Философия восточных единоборств

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: познание восточных единоборств как онтологического явления.
Задачи исследования:
Определить восточные единоборства как объект онтологии.
Изучить литературу по данной проблеме.
Рассмотреть философско-мировоззренческие основания восточных единоборств.
Выяснить проблему самосовершенствования человека в восточных единоборствах.

Содержание

I. Введение………………………………………………………………….……...3 II. Философия восточных единоборств
Глава 1: Методологические вопросы онтологического изучения восточных единоборств …………………………………………………………………...6 1.1 Что такое философия восточных единоборств……………………...…..6 1.2 Восточные единоборства как объект онтологии………………………...9 1.3 Философско-мировоззренческие основания восточных единоборств..11
1.4. Онтологический путь человека в восточных единоборствах: общая характеристика……………………………………………………………….131.5 Духовность восточных единоборств……………………………...…….14
Глава 2. Ведущие направления восточных единоборств: главные аспекты онтологического исследования ……………………………………………..18
2.1. Гармония мира и человека в восточных единоборствах………..…….18
2.2.Восточные единоборства в системе ценностей и досуговой деятельности современной молодёжной субкультуры………………………..20
2.3. Философия дзюдо……………………………………………………..…23 2.4. Философия самбо………………………………………………………..27
III. Заключение……………..………………………………………………….....29 Список литературы…………………..………..…………………………………31

Работа содержит 1 файл

Восточные единоборства и философия.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

      В лекциях Дзигоро Кано выделял  также 5 принципов поведения дзюдоиста  в повседневной жизни:

- внимательно наблюдай  за собой и обстоятельствами повседневной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим; 
- владей инициативой в любом начинании; 
- осмысливай полностью, действуй решительно; 
- знай меру; 
- держись середины между радостью и подавленностью, самоистязанием и ленью, безрассудной бравадой и жалкой трусостью. Дзюдо хранит вековые традиции и остается наследником самурайского кодекса чести.

     Дзюдо воспитывает не только физическую силу, но и ум, благородство. Дзюдо является искусством самосовершенствования. Борец, и опытный, и начинающий, должен быть мужественным, настойчивым, скромным и уважительным к другим людям. Основатель борьбы, Дзигоро Кано, рассматривал свое искусство как средство формирования гармонично развитой личности. Он считал, что дзюдо – не столько защита без оружия, сколько философия повседневной жизни.

     Кодекс  чести дзюдоиста включает в себя такие качества, как: 
- вежливость; 
- смелость; 
- искренность; 
- честность; 
- скромность; 
- самоконтроль; 
- верность в дружбе; 
- уважение к окружающим.

     Дзигоро Кано установил пять пунктов клятвы, смысл которой сводился к следующему: вступая на путь дзюдо, я не откажусь от занятий без серьезных на то оснований; своим поведением я обещаю не уронить достоинство дожо; я  никогда не выдам секретов школы непосвященным и только в крайнем случае буду брать уроки борьбы в другом месте; обещаю не давать уроки без разрешения своего учителя; в течение своей жизни клянусь уважать правила Кодокана как ученик и наставник, если стану им.

     В 1914, Всеяпонский чемпионат высших школ, начался в Киото в Имперском Университете. Он стал первым шагом к созданию КОСЭН ДЗЮДО или методам борьбы лежа. Эта форма дзюдо стала настолько популярной и развитой, что в 1925 году, Кано заметил постепенный отход опытными дзюдоками от бросковых техник. Тенденция к акценту на борьбу лежа возникла как у новых студентов, так и у уже опытных мастеров дзюдо, т.к. эффективность этой техники, и, главное простота ее применения против борцов, превосходящих в весе, была очевидной, по сравнению с техникой броска. В связи с этим правила соревновательного Дзюдо были переработаны и в них были введены особые требования, чтобы все поединки начинались из позиции в стойке, удобной для выполнения бросковой техники. Согласно новым правилам, если один участник соревнований пытался перевести противника в положение лежа просто потянув или повиснув на нем без попытки проведения броска или активного сбивания, его противник автоматически объявлялся победителем. Несмотря на явное предпочтение бросковой техники, Кано понимал необходимость повышать квалификацию учеников в Косэн Дзюдо, и ощущал острую нужду в специалистах, которые будут серьезно заниматься разработкой этого раздела. Для этого, Турнир Семи Университетов, который регулярно проводится в Японии по сей день, был освобожден от этих новых правил Кодокан. Студенты Косэн Дзюдо представляли собой элиту борцов, и в поединках, проводимых ими, считалось позорным подать сигнал о сдаче хлопком или голосом. Удушения и травмы суставов при выполнении болевых приемов были неизбежным концом множества схваток. Конечно, такие жесткие тренировки привели к быстрому росту опыта и мастерства и появлению настоящих профессионалов в борьбе лежа.

