Наука и её роль в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:55, реферат

Описание работы

Основная форма человеческого познания – наука в наши дни становится все более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………стр3

I. Понятие науки

1.Изучение науки в древние времена……………………………………стр4

2. Средневековая наука……………………………………………………стр 7

3.Связь науки и философии………………………………………………стр8

II. Современная наука. Основные концепции……………………………стр11

III. Роль науки в современном обществе………………………………… стр15

Заключение………………………………………………………………………стр18

Список использованной литературы………………………………………стр19

Работа содержит 1 файл

Наука и её роль в современном обществе..doc

— 108.00 Кб (Скачать)

    Несомненно, чтобы повысить достижения в науки, нужно  заняться таким важным философским вопросом, как повышение этики учёных. Профессиональная этика  ученых представляет собой целостную систему определенных норм,   принципов, предписаний, запретов и правил научной деятельности, общения и поведения научных работников. Её содержание определяется общественными требованиями, спецификой деятельности и труда ученых, профессиональным долгом, честью и престижем.

    В научно-исследовательской   работе от ученого  требуются преданность  науке, служение истине, трудолюбие, новаторство, убежденность, добросовестность, честность, доказательность идей, принципиальность и бескомпромиссность. Очень важно соблюдать  уважение труда своих предшественников, коллег, оппонентов, порядочность, человечность, интернационализм, нормальное отношение к плюрализму мнений и истин, критичность и самокритичность, культурность,   корректность   в   научном   споре,   полемике   и   дискуссии, коммуникабельность, скромность, великодушие, нравственный долг, гуманизм, высокий уровень гражданственности и ответственности, профессиональная честь,  авторитетность.

    Нуждается в философском осмыслении и современная наука,                         которая имеет ряд особенностей, качественно отличающих ее от                     науки даже недавнего прошлого. Советский философ Ф. В. Константинов выступал против положения, часто высказываемого учёными и       философами  капиталистических стран, согласно которому  один из главных источников кризисов и противоречий в сегодняшнем мире                  кроется якобы в моральной неподготовленности человечества                                 к современной научно-технической революции.

    Решающий  толчок к широкому обсуждению во всём мире             последствий научно-технического прогресса, опасностей злонамеренного использования открытий современного естествознания, а также    этических проблем современной науки, социальной ответственности естествоиспытателя был дан атомной бомбардировкой американцами японских городов и той ролью, которую сыграли физики в создании теоретических  предпосылок   и  изготовлении   атомной   бомбы.

    Говоря об этих    особенностях,    следует иметь в виду не только научно-исследовательскую деятельность саму по себе, но и ее роль в качестве интеллектуального фундамента технологического прогресса, стремительно меняющего     современный мир,    а также социальные последствия современной науки. 
 
 
 
 
 

    1. Современная наука. Основные концепции.
 

       Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь           особой формой познания мира и его преобразования, наука               сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и  должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что                  научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе                              только    потому, что оно было уже готово принять это воззрение                   как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, в период               разрушения системы феодального производства в обществе                  формируется новое, по сравнению со средневековым, воззрение                          на мир, природу, по своей сути совпадающее с научным.

      Современная наука  во многих отношениях  существенно,                        кардинально отличается от той науки, которая существовала                   столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь её облик и                 характер      её   взаимосвязей  с    обществом.

    Надо  заметить, что все  же существуют три  основные концепции                   науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как                  социальный институт. Современная наука представляет                              собой органическое единство этих трех моментов. Здесь                      деятельность - её основа, своеобразная "субстанция", знание - системообразующий фактор, а социальный институт - способ               объединения ученых и организации их совместной деятельности.                                 И эти три момента и составляют полное определение современной                 науки.

      Первая концепция,  наука как знание, с многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой     некоторую  систему  знаний.   Так понимали                 науку еще Аристотель и Кант. Подобное понимание наук                                 долгое    время     было,   чуть   ли   не   единственным.

