Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:13, курсовая работа
Цель исследования: познание восточных единоборств как онтологического явления.
Задачи исследования:
Определить восточные единоборства как объект онтологии.
Изучить литературу по данной проблеме.
Рассмотреть философско-мировоззренческие основания восточных единоборств.
Выяснить проблему самосовершенствования человека в восточных единоборствах.
I. Введение………………………………………………………………….……...3 II. Философия восточных единоборств
Глава 1: Методологические вопросы онтологического изучения восточных единоборств …………………………………………………………………...6 1.1 Что такое философия восточных единоборств……………………...…..6 1.2 Восточные единоборства как объект онтологии………………………...9 1.3 Философско-мировоззренческие основания восточных единоборств..11
1.4. Онтологический путь человека в восточных единоборствах: общая характеристика……………………………………………………………….131.5 Духовность восточных единоборств……………………………...…….14
Глава 2. Ведущие направления восточных единоборств: главные аспекты онтологического исследования ……………………………………………..18
2.1. Гармония мира и человека в восточных единоборствах………..…….18
2.2.Восточные единоборства в системе ценностей и досуговой деятельности современной молодёжной субкультуры………………………..20
2.3. Философия дзюдо……………………………………………………..…23 2.4. Философия самбо………………………………………………………..27
III. Заключение……………..………………………………………………….....29 Список литературы…………………..………..…………………………………31
2. 2. Восточные единоборства в системе ценностей и досуговой деятельности современной молодёжной субкультуры8
Сегодня боевые искусства Востока привлекают к себе внимание многочисленных исследователей, последователей, поклонников и просто любопытных людей. Актуальность этой традиции сохраняется и в наши дни, вопреки тому, что в современном мире человек не должен отстаивать свои права кулаками, как это зачастую было во времена, когда еще не было огнестрельного оружия. Хотя интерес к боевым искусствам подогревается и модой и расчетливой рекламой и свойственной юношеству легкомысленным желанием быть "сильнее всех", он все же вполне закономерен. В современном быстро меняющемся мире проблема человека, его физическое и психическое здоровье, приобретает особую остроту. Старые ценности постепенно теряют свой смысл, а новые не успевают возникать. Но существуют так называемые вечные ценности, ведь как бы ни изменялась социальная среда обитания, человек всегда останется человеком со своим телом психикой и душой. Сейчас становится очевидным, что выживание и развитие человека во многом зависит от того будут ли найдены практические пути гармонизации в новой среде обитания. Ясно так же, что гармонизация не может прийти извне, она должна произойти в самом человеке. Отсюда возникает тенденция к расширению спектра сознания всегда ограниченного рамками той или иной культуры. Здесь же зарождается интерес к различным медитативным системам самосовершенствования и гармонизации, т. е. к системам, которые помогают человеку полноценно жить и отдыхать в жестких рамках современного мира.
Необходимо сказать о том, что боевые искусства это далеко не единственная система в субкультурном пространстве, преследующая выше указанные цели. И если в подобных течениях много общего, рассмотрения заслуживает любая из них, потому что исследование любого направления поможет в изучении современной молодежной субкультуры.
Итак, сегодня мы наблюдаем достаточно устойчивый интерес к традициям восточных единоборств. В данной статье произведена попытка рассмотреть причины растущего интереса к многовековой традиции воинского искусства Востока, объемлющей теорию, философию, а также системы единоборств, образующих все семейство дальневосточных боевых искусств. Интересно, какая же ценностная и духовно-нравственная основа, привлекающая современную российскую молодежь, лежит в основе культуры боевых искусств. Интерес к восточной традиции как культурологический феномен это фактор, который действует в виде неизменной составляющей современных духовных процессов. Корни его следует искать не в своеобразии российской молодежи, а в особенностях самой восточной традиции. Восточные единоборства привлекают к себе внимание не только в силу каких-либо исторических обстоятельств того или иного общества, но и потому что эта традиция сама по себе чрезвычайно многолика, богата и разнообразна.
