Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:16, курс лекций
Философия возникла одновременно и на западе (среднеземноморская – _____греческая культура) и на востоке (Индия, Китай) в «осевой» период по определению немецкого философа ХХ в. К.Ясперса. В 800-600 гг. до н.э. – происходит резкий поворот в истории: начинается процесс самоосознания человеком своего собственного бытия и мира в целом, что приводит к возникновению большинства религий и появлению философии. В это время жили Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы в Китае; В Индии возникли Упанишады, жил Сиддхарта Гаутама – Будда; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия; в Греции – это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, историка Фукидида и механика Архимеда.
Согласно формационному подходу существует единая история человечества, все страны проходят одни и те же этапы развития, развитие человечества в целом прогрессивно, критерий прогресса – развитее науки и техники. Вывод, который делает западная философия история, следуя этому направлению, - западноевропейская цивилизация – вершина развития человечества вообще. Получается, что все другие народы, не только современные, но и из прошлых веков носят второстепенный характер. Именно против подобного западноевропейского «эгоцентризма» и выступал цивилизационный подход.
К формационному подходу обычно относят
1) теорию общественно-экономических формаций К.Маркса (о ней уже рассказывалось выше)
2 )теорию постиндустриального
развития общества, автор – Д.Белл. Согласно
Д.Беллу, всемирная история делится на
три стадии: доиндустриальную, индустриальную
и постиндустриальную. Когда одна стадия
приходит на смену другой, изменяются
технология, способ производства, форма
собственности, социальные институты,
политический режим, культура, образ жизни,
численность населения, социальная структура
общества. В доиндустриальном, которое
еще называют традиционным, определяющим
фактором развития выступало сельское
хозяйство, с церковью и армией как главными
институтами. В индустриальном обществе
– промышленность, с корпорацией и фирмой
во главе. В постиндустриальном –
теоретическое знание (наука), с университетом
как местом его производства и сосредоточения.
Переход от индустриального к постиндустриальному
обществу сопровождается превращением
производящей экономики в обслуживающую,
что означает превосходство сферы услуг
над сферой производства. Изменяется социальная
структура: классовое деление уступает
место профессиональному. Собственность
как критерий социального неравенства
теряет свое значение.
ЛЕКЦИЯ 12. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.
1.Сущность человека. Биологическое и социальное в развитии
человека.
Человек – представитель Homo sapiens, генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Человек – это живая система, представляющая единство трех составляющих:
4) биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.)
5) психического (чувства, воображения, память, мышление, воля, характер и т.д.)
6) социального (мировоззрение, ценностные установки, знания и умения и т.п.)
Он существо целостное - соединяет в себе физическое, психическое и духовное начало; универсальное - способное к любому виду деятельности; уникальное - открытое миру, неповторимое, свободное, творческое, стремящееся к самосовершенствованию и само-преодолению. Если относительно двух последних характеристик сомнений у ученых не возникает, то относительно целостности велись и ведутся ожесточенные споры. Индивидуальный человек - часть живой природой, он неповторим в силу своих биологических особенностей (генетического кода, веса, роста, темперамента и т.д.). Однако стать человеком он может только в обществе: будучи оторванным от общества, например, в младенческом обществе, человеческое существо развивается как биологическая особь, но безвозвратно утрачивает способность стать полноценным человеком (овладеть речью, навыками общения, обучиться труду, интеллектуальная деятельность тоже для него недоступна). Несомненно, человек по своей природе и биологическое, и социальное существо. Но каково соотношение этих двух начал, является ли одно из них определяющим – это предмет научных дискуссий. Существует два основных подхода в решении этой проблемы: биологизаторский и социологизаторский. Каждый из которых, абсолютизирует какую-то одну природу (биологическую или социальную) человека. Сторонники биологизаторских концепций стремятся объяснить человека, исходя только из его биологического начала, и совершенно игнорируют влияние общества или собственный выбор личности. Так, Т.Мальтус (ХУ111 в.) предложил рассматривать общественную жизнь как арену борьбы отдельных людей за свое существование, где побеждают сильнейшие, а слабые обречены на гибель (по аналогии с животным миром). Социал-дарвинизм на рубеже Х1Х-ХХ вв продолжают эту идею, вооружившись учением Ч.