Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:17, шпаргалка
Исключительно важным методом научного исследования в наши дни становится метод моделирования , который предполагает изучение объекта (оригинала) по его модели.
Впервые моделирование применили в ХV в. и это связано с именами Леонардо де Винчи и Галилея, а непосредственное применение метод моделирования получил лишь со второй половины ХIХ в. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т.п.
Бытие (существование) – одна из исходных категорий для научного мышления которая трактуется по разному в разное время.
Для материалистов - "бытие" - материальный мир с которым человечество имеет познание и практику.
"Бытие" у Гегеля - бытие мирового разума.
Религиозное мировоззрение - "бытие Божее".
Все постулаты являются фактами культуры и искусства, но такое нематериальное бытие является объектом веры. При осмыслении единства мира использовалось понятие "материи".
В античной философии стремились найти общую первооснову вещей. Одно из решений античной философии о "кирпичиках" и строении всего мира из них стала основой научного знания вплоть до 20 века.
Для материи указывались конкретные характеристики: существования массы, непроницаемость, т.е. предлагалось, что существуют неделимые "кирпичики мироздания", но и существуют определенные абсолютные свойства присущие всему мирозданию.
Такая трактовка пережила кризис научной революции начала 20 века. При научной революции обнаружилось, что реальный мир многообразен и не существует свойств присущих всем без исключения объектам.
В этот период распространился другой подход к трактовке материи. Он существует еще с 18 века, но наибольшее обоснование он получил в марксистской философии.
Суть его в том, что в основу категории материи, в основу осмысления единства мира были положены субъективно - объективные отношения, взятые в наиболее общей форме. Поскольку мир бесконечно многообразен, то оценить его можно относительно нашего сознания ("материя - данная реальность через ощущения").
Она указывает на многообразие мира и является антидогматической. В принципе возможно определить материю как бесконечную совокупность объектов способную проявлять себя во взаимодействии.
Способность объекта отражаться в сознании, есть частный случай проявления общей характеристики реального бытия. При этом материальный мир оставаясь бесконечно многообразным обнаруживает некоторое внутреннее единство. Это единство проявляется в том, что все объекты при определенных условиях взаимопревращаются друг в друга.
Взаимодействуя объекты производят изменения друг в друге, поэтому мир взаимодействующих объектов это изменяющийся мир и вся совокупность происходящих изменений в философии обозначается понятием движения.
Реальное
движение материально, т.к. это является
процессом изменения
На протяжении 20 века картина мира претерпела глубокие изменения. В классической науке мир представлялся:
1) построенный из неизменных кирпичиков;
2) построенный на однозначных причинных связях.
Мир представляется гигантской машиной и одно из следствий такого взгляда, это неспособность мира к саморазвитию, нет случайностей, нет человеческой свободы.
Пересмотр этой картины
мира потребовал уточнение или изменение традиционных
философских категорий в которых отражены
общие связи.
#38. Проблема человека в философии. социальное и биологическое в человеке.
Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком, является проблема соотношения природного и социального в его историческом и индивидуальном развитии.
Кроме учения Ч. Дарвина о происхождении человека естественным путем, религиозных концепций о божественном акте сотворения человека, существует гипотеза о внеземном происхождении жизни.
Социоантропогенез связан с тем, что предчеловек в процессе трудовой деятельности изменял свои руки, приспосабливая их к примитивным орудиям труда, формировал свой язык и речь, предназначенные прежде всего для общения с людьми. Важными этапами на пути становления человека явились приобщение его к огню, добычи огня, а также приручение животных, увеличившее его силы в его отношениях с природой. Окончательно сформировавшийся человек (человек разумный - Homo sapiens) уже обладал всеми биологическими и социальными качествами, необходимыми для осуществления своего общественно-исторического развития.
Сложились две позиции о природе человека:.
Социологизаторские трактовки распространились особенно широко среди сторонников марксистской философии на основе тезиса о человеке как совокупности общественных отношений. Также, среди приверженцев марксизма немало и таких философов, которые считают, что К. Маркс имел в виду понятие "человек" как "общество", а личность человека полагал особым продуктом социальных общественных отношений. Однако первая трактовка стала преобладающей. Считалось, что никаких особых биолого-генетических задатков индивидуум не имеет, что не только личность социальна, но социальна также вся биолого-физиологическая структура человека.
Общей чертой биологизаторских концепций является толкование сущности человека преимущественно с позиций биологии.
Главным двигателем общественного развития является борьба за существование и естественный отбор. Выживают только сильнейшие (иногда при этом употребляется понятие "сверхчеловек"), погибают или должны погибать все слабые и неприспособленные к среде. Расистские теории сводят сущность человека к расовым признакам, разделяя все расы на "высшие" и "низшие"; аристократические расы должны господствовать над низшими.
Человек - социобиологическое существо. Как личность он является бесспорно социологическим по самой свой сути. Только что родившийся ребенок представляет собой, конечно, биологическую материальную живую систему. Он не обладает еще мышлением и речью. Его физиологическая организация располагает возможностями при определенных условиях реализовать эту способность к мышлению и речи. К таким условиям относятся ближайшая социальная среда, в качестве которой выступают его родители. Без социальных факторов, не может быть человека. На всем протяжении своей дальнейшей жизни в человеке оказываются взаимопроникающими эти две его стороны - биологическая и социальная.
