Контрольная работа по «Философии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 15:26, контрольная работа

Описание работы

1.Немецкая классическая философия.
2.Глобальные проблемы современности.

Работа содержит 1 файл

чистовик Microsoft Office Word.docx

— 51.69 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное Агентство по образованию

ГОУ ВПО«Марийский государственный технический университет»

Йошкар-Олинский аграрный колледж 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине

«Философия» 
 
 
 
 

                Выполнила: студентка группы Э-51

                заочного  отделения

                Проверил: преподаватель 

                Дрёмина Ю.Г. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Йошкар-Ола

2010 г.

     Контрольные вопросы:

     1.Немецкая  классическая философия.

Общая характеристика немецкой классической философии.

Немецкая  философия ХХ века – уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось  глубоко исследовать проблемы, которые  определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.

     Вклад немецкой классической  философии в мировую философскую  мысль заключается в следующем:

  • учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения;
  • немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат;
  • рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

     Основоположником немецкой классической философии являлся Эммануил Кант - профессор Кенигсбергского университета преподавал: логику, физику, математику, философию.

  Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: «докри-тический» и «критический». В «докритический» период И. Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона И. Кант сформировал свои взгляды на космос, мир в целом.

   В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эстетики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундаментальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

 Теория развития И. Канта базируется на космологической гипотезе, согласно которой Земля и другие планеты возникли естественным путем из первичной туманности. Природа находится в постоянном изменении и развитии. Движение и покой относительны. Все живое на Земле, в том числе и человек - результат естественной биологической эволюции. В то же время Кант признает первоначалом Бога, приводящего в действие силы природы.

   Социально - политические взгляды И. Канта базируются на следующих постулатах. Человек наделен изначально злой природой. Спасение человека - в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону.

  Среди задатков человека Кант выделяет способность “общаться с себе подобными”. Общение он сводит к отрицательной форме, к антагонизму между изолированными друг от  друга индивидами, такое “общение” прямо вытекает из “необщительного свойства”, заложенного в природе человека, из сильного стремления уединиться, изолироваться, из желания “все сообразовывать только со своим разумением”; такой человек неизбежно ожидает отовсюду сопротивления, так как он по себе знает, что сам склонен сопротивляться другим”. Это порождает только “недоброжелательную общительность” людей, постоянно угрожающую обществу разъединением. Человек утверждает себя среди своих ближних, которых он не может терпеть, но без которых он “не может обойтись”. Развитие таких задатков в индивидах, как честолюбие, властолюбие, корыстолюбие ведет, по Канту, к расцвету талантов, просвещению: ”вся культура и искусство, украшающие человечество, самое лучшее общественное устройство — все это плоды необщительности”. Добро с этой точки зрения появляется в истории как побочный продукт морального зла: “Моральное зло имеет то неотделимое от своей природы свойство, что по своим целям (особенно в отношении других, держащихся такого же образа мыслей) он внутренне противоречиво и саморазрушительно и, таким образом, хотя и медленно, но уступает место моральному принципу добра”. Кант утверждает, что от необузданного эгоизма и разгула своеволия через прогресс к дисциплине и просвещению все же можно постепенно прийти к предначертанной человечеству цели и “патологически вынужденное согласие к жизни в обществе претворить, в конце концов в моральное целое”. Цивилизация воздвигнута на плюрализме эгоистических устремлений, но ведь они, вообще говоря, к добру не ведут. Таким образом, в данном случае Канту приходится отодвигать разрешение нравственной задачи для чувственного мира в “необозримую даль”.

       Кант считал, сто решению таких  проблем философии, как проблема  бытия, морали и религии, должно  предшествовать исследование возможностей  человеческого познания и установление  его границ. Необходимые условия  познания заложены, согласно Канту,  в самом разуме и составляют  основу знания. Кант различал  воспринимаемые человеком явления  вещей, и вещи как  они  существуют сами по себе. Мы  познаем мир не так, как он  есть на самом деле, а только  так, как он нам является. Нашему  знанию доступны только явления  вещей (феномены), составляющие содержание  нашего опыта. В результате  воздействия   “ вещей самих  по себе” на органы чувств  возникает хаос ощущений. Приводим  мы этот хаос в единство  и порядок силами нашего разума. То, что мы читаем законами  природы, на самом деле есть  связь, вносимая разумом в мир  явлений, то есть наш разум  предписывает законы природе.  Но миру явлений соответствует  независимая от человеческого  сознания сущность вещей –  “вещи сами по себе”. Абсолютное  познание их невозможно. Они для  нас только ноумены, то есть  умом постигаемая, но не данная  в опыте сущность. Кант не разделял  безграничной веры в человеческий  разум, называя эту веру догматизмой. В принципиальной ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный смысл: если бы человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга.

          Кант был убежден, что идеи  пространства и времени человеку  известны прежде восприятий. Пространство  и время идеальны, а не реальны.