    Логико-гносеологическая трактовка науки  обусловливается   как общественно-историческими условиями, так и уровнем развития самой науки. Фактически здесь абсолютизировались те стороны науки, которые выявились в прошлом, на ранних этапах ее существования, когда научное знание представлялось плодом чисто духовных усилий мыслящего индивида, а социальная детерминация научной деятельности ещё не могла быть обнаружена с достаточной полнотой.

    Эта концепция не может в своём одиночестве раскрыть                    полное определение современной науки. Если науку рассматривать           только  как систему знаний, то возникают некоторые недочеты. А дело                     всё в том, что такое направление в науке (опора только на достоверные, проверенные факты, знания) довольно однообразно и ограниченно.                      От исследователей ускользает её социальная природа, творцы, материально-техническая база, ограничиваются возможности для               более глубокого и  всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки. Все это привело к             необходимости разработки другой концепции науки, к усилению                изучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного феномена.

    Если  мы рассмотрим науку как  деятельность, то нам сегодня её функции представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими и изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы  и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются  во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. Например, недавно иностранные ученые выдвинули одну, довольно сильную и резкую гипотезу о причине верования людей в божество. После многих исследований они пришли к мнению, что в строении человеческого ДНК находится такой ген, который и дает различные команды мозгу о существовании божества.   

    Важной  стороной превращения  науки в непосредственную производительную силу является создание и  упрочение постоянных каналов для практического  использования научных  знаний, появление  таких  отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и др. Причем вслед  за промышленностью такие каналы даже за его пределами. Всё это влечёт за собой значительные последствия и для науки, и для практики.

      Однако при историческом рассмотрении картина предстает в ином  свете. Процесс превращения науки в непосредственную производительную силу впервые был зафиксирован и проанализирован К. Марксом в середине прошлого столетия, когда синтез науки, техники и производства был не столько реальностью, сколько перспективой.

       В 50-60-е годы  стали появляться  работы, в которых  был разработан  деятельностный подход к науке, в результате чего она стала трактоваться не только и не столько как знание само по себе,  а  прежде всего  как особая сфера профессионально - специализированной деятельности, своеобразный вид духовного производства. Несколько позже наука стала пониматься и как социальный институт.

    Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.

    Институционализация науки достигается  посредством известных  форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов  и т.п.

    Цель  и назначение науки как социального института -    производство и распространение научного знания,   разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

       В период становления  науки как социального  института вызревали материальные предпосылки, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития  техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой и термодинамикой. Сама же наука мало, что давала практической деятельности – промышленности, сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в тои, что  сама практика, как правило, не умела, да и испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учитывать их.

    Сегодня, в условиях научно-технической  революции, у науки  всё более  отчётливо  обнаруживается ещё  одна концепция, она  выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется  в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

      
 
 
 
 
 

III. Роль науки в современном обществе. 

       20 век стал веком  победившей научной  революции. НТП                                       ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все                         большее повышение наукоемкости продукции. Технологии                                  меняли способы производства. К середине 20 века фабричный                           способ производства стал доминирующим. Во второй половине                                    20 века большое распространение получила автоматизация.                                          К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился                            переход к информационной экономике. Все это произошло                             благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько                               следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам.                                    От них стали требоваться большие знания, а также понимание                           новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась                                   доля работников умственного труда, научных работников, то                                   есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний.                          В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение                          многих насущных проблем общества породили веру широких                               масс в способность науки решать проблемы человечества                                             и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое                                отражение во многих областях культуры и общественной                                  мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание                           атомной энергетики, первые успехи в области робототехники                        породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких                                         проблем   как   голод,   болезни  и  т. д.                                    

     И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей.        Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития  государства.

   Очень важны функции  науки как социальной силы в решении  глобальных проблем современности. В  качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты,  загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль  и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

    Возрастающая  роль  науки в  общественной жизни  породила её особый статус в современной  культуре и новые   черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро  ставится проблема особенностей  научного познания  и его соотношения с другими формами познавательной  деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).

    Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет  большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами.  Оно необходимо  и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей  научного  познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

 В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций:

  1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира,  открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

Информация о работе Наука и её роль в современном обществе