Место и роль науки в жизни современного российского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:09, реферат

Описание работы

Мы живем в век информации и высоких технологий, кажется, что человек ответил уже на все вопросы, но окружающий мир задает все новые и новые, и мы пытаемся найти на них ответы. Но природу невозможно заставить говорить то, что нам хотелось бы услышать. Научное исследование - не монолог. Задавая вопрос природе, исследователь рискует потерпеть неудачу, но именно риск делает эту игру столь увлекательной. Наука - игра, связанная с риском, а игра - это всегда захватывающе, непредсказуемо и интересно. Именно поэтому из многих тем мой выбор остановился на этой: я хочу разобраться в том, что такое наука, определить ее роль в обществе и месте в развитии России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Развитие науки……………………………………………………………...5
2.Социальные и психологические особенности науки……………………..7
3.Взаимное развитие науки и общества…………………………………….11
4.Наука и ее функции в обществе……………………………………….......14
4.1.Наука и технология………………………………………………………14
4.2. Наука и прогнозирование………………………………………………15
4.3.Наука и целостное развитие человека………………………………….15
5. Влияние науки на духовную сферу жизни общества…………………..17
Заключение……………………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………………….23

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 75.24 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение………………………………………………………………………..3

1. Развитие науки……………………………………………………………...5

2.Социальные и психологические особенности науки……………………..7

3.Взаимное развитие науки  и общества…………………………………….11

4.Наука и ее функции в обществе……………………………………….......14

4.1.Наука и технология………………………………………………………14

4.2. Наука и прогнозирование………………………………………………15

4.3.Наука и целостное развитие человека………………………………….15

5. Влияние науки на  духовную сферу жизни общества…………………..17

Заключение……………………………………………………………………21

Список использованной литературы……………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Мы живем в век информации и высоких технологий, кажется, что  человек ответил уже на все  вопросы, но окружающий мир задает все  новые и новые, и мы пытаемся найти  на них ответы. Но природу невозможно заставить говорить то, что нам  хотелось бы услышать. Научное исследование - не монолог. Задавая вопрос природе, исследователь рискует потерпеть  неудачу, но именно риск делает эту  игру столь увлекательной. Наука - игра, связанная с риском, а игра - это  всегда захватывающе, непредсказуемо и интересно. Именно поэтому из многих тем мой выбор остановился  на этой: я хочу разобраться в  том, что такое наука, определить ее роль в обществе и месте в  развитии России. Ведь наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым  динамичным ее компонентом. Сегодня  невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли. Что такое наука? Какова главная  социальная роль науки? Существуют ли границы научного познания и познания вообще? Каково место основанной на науке рациональности в системе  других способов отношения к миру? Возможно ли вненаучное познание, каков  его статус и перспективы? Можно  ли научным способом ответить на принципиальные вопросы мировоззрения: как возникла Вселенная, как появилась жизнь, как произошел человек, какое  место занимает феномен человека во всеобщей космической эволюции?

 Обсуждение всех этих  и множества других вопросов  сопровождало становление и развитие  современной науки и было необходимой  формой осознания особенностей, как самой науки, так и той  цивилизации, в рамках которой  научное отношение к миру стало  возможным.  

Сегодня эти вопросы стоят  в новой и весьма острой форме. Это связано, прежде всего, с той  ситуацией, в которой оказалась  современная цивилизация. С одной  стороны, выявились невиданные перспективы  науки и основанной на ней техники. Современное общество вступает в  информационную стадию развития, рационализация всей социальной жизни становится не только возможной, но и жизненно необходимой. С другой стороны, обнаружились пределы  развития цивилизации односторонне технологического типа: и в связи  с глобальным экологическим кризисом, и как следствие выявившейся  невозможности тотального управления социальными процессами.

