Контрольная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

Задание первое. Выпишите из философского словаря или энциклопедии и уясните следующие понятия темы.
Задание второе. «Философия Платона» (сочинение).
Задание третье. Выполнив второе задание, изобразите в схеме особенности платоновского учения о государстве.
Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии.
Задание пятое. Тестовая проверка знаний

Содержание

Задание первое………………………………………………………………...3

Задание второе…………………………………………………………….…..9

Задание третье………………………………………………………………..18

Задание четвертое……………………………………………………………19

Задание пятое………………………………………………………………....20

Список использованной литературы………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

философия №7.doc

— 129.50 Кб (Скачать)
 
 
 

Содержание 

Задание первое………………………………………………………………...3

Задание второе…………………………………………………………….…..9

Задание третье………………………………………………………………..18

Задание четвертое……………………………………………………………19

Задание пятое………………………………………………………………....20

Список использованной литературы………………………………………..23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание первое. Выпишите из философского словаря  или энциклопедии и уясните следующие понятия темы:

       Архэ  – (αρχή), начало, принцип (лат. princi-pium), термин древнегреческой философии. В дофилософском словоупотреблении (начиная с Гомера): 1) отправная точка, начало чего-либо в пространств. или временном смысле; 2) начало как зачин, причина чего-либо; 3) начало как начальство, власть, главенство. У Платона Архэ употребляется в значении 1) онтологического принципа (ср. схоластич. principium reale) и 2) начала познания, гносеологического принципа (ср. principium cognoscendi).

       Aтом (от греч. άτομος — неделимый), понятие древнегреческой философии, введённое Леекиппом для обозначения мельчайших, далее уже неделимых единиц бытия, из которых состоят все вещи (лат. пер.— Individuum). Согласно Левкиппу и Демокриту, атом не обладают какими -либо качествами, отличаясь друг от друга лишь фигурой, величиной и расположением в пространстве, и находятся в непрерывном движении (уподоблявшемся Демокритом движению пылинок в воздухе).

       Атараксия – (греч. αταραξία, букв.— отсутствие волнений, невозмутимость), термин философии Эпикура и его школы, идеальное Атараксия душевное состояние, к которому, по Эпикуру, должен стремиться человек. достигается избавлением от страха перед богами, смертью и загробным миром, от чувства недоумения перед непонятными явлениями природы, ограничением потребностей, умеренностью в наслаждениях, самоустранением от общественных и государственных дел.

       Бытие –  философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека. Философское  понимание бытия и его соотношения с сознанием определяет решение основного вопроса философии.

       Первую  филос. концепцию бытия выдвинули досократики, для которых бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Одни из них рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное, самотождественное (Парменид), другие — как непрерывно становящееся (Гераклит) бытие противопоставляется небытию; с др. стороны, досократики различали бытие «по истине» и бытие «по мнению», идеальную сущность и реальное существование. Платон противопоставил чувственное бытие чистым идеям — миру истинного бытия.

       Гедонизм – (от греч. ηδονή — наслаждение), этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований.

       Диалектика –   [греч.  διαλεκτική  (τέχνη)— искусство вести беседу, спор, от διαλέγομαι — веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на  этом учении метод творчески познающего мышления.

       Диало́г – (греч. Διάλογος — первоначальное значение — разговор, беседа между двумя лицами) — тип речевой коммуникации, осуществляющейся в отличие от монолога в виде словесного обмена репликами между двумя взаимодействующими собеседниками. Помимо осуществления коммуникации диалог может быть использован в художественных целях (в литературе, кино), для передачи философских идей (например, диалоги Платона — «Федон», «Пир»), для обучения иностранному языку (как упражнение).

       Детермизм – (от лат. determino — определяю), философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детермизма служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие).

       Душа – (греч. ψοχή, лат. anima), понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику и внутренний мир человека; в религии и идеалистической философии и психологии — понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела.

       Зна́ние — 1)форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы возникающие в её процессе, 2)субъективный образ объективной реальности, то есть адекватное отражение внешнего и внутреннего мира в сознании человека в форме представлений, понятий, суждений, теорий.

       Идеализм – (франц. idealisme, от греч. ιδέα — идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, зависимо, обусловленно. Идеализм противостоит материализму в решении основного вопроса-философии — об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания.

       Идея – (греч. ιδέα), форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира. Для Платона идея — это идеальные сущности, лишённые телесности и являющиеся подлинно объективной реальностью, находящейся вне конкретных вещей и явлений; они составляют особый идеальный мир.

       Кинизм – философское учение, согласно которому наилучшая жизнь - это естественное, свободное от обладания чем бы то ни было, избавленное от условностей и прочих искуственных сложностей существование, подобное жизни собаки. В период между 350 до н.э. и 500 н.э. кинизма в той или иной форме придерживались многие мыслители. От слова "собака" (греч. "кюон"), по-видимому, и происходит название кинической школы.