Дарвина о естественном отборе и эволюции. Социобиология в ХХ в. делает акцент на генетической наследственности. Поведение человека так же, как и животного, генетически определено и никто не может преодолеть влияние своей наследственности, какой бы она не была – плохой или хорошей (общество здесь тоже не помощник). Расистские концепции, заявляют о превосходстве одних людей над другими по признаку принадлежности к «высшим» или «низшим» расам, что ярко проявилось в фашистской идеологии, призывавшей к «расовой чистоте» и «расовой гигиене». В большей степени эти идеи опирались на евгенику – учение о том, какими средствами и каким образом можно достигать «высшего качества наследственности человека». Фрейдизм с его пониманием культуры как сублимации сексуальных влечений тоже относится к биологизаторскому направлению. Социологизаторские концепции, напротив, абсолютизируют влияние общества на формирование человека. Какова социальная среда, окружающая человека, таков и он сам. В нем, как в зеркале отражаются пороки общества или его добродетели. Злым человека делает несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание. Создайте человеку идеальные условия, и он будет совершенным. Такова установка всего социального утопизма, начиная с эпохи Просвещения, заканчивая К.Марксом, и его воплощением в ействительность – социализмом. Однако, в действительности оказалось все сложнее. Человек – это не tabula rasa (чистая доска), на которой общество пишет свои письмена (какие захочет). Не учитываются не только генетические особенности данного индивида, но и сознательный свободный выбор ценностей и направления жизненного движения, зачастую совершенно необъяснимый (и противоположный) окружающей социальной средой.
В формировании человеческой личности играют большую роль и биологические задатки, и социальное воспитание и собственный выбор (Я). Ни одно из этих трех факторов современная наука не называет в качестве определяющего. Все важно и необходимо. Человек – это целостная система, открытая миру и возможностям.
3.Смысл и назначение человеческого бытия.
Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих мыслителей на всем пути развития философии. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному. Смысл жизни не дан человеку извне. Каждому человеку он открывается по-разному. Найти смысл жизни – единый и общий – для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с
общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое – надежды каждой данной эпохи. Смысл жизни – это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, на которые человек ориентируется в своей жизни. И он может меняться в зависимости и от исторических условий существования человека, и от его возрастных особенностей. В истории философии можно выделить следующие
основные концепции смысла жизни:
1.Гедонизм – жить, значит наслаждаться;
2.Аскетизм – жизнь – это отречение от мира ради близости к богу, которому как духовному бытию можно «подойти» только будучисамому максимально духовным и свободным от грехов мира;
3. Этика долга – жизнь – это самопожертвование ради высоких идеалов (служение Родине, семье, долгу, любви, счастью других людей и т.д.)
4. Утилитаризм – жить – значит извлекать из всего и всех пользу, видеть в другом человеке не самоценную личность, а средство удовлетворения своих устремлений и потребностей;
5. Эвдемонизм – жизнь – понимается как стремление к счастью как подлинному назначению человека
6. Прагматизм – цель оправдывает любые средства ее достижения.
4. Индивид. Индивидуальность. Личность.
Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» нередко употребляются как синонимы для описания человека. Однако в них есть важные различия. Эти понятия характеризуют человека с разных сторон. Индивид – это характеристика человека, как отдельного представителя биологического рода людей. Индивидуальность – характеристика человека как носителя неповторимых, своеобразных, только ему присущих качеств, которые позволяют отличить его от других представителей человеческого рода. Индивидуальность включает в себя как унаследованные так и благоприобретенные свойства. Личность определяется как носитель социальных качеств. Человек становится личностью в процессе усвоения социального и культурного опыта данного общества (такой процесс в социологии называется социализацией). Только человека с сформировавшимся мировоззрением, ценностными установками и моральными принципами можно назвать личностью. Личность – это итог взаимодействия человека и общества. Личность неоднородна, что позволяет говорить о ее структуре:
1) физическая личность или физическое Я – это телесная организация человека, которая требует заботы, защиты, тренировки и самодисциплины; существование физического Я во многом определяется духовной стороной жизни человека.
