Модели и моделирование в научном познании

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:17, шпаргалка

Описание работы

Исключительно важным методом научного исследования в наши дни становится метод моделирования , который предполагает изучение объекта (оригинала) по его модели.
Впервые моделирование применили в ХV в. и это связано с именами Леонардо де Винчи и Галилея, а непосредственное применение метод моделирования получил лишь со второй половины ХIХ в. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т.п.

Работа содержит 1 файл

Шпаргалки неплохие-колонками.doc

— 446.00 Кб (Скачать)

Платон рисует образ  государства, жестко разделенного на три  основные касты, причем разделение предопределяется природными особенностями людей.

  1. Философы, мыслители, которые управляют государством, следят за соблюдением его законов.
  2. Воины, которые защищают его от внешнего врага.
  3. Все, занятые теми или иными видами труда. От земледельцев до ремесленников и торговцев.

Общий принцип жизни  в государстве – подчинение государству и его законам. Государство – это высшее благо. Не государство для человека, а человек для государства. Две высшие касты полностью обеспечиваются государством и не имеют частной собственности, чтобы не было враждебности интересов. У третьей касты есть частная собственность, но государство должно следить, чтобы не было разницы. Нет семьи – все дети свои. В рамках государства должно быть жесткое единство.

Государство Платона, задуманное как идеальное, несомненно, приобретает в его собственной характеристике тоталитарный характер. ( Личность подчинена государству). Но важно, что мысль делает шаг вперед – от осмысленности существующего – к конструированию будущего.

 

#25. Русский космизм.

Из всех направлений  русской философии в советский период наибольшего взлета достигла философия космизма. Её основоположниками были Вернадский и Циолковский.

Циолковский не считал себя верующим и отвергал наличие двух начал во Вселенной: материального и духовного.

Обращаясь к рассмотрению материи, Циолковский выдвигал три  начала или принципа: время, пространство и сила. Эти понятия являются прежде всего «элементами суждений» и оттого они вполне субъективны. Без материи не существует ни времени, ни пространства, ни силы и наоборот.

Главным для Циалковского было учение о монизме материи. Его материя, а значит и атом, оживотворена, действует по законам не только физического, но и психологического мира.  По его мнению, нельзя допустить, чтобы чувствительной признавалась только часть Вселенной, т.е., собственно, живая материя. Но из этого вовсе не следует, что человек чувствует и познает мир как и всё остальное. Чувствительность Вселенной находит выход в двух измерениях: количественном и качественном. С этой точки зрения, все тела- живые и мертвые- обладают одинаковой по качеству, но различной по количеству степенью раздражительности.

Т.к. «атом всегда жив», следовательно ему свойственно чувство радости и страдания, более того, к его сущности относится и само «я» – сознание или разум. Разум , основанный на  «эгоизме атома» , доводится до совершенства в человеческих существах. По мнению Циолковского, разум должен стремиться не только к самосовершенствованию, но и к совершенствованию окружающего мира. Это своего рода суд, но «суд не страшный, а милостивый и выгодный для несовершенных»; ведь после их безболезненного естественного умирания без потомства они впоследствии вновь оживают для лучшей жизни. В конечном счете преобразится не только всё человечество, но и сущность атома, который перестанет источать импульсы несовершенства. Атомы будут соединяться только в разумных и сознательных существах, либо же в телах, усовершенствованных разумом.

Фундаментальное открытие Вернадского-осознание того, что современная эпоха ознаменовывается переходом от биосферы к ноосфере.

Биосферу Вернадский определил как область Земли, охваченную живым веществом ( совокупностью  живых организмов).

Важнейшим признаком  разнородности биосферы служит то, что в живом веществе процессы протекают иначе, чем в костной материи, особенно если рассматривать их в аспекте времени. В живом веществе они идут в масштабе исторического времени, в костном – в масштабе геологического.

Первостепенную роль в деле полного заселения биосферы человеком принадлежит развитию научной мысли и неразрывно связанным с этим успехом техники передвижения и мышления, возможностям мгновенной передачи мысли на расстояния. Человечество все более становится неделимым и единым. Всё это свидетельствует о новом переходе биосферы в ноосферу. На этой стадии человечество, как единое целое, охватит весь земной шар и окончательно решит вопрос о лучшем устройстве жизни. Оптимистический идеал ноосферы наводил Вернадского на понятие о новой этике для нового человечества, связанного с научным прогрессом.

 

#26. Философская концепция  бытия. Категория материи.

Бытиё- философская категория, обозначающая реальность ,существующую объективно, вне и независимо от сознания человека.

Философское понимание  бытия и его соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Диалектический материализм исходит из материалистического решения основного вопроса философии, но, в противовес метафизическому материализму, не сводит бытиё к предметно-вещественному миру, вычленяя различные уровни бытия- материально-предметную реальность, объективно-идеальное бытиё( ценности культуры, знания и т.д.), бытиё личности.