Знакомство с боевыми искусствами Востока как с богатейшим культурным наследием вступает в активную фазу. Все более ясно осознаются перспективы использования лечебных, спортивно-оздоровительных и военно-прикладных ресурсов традиции. Эти ресурсы ни только не исчерпаны, но и продолжают возрастать, поскольку многовековая традиция живет и развивается, преодолевая культурную изоляция в диалоге Востока и Запада. Анализ противоречивого существования боевых искусств в современном мире показывает взаимодействие разнонаправленных сил. Традиция, с одной стороны, утрачивает свою изначальную ценность, уступая место деструктивным тенденциям, а с другой - мобилизует свои могучие защитные силы, возрождая свои идеалы и ценности в условиях нового этапа демократического освоения и межкультурной консолидации. Утрата целостности традиции восточных боевых искусств в наш век, обособление относительно самостоятельных направлений ее развития порой ведут к чисто потребительскому отношению к культурному наследию. И действительно, из этой традиции немало ценного могут почерпнуть и военные специалисты, и спортсмены, и просто желающие укрепить здоровье. Однако вряд ли только утилитарно-прагматическими соображениями можно объяснить растущий интерес к боевым искусствам Востока. Ведь далеко не каждый молодой человек способен оценить их практическую значимость, поскольку нужны специальные познания. Может быть, привлекает экзотика? Но массовые коммуникации сделали обыденным то, что не так давно казалось необычным, малопонятным и малоизвестным. Вероятно, важно другое. Боевые искусства - это, прежде всего уникальная культура, в которой боевая практика преображена и возвышена благодаря феномену искусства, которое является плодом высокого мастерства, одухотворенного красотой. Непосвященный может и не подозревать о чисто утилитарных ресурсах традиции, но он обычно сразу и безошибочно схватывает в ней всепоглощающее эстетическое начало. Один из самых примечательных и специфических признаков эстетического начала в боевых искусствах состоят в совмещении, казалось бы, несовместимого - одухотворенной красоты и гармонии с суровой реальностью боевых действий. В этом состоит одна из предпосылок возвышения воинской подготовки до искусства, а искусства до пути совершенствования человека. Диапазон выражения эстетического начала в боевых искусствах огромен: от самых условных и изысканных форм, когда натурализм борьбы почти полностью преодолевается в канонизированном театрализованном действе, до форм, максимально приближенным к реальности. В крайних точках этого диапазона мы обнаруживаем явления столь различные, непохожие друг на друга, что порой трудно даже предположить их глубинное родство. В одном случая эстетика дальневосточных боевых искусств предстает в наиболее чистом виде. Она поддерживается благодаря сохранению многообразных связей с "мирными" искусствами - основными носителями прекрасного (музыкой, хореографией, театром, традиционным цирком.) Эстетическое начало здесь выражает себя наиболее непосредственно, полно, явно, относительно легко становясь общедоступным даже за пределами породившей его культуры. В другом случае эстетическое получает совершенно необычное, даже парадоксальное выражение (например, эстетизация9 смерти в образе самоубийства японских самураев).
Раздвигая контекст рассмотрения и, одновременно восходя к основам данной культуры, нельзя не учитывать и гораздо более тонкие и сложные связи так называемых "дзенских видов борьбы" со всеми другими "дзенскими" искусствами. В частности, объединяющая роль дзена, свойственное ему сущностное отождествление разных видов деятельности, превращали в норму универсальный характер искусства восточных мастеров. Они, естественно, совмещали занятия боевыми искусствами с занятиями поэзией, живописью, каллиграфией, музыкой, приобщались к высшему смыслу чайной церемонии и искусства икебаны. Нельзя не отметить, что дух дзенской эстетики наложил неповторимый отпечаток на эстетический облик самих боевых искусств. Благодаря дзену, ровно, как и его аналогам и другим родственным восточным учениям, все виды искусства пропитывались медитативностью. Любое действие, любой предмет или явление, любой образ или идея могли стать предметом для медитации, имеющей целью переход в особое (измененное) состояние сознания, в котором мыслилось обретение человеком "абсолютной истины". Принцип медитативности является одним из общих оснований культурной традиции Востока, задавая смысловой контекст движению по любому пути совершенствования человека. И поскольку само представление о совершенстве связано с красотой, с прекрасными и возвышенными образами, темы и объекты для медитации чаще всего были связаны с прекрасным в природе и искусстве, причем прекрасное в искусстве на Востоке как бы воссоздавало ту природную естественность, чистоту и красоту, которые одухотворяли путь самопознания человека, делали прекрасным сам процесс его совершенствования.
Чтобы создать более полную картину существования боевых искусств следует упомянуть о ритуальности, которой по существу пропитана вся система восточных единоборств. В боевых искусствах ритуализирована почти вся система отношений между учителем и учеником, между старшим и младшим, между школой и идеалом воинского пути. Разумеется, постижение смысла ритуальных действий углублялось по мере духовного развития ученика и роста мастерства. Ритуальность в боевых искусствах многообразна и многослойна по смыслу. Ее суть - в изменении отношения человека к своему "Я" в стремлении сбросить оковы эгоизма, который считается одним из главных препятствий на пути любого совершенствования.
Углубление в проблематику боевых искусств Востока приводит к необходимости уяснить некоторые общие особенности традиционной культуры. В конечном счете, они дают ключи к пониманию наиболее специфических сторон феномена привлекательности боевых искусств.
