Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 13:59, контрольная работа
Категория «материя» в современной философии и науке.
Духовное измерение человеческой жизни.
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО Уральская государственная юридическая академия
Факультет сокращенных образовательных программ
Кафедра философии и социологии
Контрольная работа по Философии
Тема 13. Категория «материя» в современной философии и науке
Тема 45. Духовное измерение человеческой жизни
Нечаевой Виктории Михайловны
Екатеринбург
2012
Тема 13. Категория «материя» в современной философии и науке
Оглавление
1. Этапы развития философских представлений о материи.
2. Современная наука о строении и свойствах материи.
3. Значение философского анализа категории «материя» для развития естествознания
4. Понятие «материя» в современной религиозной философии.
Список литературы
Первые попытки определить понятие «материя» были предприняты в древней философии. античные мыслители – материалисты отождествляли материю с каким – либо конкретным видом вещества: водой (Фалес), воздухом (Анаксимен), огнем (Гераклид), атомами (Демокрит). Аристотель под материей понимал совокупность четырех «стихий» (начал) – огня, воды, воздуха и земли. попытку преодолеть подмену материи одним из видов веществ предпринял Анаксимандр, который первоосновой всего сущего считал «апейрон» - бесконечную, неопределенную, беспредельную меняющуюся субстанцию.
В философии Нового времени (XVII-XVIIIвв.) материю понимали как однообразное, отличное от конкретных тел вещественное начало (субстанция), наделенное такими свойствами как телесность, масса, протяженность, плотность, тяжесть, и.т.п. По Ф. Бекону, материя – совокупность частиц, а природа – совокупность материальных тел. Для францезких материалистов (Гольбаха, Дидро и др.) материя – система всех существующих тел, которые вызывают наши ощущения. У Фейербаха материя – это природа в многообразии всех своих проявлений, включая человека, как биологическое вещество.
по мере развития философии и науки понятие материя постепенно утрачивает чувственно – конкретные черты, но одновременно становится все более абстрактным. В диалектико-материалистической философии материя (объективная реальность) есть философская категория, выражающая ее существование все и независимо от сознания и отражаемая им.
в отличии от материалистов идеалисты отрицают материю как объективную реальность. Для субъективных идеалистов (Беркли, Мах и др) материя – это «комплекс ощущений», для объективных идеалистов (платон, Гегель) – это порождение духа, (инобытие» идеи.
В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея ее сложной системной организации. По современным научным данным в структуре материи можно выделить два крупных основных уровня (блока): неорганическая материя (неживая природа) и органическая материя (живая природа).
Неорганическая природа включает следующие структурные уровни:
1. Элементарные частицы — мельчайшие частицы физической материи (фотоны, протоны, нейтрино и др.), каждая из которых имеет свою античастицу. В настоящее время известно более 300 элементарных частиц (включая античастицы), в том числе и так называемые «виртуальные частицы», существующие в промежуточных состояниях очень короткое время. Характерная особенность элементарных частиц — способность к взаимным превращениям.
2. Атом — мельчайшая частица химического элемента, сохраняющая его свойства. Он состоит из ядра и электронной оболочки. Ядро атома состоит из протонов и нейтронов.
3. Химический элемент — совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра. Известно 107 химических элементов (19 получены искусственно), из которых состоят все вещества неживой и живой природы.
4. Молекула — наименьшая частица вещества, обладающая всеми его химическими свойствами. Состоит из атомов, соединенных химическими связями,
5. Планеты — наиболее массивные тела Солнечной системы, движущиеся по эллиптическим орбитам вокруг Солнца.
6. Планетные системы.
7. Звезды — светящиеся газовые (плазменные) шары, подобные Солнцу; в них заключена большая часть вещества Вселенной. Образуются из газопылевой среды (главным образом из водорода и гелия).
8. Галактики — гигантские (до сотен млрд. звезд) звездные системы, в частности, наша Галактика (Млечный путь), которая содержит более 100 млрд. звезд.
9. Системы галактик.
Органическая природа (биосфера, жизнь) имеет следующие уровни (виды самоорганизации):
1. Доклеточный уровень — дезонуклеиновые кислоты, рибонуклеиновые кислоты, белки. Последние — высокомолекулярные органические вещества, построенные из 20 аминокислот, составляют (наряду с нуклеиновыми кислотами) основу жизнедеятельности всех организмов.
2. Клетка — живая элементарная система, основа строения и жизнедеятельности всех растений и животных.
3. Многоклеточные организмы растительного и животного мира — отдельные особи или их совокупность.
4. Популяция — совокупность особей одного вида, длительно занимающая определенное пространство и воспроизводящая себя в течение большого числа поколений.
5. Биоценоз — совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих данный участок суши или водоема.
6. Биогеоценоз (экосистема) — однородный участок земной поверхности, единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания.
Современная наука не только выделяет типы материальных систем, но и раскрывает их связь и взаимодействие. По этому критерию выделяют три уровня строения материи:
1. Макромир — совокупность объектов, размерность которых соотносима с масштабами человеческого опыта: пространственные величины выражаются в миллиметрах, сантиметрах, километрах, а время — в секундах, минутах, часах, годах.