     После создания Международной Федерации  Дзюдо в 1951 году, популярность этого вида борьбы стала быстро возрастать.

     Поединки  в дзюдо проходят на матовых ковриках из прессованной соломы или полимерных материалов, называемых татами. Рабочая  зона, где проходит поединок, имеет  размер 10х10 метров. При этом основная борьба ведется в квадрате размером 8х8 метров. Остальная зона, имеющая красный цвет, называется опасной зоной. Площадка за опасной зоной имеет ширину 3 метра и называется зоной безопасности, так как должна предохранять соперников от травм. В центре рабочей зоны на расстоянии 4 метров друг от друга белой и синей липкой лентой длиной около 50 см и шириной около 10 см делаются две отметки, откуда борцы должны начинать поединок. Оригинальное японское татами представляет собой мат из рисовой соломы стандартного размера, немногим более 1,5 квадратных метров, и достаточно плотный. Современные виды татами изготавливаются из искусственных материалов, они более гибкие и плотные. Достаточно долгое время производятся татами из прочной резины, которые после соединения покрывают специальной тканью.

     Борцовская  одежда – это не просто одежда, она  включает в себя традиции, стиль, а  некоторые ее элементы даже являются предметами гордости. Поэтому, выбирая  предметы своей экипировки, спортсмены относятся к этому очень серьезно. Профессиональное кимоно дзюдоистов называется «дзюдоги», и изготавливается оно в синем и белом цветах из плотного хлопкового материала. Синие и белые цвета используются для того чтобы зрители и судьи легче могли различать участников поединка. Раньше, когда правила разрешали на официальных соревнованиях выходить на татами только в кимоно белого цвета, участник, которого вызывали первым, должен был дополнительно надеть повязку красного цвета, а его противник - белую. Плотность куртки профессионального кимоно может достигать 1000 г/м., что в несколько раз превышает плотность многих мебельных тканей.

     Схватка обязательно начинается и заканчивается  поклоном. Всего борец должен продемонстрировать свое уважение сопернику 7 раз. Первый поклон нужно совершить перед  тем, как вступить в зону безопасности, второй – перед тем, как пересечь «красную зону», третий – перед самым началом поединка. Четвертый поклон следует сразу после оглашения результата поединка. Пятый поклон нужно сделать перед тем, как начать движение с татами, шестой – после пересечения «красной зоны», седьмой – после выхода из зоны безопасности.

     Еще при самом становлении борьбы дзюдоистам, достигшим уровня Черного  пояса, вменялось в обязанность  изучение традиционных способов оказания "первой помощи" при травмах. Эти  способы имеют мало общего с традиционной европейской медициной. Они полностью основаны на теории акупунктуры, а вернее сказать, акупрессуры, заимствованной на континенте наставниками старых школ джиу-джитсу. В стране восходящего солнца различные методы реанимации человека, находящегося в шоковом состоянии, получили название каппо. В далеком прошлом все без исключения способы каппо держались в строжайшем секрете и передавались из уст в уста от главы школы лучшим ученикам. Происходило это потому, что человек, усвоивший меридиональную систему китайской медицины и получивший представление об уязвимых точках тела, мог использовать свои познания не только для излечения. Освоение каппо постоянно шло параллельно с освоением агрессивной системы саппо, то есть поражения точек, влияющих на жизненные центры, которые в наше время в спортивной борьбе не применяющейся. Этим риском и объясняется требование создателя дзюдо приобщать к каппо лишь спортсменов высокого класса, которые достигли заметных успехов в области духовного самосовершенствования, и свято соблюдающих моральные заповеди старых мастеров.

     К сожалению, создатель дзюдо не дожил  до того времени, когда его детище превратилось в поистине массовый вид  спорта, популярный во всем мире среди  детей и взрослых, юношей и девушек, мужчин и женщин. Миллионы людей всех возрастов занимаются дзюдо. Дзюдо объединяет людей разных национальностей, вкусов, вероисповеданий. Многогранность дзюдо позволяет каждому найти здесь то, что нужно только ему. О дзюдо много написано, но окончательную точку ставить рано - тема эта неисчерпаема. Более чем столетняя история дзюдо привлекает все новых и новых поклонников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. 4. Философия Самбо.

