Методы научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:01, доклад

Описание работы

Остановимся лишь на одном, но важном, разделении всех методов на две большие группы - на методы эмпирические и теоретические. Эмпирические методы не вытекают из сущности объекта, а поэтому содержат в себе много субъективных моментов. Но они таковы только в том случае, если не входят как необходимый момент в сферу действия системы методов теоретических, которые построены на единстве предмета и метода.

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 13.50 Кб (Скачать)

Основные методы научного познания.

 Как подчеркивал Гегель, не  только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен  быть истинным. Метод - это совокупность  правил поведения и требований  к деятельности, сформулированных  на основе знаний о свойствах  объективной реальности. Метод - это, образно говоря, фонарь, освещающий  путнику дорогу в темноте. 

 Существуют различные типы  классификации методов, в совокупности  образующих методологию, которая  понимается и как система принципов  и способов организации и построения  теоретической и практической  деятельности, и как учение об  этой системе. 

 Остановимся лишь на одном,  но важном, разделении всех методов  на две большие группы - на методы  эмпирические и теоретические.  Эмпирические методы не вытекают  из сущности объекта, а поэтому  содержат в себе много субъективных  моментов. Но они таковы только  в том случае, если не входят  как необходимый момент в сферу  действия системы методов теоретических,  которые построены на единстве  предмета и метода. Поскольку  теоретические методы выступают  способом организации субъектом  своей деятельности в соответствии  с сущностью предмета, то эмпирические  методы, вовлеченные в сферу действия  теории, получают внутри нее направленность  и объективность. 

 Познание начинается с наблюдения. Наблюдение - это метод направленного  отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное  представление о наблюдаемом  явлении. В блок процедур наблюдения  входят описание, измерение, сравнение. 

Эксперимент - это более эффективный  метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью  эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных  условий, необходимых для выявления  ранее неизвестных свойств предмета.

 Метод моделирования основан  на создании модели, которая является  заместителем реального объекта  в силу определенного сходства  с ним. Главная функция моделирования,  если брать его в самом широком  понимании, состоит в материализации, опредмечивании идеального. Построение  и исследование модели равнозначно  исследованию и построению моделируемого  объекта, с той лишь разницей, что второе совершается материально,  а первое - идеально, не затрагивая  самого моделируемого объекта.  Из этого вытекает вторая важная  функция модели в научном познании - модель выступает программой  действия по предстоящему построению, сооружению моделируемого объекта. 

Анализ и синтез. Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его  составные, более простые элементарные части. Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов сложного явления. Теоретический  анализ предусматривает выделение  в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический  синтез - это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее  за рамки имеющейся основы.

Индукция и дедукция. Индукция может  быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей  к частному их проявлению. Теоретическая  индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего, одинакового  в разных предметах и фактах ("Все  лебеди - белы"), а на поисках конкретно-всеобщего, на поисках закона существования  и развития исследуемой системы.

Исторический и логический методы основаны на диалектике, т. е. взаимопревращении, исторического и логического: изучая историю, мы познаем ее объективную  логику, изучая же предмет логически, мы реконструируем его историю. Историзм может быть абстрактным и конкретным. Абстрактный историзм - это эмпирический метод хронологического описания событий  без глубокого понимания их сути.

 Интегрирующим научным методом,  включающим в себя все предыдущие  методы как моменты, является  метод восхождения от абстрактного  к конкретному. Это теоретический  системный метод, состоящий в  таком движении мысли, которое  ведет исследователя ко все  более полному, всестороннему  воспроизведению предмета. В процессе  такого движения теоретической  мысли можно выделить три этапа: 1) эмпирическое исследование непосредственно,  чувственно-конкретно данного предмета, 2) этап восхождения от чувственно-конкретного  к исходной абстракции, к познанию  сущности предмета, 3) этап возвращения  к "покинутому" в процессе  абстрагирования предмету на основе знания его собственной сущности, т. е. этап восхождения от исходной абстракции к целостному теоретически-конкретному понятию предмета; это путь к конкретному, сущностному научному мышлению, способному опредметиться в практике.

 Любой принцип, будучи обернутым  на практику познания объекта,  превращается в метод: например, принцип историзма выступает  как исторический и логический  методы. Функциональное различие  предлагаемых в таблице столбцов  можно образно представить себе  так: если сравнить "строительство"  знания со строительством здания, то принципы - это фундамент, формы  - строительный материал, а методы - технология данного "строительства".


Информация о работе Методы научного познания