Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:13, курсовая работа
Цель исследования: познание восточных единоборств как онтологического явления.
Задачи исследования:
Определить восточные единоборства как объект онтологии.
Изучить литературу по данной проблеме.
Рассмотреть философско-мировоззренческие основания восточных единоборств.
Выяснить проблему самосовершенствования человека в восточных единоборствах.
I. Введение………………………………………………………………….……...3 II. Философия восточных единоборств
Глава 1: Методологические вопросы онтологического изучения восточных единоборств …………………………………………………………………...6 1.1 Что такое философия восточных единоборств……………………...…..6 1.2 Восточные единоборства как объект онтологии………………………...9 1.3 Философско-мировоззренческие основания восточных единоборств..11
1.4. Онтологический путь человека в восточных единоборствах: общая характеристика……………………………………………………………….131.5 Духовность восточных единоборств……………………………...…….14
Глава 2. Ведущие направления восточных единоборств: главные аспекты онтологического исследования ……………………………………………..18
2.1. Гармония мира и человека в восточных единоборствах………..…….18
2.2.Восточные единоборства в системе ценностей и досуговой деятельности современной молодёжной субкультуры………………………..20
2.3. Философия дзюдо……………………………………………………..…23 2.4. Философия самбо………………………………………………………..27
III. Заключение……………..………………………………………………….....29 Список литературы…………………..………..…………………………………31
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердловской области
«Училище
олимпийского резерва № 1 (колледж)»
Курсовая работа на тему:
Философия
восточных единоборств
Исполнитель: Кычаков Алексей Сергеевич
студент III курса, группа № 32
специализация: Дзюдо
Руководитель:
Мартемьянова Валентина Васильевна
г. Екатеринбург
2011
План
I. Введение…………………………………………………………
1.4. Онтологический
путь человека в восточных единоборствах:
общая характеристика…………………………………………
2.1. Гармония мира и человека в восточных единоборствах………..…….18
2.2.Восточные единоборства в системе ценностей и досуговой деятельности современной молодёжной субкультуры………………………..20
2.3. Философия дзюдо……………………………………………………..…23 2.4. Философия самбо………………………………………………………..27
III. Заключение……………..…………………………………
Введение
Актуальность темы исследования
Жители западных стран искренне удивляются, обнаруживая, что восточные военные дисциплины характеризуются как «искусство» в том смысле, что все они являются как бы одной из форм проявлений души, т.е. внутренней сущностью человека. Этот аспект восточных единоборств нелегко понять тому, кто незнаком с культурой Востока, если он не удовольствуется рассмотрением этих дисциплин как фактов социальной деятельности, представляющих собой искусство, чисто физическое по своей природе. Европеец еще более удивится, когда узнает о «безыскусном искусстве», которое намного превосходит обычные физические возможности человека и может быть продемонстрировано великими мастерами восточных единоборств.
Человеку еще предстоит доказать, что он наделен достаточной гибкостью ума и способен полностью избавиться от предрассудков в отношении других представителей человечества. Он все еще придает большое значение совершенствованию первой из древнейших технологий: изготовлению оружия и боевых систем, используемых для уничтожения себе подобных. Это заставляет его придавать своим политическим организациям и промышленным предприятиям военный характер.
Война продолжает быть составной частью истории и влиять на нее, независимо от того, считаем ли мы войну благом для общества или фактором, служащим для его разрушения. Когда все остальные доводы не помогают, она остается единственным арбитром. Сегодня люди, так же как и в прошлом, считают необходимым подразделять войны, руководствуясь соответствующими принципами, на «справедливые» и «несправедливые».
Однако оба эти понятия не могут претендовать на универсальность. Большинство решений развязать войну базируется на силе, а не на праве, и редко можно оправдать войну с точки зрения морали, хотя это и пытаются сделать с помощью рассуждений. Для безрассудного человека в ужасах войны кроется очарование, в то время как для рассудительного воина - источник отчаяния и безнадежности.
Становится очевидным, что в перспективе исторического развития человечества всегда будут люди, стремящиеся к войне и борющиеся за мир, но очень немногие из них целиком и полностью придерживаются только мирных или только военных взглядов. Суровая действительность войны всегда создает у людей, изнуренных войной, психологические предпосылки развития мирных признаков путем духовного озарения. Усталость от войн послужила внутренней причиной создания боевых искусств.
Наша страна переживает период, когда общество нуждается в разработке прогрессивных, научно обоснованных систем формирования человека с сильным телом, здоровой душой и высоким интеллектом.
Отчетливо видно, как обозначились основные проблемы нехватки духовных ценностей в обществе. Это, прежде всего, потеря нравственных ориентиров в сознании и поведении подростков, когда наряду со здоровыми началами возрождаются антигуманные идеи, снижается уровень нравственности.
Чтобы стать хозяином собственной судьбы, нужно рассматривать жизнь как бой, требующий четких и безошибочных решений в постоянно меняющейся ситуации.
История свидетельствует, что в критические моменты развития просвещения человеческая мысль обращалась к идеалам гуманизма, к нравственным основам образования и воспитания. Именно в развитии гуманистической культуры, в усилении нравственных основ социальной среды, общественных отношений и самой личности видится выход из нравственно-духовного кризиса.