      Самбо (аббревиатура, образованная от словосочетания «самозащита без оружия») — вид спортивного единоборства, а также комплексная система самообороны, разработанная в СССР в результате синтеза многих национальных видов единоборств и, в частности, борьбы дзюдо. Является одним из видов борьбы в одежде. Официальной датой рождения этого вида спорта принято считать 16 ноября 1938 года, когда вышел в свет Приказ по Всесоюзному комитету по делам физкультуры и спорта при СНК СССР № 633 «О развитии борьбы вольного стиля» («борьба вольного стиля» было первоначальным наименованием спорта, позже переименованного в «самбо»).

      Самбо подразделяется на два вида: самбо спортивное и боевое.

      С 1972 г. проводятся международные соревнования по борьбе самбо. Борцы самбо тренируются в более чем 70 странах мира. В 1981 году МОК признал борьбу самбо олимпийским видом спорта, но в программу Олимпиад этот вид борьбы до сих пор не включён. Есть мнение, что неопределённый статус самбо в олимпийском мире сказывается на популярности этого вида спорта: многие спортсмены-самбисты стали выступать на соревнованиях по дзюдо. Тем не менее, в последнее время число практикующих самбо увеличивается. Согласно данным Международной любительской федерации борьбы (англ. International federation of associated wrestling styles (FILA), самбо является одним из четырёх основных международных видов соревновательной борьбы среди взрослых, практикуемых на сегодня (остальные три — это Вольная борьба, Греко-римская борьба и Дзюдо).

      В настоящий момент нет единого мнения о том, кто является основателем самбо. Официально основоположником борьбы самбо является преподаватель МЭИ (ТУ) Анатолий Аркадьевич Харлампиев, чья книга «Борьба самбо» много раз издавалась в Советском Союзе. Анатолий Аркадьевич председательствовал на научно-методической конференции «1-го Всесоюзного тренерского сбора», проходившего в мае 1938 года, на которой были обсуждены основные вопросы создания и развития «борьбы вольного стиля», а также был назначен старшим тренером сбора. Он же первым возглавил организованную в 1938 «Всесоюзную секцию борьбы вольного стиля» (будущую федерацию самбо). Большинство источников считает, однако, что основы борьбы были заложены ещё до Харлампиева. Фундамент был заложен Василием Сергеевичем Ощепковым (чьим учеником был Харлампиев) и Виктором Афанасьевичем Спиридоновым. Ощепков был великолепным дзюдоистом, учеником Дзигоро Кано, третьим из европейцев получившим второй дан по дзюдо в Кодокане (лично от Дзигоро Кано). В 1937 Ощепков пал жертвой всеобщей шпиономании, был арестован, обвинён в шпионаже в пользу Японии наравне с другими разведчиками 4 Управления НКВД и скончался в тюрьме через 10 дней после ареста от сердечного приступа. В 1957 году Ощепков был реабилитирован. Спиридонов был офицером российской императорской армии, позже работал в системе НКВД. Изучал дзюдзюцу ещё до революции 1917 года. Возглавлял в обществе «Динамо» работу в области спортивно-прикладной дисциплины «самозащита без оружия». После гибели Ощепкова главой «Всесоюзной секции борьбы вольного стиля» стал Харлампиев, так как Спиридонов не мог быть публичным лицом. Изучение борьбы народов СССР было начато ещё при Ощепкове. Спиридонов же кроме дзю-дзюцу являлся знатоком бокса и савата (правда эти приёмы как травмоопасные в спортивное самбо не вошли). В 1947 году в журнале «Огонёк» появился очерк детского писателя Исая Аркадьевича Рахтанова «История самбо», в котором основателем самбо был объявлен Анатолий Харлампиев. В очерке была рассказана (практически полностью придуманная) история о том, как основатель самбо, по совету отца, создал систему самозащиты и борьбы вольного стиля. Он обошёл множество областей только что созданного СССР, разыскивал и отбирал приёмы национальных видов борьбы, и на их основе создал принципиально новую систему. Рассказ стал очень популярен в СССР, что, несомненно, способствовало популяризации самбо. В 1983 году был снят фильм «Непобедимый», сюжетно схожий с очерком Рахтанова. Сам Харлампиев никогда не подтверждал и не опровергал легенды, рассказанной Исаем Рахтановым. Последнее часто ставят ему в вину, как если бы Харлампиев косвенно способствовал тому, что его стали считать единоличным основателем самбо.

