Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:16, курс лекций

Описание работы

Философия возникла одновременно и на западе (среднеземноморская – _____греческая культура) и на востоке (Индия, Китай) в «осевой» период по определению немецкого философа ХХ в. К.Ясперса. В 800-600 гг. до н.э. – происходит резкий поворот в истории: начинается процесс самоосознания человеком своего собственного бытия и мира в целом, что приводит к возникновению большинства религий и появлению философии. В это время жили Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы в Китае; В Индии возникли Упанишады, жил Сиддхарта Гаутама – Будда; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия; в Греции – это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, историка Фукидида и механика Архимеда.

Работа содержит 1 файл

ыил-лекции.doc

— 659.50 Кб (Скачать)

Потребность – это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его жизни и развития его личности.

Мотивы – это побуждения к деятельности, связанные с этими потребностями.

Существуют разные классификации потребностей. Обычно их разделяют на материальные, социальные и духовные, соответственно трем основным сторонам человека как биосоциального и духовного существа. Американский психолог А. Маслоу предложил различать первичные и вторичные потребности. К первичным относятся 6 физиологические потребности: в воспроизводстве рода, пище, одежде, жилище, отдыхе и т.д..; потребности в безопасности и стабильности существования (Маслоу назвал их «экзистенциальными» - от латинского слова, означающего существование): устойчивости условий жизни, в гарантии занятости и доходов, уверенности в завтрашнем дне. Вторичные, более высокие потребности, включают в себя: социальные: потребность в общении с другими людьми, в дружбе, во внимании к себе и т.п.; престижные: в уважении и признании со стороны других, в достижении высокого социального статуса; духовные: потребность в самовыражении, в творчестве, в самореализации. При этом Маслоу считал, что человек переходит к более высоким потребностям, когда более-менее удовлетворяются его первичные и более простые потребности.Для понимания общественной жизни важным является вопрос о социальной деятельности, о различных видах социальных действий. Известную типологию социальных действий разработал немецкий  социолог Макс Вебер. Он выделил четыре их основных типа.

1.Целерациональное действие, которое совершается при ясном и рациональном обдумывании целей и средств их достижения. Примерами таких действий могут быть действия предпринимателя или ученого-исследователя. 2. Ценностно-рациональное действие – это также рационально обдуманное действие. Но главное в нем не достижение результата, а убежденность в необходимости выполнения долга, стремление к идеалу, к высшей ценности (религиозной, нравственной и т.п.). Это можно назвать самоценным действием. Например, когда капитан последним покидает тонущий корабль, он совершает такое действие, руководствуясь не чувством самосохранения, а чувством долга. 3. Традиционное действие, которое совершается по привычке, по обычаю, по ритуалу. Это, например, приемы труда крестьян или ремесленников в средневековом обществе, которые передавались по традиции и не менялись веками. 4. Аффективное действие, которое совершается под влиянием сильных аффектов и чувств и не сопровождается трезвым, рациональным расчетом. М.Вебер доказывал, что по мере исторического развития обществ в их возрастает доля целерациональной деятельности. Этот тип деятельности становится все более распространенным в экономике, политике, в управлении и даже в семейной жизни. Происходит то, что М.Вебер называл «рационализацией мира». Учитывая все сказанное, можно сделать вывод, что жизнь человека фактически есть его деятельность, что по своей природе человек есть деятельное существо, поскольку посредством деятельности он творит условия своей жизни и мир культуры, создает самого себя и свое сознание. 

ЛЕКЦИЯ  13. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

1. Специфика глобальных проблем человечества

Для современного этапа  развития земной цивилизации характерны следующие основные черты:1. Разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений. Общественный прогресс в одних странахсопровождается регрессом и упадком в других. 2. Неуравновешенность сложившейся системы межгосударственных отношений. В различных регионах возникают локальные финансовые или экономические кризисы, грозящие кризисом всеобщим.3. Обострение противоречий общечеловеческих интересов с интересами национального, религиозного или иного характера, между индустриально развитыми странами и странами «развивающимися», между возможностями биосферы Земли и растущими потребностями ее жителей и др. Важнейшая роль в определении судьбы земной цивилизации принадлежит так называемым «глобальным проблемам», которые затрагивают коренные интересы всего человечества в целом и каждого жителя земли в отдельности, оказывают существенное влияние на решение других, более частных проблем, стоящих перед тем или иным государством. Эти проблемы могут быть разрешены только объединением усилий всех стран.Непосредственной причиной возникновения глобальных проблем являются преобладание стихийности в управлении природными и общественными процессами, потребительское отношение не только к природе, но и к человеку в условиях рыночной экономики. Все глобальные проблемы современности можно разделить на три группы:1. Межсоциальные проблемы – проблемы войны и мира, социально-экономические проблемы, проблемы преодоления отсталости тех или иных стран и т.д. 2. Проблемы системы «человек-общество» - здравоохранения, народонаселения, образования, компьютеризации и научно- технического прогресса в целом, развития человека и его будущего. 3. Проблемы системы «природа – общество» - ресурсов, энергетики, продовольствия, окружающей среды.

2.Основные глобальные проблемы современности: экологическая,демографическая, проблема войны и мира.