Первую философскую  концепцию бытия выдвинули досократики, одни из которых рассматривали бытиё как неизменное, единое, неподвижное, самотождественное (Парменид), другие как непрерывно-становящееся  (Гераклит). Кант и Гегель выделяют бытиё как объективно-идеальное, воплощающееся в различных формах деятельности субъекта. С этим связан историзм в понимании бытия, характерный для немецко-классического идеализма.

В марксистской философии выделяется многоуровневый характер бытия (органическая и неорганическая природа, биосфера), несводимость одного уровня к другому( материя и формы ее движения- естествознание, общественное бытие-предмет социологических и исторических наук). Марксизм отстаивает историческую концепцию бытия.

Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Материя- это бесконечное множество существующих в мире объектов и систем, всеобщая субстанция, субстат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Материя включает в себя не только все непосредственные наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем.

В материалистической философии  материя определяется как субстанция, основа всех вещей и явлений в мире; этот взгляд противостоит религиозно-идеалистическому пониманию мира.

В домаркистской философии  и естествознании материя часто понималась как философская категория, отождествлялась с веществом, атомами химических элементов, либо с такими свойствами материи как масса.

Всеобщими формами бытия  материи являются пространство и время, которые не существуют вне материи, как не может быть и материальных объектов вне пространственно-временного континуума. 

#40. Истина и заблуждение. Проблема критерия истины.

Обычно истину определяют как соотвествие знания объекту. Истина - это адекватная информация о объекте, получаемая посредством либо чувственного или интелектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина существует как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах.

Ценность знания определена мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания.

Истину определяют как  адекватное отражение объекта познающим  субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития.

Но человечество редко  достигает истины иначе, как через  крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают объективную действительность, имеют реальный источник. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.

Но заблуждения следует  отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было.

Источником лжи м.б. и логически неправильное мышлеие.

Научное познание по своей  сути невозможно без столкновения различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок.

Гораздо сложнее все  в общественных науках, в частности  в истории. Тут и доступность  источников и их достоверность и  политика.

Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак.

Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, обладает множеством свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки. Научные знания поэтому носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения , смерти итд. Абс истина - это такое содержание знания, кототорое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Конкретность - это свойство истины, основаное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тендеций его развития. Так истиность или ложность тех или иных суждений не м.б. установлеа если не известны условия места, времени, в которых они сформулированы.

Критерий  истины заключается в практике. Именно в практике должен человек доказать истиность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов мышления гласит: некое положение является истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражен в термине реализуемость. Посредством реализации идеи в практическом действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содежания.

Но нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. “ Атом неделим” - так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постояно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличеия его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

#45. Рациональное  и внерациональное в научном  познании. Интуиция.

 

Творческая активность ума по-разному реализуется в  науке. В естествознании наиболее значимым результатом творчества  является открытие – установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей реального мира. Кроме того, следует упомянуть изобретение – создание ранее не существовавшего. Сделать открытие – значит правильно установить надлежащее место нового факта в системе теории в целом, а не просто обнаружить его. Осмысление новых фактов нередко приводит к построению новой теории.

В научном творчестве огромную роль играет остроумие – творческая мысль, тесно связанная с чувствами и заключающаяся в неожиданном сопоставлении на первый взгляд несопоставимых явлений, во внезапном нахождении чего-то общего в таких фактах, которые отстоят друг от друга по существу.

Интуиция – способность постижения истины или идеи изобретения, открывающее нечто или изобретающей нечто, без обоснования с помощью логики.

 Особенность интуиции – она не разделяет мыслимый объект на части и не рассматривает их порознь, чтобы затем перейти к синтезу, а как бы одно мгновение схватывает целое в сущности (рациональная логика ума при этом не поспевает за ней). Но интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущениям, представлениям и мышлению. Она составляет качественно особый вид умозаключения, когда отдельные звенья логической цепи проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно осознается именно итог мысли – истина. 

#27. Пространство и время как философские категории.

Материальный  мир состоит из структурных объектов, которые находятся в движении и развитии, представляющие собой процессы, которые развертываются по определенным этапам.

 Наиболее  общая характеристика пространства – свойство объекта быть протяженным, занимать место среди других, граничить с другими объектами.

Сравнение различных  длительностей, выражающих скорость развертывания  процессов, их ритм и темп является понятием времени.

Категории пространства и времени выступают как формы бытия материи. Существует 2 концепции пространства и времени:

Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов (Демокрит, Эпикур, Ньютон).

Реляционная концепция рассматривает пространство и время как особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют (Лейбниц).

Теория А. Эйнштейна  доказала, что в реальном физическом мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой.

 Теория относительности  вывела глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство-время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости от характера движения тел.

 

 

#28. Философская  и научная картина мира.

Информация о работе Модели и моделирование в научном познании