Методы научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 18:36, доклад

Описание работы

Как подчеркивал Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. Метод - это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности.
Существуют различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе.

Работа содержит 1 файл

метод.doc

— 32.50 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО «Российская  экономическая академия имени Г.В. Плеханова»

Факультет бизнеса

 

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

 

«Методы научного познания».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

 

Как подчеркивал Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. Метод - это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности.

Существуют различные типы классификации  методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе. 

Остановимся лишь на одном, но важном, разделении всех методов  на две большие группы - на методы эмпирические и теоретические. Эмпирические методы не вытекают из сущности объекта, а поэтому содержат в себе много субъективных моментов. Но они таковы только в том случае, если не входят как необходимый момент в сферу действия системы методов теоретических, которые построены на единстве предмета и метода. Поскольку теоретические методы выступают способом организации субъектом своей деятельности в соответствии с сущностью предмета, то эмпирические методы, вовлеченные в сферу действия теории, получают внутри нее направленность и объективность. 

Познание начинается с  наблюдения. Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. В блок процедур наблюдения входят описание, измерение, сравнение. 

Эксперимент - это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета.

Метод моделирования основан  на создании модели, которая является заместителем реального объекта  в силу определенного сходства с  ним. Главная функция моделирования, если брать его в самом широком  понимании, состоит в материализации, опредмечивании идеального. Построение и исследование модели равнозначно исследованию и построению моделируемого объекта, с той лишь разницей, что второе совершается материально, а первое - идеально, не затрагивая самого моделируемого объекта. Из этого вытекает вторая важная функция модели в научном познании - модель выступает программой действия по предстоящему построению, сооружению моделируемого объекта. 

Анализ и синтез. Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его  составные, более простые элементарные части. Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов сложного явления. Теоретический  анализ предусматривает выделение  в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический синтез - это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы. 

Индукция и дедукция. Индукция может  быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей  к частному их проявлению. Теоретическая  индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего, одинакового в разных предметах и фактах ("Все лебеди - белы"), а на поисках конкретно-всеобщего, на поисках закона существования и развития исследуемой системы. 

Исторический и логический методы основаны на диалектике, т. е. взаимопревращении, исторического и логического: изучая историю, мы познаем ее объективную  логику, изучая же предмет логически, мы реконструируем его историю. Историзм может быть абстрактным и конкретным. Абстрактный историзм - это эмпирический метод хронологического описания событий без глубокого понимания их сути. 

Интегрирующим научным методом, включающим в себя все предыдущие методы как  моменты, является метод восхождения  от абстрактного к конкретному. Это теоретический системный метод, состоящий в таком движении мысли, которое ведет исследователя ко все более полному, всестороннему воспроизведению предмета. В процессе такого движения теоретической мысли можно выделить три этапа:

1) эмпирическое исследование непосредственно, чувственно-конкретно данного предмета,

2) этап восхождения от чувственно-конкретного  к исходной абстракции, к познанию  сущности предмета,

3) этап возвращения к "покинутому" в процессе абстрагирования предмету  на основе знания его собственной сущности, т. е. этап восхождения от исходной абстракции к целостному теоретически-конкретному понятию предмета; это путь к конкретному, сущностному научному мышлению, способному стать предметом на практике.

 

Список литературы:

Философия. Учебник для вузов / Под  общ. ред. В. В. Миронова с. 619-622.




Информация о работе Методы научного познания