Экологические проблемы в настоящее время имеют первостепенное значение для человечества. Деятельность человечества по освоению природы носит в последнее столетие необратимо разрушительный характер. Эта деятельность приводит к непрерывному росту углекислого газа в атмосфере Земли, что может стать причиной глобального изменения климата в результате «парникового эффекта». Рост материального производства за собой влечет такие необратимые процессы, как загрязнение морей и океанов, атмосферы, истощение озонового слоя планеты, исчезновение лесов, опустынивание Земли (40% ее суши), сокращение запасов пресной воды, эрозия почвы и т.д. Созданная человеком искусственная среда постепенно и неотступно надвигается на естественную среду, угрожая в недалеком будущем поглотить ее полностью. Не надо забывать, что человек – один из биологических видов и как биологический вид он может существовать только в определенных, благоприятных для его жизни условиях (которые он активно уничтожает). Экономический прогресс достигался и достигается за счет экологического регресса. Главная причина противоречия между экономикой и экологией – установка человека на потребительское отношение к природе. Экологическую катастрофу можно предотвратить только через осознание обществом своей ответственности за состояние среды своего обитания и выработку четких правовых норм, ограничивающих антропогенное воздействие на природу, обязательных для всех стран.

Война и мир. С середины ХХ века проблемы войны и мираперестали носить локальный характер. Вопрос стоит кардинально: «Быть или нет быть человечеству вообще». Это связано с появлением и распространением прежде всего ядерного оружия, которое способно уничтожить все живое на Земле. Количество ядерных боеголовок в настоящее время в три тысячи раз по мощности превосходит количество взрывчатых веществ, использованных во Второй мировой войне (по 3,6 т на каждого жителя Земли). Использование ядерного оружия может привести не только и не просто к уничтожению части населения. Есть и другие последствия: 1) создание эффекта «ядерной зимы» - взрыв «только» одного процента, накопленных на планете ядерных зарядов, приведет к уничтожению всего живого, т.к. тучи пепла от пожаров и огненных штормов (вызванных взрывами) сделают атмосферу планеты практически непроницаемой для солнечных лучей, произойдет резкое похолодание (на 50-60 градусов) и все живое погибнет; 2) появление  электромагнитного импульса, поражающего электростанции и выводящего из строя приборы; 3) радиоактивное заражение местности на многие сотни и тысячи лет (даже, если кто-нибудь останется, возникает вопрос: как жить?). Угроза глобальной ядерной войны исходит, в первую очередь, от милитаристских кругов США. Именно военно-промышленный комплекс определяет политику правящей элиты в этой стране, отдающей предпочтение в международных отношениях силовым решениям. Ситуация в мире становится все более взрывоопасной после распада СССР и перехода от двухполюсного мира к однополюсному, когда одна страна (США) берет на себя роль мирового жандарма и пытается навязать другим странам свое понимание мироустройства и свои ценности (как в ситуации с Ираком).Серьезной проблемой, чреватой началом третьей мировой войны, являются региональные конфликты и кризисы, порождающие гражданские войны, мировой терроризм, национальный и религиозный экстремизм уже в мировом масштабе. Многие современные политологи и социологи, прежде всего С.Хантингтон называют в качестве причин этих конфликтов:1) борьбу «бедного Юга» с «богатым Севером»; 2) столкновение цивилизаций с их различными религиозными основаниями (христианство и ислам).Эффективное решение проблем национального, регионального и планетарного масштаба возможно ненасильственным путем, на основе диалога и взаимопонимания. Путь к миру на Земле – полное и всеобщее разоружение. В противном случае – нагнетание напряжения и войны.

Демографическая проблема. Демографический фактор (рождаемость, смертность, плотность и миграция населении) оказывает существенное давление на социоприродную среду в глобальных масштабах. Темпы роста населения с развитием цивилизации увеличиваются: если до Х1Х века для удвоения населения необходимо было 1000 лет, после 1850 г. - 80 лет, в настоящее время население удваивается в течение каждых 50 лет. Земля способна прокормить 60 млрд. людей, этот «критический» порог будет достигнут уже к 2150- 2200 гг. Уже сейчас 2,5 млрд. из 6,5 млрд. населения планеты голодает. Демографические процессы, начиная с 60-ых годов ХХ в., во многом определяются двумя противоположными тенденциями: 1) «демографический взрыв» - резкий прирост населения в странах Азии, Африки, Латинской Америки: в Китае население увеличится с – 1млрд.250 млн. к 2040 – на 300 млн. больше, Индия – с 1 млрд. до 1млр. 600 млн. – к 2050 г., Пакистан с 147 млн. до 375млн. – к 2050 г., Вьетнам – с 78 – до 130 млн. человек – к 2040 г.и т.д. ; 2) «нулевой прирост» населения в странах Западной Европы. Первая тенденция ведет к резкому обострению социально-экономических проблем в развивающихся странах, прежде всего - отсутствие работы, голод, неграмотность и неустроенность десятков миллионов людей. Вторая тенденция ведет к резкому старению населения в развитых странах и сокращению его вообще. По подсчетам западных политологов, количество населения в развитых странах (богатого Севера) через 100 лет будет составлять только 10% всего населения планеты. Что может привести к военному противостоянию между малочисленным богатым Севером и перенаселенным бедным Югом и началу третьей мировой войны. Демографическую проблему пытаются решить в развивающихся странах, осуществляя государственную политику контроля (сокращения) над рождаемостью, в развитых – наоборот,поощрением рождаемости. Однако, результаты в этом направлениинеутешительны.

Информация о работе Лекции по "Философии"