      По словам Н. Л. Медведева (мастер спорта международного класса, Чемпион СССР, победитель Кубка мира, Заслуженный тренер СССР по самбо): САМБО в первую очередь — это философия открытости ко всему лучшему и передовому во всех национальных видах единоборств. САМБО — постоянно растет, обновляется, подпитывается. Это не архив, не компилятивный сборник бросков и захватов, это живая материя. С самого начала основоположники самбо придерживались системного подхода к новому виду спорта. В своём докладе 1938 года Харлампиев указывает следующие виды систематики: * национальная систематика — учитывающая арсенал приёмов национальных видов борьбы, и конституционная — исходящая из особенностей борцов; * боевая систематика — те приёмы, которые борец использует в экстремальной ситуации исходя из того, как противник нападает; * педагогическая систематика — распределение учебного материала по периодам обучения и так далее. Тогда же был сделан решающий для последующего развития всех видов самбо вывод — фундаментом, на котором должны базироваться все прикладные виды борьбы (борьба с оружием, различные специальные техники и так далее), должна стать спортивная борьба. Виды самбо Спортивное самбо Спортивное самбо — вид борьбы с большим арсеналом болевых приёмов, а также бросков, применяемых в стойке и в партере. Самбо распространено в Китае, Японии а так же на Кубе.[источник не указан 165 дней]

      Боевое самбо — единоборство, созданное в 1930-ых годах в СССР для обучения членов силовых структур. Тогда боевое самбо не считалось спортивной дисциплиной и являлось запрещенным к обучению гражданских лиц. Лишь в 1991 году боевое самбо было «рассекречено» и стало отдельным видом спорта (В 1994 году в Москве состоялся 1-ый чемпионат России по боевому самбо)[6]. В отличие от борьбы самбо задачей спортивного поединка является не только демонстрация бросковой техники борьбы в одежде или техники болевых приёмов. В поединке по боевому самбо важна именно эффективность технических действий по устранению физической агрессии. Решением задачи спортивного поединка является добровольное признание себя побеждённым одного из участников, либо через его явную небоеспособность. Именно поэтому в боевом самбо возможно применение технического арсенала из любого вида спортивного единоборства. Например: броски и удержания посредством захватов за одежду, болевые воздействия на связки и суставы (характерно для самбо и дзюдо), броски посредством классических захватов за тело (характерных для борьбы вольного и классического стилей), удушающие воздействия посредством захватов за одежду (характерно для дзюдо) и частей тела (это уже ближе к смешанным видам единоборств), всевозможные удары руками и ногами (характерные для различных видов ударных единоборств). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      Итак, философия единоборств, в конечном счете, оказывается философским, гуманистическим, психолого-педагогическим учением, предлагающим конкретный метод комплексного, педагогического воздействия. В этом и состоит глобальность единоборств как социокультурного феномена.

      Эта система располагает своими формами  и содержанием, методами, средствами контрольно-управляющими механизмами  и интегративными факторами, которые  в сумме оказывают на личность человека формирующее воздействие, обеспечивающее, во-первых, ей цельность или целостность развития физических, психических и духовных качеств; во-вторых, мощный импульс к творчеству, гуманистическую целевую ориентацию, внутреннюю установку на постоянное самосовершенствование; в-третьих, повышенный потенциал и ярко выраженную способность успешного противодействия деструктивным факторам и выживания в условиях неординарной и экстремальной ситуации.

      Какой тип личности призвана сформировать социально-педагогическая система  единоборств? Какие личностные характеристики она задает?

      Первое. Единоборец ищет и находит истину не вне себя, а в себе самом. Всю программу деятельного, активного поиска он развивает сам, творчески формируя, создавая себя из себя и первоначально для себя. На этом этапе единоборец относительно автономен и самодостаточен. Ему не нужен никто, кроме учителя-наставника, во мнении и под контролем которого творчески самовыражается ученик-единоборец. Следовательно, личность единоборца отличается творческим созидательным характером и относительной автономностью, относительной самодостаточностью. Единоборец не потребитель, а продуцент. Он и творец, и материал, и творческое усилие, приложенное к самому себе.

      Второе. Из относительной автономности, творческой самодостаточности вытекает уверенность в своих силах, ведь единоборец всего достигает сам естественным путем, путем колоссальных затрат сил, времени, энергии, не требуя и не ожидая подарков от людей или от высших сил. То умение, те навыки, которые он приобретает благодаря своему учителю-наставнику, являются его неотчуждаемым достоянием, поэтому их нельзя потерять или отнять. Следовательно, единоборец уверен в своих благоприобретенных возможностях, то есть его личность характеризуется уверенностью.

      Из  этой уверенности единоборец черпает спокойствие и уравновешенность. Причем он уверен не только в имеющемся, но и в перспективах, поскольку ориентирован на процесс, а не на результат. Поэтому для него результат неизбежен как часть процесса, а не как что-то внешнее, постороннее, чужеродное этому процессу.

Информация о работе Философия восточных единоборств