Наука и её роль в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:55, реферат

Описание работы

Основная форма человеческого познания – наука в наши дни становится все более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………стр3

I. Понятие науки

1.Изучение науки в древние времена……………………………………стр4

2. Средневековая наука……………………………………………………стр 7

3.Связь науки и философии………………………………………………стр8

II. Современная наука. Основные концепции……………………………стр11

III. Роль науки в современном обществе………………………………… стр15

Заключение………………………………………………………………………стр18

Список использованной литературы………………………………………стр19

Работа содержит 1 файл

Наука и её роль в современном обществе..doc

— 108.00 Кб (Скачать)

Московская Государственная  Академия Приборостроения и Информатики 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Реферат по философии. 
 
 
 
 
 

                  Тема: «Наука и её роль в  современном обществе» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил:

                  Петров  Роман Владимирович 

                  Группа:    ИС-6  

                  Проверил:

                  Шинёв Станислав Борисович 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

                  Москва 2004 

                                             План 
 
 
 
 

  Введение…………………………………………………………………………стр3 

I. Понятие науки  

     1.Изучение науки в древние времена……………………………………стр4

   

        2. Средневековая наука……………………………………………………стр  7    

      3.Связь науки и философии………………………………………………стр8 

II.   Современная наука. Основные концепции……………………………стр11 

III. Роль науки в современном обществе………………………………… стр15 

Заключение………………………………………………………………………стр18 

Список использованной литературы………………………………………стр19

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Мне кажется, что мышление и знание – это главные   критерии философии. Хотя  древняя философия представляла собой совокупность догадок, которая не опиралась на   достижение наук, в наше время философия основывается на результатах логики, психологии, социологии и истории. Философия играет важную роль не только в современном обществе, но и в   обществе в целом. Ведь философию можно представить, как науку о противоположности Различных взглядов и                          мыслей. Философы излагают свои точки зрения, касающиеся, например, этики, бытия, мировоззрения, а остальное общество должно выбрать наиболее подходящую для себя идею. Мне  кажется, что без споров и разногласий философия не смогла бы подняться на такой высокий уровень, на котором она находится   на сегодняшний день. 

   Что такое наука?  Какова роль науки  в формировании  картины мира?             И какова её роль в современном обществе? Обсуждение всех этих философских вопросов сопровождало становление и развитие современной науки, и было необходимой формой осознания    особенностей, как самой науки, так и той цивилизации, в  рамках которой научное отношение к миру стало возможным.   Сегодня эти вопросы стоят в новой и весьма острой  форме.  Это связано, прежде всего, с той ситуацией, в которой                   оказалась современная цивилизация. Рассмотрим пример, связанный с информационными технологиями. На сегодняшний день современное   общество вступает в информационную стадию развития. Всем уже понятно, что информационную революцию уже не  остановить. Наступает глобальная компьютеризация, появляются компьютерные почты, компьютерные магазины. С каждым   днем современное человечество требует всё больше и больше.   По-моему, таким образом  и возникает современная наука.  

I. Понятие науки.  

1. Изучение науки  в древние времена. 

     Основная форма человеческого познания – наука в наши дни               становится все более значимой и существенной составной частью                  той реальности, которая нас окружает и в которой нам так                              или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать.                 Философское видение мира предполагает достаточно определённые представления о том, что такое наука, как она устроена и                                      как она развивается, что она может и на  что она позволяет                          надеяться, а что ей недоступно. У философов прошлого мы можем                найти много ценных предвидений и подсказок, полезных для ориентации в таком мире, где столь важна роль науки. Им, однако, был                             неведом  тот реальный, практический опыт массированного и даже драматического воздействия научно-технических  достижений на повседневное существование человека, который приходится осмысливать сегодня.

      На сегодняшний день нет точного, однозначного определения                  науки. В литературе насчитывается более 150. Одно из этих                  определений выглядит следующим образом: наука – это форма                 духовной деятельности людей, направленная на производство                       знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая                непосредственной целью постижение истины и открытие               объективных законов на основе обобщения реальных                                    фактов в их взаимосвязи. Также широко распространено и                           другое определение: наука – это и творческая деятельность                                 по получению нового знания и результат такой деятельности:              знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их   производства.   Канке В.А. в своей книге "Философия. Исторический и систематический курс" дал следующее определение: наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное.

       Существует множество определений науки, потому как                        существует и множество восприятий её, многие люди понимали                    науку по-своему, считая, что именно их восприятие является               единственным верным определением.  Следовательно, занятие                      наукой актуально не только в наше время, её истоки начинаются с                довольно древних  времён. Рассматривая науку в её историческом                развитии, можно обнаружить, что по мере изменения типа                          культуры при переходе от одной общественно-экономической                   формации к другой, меняются  стандарты изложения научного                 знания, способы видения реальности в науке, стили мышления,                     которые формируются в контексте культуры и испытывают  воздействие самых различных социокультурных факторов в процесс порождения собственно научного знания. 

              Предпосылки для возникновения науки появляются еще в           странах Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Достижения восточной цивилизации были восприняты и переработаны       в стройную теоретическую систему Древней Греции, где появляются мыслители,  специально   занимающиеся   наукой. Среди которых можно отдельно выделить таких выдающихся учёных, как Аристотель и         Кант. С точки зрения этих великих ученых наука                          рассматривалась как система знаний, особая форма общественного сознания.

        Аристотель (384-322 до н.э.) – древнегреческий ученый, основоположник науки          логики и ряда отраслей специального знания, родился в Стагире    (восточное побережье полуострова Холкидика); образование получил в Афинах, в школе Платона. Подверг критике платоновскую   концепцию бытия.  Аристотель видел ошибку Платона в том,  что тот приписал идеям самостоятельное существование,       обособив и отделив их от чувственного мира, для которого характерно движение, изменение.

      Усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах  Востока – в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно            велик  было влияние вавилонской науки – математики, астрономии,          географии, системы мер. Космология, календарь, элементы               геометрии и алгебры были заимствованы греками от их предшественников           и  соседей   на   востоке.

         Древняя Греция много уделяла времени и сил науки,                                научным исследованиям,  не удивительно, что именно                              появлялись     всё новые    и   новые научные достижения. Астрономические, математические, физические и биологически понятия и догадки, сконструировали первые простейшие научные приборы (гномон,           солнечные    часы,     модель   небесной сферы, и многое другое), основываясь на         наблюдениях,    они первые     предсказали     астрономические       и метеорологические         явления. Собранные и    самостоятельно  добытые   ими   знания    были для них  не только основой практического               действия  и применения,    но, прежде всего,  элементами     цельного мировоззрения. Мировоззрение это в своем  существе   материалистическое.

    Чтобы понять, найти объяснения многим философским  вопросам, таким как познание природы для пользы всему человечеству, необходимо обратиться к науки, использовать для достижения своей цели важные научные  открытия. 

      
 
 
 
 
 
 

2.Средневековая наука 

      Основными науковедами  в средние века  принято было считать  схоластов. Их  интересовали не  столько сами предметы, сколько сопоставление мнений, рассуждения об этих предметах. Тем не менее не следует уменьшать достижения схоластической учености – на таких диспутах оттачивались теоретический фундамент науки, умение превращать факты в понятия, логически строго рассуждать исходя  из  немногих общих положений.

    Все же одних логических доводов было недостаточно, и в качестве основания  для предпочтения был провозглашен опыт. «На средние  века, - писал Ф. Энгельс, - смотрели как на простой  перерыв в ходе истории, вызванный тысячелетним всеобщим варварством.  Никто не обращал внимания на большие успехи, сделанные в течение средних веков: расширение культурной области Европы, образование там в соседстве друг с другом великих жизнеспособных наций, наконец, огромные технические успехи XIV и  XV веков.

    Альберт Великий, Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Вильям Оккам в качестве источника познания объявили вещи, предметы, объекты. Несмотря на существенное различие философских концепций  этих мыслителей, все  они намечают сходную схему получения истинных знаний.

    Линия познания, получившая у Роджера Бэкона название опытной, экспериментальной, идет от вещей, которые  воздействуют на органы чувств. Причем это  воздействие может  быть независимым  от мышления или же подчинения эмпирического порядка. 
 
 
 
 

3.Связь науки и философии.

    Наука в своих глубинных  основаниях всегда была связана                                         с философией, хотя эта связь не всегда осознавалась, а                                        иногда принимала  уродливые формы  – как, например, в нашей                              стране на протяжении 20-50-х гг. Наука появляется                                        одновременно с философией тогда, когда миф становится                                     бессильным    объяснить   мир.

      Взаимодействие философии и науки хорошо прослеживается в творчестве многих выдающихся естествоиспытателей. Особенно оно характерно для переломных эпох, когда создавалось      принципиально новое научное знание. Можно вспомнить, скажем,   “Правила умозаключений в физике”, разработанные великим Ньютоном,   которые заложили методологический фундамент классической науки и на столетие вперед стали эталоном научного метода в физико-математическом естествознании. Значительное внимание философским        проблемам уделяли и создатели неклассической науки, - Эйнштейн и      Бор, Борн и Гейзенберг, а у нас в России - В. И. Вернадский,       предвосхитивший в своих философских  размышлениях ряд особенностей    научного метода и научной картины мира наших дней.

    Высоко оценивая роль философской мысли в науке, В. И Вернадский,               однако, проводил между ними границу, хорошо понимая, что каждая                   из этих сфер человеческой культуры имеет свою специфику. Игнорирование этой автономии научной деятельности, грубое вмешательство в                          научные исследования факторов вненаучных, да еще в догматизированном виде, приводило к тяжелым последствиям. Примеры общеизвестны.                  Трагической сказалась судьба многих выдающихся ученых, таких как:                 Н. И. Вавилова, Н. К. Кольцова и других. Были репрессированы целые                 науки и направления научного поиска (генетика, кибернетика, релятивистская космология и др.). Некомпетентное вмешательство в науку                            не раз создавало препятствия для свободного научного исследования.               Нельзя забыть и попытки тех или иных естествоиспытателей                          отстаивать свои несостоятельные концепции с помощью псевдофилософской риторики. Примерами этого изобилует развитие практически                      всех наук определенной эпохи. Но все они не бросают тень на                                самую идею связи науки и естествознания, сотрудничества специалистов разных областей науки с философами. Догматические искажения                       роли философии в познании, совершенных в эпоху  так называемой                    идеологизированной науки, были решительно осуждены на Первом                       совещании по философским вопросам современного естествознания,                   состоявшемся в 1958г. Совещание нанесло ощутимый удар по                              невежественным толкованиям достижений современной науки,                       которые конструировались только на цитатах из авторитетных в                   то время философских текстов, и серьезно подорвало дутые репутации           авторов таких толкований. Но потребовалась еще многолетняя                         интенсивная и непростая работа, которую приходилось вести в                      условиях весьма жесткого идеологического давления, чтобы закончилась, так сказать, “холодная война” между философами  и  специалистами               в области  естественных,  общественных, технических наук и стало                  налаживаться сотрудничество между ними.

Информация о работе Наука и её роль в современном обществе