2. Микромир — мир предельно малых, непосредственно ненаблюдаемых микрообъектов, пространственная размерность которых исчисляется до 108 — до 16 |6 см, а время жизни от бесконечности до 1024 сек.
3. Мегамир — мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние в котором измеряется световыми годами (а скорость света 300 000 км/с), а время существования космических объектов — миллионами и миллиардами лет.
"Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" [1].
Несомненно, что это понятие материи – высшая степень абстракции, оно предельно широкое. И подобно другим широким абстракциям, возможным в рамках любой науки, оно раскрывает свое содержание только через взаимное соотношение с себе противоположным. Таковыми в философии являются материя и сознание, природа и дух, бытие и мышление, физическое и психическое, объект и субъект. Будучи предельно широкими философскими понятиями, они могут быть определены только через раскрытие их соотношения между собой и прежде всего через указание на то, что является здесь исходным, детерминирующим, а что производным, детерминируемым, и почему. Данное определение материи является логическим завершением материализма, теоретической основой его положений о материальном единстве мира, о первичности материи и ее объективной реальности, о том, что материя – единственный источник знания человека. В этом определении подчеркиваются следующие признаки: материя есть а) объективная реальность, б) существующая вне (вне человеческой головы) и независимо (не нуждается в сознании для своего существования, развивается по своим законам) от человеческого сознания, в) данная нам в ощущениях, г) отражаемая, копируемая нашими ощущениями, данное определение материи является логическим завершением материализма, теоретической основой его положений о материальном единстве мира, о первичности материи и ее объективной реальности, о том, что материя – единственный источник знания человека.
Это понятие, таким образом, играет важнейшую роль и в становлении, развитии диалектико-материалистической теории познания. Утверждение материалистического монизма на фоне идеалистических и метафизических воззрений на сущность мира также базируется на этом определении материи. Эта философская категория играет основополагающую роль в развитии естествознания и других областей науки: она выражает как материальное единство мира, так и методологическое значение философии для других наук. Определение материи, базирующееся на диалектико-материалистическом восприятии мира, сформировавшееся в период, когда естествознание переживало кризис, показывает, что и открытия, сделанные наукой тогда, и дальнейшие ее достижения никогда не смогут стать отрицанием материализма. Философский материализм подчеркивает, что основным свойством материи является свойство быть объективной реальностью, существовать вне и независимо от нашего сознания. Естествознание всегда изучает объективно реальные вещи, конкретные уровни организации материи, конкретные ее виды и формы движения. На этом стоял практически весь материализм Античности, эмпиризм и рационализм Нового времени. Каким бы невероятным на первый взгляд, с точки зрения известных и принятых наукой положений не было бы новое открытие в естествознании, оно подтверждает и конкретизирует материализм. Прежде всего именно неожиданность, "диковинность" (С.И. Вавилов) раскрывающейся системы мира есть один из серьезных аргументов, подтверждающих объективность этого мира.
Материя - это неопределенная, бесформенная и пассивная, неспособная к самодвижению и самосуществованию потенция. Чтобы стать определенной субстанцией, превратиться из возможности в действительность и вообще, существовать, материи требуется причина, находящаяся вне ее.
Список литературы
1. Философия. Учебник / Данильян О.Г., Тараненко В.М – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 512 с
2. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3 изд. – М.: 2004 – 213с.
3. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М.: 1990 – 112с.
4. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004. – 345с.
5. Философия: Справочник студента/Под ред. доцента Г.Г. Кириленко, проф. Е.В. Шевцов – М.: 2002. – 154с.
6. Философия: Конспект лекций /В.П. Кохановский, Л.В. Жаров, В.П.Яковлев. Изд. 5-е. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 192с.
Тема 45. Духовное измерение человеческой жизни
Оглавление
1.Аксиология как наука о ценностях
2.Морально-нравственные и правовые ценности в современной культуре.
3.Значение религиозных ценностей в формировании духовной культуры
Список литературы
Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios — ценность и logos — учение). Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась.
В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии. Начиная уже с Сократа и Платона основными вопросами были: Что есть благо? Что есть справедливость? Они же являлись и главными критериями истинного бытия. Не случайно Платон в учении об идеальном государстве положил в основу такого государства принцип справедливости.
Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, например, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения софистов, все ценности индивидуальны и относительны. Это вытекало из их основного тезиса: «человек есть мера всех вещей». Попытка дифференцированного подхода к ценностям содержится в философии Аристотеля, который, с одной стороны, признает самодостаточные ценности, или «самоценности», к которым, в частности, относятся человек, счастье, справедливость и т. д. Но вместе с тем он утверждает и относительный характер большинства ценностей, ибо разные вещи кажутся ценными детям и мужам, добрым и мудрым людям. Мудрость состоит как раз в «постижении умом вещей по природе наиболее ценных».
Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В Средние века они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.