      Что такое наука? Какова роль науки в формировании картины мира?             И какова её роль в современном обществе? Обсуждение всех этих философских вопросов сопровождало становление и развитие   современной науки, и было необходимой формой осознания    особенностей, как самой науки, так и той цивилизации, в   рамках которой научное отношение к миру стало возможным.   Сегодня эти вопросы стоят в новой и весьма острой  форме.  Это связано, прежде всего, с той ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация. Рассмотрим пример, связанный с информационными технологиями. На сегодняшний день современное   общество вступает в информационную стадию развития. Всем уже понятно, что информационную революцию уже не  остановить. Наступает глобальная компьютеризация, появляются компьютерные почты, компьютерные магазины. С каждым   днем современное человечество требует всё больше и больше.   По-моему, таким образом  и возникает современная наука. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Развитие науки.

 

        Большой  вклад в изучение истории науки  внес академик В.И. Вернадский. Определяя феномен науки, он  писал: "Наука есть создание  жизни. Из окружающей жизни  научная мысль берет приводимый  ею в форму научной истины  материал. Она - гуща жизни - его  творит прежде всего… Наука  есть проявление действия в  человеческом обществе совокупности  человеческой мысли. Научная мысль,  научное творчество, научное знание  идут в гуще жизни, с которой  они неразрывно связаны, и самим  существованием они возбуждают  в среде жизни активные проявления, которые сами по себе являются  не только распространителями  научного знания, но и создают  его бесчисленные формы выявления,  вызывают бесчисленный крупный  и мелкий источник научного  знания".

Для Вернадского не составляет сомнений, что наука была порождена  жизнью, практической деятельностью  людей, развивалась как ее теоретическое  обобщение  и отражение. Наука  вырастала из потребностей практической жизни. Формирование науки Вернадским рассматривается как глобальный процесс, обще планетарное явление. Главным стимулом и причиной зарождения науки, новых идей, Вернадский считал требование жизни. Целью открытий было стремление к знанию, а его двигала  вперед жизнь, и ради нее, а не собственно науки, трудились и искали новые  пути (знания) ремесленники, мастера, техники  и т.п. Человечество в процессе своего развития осознало необходимость искания  научного понимания окружающего, как  особого дела жизни мыслящей личности. Уже при самом начале своего зарождения наука поставила одной из своих  задач овладеть силами природы для  пользы человечества.

        О  науке, научной мысли, их появлении  в человечестве можно говорить  только тогда, когда отдельный  человек сам стал раздумывать  над точностью знания и стал  искать научную истину для  истины, как дело своей жизни,  когда научное искание явилось  самоцелью. Основным явилось точное  установление факта и его проверка, выросшие, вероятно, из технической  работы и вызванные потребностями  быта. Истинность знаний, открываемых  наукой проверяется практикой  научного эксперимента. Главный  критерий правильности научных  знаний и теорий является эксперимент  и практика.

        В  своем развитии наука прошла  следующие этапы:

1. Преднаука - она не  вышла за рамки наличной практики  и моделирует изменения объектов, включенных в практическую деятельность (практическая наука). На этом  этапе происходило накопление  эмпирических знаний и закладывался  фундамент науки - совокупность  точно установленных научных  фактов.

2. Наука в собственном  смысле слова - в ней наряду  с эмпирическими правилами и  зависимостями ( которые знала  и преднаука) формируется особый тип знания - теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствие из теоретических постулатов. Знания уже не формулируются как предписания для наличной практики, они выступают как знания об объектах реальности "самой по себе", и на их основе вырабатывается рецептура будущего практического изменения объектов. Наэтой стадии наука обрела предсказательную силу.

3. Формирование технических  наук как своеобразного опосредующего  слоя знания между естествознанием  и производством, а затем становление  социальных и гуманитарных наук. Эта стадия  связана с эпохой  индустриализма, с увеличивающимся  внедрением научных знаний в  производство и возникновением  потребностей научного управления  социальными процессами.

       В современном   понимании наука - это особый  вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных,  системно организованных и обоснованных  знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование  научной познавательной деятельности. Главное качество науки - постоянно  генерировать рост нового знания,  выходя за рамки привычных  и уже известных представлений  о мире.