    Чувственные впечатления связываются между собой посредствам суждений, в основе которых лежат категории, то есть общие понятия, которые, по Канту, суть «чисто логические» формы, характеризующие только «чистое мышление», а не его предмет. Категории даны человеку до всякого опыта, то есть априори. (Смысл кантовского априоризма заключается в том, что субъект познания располагает определенными, уже до него сложившимися формами познания. Но этот априоризм не тождествен понятию врожденных идей: априори – это не врожденные идеи, а формы, усвоенные человеком в ходе его приобщения к сложившимся до него формам культуры) В своем  учении о познании Кант большое место отвадил диалектике: противоречие рассматривалось как необходимый момент познания. Но диалектика для него – лишь гнесиологический принцип, она субъективна, так как не отражает противоречий самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма и предметом диалектики становятся сами эти формы в их отрыве от содержания знаний, Ленин называл логику Канта «формальной».

      Философия Канта не свободна  от компромисса с идеализмом. Стремясь примерить науку и  религию, он говорил, что должен  был ограничить область знания, чтобы дать место вере.

    Иным направлением в развитии немецкой философии явилось учение    Л. Фейербаха  (1804 – 1872) – крупнейшего материалиста домарксистской эпохи, последнего представителя немецкой классической философии. Материализм так же стар и так же повсеместен, как и само человечество; он так же ясен, как свет, так же необходим, как хлеб и вода, так же неизбежен, непреложен, неминуем, как воздух. Материализм Фейербаха традиционно оставался метафизическим. Его характерной чертой был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрение человека в неразрывном единстве с природой. Природа – основа духа. Она же должна явиться основой и новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим процессам. Антропологизм Фейербаха имел большое значение и в борьбе против идеалистических концепций трактовки человека, против дуалистического противопоставления в человеке духовного начала телесному, а также против вульгарного материализма. Однако «природная» сторона в человеке гипертрофировалась, а специальная – недооценивалась.

       Критикуя агностицизм, Фейербах  исходил из того, что мышление  человека верно отражает вне сознания существенную действительность. Основную роль в познании философ отводил чувствам: ясно, как солнце, только чувственное. Мыслить – значит связывать одно показание органов чувств с другими. Все формы познания ( ощущения, представления, понятия, идеи) он рассматривал как образы, копии вещей, их свойств и отношений. Метафизичность антропологического материализма Фейербаха выразилась в том, что он вносил пассивно созерцательный характер, не учитывал общественно-исторической практики, за что и подвергся критике со стороны Маркса в «Тезисах о Фейербахе».

       К заслугам Фейербаха относится  то, что он вскрыл связь идеализма  с религией, показав, что их  корень заключается в отрыве  мышления от бытия и в превращении  идей в самостоятельные сущности. Фейербах подверг глубокому и  яркому анализу происхождение  и сущность религии. Однако  он сводил ее кони к психологии  человека, к его сознанию, чувствам, прежде всего к чувству любви.  Сам человек есть бог для  другого человека. Хотя Фейербах  и отмечал, что политические, этические и другие общественные факторы накладывают свой отпечаток на содержание религии, однако подлинные ее социальные корни остались нераскрытыми им.

Антропологический материализм Л. Фейербаха

Материалистические  традиции в немецкой классической философии  развивал Людвиг Фейербах.

В теории антропологического материализма Л. Фейербах обосновывает следующие выводы:

  • единственно существующими реальностями является природа и человек;
  • человек является частью природы;
  • человек есть единство материального и духовного;
  • человек должен стать главным интересом философии;
  • не мышление, не природа, а именно человек - центр всей методологии;
    • идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
    • Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует;
    • Бог - плод воображения человека;
    • природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворимая и никем не уничтожаемая;
    • все, что нас окружает (предметы, явления) есть различные проявления материи.

   В атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха важными являются следующие основные положения:

    • Бога как самостоятельной реальности нет;
    • Бог - порождение сознания человека;
    • мысль о Боге - сверхсильном разумном существе унижает человека, притупляет его страх и аффекты;
    • Бог не является творцом, истинный творец - человек, а Бог - творение человека, его разума;
    • религия - глубоко разработанная фантастическая идеология и не имеет общего с реальностью;
    • корни религии - в чувстве бессилия человека перед высшим миром, его зависимости от него.

   В теории познания Л. Фейербах вел острую борьбу против агностицизма И. Канта, заявляя, что границы познания постоянно расширяются, что человеческий разум способен в своем развитии открыть глубочайшие тайны природы. Исходный пункт познания - это ощущения, источником которых является материальный мир. Л. Фейербах пытается снять противоречия между эмпиризмом и рационализмом, старается показать единство чувственного и рационального моментов в познании, утверждая, что ощущения человека обязательно сопровождаются мыслью. Однако Фейербах отстаивал материалистический сенсуализм, так как основой познания рассматривал только ощущения, а не практику.

Информация о работе Контрольная работа по «Философии»