Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 17:19, контрольная работа
Задание первое. Выпишите из философского словаря или энциклопедии и уясните следующие понятия темы.
Задание второе. «Философия Платона» (сочинение).
Задание третье. Выполнив второе задание, изобразите в схеме особенности платоновского учения о государстве.
Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии.
Задание пятое. Тестовая проверка знаний
Задание первое………………………………………………………………...3
Задание второе…………………………………………………………….…..9
Задание третье………………………………………………………………..18
Задание четвертое……………………………………………………………19
Задание пятое………………………………………………………………....20
Список использованной литературы………………………………………..23
Содержание
Задание
первое………………………………………………………………
Задание
второе…………………………………………………………….
Задание третье………………………………………………………………
Задание четвертое………………………………………………………
Задание пятое……………………………………………………………….
Список использованной
литературы………………………………………..23
Задание первое. Выпишите из философского словаря или энциклопедии и уясните следующие понятия темы:
Архэ – (αρχή), начало, принцип (лат. princi-pium), термин древнегреческой философии. В дофилософском словоупотреблении (начиная с Гомера): 1) отправная точка, начало чего-либо в пространств. или временном смысле; 2) начало как зачин, причина чего-либо; 3) начало как начальство, власть, главенство. У Платона Архэ употребляется в значении 1) онтологического принципа (ср. схоластич. principium reale) и 2) начала познания, гносеологического принципа (ср. principium cognoscendi).
Aтом (от греч. άτομος — неделимый), понятие древнегреческой философии, введённое Леекиппом для обозначения мельчайших, далее уже неделимых единиц бытия, из которых состоят все вещи (лат. пер.— Individuum). Согласно Левкиппу и Демокриту, атом не обладают какими -либо качествами, отличаясь друг от друга лишь фигурой, величиной и расположением в пространстве, и находятся в непрерывном движении (уподоблявшемся Демокритом движению пылинок в воздухе).
Атараксия – (греч. αταραξία, букв.— отсутствие волнений, невозмутимость), термин философии Эпикура и его школы, идеальное Атараксия душевное состояние, к которому, по Эпикуру, должен стремиться человек. достигается избавлением от страха перед богами, смертью и загробным миром, от чувства недоумения перед непонятными явлениями природы, ограничением потребностей, умеренностью в наслаждениях, самоустранением от общественных и государственных дел.
Бытие – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека. Философское понимание бытия и его соотношения с сознанием определяет решение основного вопроса философии.
Первую филос. концепцию бытия выдвинули досократики, для которых бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Одни из них рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное, самотождественное (Парменид), другие — как непрерывно становящееся (Гераклит) бытие противопоставляется небытию; с др. стороны, досократики различали бытие «по истине» и бытие «по мнению», идеальную сущность и реальное существование. Платон противопоставил чувственное бытие чистым идеям — миру истинного бытия.
Гедонизм – (от греч. ηδονή — наслаждение), этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований.
Диалектика – [греч. διαλεκτική (τέχνη)— искусство вести беседу, спор, от διαλέγομαι — веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.
Диало́г – (греч. Διάλογος — первоначальное значение — разговор, беседа между двумя лицами) — тип речевой коммуникации, осуществляющейся в отличие от монолога в виде словесного обмена репликами между двумя взаимодействующими собеседниками. Помимо осуществления коммуникации диалог может быть использован в художественных целях (в литературе, кино), для передачи философских идей (например, диалоги Платона — «Федон», «Пир»), для обучения иностранному языку (как упражнение).
Детермизм – (от лат. determino — определяю), философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детермизма служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие).
Душа – (греч. ψοχή, лат. anima), понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику и внутренний мир человека; в религии и идеалистической философии и психологии — понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела.
Зна́ние — 1)форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы возникающие в её процессе, 2)субъективный образ объективной реальности, то есть адекватное отражение внешнего и внутреннего мира в сознании человека в форме представлений, понятий, суждений, теорий.
Идеализм – (франц. idealisme, от греч. ιδέα — идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, зависимо, обусловленно. Идеализм противостоит материализму в решении основного вопроса-философии — об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания.
Идея – (греч. ιδέα), форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира. Для Платона идея — это идеальные сущности, лишённые телесности и являющиеся подлинно объективной реальностью, находящейся вне конкретных вещей и явлений; они составляют особый идеальный мир.
Кинизм – философское учение, согласно которому наилучшая жизнь - это естественное, свободное от обладания чем бы то ни было, избавленное от условностей и прочих искуственных сложностей существование, подобное жизни собаки. В период между 350 до н.э. и 500 н.э. кинизма в той или иной форме придерживались многие мыслители. От слова "собака" (греч. "кюон"), по-видимому, и происходит название кинической школы.