Социальными являются открытия в науке.
Проблема необходимости и свободы личности
Существует ряд подходов к проблеме свободы личности - философский, религиозный, политический и др., а в рамках каждого из них имеются направления (фаталистическое, индетерминистское и диалектическое).
Фатализм фактически отвергает свободу, абсолютизирует необходимость; он ставит человека в полную зависимость от природной или социальной необходимости.
В противоположность фаталистическому пониманию детерминизма существует концепция индетерминистская, абсолютизирующая свободу воли человека в обществе и господство случайности в природной и социальной реальности.
Предназначение человека. проблема жизни и смерти
Проблема цели жизни, предназначения человека, проблема жизни и смерти всегда волновала философию. Смерть - завершающий момент существования живого существа. Неотъемлемой чертой религий является представление о смерти как о конце плотской, земной жизни и переходе к вечной - бестленной, духовной жизни.
Проблема смерти порождает вопрос о цели и смысле жизни. В этом вопросе есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы смысла жизни решается каждым человеком по своему, в зависимости от мировоззренческих установок.
Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических, систем. Как и всё, что обладает бытием, рано или поздно заканчивает своё существование и переходит в небытие, так человек завершает свою жизнь процессом умирания.
Жизнь человека
продолжается в его детях, внуках, последующих поколениях.
Человек создает различные предметы, орудия
труда, научные труды, совершает новые
открытия. Сущность человека
выражается в его творчестве, в котором
он самоутверждается и посредством которого
обеспечивает своё социальное и более
длительное, чем у индивида, существование.
#39. Познание и практика. Формы познавательной деятельности.
На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации потребность в познании мира удовлетворялась в мифологическом и религиозных объяснениях природы.
Начатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со временем стали требовать своего дополнения в научной картине мира и в своём объяснении с точки зрения научного мировоззрения.
Теория познания (или гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются общие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.
Познание-отражение реальности в голове человека. Происходит стихийно.
Информационный массив который накоплен человечеством не может познать ни один гений.
В качестве субъекта выступает отдельный конкретный человек (индивид) и группа людей и человечество в целом.
Объект - вся существующая реальность.
Выделение объекта из многообразия связей это выделение субъектом объекта познания - это активный акт. Процесс познания во всех случаях носит активный характер.
Знание как субъективный образ реального мира возникает как результат деятельности субъекта в этом мире, в т.ч. в результате активного воздействия на субъекты познания.
Сам субъект познания социален, в т.ч. и в тех случаях, когда это отдельный конкретный человек, ибо сам познавательный аппарат, который человек имеет. Сформировался исторически, в процессе становления развития общества.
Субъект познания на каждом конкретном этапе имеет определённые черты: определённый уровень знаний и технической возможности. Познание исторически развивается вместе с субъектом познания и с возможностями его воздействия на объект. Вместе с тем отражение мира в каждом индивидуальном человеческом сознании совершается в определённых формах
. Принято разделять 2 стороны познания:
чувственная и логическая.
Чувственная сторона имеет своим исходным элементом ощущения, связана с непосредственными органами чувств. Является отражением реальности. На базе ощущений складываются и более сложные формы: восприятие, представление - устойчивый образ который сохраняется и при отсутствии контакта с предметом. Представление по всем своим признакам - есть высшая форма чувственного познания, содержащая в себе основы для перехода к другой познавательной способности человека - "рациональной".
В этом познании выделяют такие формы: понятие, суждение, умозаключение (иногда сюда включают гипотезы, теории, методы)
.Понятие - это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей.
Суждение есть отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Это форма мысли, в которой по средствам связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем либо. На базе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод). Рациональная способность (как, в прочем и чувственная - на уровне представлений) связана с мышлением.
Сенсуализм возвышает
чувственную познавательную способность. Его представители:
Протагор, Эпикур, Гоббс, Локк, Юм, Фейербах.
Противоположную линию в философии проводили
рационалисты (рационализм): Парменид,
Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель. Они признавали
разум основой - познания и поведения людей,
выражая тотальное недоверие к чувствам
как источнику достоверной первичной
информации. Рациональное познание в своём
взаимодействии с практикой способно
преодолевать недостатки чувственного
постижения действительности и обеспечивать
фактически безграничное, поступательное
развитие знания.
#1. Античная диалектика и ее исторические особенности.
Особенно ярко диалектика выражена у Гераклита Эфесского (ок. 520-460 до н.э.). Все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое: “все течет, все меняется”, ”в одну и ту же реку нельзя войти дважды ”; в мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель – бытие и небытие – связаны друг с другом, они обуславливают и переходят друг в друга.
Гераклит понимает, что текущая река, “изменяясь покоится”. Согласно его воззрениям, переход явлений из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он назвал вечным “всеобщим логосом”, т.е. единым, общим для всего существования законом. Гераклит учил, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Диалектика Гераклита учитывала обе стороны явления – его изменчивость и его неизменную природу.
Античная диалектика не ограничивалась констатацией, что все течет и меняется, но и указывала на особую роль противоречий. Так Зенон, как и все элеаты, придерживался точки зрения, что бытие едино и неподвижно. Сама по себе эта идея антидиалектична, но чтобы доказать ее, Зенон использовал диалектический метод (знаменитые апории Зенона, призванные показать, что движение немыслимо без противоречий).
Информация о работе Модели и моделирование в научном познании