Одна
из главных характерных
Таким образом, можно предположить, что для молодежи является привлекательной возможность всестороннего совершенствования и гармонического развития средствами традиционных боевых искусств. Являясь привлекательным, идеал человека, достигший гармонии тела и духа, реализует себя как бы на двух планах. С внешней стороны - это физическое и техническое совершенство и одухотворенное мастерство. С внутренней стороны (то есть с позиции самого человека) - это своеобразная эстетика переживания, имеющая активно-медитативную природу и связанная с переходом в особые состояния сознания. Постижение смысла действия изнутри в подобных случаях связано с ощущением необычайного подъема, свободы и особым чувством радости.
Боевые
искусства Востока - это чрезвычайно
полифункциональная и многоликая система.
Практически каждый человек, а в особенности
молодой, может удовлетворить через боевые
искусства некоторые потребности своей
жизни, восстановить или дополнить ценностный
срез, который сегодня у многих находится
в хаотическом состоянии. Ведь традиция
боевых искусств имеет принцип создания
в культуре такой модели, которая направлена
на преодоление "частичности" человеческого
бытия, на возвращение культуры культуре
и человека человеку. Возрождение высоких
гуманистических идеалов и непреходящих
ценностей боевых искусств Востока, обретает
сегодня новый смысл, открывая новые возможности
в освоении всего культурного наследия.
Отправной точкой дзюдо считается май 1882 года. В это время в токийском буддийском храме Эйсёдзи 21-летний японец Дзигоро Кано основал школу под названием «Кодокан».
Дзюдо, как уже было сказано, было сформировано на основе дзю-дзюцу (искаж. «джиу-джитсу»), которое в свою очередь берет истоки из древней формы национальной борьбы сумо. Дзю-дзюцу (искусство мягкости) зародилось как система ведения борьбы без оружия.
Согласно
одной из легенд, принципы этого
боевого искусства
Мастера дзю-дзюцу отличала не столько недюжинная сила, сколько удивительная ловкость тела, упругая податливость и умение использовать силу врага в своих целях. В период феодальных войн 17-19 веков искусство мягкости, входившее в систему боевой подготовки самураев, достигло своего расцвета, а число школ приблизилось к тысяче. Однако начало эпохи Реставрации Мэйдзи (1868 г.), открытие Японии для мира и радикальные буржуазные реформы привели к тому, что дзю-дзюцу пало жертвой цивилизации, а воины потеряли работу. Искусству мягкости не позволил кануть в Лету молодой ученый, просветитель и педагог Дзигоро Кано (1860-1938). Обобщив опыт различных школ, систематизировав лучшие приемы и исключив опасные для жизни, он создал дзюдо – новую борьбу, означающую «мягкий путь». По мысли Кано, дзюдо должно было стать «боевым спортом для физической тренировки и общего образования молодежи, философией, искусством повседневной жизни», хранилищем бесценных национальных традиций. В 1886 году дзюдо было признано на государственном уровне и стало преподаваться в военных и полицейских академиях, а вскоре вошло в программу физической подготовки средних и высших учебных заведений. В 1889 году Кано развернул просветительскую деятельность в Европе, лично открыв первую школу во Франции. Вскоре дзюдо пришло в Великобританию. Интерес к диковинной борьбе проявил и президент США Теодор Рузвельт, регулярно занимаясь в специально оборудованном помещении Белого дома с доверенным посланником японского учителя. Почитателем дзюдо был великий индийский мыслитель Рабиндранат Тагор.
Развитие борьбы ненадолго приостановила Вторая мировая война. Несмотря на то, что Кано неоднократно подавал голос протеста против милитаризации общества и образования, дзюдо попало в составленный американскими оккупационными властями список запрещенных боевых искусств. Запрет был все-таки снят, и движение по «мягкому пути» приняло необратимый характер. Интернационализация и развитие Олимпийского движения приводят к тому, что на первый план в дзюдо выходит спортивная составляющая. В июле 1951 года основана Международная федерация дзюдо, ее президентом назначен единственный сын Дзигоро Кано, Рисэй. В 1956 году в Токио прошел первый чемпионат мира, в котором принял участие 31 представитель из 21 страны. В 1964 году дзюдо вошло в программу Олимпийских игр. Женское дзюдо обязано своим рождением супруге Дзигоро Кано, яростной энтузиастке борьбы. Первый чемпионат мира среди женщин прошел в 1980 году, а в Олимпийских играх дзюдоистки принимают участие с 1992 года. На сегодняшний день членами Международной федерации являются 178 стран. В Японии дзюдо регулярно занимается около 8 миллионов человек, в остальном мире – более 20 миллионов. По количеству «посвященных» дзюдо уступает только футболу.