Космос – (греч. κόσμος, лат. mundus), термин древне-греческой философии для обозначения мира как структурно организованного и упорядоченного целого. В дофилософском употреблении значение слова космос варьирует от внешне зримого, тектонически организованного «строения», «украшения», «наряда» до понятия внутренней структуры, особенно социальной — политической (государственный строй, «порядок» — Геродот) военной (воинский строй или ряд как противоположность беспорядочной рассеянности элементов-воинов — начиная с Гомера, а также «дисциплина» и «чинность» в поведении индивида.
Логос – (греч. λόγος), термин древне-греческой философии, означающий одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (или «понятие», «суждение», «основание»); при этом «слово» берётся не в чувственно-звуковом, а исключительно в смысловом плане, но и «смысл» понимается как нечто явленное, оформленное и постольку «словесное».
Майэвтика – или мэевтика (греч. μαιευτική), букв. — повивальное искусство, с которым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод философствования.
Материализм – (от лат. materialis — вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материй в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т. п. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство, время и движение — объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, что единство мира состоит в его материальности.
Понятие – мысль, отражающая в обобщённой форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними.
Рассудок и разум – философские категории, сформировавшиеся в домарксистской философии и выражающие два уровня мыслительной деятельности. Различение рассудка и разума как двух «способностей души» намечается уже в античной философии: если рассудок — способность рассуждения — познаёт всё относительное, земное и конечное, то разум, сущность которого состоит в целеполагании, открывает абсолютное, божественное и бесконечное.
Скептицизм – (от греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) античный, древне-греческое философское направление, основанное Пирроном из Элиды в кон. 4 в. до н. э.
Стоицизм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»), где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые выступил в качестве самостоятельного учителя. Учение стоиков принято разделять на три части: логику, физику и этику. Известно их сравнение философии с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика — плодами. Также свою систему классификации стоики сравнивали с животным и с яйцом. В первом случае кости — логика, мясо — физика, душа животного — этика; во втором — скорлупа — логика, белок — физика, а желток яйца — этика.
Фатализм – (от лат. fatalis — роковой, fatum — рок, судьба), мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Можно выделить три основных типа фатализма. Мифологический, а позднее бытовой, обывательский фатализм понимает предопределение как иррациональную, тёмную судьбу, теологический фатализм — как волю всемогущего божества; рационалистическийй фатализм (сливающийся с механистическим детерминизмом) — как неумолимое сцепление причин и следствий внутри замкнутой каузальной системы.
Эйдос – (греч. είδος, лат. forma, species, этимологически тождественно рус. «вид»), термин древне-греческой философии. В дофилософском словоупотреблении (начиная с Гомера) и по большей части у досократиков (внешний) «вид», «образ», однако уже в 5 в. до н. э. (у Геродота и Фукидида) засвидетельствовано значение, близкое к «виду» как классификационной единице. У Демокрита — одно из обозначений «атома» [собственно «(геометрич.) форма», «фигура»]. У Платона (наряду с дофилософскими значениями) — синоним термина «идея» (ιδέα), трансцендентная умопостигаемая форма, существующая отдельно от единичных вещей, которые к ней причастны (μέ ξις), объект достоверного научного знания.
Эпикуреизм – материалистическое направление в древне-греческой римской философии, названное по имени его основателя Эпикура. В Афинах эпикурейцы собирались в саду, принадлежавшем Эпикуру и завещанном им его школе (Диоген Лаэртий X 16—18), к-рая часто называлась в древности «Садом».
Критический
рационализм (критический эмпиризм,
фальсификационизм) - эпистемологическая
теория, основные принципы которой сформулированы
Карлом Поппером. Критический рационализм
противопоставляется релятивистской
философии, постмодернизму и социологическому
подходу. Критический рационализм исходит
из того, что знание является объективным
и не сводится к тому, что знают люди.
Задание
второе. «Философия
Платона» (сочинение)
В истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков. Платоном был создан и разработан один из двух основных типов философского мировоззрения. Платон – создатель философского идеализма. Материализм был развит и осознан как философское воззрение старшим современником Платона Демокритом. Идеализм же, как учение и мировоззрение, принципиально противоположное материализму, был осознан и развит впервые Платоном. С этого времени вся последующая история философии оказывается историей борьбы материализма и идеализма, ‹‹линий Платона и Демокрита››.
Учение, созданное Платоном многогранно и обширно. Оно охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и о языке, и об искусстве – поэзии, скульптуре, живописи, музыке, о красноречии, и о воспитании. Если в целом греки были создателями как бы ‹‹пробных систем›› философии, то Платон создал ‹‹пробную систему›› идеализма.