       Космос – (греч. κόσμος, лат. mundus), термин древне-греческой философии для обозначения мира как структурно организованного и упорядоченного целого. В дофилософском употреблении значение слова космос варьирует от внешне зримого, тектонически организованного «строения», «украшения», «наряда» до понятия внутренней структуры, особенно социальной — политической (государственный строй, «порядок» — Геродот) военной (воинский строй или ряд как противоположность беспорядочной рассеянности элементов-воинов — начиная с Гомера, а также «дисциплина» и «чинность» в поведении индивида.

       Логос –  (греч. λόγος), термин древне-греческой философии, означающий одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (или «понятие», «суждение», «основание»); при этом «слово» берётся не в чувственно-звуковом, а исключительно в смысловом плане, но и «смысл» понимается как нечто явленное, оформленное и постольку «словесное».

       Майэвтика –  или мэевтика (греч. μαιευτική), букв. — повивальное искусство, с которым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод философствования.

       Материализм – (от лат. materialis — вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материй в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т. п. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство, время и движение — объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, что единство мира состоит в его материальности.

       Понятие – мысль, отражающая в обобщённой форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними.

       Рассудок  и разум – философские  категории, сформировавшиеся в домарксистской философии и выражающие два уровня мыслительной деятельности. Различение рассудка и разума как двух «способностей души» намечается уже в античной философии: если рассудок — способность рассуждения познаёт всё относительное, земное и конечное, то разум, сущность которого состоит в целеполагании, открывает абсолютное, божественное и бесконечное.

       Скептицизм – (от греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) античный, древне-греческое  философское направление, основанное Пирроном из Элиды в кон. 4 в. до н. э.

       Стоицизм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»), где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые выступил в качестве самостоятельного учителя. Учение стоиков принято разделять на три части: логику, физику и этику. Известно их сравнение философии с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика — плодами. Также свою систему классификации стоики сравнивали с животным и с яйцом. В первом случае кости — логика, мясо — физика, душа животного — этика; во втором — скорлупа — логика, белок — физика, а желток яйца — этика.

       Фатализм  –  (от лат. fatalis — роковой, fatum — рок, судьба), мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Можно выделить три основных типа фатализма. Мифологический, а позднее бытовой, обывательский фатализм понимает предопределение как иррациональную, тёмную судьбу, теологический фатализм — как волю всемогущего божества; рационалистическийй фатализм (сливающийся с механистическим детерминизмом) — как неумолимое сцепление причин и следствий внутри замкнутой каузальной системы.

       Эйдос –  (греч.  είδος, лат. forma, species, этимологически тождественно рус. «вид»), термин древне-греческой философии. В дофилософском словоупотреблении (начиная с Гомера) и по большей части у досократиков (внешний) «вид», «образ», однако уже в 5 в. до н. э. (у Геродота и Фукидида)  засвидетельствовано значение,    близкое к «виду» как классификационной единице. У Демокрита — одно из обозначений «атома» [собственно «(геометрич.) форма», «фигура»]. У Платона (наряду с дофилософскими значениями) — синоним термина «идея» (ιδέα),  трансцендентная умопостигаемая форма, существующая   отдельно   от единичных   вещей, которые к ней причастны  (μέ ξις), объект достоверного научного знания.  

       Эпикуреизм – материалистическое направление в древне-греческой римской философии, названное по имени его основателя Эпикура. В Афинах эпикурейцы собирались в саду, принадлежавшем Эпикуру и завещанном им его школе (Диоген Лаэртий X 16—18), к-рая часто называлась в древности «Садом».

Критический рационализм (критический эмпиризм, фальсификационизм) - эпистемологическая теория, основные принципы которой сформулированы Карлом Поппером. Критический рационализм противопоставляется релятивистской философии, постмодернизму и социологическому подходу. Критический рационализм исходит из того, что знание является объективным и не сводится к тому, что знают люди. 
 
 
 
 
 

Задание второе. «Философия Платона» (сочинение) 

       
  1. Платон  и его сочинения.

       В истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков. Платоном был создан и разработан  один из двух основных типов философского мировоззрения. Платон – создатель философского идеализма. Материализм был развит и осознан как философское воззрение старшим современником Платона Демокритом. Идеализм же, как учение и мировоззрение, принципиально противоположное материализму, был осознан и развит впервые Платоном. С этого времени вся последующая история философии оказывается историей борьбы материализма и идеализма, ‹‹линий Платона и Демокрита››.

       Учение, созданное Платоном многогранно  и обширно. Оно охватывает вопросы  и о природе, и о человеке, и  о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и о языке, и об искусстве –  поэзии, скульптуре, живописи, музыке, о красноречии, и о воспитании. Если в целом греки были создателями как бы ‹‹пробных систем›› философии, то Платон создал ‹‹пробную систему›› идеализма.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"