Один
из путей реализации совершенствования
личности — в нравственном и физическом
совершенствовании человека на основе
нетрадиционных средств, с использованием
восточных единоборств.
Степень разработанности темы.
В
современном мире восточные единоборства
до сих пор вызывают немало разноречивых
толков и представлений. В тех
странах, где дзю-до, каратэ, айкидо,
муай-тай, шаолиньсы-цуань и прочие
систематизированные формы
Растущий поток специальной литературы, по сути дела, не проясняет главного глубинного смысла и внутреннего содержания восточных единоборств как древнего искусства борьбы, как науки жизни, которая совершенствовалась на протяжении тысячелетий, оставаясь уникальной сокровищницей знания для народов Востока. Чтобы приблизиться к истокам восточных единоборств как Учения, необходимо рассматривать его во всей совокупности исторических, религиозно-философских, культурных и медико-биологических факторов.
Совершенствование человека может быть достаточно эффективным и результативным в том случае, если оно не будет рассматриваться оторвано от окружающей среды, природной и социальной.
Тем не менее трудно назвать работу европейского или американского автора, которая охватывала бы весь спектр проблем, заключенных в понятии «восточные единоборства». Содержательны, но отнюдь не исчерпывающи книги по военно-прикладным видам спорта, опубликованные за последние годы в Японии, Китае, Корее, Вьетнаме; они освещают лишь частичные вопросы или дают пересказ расхожих легенд. При этом работы восточных мастеров зачастую овеяны мистическим флером, изобилуют излишней экзотикой.
Важное значение для исследования проблемы совершенствования человека имеет наследие индийских и китайских философов, рассматривающих гармонию нравственных, духовных начал и физических характеристик в человеке (Конфуция, Лао-цзы, Бодхихарма, Ле-цзы и др.). Большую ценность представляют их взгляды на проблему взаимодействия природы и человека, религии и культуры.
Значимость проблемы и вместе с тем ее неразработанность обусловили выбор обозначенной темы исследования.
Объект исследования: ведущие направления, стили и школы восточных единоборств.
Предмет исследования: онтологические аспекты философского изучения восточных единоборств.
Цель исследования: познание восточных единоборств как онтологического явления.
Задачи исследования:
Гипотеза: Философские мышления – основа восточных единоборств
Структура курсовой работы:
Данная
работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка литературы.
Возросший в последние годы интерес к боевым системам Востока в какой-то мере способствовал усилению внимания к изучению их истоков, религиозно-философских аспектов, лежащих в их основе. Однако эти обращения остаются эпизодическими, нецеленаправленными.
В последнее время издано немало книг и брошюр, посвященных восточным единоборствам, в которых много внимания уделено историческим и этнографическим материалам становления и развития различным школ восточных единоборств, а также переводных изданий зарубежных мастеров.
В них детально и подробно освящены прикладные аспекты тех, или иных видов восточных единоборств. Раскрыт целостный подход ко многим сторонам подготовки бойцов, разработаны новые подходы описания различных стилей и школ восточных единоборств. Много внимания уделяется базовой технике и общефизической подготовке, а также формированию необходимого боевого духа.
Вместе
с тем, эти работы носят в основном
описательный характер, затрагивают
отдельные аспекты восточных
единоборств, таких как, философия,
лечебно-оздоровительные
Боевое искусство — не более чем один из способов войти в единую систему практического знания о мире. Таким же входом для кого-то является акупунктура, массаж, экстрасенсорика, астрология, — как и физика, и математика, и поэзия. Мы привыкли видеть в них совершенно разные вещи и изучаем их раздельно, тратя на это огромное количество времени, которое потом уже никто не сможет вернуть.
В старину говорили, что боевое искусство подобно горе, на вершину которой ведет множество тропинок — стилей, начинающихся в различных местах, но сливающихся воедино на вершине. Это естественно, поскольку их инструмент один и тот же — человеческое тело, дух и разум.
В
своей работе мы попытаемся дать комплексный
анализ зародившегося на Востоке «искусства
борьбы» и проследить развитие традиции
до наших дней. Я сам занимаюсь борьбой
дзюдо, и данная проблема представляет
для меня интерес.
I. Глава 1: Методологические вопросы онтологического изучения восточных единоборств.
Уникальна культура каждого народа. Тысячелетиями формировались мировоззрение, мировосприятие, уклад жизни, традиционные занятия, нормы этики и морали, искусство и философия. Время отсеивало то, что противоречило условиям жизни, здравому смыслу и складу национального характера. Все необходимое для сохранения и продолжения жизни народа, для сбережения его здоровья рождалось в повседневной будничной и праздной жизни или заимствовалось у народов, живущих по соседству.
Сегодня большой интерес представляют боевые искусства, основанные на философских взглядах Древнего Востока, рассматривающих мир как единство пяти первоэлементов: воды, дерева, огня, металла и земли. В диссертации подробно изложены философские концепции, лежащие в основе восточных единоборств.