эталоном научного метода в физико-математическом естествознании. Значительное внимание философским проблемам уделяли и создатели неклассической науки, - Эйнштейн и Бор, Борн и Гейзенберг, а у нас в России - В. И. Вернадский, предвосхитивший в своих философских размышлениях ряд особенностей научного метода и научной картины мира наших дней.
Высоко
оценивая роль философской
мысли в науке, В. И Вернадский,
однако, проводил между
ними границу, хорошо
понимая, что каждая
из этих сфер человеческой
культуры имеет свою
специфику. Игнорирование
этой автономии научной
деятельности, грубое
вмешательство в
научные исследования
факторов вненаучных,
да еще в догматизированном
виде, приводило к тяжелым
последствиям. Примеры
общеизвестны.
Трагической сказалась
судьба многих выдающихся
ученых, таких как:
Н. И. Вавилова, Н. К.
Кольцова и других. Были
репрессированы целые
науки и направления
научного поиска (генетика,
кибернетика, релятивистская
космология и др.). Некомпетентное
вмешательство в науку