2) социальная личность - это совокупность социальных ролей
человека, которые он играет в различных социальных группах. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, семье, дружбе, любви и т. д. формируют социальную структуру личности.
3) духовная личность – ценности и идеалы - составляет тот невидимый стержень, ядро личности, на котором она держится, и вокруг которого выстраивается. Именно духовный стержень придает силу человеку и позволяет выжить в самых тяжелых условиях, напротив, утеря его ведет к саморазрушению личности, потере смысла жизни.
Все эти стороны личности образуют единую систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать главенствующее значение. Известны периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной и интеллектуальной активности. Эта черта, выходящая на первый план, и определяет сущность личности на данном этапе ее развития.
Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития
человечества.
Первый тип – «деятели» - охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, руководители и предводители. Для таких личностей главное – активное действие, изменение мира и других людей, включая самого себя.
Второй тип – «мыслители». Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Размышление требует одиночества и определенной дистанцированности от общества и происходящих событий. Образ мудреца, мыслителя всегда пользовался большим авторитетом. Недаром многие мудрецы и пророки: Будда, Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций, Христос и Мухаммед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Они в истории человечества выступают в качестве «маяков», на которые равняются последующие поколения.
Третий тип – люди чувства и эмоций, которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Г.Гейне) проходит через их сердца. Это деятели литературы и искусства, их гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Мощь интуиции великих поэтов и художников граничит с чудом. Судьба их как правило трагична.
Четвертый тип – гуманисты и подвижники, которые видят свое предназначение в любви к людям и всему живому, в активной помощи людям. Они очень тонко чувствуют чужую боль и сделали делом своей жизни милосердие. «Спешите делать добро» - их жизненный принцип. А. Швейцер, Ф.П.Гааз, Мать Тереза, тысячи их последователей и в истории и нашей действительности – живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков. Евангельская заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя» находит в их деятельности непосредственное воплощение.
4. Деятельность и ее основные виды.
Все живые существа являются активными, они движутся и взаимодействуют с окружающей средой. В своей жизнедеятельности животные приспосабливаются к окружающей среде. Человек же не только приспосабливается к среде, но и активно преобразует ее. В современном мире человек во многом живет уже в искусственной среде, которая создана им самим. Помимо этого он совершает многие виды действий, которые выходят далеко за круг его непосредственных биологических потребностей. Все это говорит о том, сколь важное значение имеет деятельность человека.
Деятельность – это специфическая человеческая форма активности по отношению к окружающей природе, другим людям и обществу, посредством которой человек целесообразно преобразует окружение в своих интересах. Существуют разные классификации деятельности, ее подразделяют на материальную и интеллектуальную, трудовую и нетрудовую (например, игра – это свободная от утилитарных потребностей деятельность человека), на рутинную и творческую.
Функции деятельности также многообразны. Посредством деятельности: - человек обеспечивает себя средствами существования – пищей, одеждой, жильем и т.п. – это хозяйственная, экономическая деятельность; - посредством взаимодействия и общения с другими людьми человек производит различные социальные связи, можно сказать, производит и изменяет общество – это социальная деятельность; - своей деятельностью люди преобразуют природу и творят мир культуры – «вторую природу».
Структура деятельности. Всем формам деятельности присуща некоторая общая структура. В ней различаются, прежде всего, субъект и объект деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что она направлена. Объектом деятельности могут быть материальные вещи или процессы, другие люди или социальные группы. Например, для политика объектом может быть все общество определенной страны.
Во всякой деятельности ставится цель достичь определенного результата с помощью выбранных субъектом средств. Цель – это вырабатываемый в сознании образ будущего результата, на достижение которого направлена деятельность. Например, в голове художника, прежде чем он начнет писать картину, должен быть ее предварительный образ. В соответствии с целью выбираются и средства деятельности. Целесообразная деятельность также разбивается на отдельные действия, которые являются этапами общей программы деятельности. Потребности и мотивы деятельности – это то, что побуждает человека к деятельности. Человеку для нормальной жизни требуется удовлетворение многочисленных потребностей.