        Производство  знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания  и развития жизнедеятельности  человека. Наука возникает из  потребностей практики и особым  способом регулирует ее. Она взаимодействует  с другими видами познавательной  деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским  постижением мира. Наука ставит  своей целью выявить законы, в  соответствии с которыми объекты  могут преобразовываться. Наука  изучает их как объекты, функционирующие  и развивающиеся по своим естественным  законам. Предметный и объективный  способ рассмотрения мира, характерный  для науки, отличает ее от  иных способов познания. Признак  предметности и объективности   знания выступает важнейшей характеристикой  науки. Наука есть динамическое  явление, находится в постоянном  изменении и углублении. Постоянное  стремление науки к расширению  поля изучаемых объектов безотносительно  к сегодняшним возможностям их  массового практического освоения  выступает системообразующим признаком,  который обосновывает другие  признаки науки. Науке присущи  следующие характеристики: системная  организация, обоснованность и  доказанность знания. Наука использует  свои специальные научные методы  познания, которые она постоянно  совершенствует.

         Каждый этап развития науки  сопровождался особым типом ее  институализации, связанной с  организацией исследований и  способом воспроизводства субъекта  научной деятельности научных  кадров. Как социальный институт  наука начала формироваться в  17-18 ст., когда в Европе возникли  первые научные общества, академии  и научные журналы. К середине 19 в. формируется дисциплинарная  организация науки, возникает  система дисциплин со сложными  связями между ними. В 20 в. Наука  превратилась в особый тип  производства научных знаний, включающий  многообразные типы объединения ученых, целенаправленное финансирование и особую экспертизу исследовательских программ, их социальную поддержку, специальную промышленно-техническую базу, обслуживающую научный поиск, сложное разделение труда и целенаправленную подготовку кадров.

 В процессе развития  науки менялись ее функции  в социальной жизни. В эпоху  становления естествознания наука  отстаивала в борьбе с религией  свое право участвовать в формировании  мировоззрения. В 19 ст. к мировоззренческой  функции науки добавилась функция  быть производительной силой.  В первой половине 20 в. наука  стала приобретать еще одну  функцию - она стала превращаться  в социальную силу, внедряясь  в различные сферы социальной  жизни и регулируя различные  виды человеческой деятельности.

  На каждом из этапов  развития науки научное познание  усложняло свою организацию. Совершались  новые открытия, создавались новые  научные направления и новые  научные дисциплины. Формируется  дисциплинарная организация науки,  возникает система научных дисциплин  со сложными связями между  ними.  Развитие научного познания  сопровождается и интеграцией  наук. Взаимодействие наук формирует  междисциплинарные исследования, удельный  вес которых возрастает по  мере развития науки.

 

2.Социальные и психологические особенности науки.

 

В далекой древности так же как и в настоящее время,открытие нового в природе вещей переживалось отдельным индивидом как социальная ценность, превосходящая любые другие. Свой результат, достигнутый благодаря внутренней мотивации, а не “изготовленный” по заказу других, адресован этим другим, признание которыми успехов индивидуального ума воспринималось как высшая награда. Но исторический опыт свидетельствует, что социальность науки выступает при обращении не только к вопросу о восприятии знания, но и к вопросу о его производстве.  Если обратиться к древним временам, то фактор коллективности производства знаний уже тогда получил концентрированное выражение в деятельности  исследовательских групп, которые принято называть школами.

Многие проблемы открывались и разрабатывались именно в этих школах, ставших центрами не только обучения, но и творчества. Научное творчество и общение - неразделимы. Менялся - от одной эпохи к другой тип их интеграции. Однако во всех случаях общение выступало неотъемлемой компонентой. Потребность в   исследовании этого аспекта породила на 3ападе специальную методологию “дискурс - анализа”.

Ни одной строчки не оставил Сократ, но он создал “мыслильню” - школу совместного мышления, культивируя искусство майевтики (“повивального искусства”) как процесса рождения в диалоге отчетливого и ясного знания.

Мы не устаем удивляться богатству идей Аристотеля, забывая, что им собрано и обобщено созданное многими исследователями, работавшими по его программам. Иные формы связи познания и общения утвердились в Средневековье, когда доминировали публичные диспуты, шедшие по жесткому ритуалу (его отголоски в процедурах защиты диссертаций). Им на смену пришел непринужденный дружеский диалог между людьми науки в эпоху Возрождения.

Информация о работе Место и роль науки в жизни современного российского общества