Контрольная работа по"Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 13:59, контрольная работа

Описание работы

Категория «материя» в современной философии и науке.
Духовное измерение человеческой жизни.

Работа содержит 1 файл

kontr_po_filosofii.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

Субъективизм в понимании нравственности привел нигилистов к фактическому отказу от нее. Субъектом формирования нигилистических нравов на рубеже XIX–ХХ вв., по мнению авторов «Вех», была интеллигенция. Хотелось бы предложить в этом вопросе некоторые уточнения. Нет основания считать, что вся интеллигенция предпочитала нигилистические нравы всем другим: большая ее часть усердно и продуктивно работал в сферах интеллектуального труда – в образовании, медицине, искусстве, науке и т. п. Последователями нигилистических нравов, согласно проведенным исследованиям, была лишь леворадикальная часть интеллигенции. Из всей системы нигилистических псевдоценностей нравственным критериям отвечают лишь добрые намерения, а  способы и результаты их реализации аморальны. Следовательно, нигилистические нравы не отвечают критериям нравственной культуры.

В заключение необходимо отметить, что наряду с традиционной нравственной культурой сложились и стали необходимыми для общества гедонистический и прагматический ее типы. Нигилистические же нравы, разрушающие и общество, и каждого отдельного человека,  представляют собой псевдокультуру.

Современные правовые ценности.

Современные правовые ценности - это принципы:

- нравственно-правовые - справедливость, свобода, равенство, братство, безопасность, открытость, гуманизм, свобода совести, веротерпимость, свобода вероисповедания;

- политико-правовые - народовластие, самоуправление, политический плюрализм, разделение государственных властей, сочетание национального и интернационального;

- экономико-правовые - многообразие форм собственности и их паритетность, свобода предпринимательства, свобода конкуренции, антимонополизм;

- эколого-правовые - охрана окружающей среды, рачительное использование природных ресурсов;

- собственно-правовые - точность в определении круга субъектов правовых отношений, их юридических прав, обязанностей и гарантий; единство прав и обязанностей; презумпция невиновности; ответственность за вину; соответствие наказания тяжести содеянного; закон, усиливающий ответственность, обратной силы не имеет; неотвратимость ответственности за правонарушение; правозаконность и правопорядок в правовом упорядочении.

К правовым ценностям относится формирующаяся в соответствии с принципами права система его источников (форм), демократическая процедура их становления и реализации, своевременное опубликование, правильное их восприятие, рациональная система юридического образования и правового воспитания.

Правовые ценности выражаются и в осуществлении официальной систематизации законодательства, особенно его кодификации и консолидации, позволяющих правоприменительным структурам и всему населению оперативно находить соответствующие правовые нормы и успешно их реализовывать.

 

3.Значение религиозных ценностей в формировании духовной культуры

Духовная культура  — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.

Понятие «духовной культуры» восходит к историко-философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта. Согласно выработанной им теории исторического познания, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества.

Духовная культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек определяет смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта.

Большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах играет религия, формирующая у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов.
Любая религия включает в себя несколько важнейших элементов. Среди них: вера (религиозные чувства, настроения, эмоции), учение (систематизированная, специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий), религиозный культ (совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения богам, т. е. обряды, молитвы, проповеди и т.п.). Достаточно развитые религии имеют и свою организацию — церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

Наиболее кратко и афористично функции религии определил З. Фрейд, писавший: «Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим, прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном сообществе». Для многих людей религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняя устройство мира и определяя место человека в нем. Религиозные нормы — один из мощных социальных регуляторов. Через целую систему ценностей они регулируют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду многие миллионы. Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обещая «Царство Божие», примиряет с земным злом. В условиях неспособности науки объяснить множество природных явлений религия предлагает свои варианты ответа на мучительные вопросы. Часто религия способствует объединению наций, образованию единых государств.

Список литературы

1.             «Морфология культуры. Структура и динамика», 1994 г.

2.             Большаков В. П., Новицкая Л. Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения): Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 

3.             Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003.

4.             Домострой. Ярославль, 1991.

5.             Ерасов Б. С. «Социальная культурология». — М., 1996.

6.             Кропоткин П. А. Этика. М., 1991.

7.             Лосский Н. О. Ценность и бытие. Харьков; М., 2000.

8.             Пономарева Г. М. и др. Введение в культурологию. — М., 1997.

9.             Проблема ценности в философии. М., Л., 1966;

10.        Соколов Э. В. Культурология. Очерки истории культур. — М., 1994.

11.        Столович Л.М. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994;

12.        Франц А. С. Российские нравы: истоки и реальность. Екатеринбург, 1999.

13.        Шелер М. Формализм в этике // Макс Шелер. Избранные произведения. М., 1994;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 



[1] Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. – Т. 18.. С. 131

[2] Источник: Франц, 1999, 319


Информация о работе Контрольная работа по"Философии"